СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план к урокам по музыке для 5 класса

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендую для учителей музыки!

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план к урокам по музыке для 5 класса»

Составитель: Мухаметьянова И.А.

01 УРОК

Раздел: Музыка и литература

Тема: “Что роднит музыку с литературой”

(5 класс - Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская)

I. Организационный момент: Приветствие детей!

II. Знакомство с новым материалом:

Учитель:Итак, начинаем наш урок – урок музыки! Сегодняшняя тема прозвучит таким образом: “Что роднит музыку с литературой”!

Учитель: Открываем ваши тетради и у себя записываем! Пишем число, дату и тему.

(Дети отмечают тему у себя в тетрадях)

Учитель:Ребята, на сегодняшнем урокемы будем с вами рассматривать связь двух видов искусства – это музыки и литературы. Вспомните, на протяжении четырёх лет вы тесно знакомились с однимизвестным жанром, который включал и включает в себя эту связь, связь музыки и литературы. Кто из вас может его назвать?

Дети: Песня! 

Учитель: Правильно, это у нас песня! Это именно тот жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Ну, вот, например, “Что станет с песней, если в ней не будет слов?” Как вы думаете?

Дети: В песне останется лишь одна мелодия!

Учитель: Аэту мелодию мы cможем с вами исполнить?

Дети: Да, сможем. Голосом!

Учитель: Совершенно верно! И такое исполнение мелодии голосом без слов называется «Вокализ». Давайте открывайте свои тетради и отметьте у себя.

Вокализ – это пение без слов.

(Дети у себя в тетрадях отмечают понятие “Вокализ”)

Учитель: Итак, ребята, давайте из сказанного сделаем с вами как бы вывод: “Что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы?” Да, в музыке остался бы один лишь вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

Учитель:А теперь давайте с вами проследим – что же произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию?

Дети: Останется один только текст, т.е. стихотворение.

Учитель: Полностью согласна с вами! Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы тех произведений, в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Вот, например, послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

(Учитель вслух читает басню И.А. Крылова “Квартет”)

Басня “Квартет” И.А. Крылова.

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки -
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
"Стой, братцы, стой! - кричит Мартышка. - Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!"
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад нейдет.
"Постойте ж, я сыскал секрет, -
Кричит Осел, - мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем".
Послушались Осла: уселись чинно в ряд,
А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры, кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:
"Пожалуй, - говорят, - возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть;
Скажи лишь, как нам сесть!" -
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
Им отвечает Соловей. -
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь".

Учитель: Вот такая вот басня! Ребята, перечислите пожалуйстадружно те слова из текста, которые относятся к музыке. Кто что запомнил.

Дети: Квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок.

Учитель: Хорошо!А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

Учитель: А теперь ребята, подумайте и попробуйте ответить, какие общие, связующие звенья есть у музыки и литературы?

Дети: Ответы детей!

Учитель: Мои хорошие, чтобы дать правильный ответ этому вопросу, давайте вначале рассмотрим самулитературу. Литература, что же это за искусство? Открываем тетради и у себя записываем:

(Дети записывают понятия “Литература и Музыка”)

“Литература” – это искусство слово, а слова, как известно, состоят из звуков! И, конечно же, из звуков создаётся “Музыка”.

Значит общее, связующее звено у музыки и литературы - это???

Дети: Звук.

Учитель: Правильно! Это самая первая связь музыки и литературы. На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Какие это музыкальные произведения? Кто знает?

Дети: Песни, романс, кантата…

Учитель:Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…). Вы со мной согласны?

Дети: Да!

Учитель:«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся те источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

Мы продолжаем нашу беседу с вами, и конечно же попробуем ответить и на эти заданные вопросы.

Учитель:Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Ребята, как это можно назвать, одним словом?

Дети: Ответы детей!

Учитель: Эти все перечисленные мною слова, можно включить в явления жизни! Согласны?

Дети: Да!

Учитель: Именно эти явления, окружающая нас реальная жизнь – и является второй связью, объединяющая музыку и литературу. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств? Давайте подумаем насчет третьего звенья, как же он у нас будет называться?
(Дети размышляют насчет третьей связи, который объединяет двух искусств)

Учитель: Ребята, это у нас Интонация! Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря именно интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

Учитель: Давайте теперь отметим у себя в тетрадях все эти перечисленные мною связующие звенья, объединяющие двух искусств – Музыку и Литературу.

(Дети записывают у себя в тетрадях звенья)

Учитель: Итак, записали молодцы! Двигаемся дальше. Теперь у меня возник следующий вопрос, как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы? Перечислите их мне пожалуйста.

Дети: Песня, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта.

Учитель: Совершенно верно, молодцы! И в основе многих этих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё и четвертуювзаимосвязь двух искусств. Тоже включите пожалуйста поэзию в список перечисленных нами звеньев.

Учитель: Ребята,а сейчас вспомните, какие чувства у вас возникают, когда вы слышите звонок на урок? Колокольный звон? Колыбельную мамы? Любимую песню? Какие чувства у вас возникают?

Дети: Ответы детей!

Учитель: Хорошо, спасибо за ваши мнения!

Безусловно, понять содержание вокального произведения, где есть слова - намного проще, чем инструментальные произведения. Поэтому, часто композиторы дают названия своим музыкальным сочинениям, поясняя тем самым содержание, программу произведения. И вот мы выяснили ещё и пятую взаимосвязь: это название, литературная программа музыкального произведения. Тоже отметьте у себя в тетрадях пожалуйста.

Учитель: Итак, для вас сейчас прозвучит следующий вопрос: Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста! Кто из вас сможет?

(Дети приводят примеры)

Учитель: Давайте вместе дружно вспомним, это у нас былина о Садко, миф об Орфее, сказку «Бременские музыканты» и другие рассказы.

Какие же мы с вами молодцы! Вот мы дружно и отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это уже шестая-проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

Учитель: И еще, хочется отметить и седьмую связьэто общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные - наоборот, сказка, поэма, баллада и тд.

Учитель: Мои хорошие,сейчас я познакомлю вас со стихотворением, так называемая «Слово и нота», авы, внимательно прослушав,расскажите, о чем этот стих. Договорились?

Дети: Да!

Учитель: Тогда слушаем!

(Учитель зачитывает стих)

Слово и нота”

Слово было вначале убого,

Узко, словно истоки у рек.

Слово было вначале у Бога,

Но коснулся его человек!

И оно полетело, как птица,

И запело над нашим жильем,

Чтобы людям – богам поклониться,

Песней им послужить и стихом.

Учитель: Как вы думаете, о чем этот стих?

Дети:Эта песня о связи слов и нот (музыки и литературы). Их объединяет вера, надежда, любовь.

Учитель: Акак вы думаете,какая бы могла быть мелодия для песни на эти слова? (напевная, лирическая, красивая, плавная).

Дети: Ответы детей!

III. Итог:

Учитель: Дорогие ребята! Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги: На последующих уроках мы будем глубже и шире разбирать различные взаимосвязи музыки и литературы, но я думаю, вы уже сейчас более вдумчиво ответите на вопросы, заданные в начале урока: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» Пожалуйста, ваши мнения:

Дети: Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы сегодня очень хорошо провели урок, вы активно думали, анализировали, молодцы!

А теперь наш сегодняшний урок окончен. До свидания, до новых встреч!

IV. Домашние задание:

  1. Принести текст новой песни

  2. Подготовиться к устному опросу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!