ҚОСТАНАЙ ОБЛЫСЫ ӘКІМДІГІ БІЛІМ БАСҚАРМАСЫНЫҢ
«ҚОСТАНАЙ ҚЫЗМЕТ КӨРСЕТУ САЛАСЫНЫҢ КОЛЛЕДЖІ» КМҚК
КГКП «КОСТАНАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ»
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ
Келісілді/Согласовано Бекітемін/Утверждаю Колледж әдіскері ОЖ директордың орынбасары
Методист колледжа Зам директора по УР
_____________К.И. Тулкубаева _____________Ж.Ж. Ахметова
АШЫҚ САБАҚ
ОТКРЫТЫЙ УРОК
пән/предмет История Казахстана
сабақ мақсаты/тема урока Тюркская империя – классический образец государственности кочевников. Преемники Тюркской империи
Оқытушы/Преподаватель: Биргибаева З.К.
курс/курс 1
топ/группа СКД-20
күні/дата 24.11.2020 г.
Циклдік әдістемелік комиссиясының отырысында қаралды/
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии
«16» қараша 2020 ж. № 3 Хаттама/ Протокол № 3 от «16» ноября 2020 г.
Комиссия төрағасы/Председатель комиссии _________Соловьева С.В.
Қостанай облысы әкімдігінің білім басқармасы
«Қостанай қызмет көрсету саласының колледжі» КМҚК
КГКП «Костанайский колледж сферы обслуживания»
Управления образования акимата Костанайской области
Поурочный план
Урок № 25-26
1.Наименование дисциплины: История Казахстана
2. Подготовила: преподаватель истории Биргибаева Зайкен Кабдуловна
3. Дата проведения: 24.11.2020 г.
4. Тема урока: Тюркская империя – классический образец государственности кочевников. Преемники Тюркской империи.
5. Общие сведения
5.1 Курс, группа: 1 курс, группа СКД-20
5.2. Тип урока: Комбинированный
5.3 Цели урока:
Образовательная: изучить исторические этапы образования государственности Казахстана; Определить взаимосвязь в устройстве государства и исследовать развитие тюркских государств;
Развивающая: Формировать навыки самостоятельной работы, составлять хронологические таблицы исторических событий и фактов;
Воспитательная: В процессе рассуждения политики Тюркской империи научиться оценивать ее роль в развитии Тюркского мира, соответствующую идее «Мәңгілік Ел».
Перечень умений, которыми овладеют обучающиеся в процессе учебного занятия:
выявляют последовательно различных правителей, основателей и их древние годы жизни, территории в период 6-13 вв.
оценивают внешнюю политику проводимую основателями каганатов
6. Оснащение занятия:
- техническое оснащение, материалы: компьютер, смартфоны, презентация в качестве визуализации материала.
-ссылки на ресурсы: видеоматериал «Колыбель тюркского мира» https://www.youtube.com/watch?v=TxSUd2BZjhY (до 2 мин. 06 сек.).
-УМО: Образовательный портал Edu Page (создание онлайн урока и выход на Zoom через Gmail), сервис для организации видеоконференции Zoom, Messenger WhatsApp (чат по предмету История Казахстана), интерактивная доска Ziteboard, сервис создания ментальных карт Мind Мeister, электронный учебник https://www.okulyk.kz/istoriya/609/#32 (§ 28-29 109-119), сервис виртуальной доски JAMBOARD.
7. ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1.Организ момент | Взаимное приветствие. Проверка отсутствующих. Используя режим интерактивной доски https://ziteboard.com/ обмениваемся положительными эмоциями, пожеланиями. | Обучающиеся работая в режиме интерактивной доски настраиваются на позитивные эмоции |
2.Актуализация знаний | Сегодня мы продолжаем говорить об Империи кочевников Великой степи. Тема нашего занятия «Тюркская империя – классический образец государственности кочевников. Преемники Тюркской империи» (слайд 1). Знакомство с целями урока (слайд 2, 3) Свое происхождение тюрки связывают с родом Ашина. По легенде, прародитель тюрков был рожден волчицей. Кто знает эту легенду? Давайте послушаем выступление Ольховской Регины (слайд 4) | Обучающиеся слушают выступление Регины и знакомятся с темой и целями урока |
3. Изучение нового материала | Эпоха великого переселения народов (II-V вв.) в значительной мере изменила этническую и политическую карту Казахстана, Средней Азии и Восточной Европы. В V в. многочисленные группировки союза тюркоязычных племен расселились в степной полосе от Северной Монголии до Восточной Европы, на юге их кочевья достигали верховьев Амударьи. В VI в. земли Казахстана подпали под власть могущественной державы - Тюркского каганата, образованного в районах Восточного Туркестана и Алтая со ставкой в бассейне реки Орхон. Первые правители Тюркского каганата были выходцами из династийного рода Ашина, племени тюрк. Первое упоминание этнонима «тюрок» встречается в китайских летописях и относится к 542 г . Китайцы тюрков называли потомками хуннов. Этнонимом «тюрк» первоначально называли представителей знати или военной аристократии, а затем господствующие племена (слайд 5). Просмотр видеоматериала «Колыбель тюркского мира» https://www.youtube.com/watch?v=TxSUd2BZjhY (до 2 мин. 06 сек.) слайд 6 В продолжение тематики видеоролика выступят студентки группы СКД-20 Братышева Дарья и Костенко Дианы, составившие ментальную карту в Мind Мeister на тему «Что такое Тюркская империя?» https://mm.tt/1695334999?t=2HUqkypVJz (слайд 7) Более подробно о каганатах мы вспомним, заполнив таблицу (работа с текстом электронного учебника https://www.okulyk.kz/istoriya/609/#32 (§ 28-29 109-119). (слайд 8,9) Задание 1: Заполните таблицу. Название государства | Годы существования | Основоположники и правители | Тюркский каганат | | | Западно-Тюркский каганат | | | Тюргешский каганат | | | Второй Восточно-Тюркский каганат | | | Уйгурский каганат | | | Карлукское государство | | | Государство Караханидов | | | Государство Огузов | | | Кимакский каганат | | | Кыпчакское ханство | | | Дескрипторы 1. Умеют определять страны, существовавшие в VI-IX веках, и их характеристики в виде таблицы: точные даты, территории, основоположники и правители. 2. Умеют различать преемственности стран между собой в средние века. Задание 2. Каждая группа заполняет следующую таблицу относительно своего кагана («Бумын» с. 109-110 Тюркский каганат; «Сулу» с.112 Тюргешский каганат; «Ушлик» с.112. Тюргешский каганат; «Билге-каган» и Культегин с.113 Второй Восточно-Тюрскский каганат), затем от каждой группы выступает один спикер (слайд 10) Сохранил стабильность внутри государство | Улучшил торговые связи с соседними странами | Противостоял противникам и побеждал в боях | Сохранил незовисимость государство | | | | | | Обучающиеся осуществляют просмтор видеоматериала, затем слушают комментарии Дарьи и Дианы о том, что такое Тюркская империя Студенты используя электронный учебник заполняя таблицу записывают сведения о средневековых каганатах Обучающиеся работая в сессионных залах заполняют таблицу и каждый из спикер выступает относительного своего «кагана» |
4. Закрепление изучение материала | Итак, подведем итоги сегодняшнего занятия: Разместите свои выводы по отношению к теме сегодняшнего занятия на фрейме виртуальной доски, пройдя по ссылке: https://jamboard.google.com/d/1UTBgEHImkWVEhaivgDJEnT9jw2DaG3PO_U2YSLdsmg8/edit?usp=sharing (слайд 11) Древние тюрки создали своеобразный очаг цивилизации. В нем появились качественно новые формы бытия, новые коммуникативные средства - оседлость и урбанизация части населения, строительство городов, религиозные искания привели к приобщению к мировым религиям, таким как буддизм, христианство и позже ислам. Все это не могло не отразиться на социальной и политической организации общества. Вершиной достигнутого явилась собственная письменность, прошедшая путь от каменных стел до рукописей на бумаге. Основным признаком идентификации и источником политического единства тюркских кочевников Евразии было династийное и структурное наследие Тюркской империи и ассоциируемые с нею традиции. Однако могущество тюркской державы пошатнулось вследствие междоусобиц. Но в последствии послужило начало к созданию нашей государственности, а затем и независимости Казахстана. | Студенты, используя режим виртуальной доски JAMBOARD делают выводы по отношению к теме занятия |
5.Рефлексия | Используя Messenger WhatsApp (чат по предмету История Казахстана) студенты по окончанию урока, выбирая определенный смайл из картинки, выражают своё отношение к уроку, его теме (проводим обратную связь, слайд 12) | Студенты совместно с преподавателем выясняют достигли ли они цели урока |
6. Домашнее задание | На выбор написать эссе «Наследники тюркской империи», «Древнетюркская письменность», «Тюрксакая империя – наследие современного Казахстана» (200-300 слово). Слайд 13 |