СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Посвящение в читатели (урок для учащихся 1 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: приобщение детей к чтению.

Задачи:

 знакомство с библиотекой;

 объяснить базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности: что такое библиотека, абонемент, читальный зал, кто

такой читатель;

 знакомство с правилами поведения в библиотеке;

 привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

 воспитание бережного отношения и любви к книге;

 запись в библиотеку.

Просмотр содержимого документа
«Посвящение в читатели (урок для учащихся 1 класса)»

Посвящение в читатели

(урок для учащихся 1 класса)

Цель урока: приобщение детей к чтению.

Задачи:

 знакомство с библиотекой;

 объяснить базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности: что такое библиотека, абонемент, читальный зал, кто

такой читатель;

 знакомство с правилами поведения в библиотеке;

 привлечение детей к регулярному посещению школьной библиотеки;

 воспитание бережного отношения и любви к книге;

 запись в библиотеку.

Оборудование:

 выставка книг, упоминаемых в процессе урока;

 персональный компьютер;

 телевизор для демонстрации презентации;

 буклеты «Приглашение в библиотеку»;

 плакаты с высказываниями о книге, чтении;

 презентация «Экскурсия в библиотеку».

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я очень рада сегодняшней встрече с вами. Нашу встречу начнем мы с такой загадки: слушайте внимательно!

Снаружи смотреть –

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (библиотека)

– Правильно. Сегодня мы с вами совершим экскурсию в одно из самых удивительных мест – в библиотеку.

А что же это такое – библиотека? Правильно. Слово «библиотека» пришло к нам из греческого языка. Первая его часть – «библио» – означает «книга», а вторая – «тека» – хранилище. Если сложить эти два слово, получится библиотека – книгохранилище.

Кто знает, где бывают библиотеки? В садике, классном кабинете, на теплоходе, в армии, на предприятиях, в некоторых больницах (у нас в окружной детской больнице) и т.д. У вас дома тоже, наверное, имеются книги, т.е. ваша домашняя библиотека. Есть у вас книги дома? Очень хорошо. Все эти ответы верные. Но вы забыли еще одно место, где обязательно должна быть своя библиотека – это школа. Сейчас вы находитесь в библиотеке нашей школы. Как видите вокруг вас много книг, они тихонько стоят на книжных полках и ждут своих читателей.

Ребята, кто же такой читатель? Это тот человек, который записан и регулярно посещает библиотеку, человек, который любит читать. Если вы в магазин приходите, вы там покупатель, в театре вы зритель, в школе вы ученики, а если же вы будете ходить в библиотеку, вы там будете читателями. В библиотеках работают библиотекари. Я педагог - библиотекарь нашей школы и зовут меня Адоньева Дина Николаевна.

Ребята, мы говорили, что библиотека – это книгохранилище. Но книги в библиотеке не только хранятся, а они еще и выдаются на дом почитать. Как вы думаете, ребята, книги в библиотеках продаются? Нет, не продаются, а

выдаются на несколько дней, мы, например, выдаем книги на 10 дней, значит на 10 дней книга ваша, дома вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, срисовать какие-то картинки. А через 10 дней или даже пораньше должны будете вернуть книгу в библиотеку. А если не успеете

прочитать за 10 дней, тоже не беда, вы можете прийти в библиотеку и продлить срок пользования книгой еще на 10 дней. Библиотека состоит из нескольких отделений. Это абонемент, читальный зал, книгохранилище. Абонемент – это зал, где книги выдаются на дом.

Читальный зал – зал, где хранятся особо ценные книги. В библиотеке имеются книги, которые знают обо всем на свете. Может, кто-нибудь скажет, что это за книги? Правильно, это энциклопедии. Вот они хранятся в читальном зале. Энциклопедии, словари, справочники, компакт- диски на дом не выдаются. Ими можно пользоваться только в читальном зале, вы их можете взять, садиться за стол, полистать и почитать. С помощью энциклопедий, справочников можно дополнительно подготовиться к урокам. Они у нас находятся вот на этих полках под заголовком «Справочное бюро». Также в читальном зале можно узнать много интересного из детских газет и журналов, они тоже на дом не выдаются. Они находятся вот здесь, на стеллаже «Расширяем кругозор». Их вы можете взять с этих полок, садиться за стол почитать, а затем поставить или положить на место. Ребята, я уверена, что вы знаете много книг, думаю, что вам их прочитали ваши родители, бабушки, дедушки, тем, кто ходил в детский сад, книги читали воспитатели. А сейчас вы уже знаете все буквы, научились читать, и, наверное, сами прочитали много книг.

Ну как, вы любите читать книги? А сейчас я буду зачитывать отрывки из книг, а вы мне скажете, откуда эти строчки:

1. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите, как звали ее? («Красная шапочка», Ш. Перро.)

2. И такая дребедень

Целый день:

Дин-ди-лень

Дин-ди-лень

Дин-ди-лень

То тюлень позвонит, то олень.

Откуда эти строки? («Телефон», К. Чуковский.)

3. Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок,

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник,

Медвежонок… («Винни-Пух и все-все-все», Александр Милн.)

4. Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? («Три медведя», С. Михалков.)

5. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит,

Это – доктор… («Айболит», К. Чуковский.)

(Показываю книги.)

Дальше слушайте внимательно и скажите мне, пожалуйста, правильно ли я подобрала

строчки.

1. Отвечает ему золотая рыбка:

– Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке…

Правильно ли я вам говорю? Что на самом деле ответила золотая рыбка?

(«Не печалься, старче, ступай себе с богом…»)

А кто и в какой сказке говорил «Не садись на пенек, не ешь пирожок»?

(Маша в сказке «Маша и медведь».)

2. – Тук-тук!

– Кто там?

– Это я, почтальон Печкин, принес вам пирожок и горшочек масла.

(Печкин принес журнал «Мурзилка», а Красная шапочка – пирожки и масло.)

3. Посадил дед репку, выросла она большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет- потянет, тянет-потянет и вытянул, а она как закричит: «Кто ложился в мою постель и измял её?» («Репка», «Три медведя».)

4. Испекла бабка колобок. А он…снес яичко, да не простое, а золотое.

(«Колобок», «Курочка ряба».)

Вот умнички, я вижу, что вы прочитали уже много книг и знаете героев сказок, а те, кто еще не знает, смогут подружиться с ними, прочитав эти книги, а для этого нужно только записаться в библиотеку .Сейчас я вам расскажу, как можно записаться в библиотеку. На каждого ребенка, который хочет взять домой книги или хочет почитать здесь, в библиотеке, заводится вот такой читательский формуляр, куда будут записываться все книги, которые вы прочитаете за всю вашу школьную жизнь. Итак, для того, чтоб записаться в библиотеку, вы должны знать: свою фамилию, имя, класс, домашний адрес, номер домашнего телефона. Когда заведут на вас вот такой читательский формуляр, вы становитесь читателем нашей библиотеки.

А сейчас мы поговорим о том, где же вы можете выбирать книжки для чтения. У каждой книги в библиотеке есть свое определенное место. Для того чтобы быстрее найти нужную книгу, книги расставляются по темам или по алфавиту (показываю и рассказываю). Поэтому когда сами будете выбирать книгу, нужно обязательно поставить книгу на то место, откуда ее взяли. И еще запомните: книги нужно поставить корешком наружу. (Показать и рассказать о книжных выставках.) Когда выбрали какую-то книгу и хотите ее взять домой, обязательно надо записать ее в ваш читательский формуляр. Для этого с книгой подходите к библиотекарю, называете класс и фамилию, библиотекарь найдет ваш формуляр и запишет книгу. Без записи нельзя выносить книги из библиотеки.

А когда же через 10 дней принесете книгу в библиотеку, в первую очередь подходите к библиотекарю, называете класс и фамилию, показываете свою книгу, библиотекарь найдет ваш формуляр, вычеркнет книгу, только тогда можно выбирать другую книгу.

Ребята, а как же отличить библиотечную книгу от домашней? В библиотечной книге имеются печать, инвентарный номер, листок возврата, куда записывается дата возврата. Взглянув на них, вы сразу поймете, что это библиотечная книга и что ее пора отнести в библиотеку.

Молодцы, ребята! Слушали внимательно, хорошо работали, пора и отдохнуть. Ребята, посмотрите на книги на ваших столах. Будем учиться работать с ними. На что мы в первую очередь обращаем внимание, беря в руку книгу? Правильно, на обложку. Для чего она нужна? Да, обложка защищает книгу, придает красоту. А еще что? Правильно, из обложки мы узнаем название книги и автора. Все про себя почитайте название вашей книги. Далее открываем книгу. Что видим? Правильно, иллюстрации. Смотрим иллюстрации. Таким образом, прочитав название, посмотрев иллюстрации, вы уже примерно догадались, о чем эта книга. Хорошо! А сейчас читайте текст и докажите свою правоту. (Читают текст 5 минут). У кого книга Е.И. Чарушина «Щур»? Найдите в этой книге рассказ «Волчишко». Как нашли? По оглавлению (содержанию) можно узнать, есть ли такой рассказ в книге и на какой странице. Ну вот мы с вами узнали самые важные элементы книги, на которые нужно обращать внимание при выборе книги. Ребята, книги, как люди, рождаются, живут, стареют, как и люди, могут болеть. Правда, они не чихают и не кашляют. Они как-то незаметно начинают болеть: желтеть, сохнуть, рассыпаться по листочкам (показать книги). И они нуждаются в лечении. Для того чтобы книги не заболели, мы с вами должны книги и учебники… что делать?

… беречь, аккуратно обращаться ими!

Правильно! Давайте мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

Правила обращения с книгой

1. Книги не должны мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Когда идешь в библиотеку, положи книги в пакет, который защитит их от дождя и снега.

2. Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

3. Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

4. Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом. Не загибай страницы, пользуйся закладкой.

5. Не пиши и не рисуй в книгах, не вырезай иллюстрации.

6. Не разбрасывай книги где попало – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвать страницы котенок или маленькие братик и сестричка.

7. Не закладывай в книжки карандаши, ручки.

8. Разорванную книгу подклей скотчем, чтобы был виден текст.

9. Мятую страницу можно разгладить, если положить ее между листами не очень плотной бумаги и прогладить теплым утюгом.

10.Следы от пальцев и карандашей нужно стереть мягкой резинкой.

Если ты будешь выполнять эти правила, то поможешь книге оставаться чистой и красивой!

Чтобы стать настоящим читателем, надо знать правила пользования библиотекой.

Как же нужно вести себя в библиотеке? Почему?

1. В библиотеке надо вести себя тихо, так как шум мешает другим читателям.

2. Книги надо возвращать вовремя, потому что их ждут другие дети. В нашей

библиотеке книги выдаются на 10 дней.

3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книжки. Если вдруг потеряли, придется принести равноценную книгу взамен утерянной. Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

А сейчас мы с вами узнаем, внимательно ли вы слушали то, о чем мы говорили и как вы запомнили услышанное. Для этого проведем небольшой тест «Правильно подбери ответ».

Итак, слушайте внимательно. Прошу дослушать до конца варианты ответов.

1. Библиотека – это…

А. Место, где танцуют.

Б. Место, где поют.

В. Место, где читают и берут домой книги.

Г. Место, где кушают.

2. После того, как книга выбрана читателем, ее записывают…

А. В дневник ученика.

Б. В учебник.

В. В классный журнал.

Г. В читательский формуляр.

3. В библиотеке нужно…

А. Громко разговаривать.

Б. Тихо бегать.

В. Хулиганить.

Г. Вести себя тихо.

4. Книги в библиотеке выдаются на …

А. На 1 день.

Б. Навсегда.

В. На 10 дней.

Г. На 1 месяц.

5. Чтобы запомнить, на какой странице ты остановился, в книгу нужно …

А. Положить бутерброд.

Б. Вложить закладку.

В. Загнуть страницу.

Г. Положить карандаш.

6. После того, как книга прочитана, …

А. Ее оставляют дома.

Б. Дарят другу.

В. Возвращают в библиотеку.

Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили, и я надеюсь, что вы эти правила будете не только знать, но и выполнять.

Еще я хочу вам напомнить об одном: когда входите в библиотеку, вы должны … правильно, поздороваться, а когда будете уходить – попрощаться, говорить «спасибо» и «до свидания».

А сейчас мы на практике посмотрим, как надо вести себя в библиотеке. По желанию приглашается ученик и все показываем и комментируем… Спасибо. В библиотеку вы приходите в понедельник и четверг. Русская пословица гласит: кто много читает, тот много знает, и это правильно. Приходите почаще в библиотеку, читайте побольше хороших книг, и тогда вы вырастете самыми умными, добрыми, мудрыми людьми! Сегодня вы первый раз посетили школьную библиотеку, и мы надеемся, что она станет самой главной для вас библиотекой на ближайшие одиннадцать лет.

Поздравляю вас, вы сегодня стали читателями нашей школьной библиотеки. В память о нашей встрече я вам подарю вот такие буклеты с правилами пользования библиотекой, режимом работы.

В заключение мы с вами послушаем «Песню о библиотеке».

На этом мы с вами закончим нашу встречу. Мы сейчас сделаем так: в оставшееся время вы полистайте журналы, посмотрите книги. Я у вашей учительницы возьму список класса и всех вас запишу в библиотеку, т.е. на каждого заполню читательский формуляр. Когда вы придете в следующий раз, покажу вам ваши формуляры, и в следующий раз будете брать книги.






Информационные ресурсы

1. Библиотечные уроки: обучение школьников основам библиотечно-

библиографических знаний. 1-11 классы / Сост. Е.В. Илдаркина. – Волгоград: Панорама,2006. – 160 с.

2. Средь умных книг, хранящихся на полке: сценарии библиотечных уроков и

праздников / Сост. Н.М. Макарова. – М.: Школьная библиотека, 2002. – 168с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека»).

3. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / Сост.Т.Р. Цымбалюк. – Волгоград: Учитель, 2010. – 135с.




Директор МБОУ СОШ № 4 О.С. Ломонос


Педагог – библиотекарь МБОУ СОШ № 4 М.А. Воля


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!