СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план. Творчество Лермонтова.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Романтизм как литературное направление

 

Тип урока: комбинированный (повторение изученной темы и ознакомление с новым материалом). 

Образовательная цель:  формирование у школьников понятий о литературных направлениях романтизм, классицизм, сентиментализм; ознакомление детей с условиями возникновения романтизма в Европе и в России. 

Развивающая цель:  формирование у детей навыков сравнения, сопоставления через изучение литературных направлений;  развитие умений отбирать и систематизировать материал по заданной теме; развитие устной и письменной речи через работу со статьей учебника, составление текстов.  Воспитательная цель:  - формирование патриотических чувств, уважительного отношения к поэтам, создавшим русский литературный язык.   

Ход урока

1.Организационный этап. (1 мин.)  II. Проверка домашнего задания (9 мин.).  (Учащиеся повторили дома сведения о классицизме и сентиментализме).  Учитель:  Проверка домашнего задания будет осуществлена через работу с таблицей, которую вам необходимо заполнить.   

Классицизм 

Сентиментализм 

 

 

Используйте материал, записанный на карточке.  (Школьники распределяют предложения, в которых даны признаки классицизма и сентиментализма, в столбики таблицы. На выполнение работы дается 5 мин.).  На карточке записаны следующие признаки литературных направлений:  -Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно, положительные и отрицательные герои противопоставляются;  -произведения искусства ценили по тому, насколько оно могло растрогать человека, умилить его сердце;  -допускается абсолютизация идей и идеализация героев;  -стремились показать, что идеалы... извлечены из обычной жизни, облекая свои произведения в формы путевых записок, письма, дневника, написанных по следам горячих событий;  -установлена строгая иерархия жанров, их деление на «высокие», «средние» и «низкие»;  - с особым удовольствием описывают величественные красоты природы, уединение на лоне которой становится средством воспитания чувственности, обращается к религиозному чувству;  -наиболее четко были выражены правила единства времени, места и действия;  - характерен «энтузиазм», основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления.  III. Изучение новой темы «Романтизм как литературное направление» . (10 мин).   

1. Знакомство со стандартом темы

 

Ученики должны знать:  понятия романтизм и романтика;  события, оказавшие влияние на развитие романтизма;  - представителей, школы, основные лиро-эпические жанры.  Ученики должны уметь:  определять черты романтизма;  отличать русский романтизм от общеевропейского;  отличать романтизм от классицизма и сентиментализма.  2. Далее идет лекция учителя

Дается пояснение слова «романтизм», указываются время и причины его возникновения, основные признаки… (7 мин.) 

Слушая лекцию учителя, ученики должны ответить на вопросы:  Какие общественно-политические события оказали влияние на развитие романтизма?  Каковы основные признаки романтизма как литературного направления?  Романтизм – литературно- художественное направление  Школы романтизма в Европе:  «Иенская» школа «Озерная» школа  в Германии в Англии  «Иенская» школа в Германии  Представители школы:  Братья Август и Фридрих Шлегели Людвиг Тик  Поэт и философ Фридрих Шеллинг 

Озерная школа противопоставляла цивилизации природу, простой уклад жизни, естественные человеческие отношения. Слово «романтизм» становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму. Основные предпосылки романтизма: разочарование в результатах великой французской революции и буржуазной цивилизации. Особую остроту у романтиков обрели: Протест против бездуховности и эгоизма, пошлости и прозаичности, общественных отношений. Романтики поддерживают: Творческую активность художника с его правом на изображение реального мира Романтики страстно защищают: творческую свободу художника, его фантазию и отвергают нормативность в искусстве. Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании мира, а о целостном разрешении всех его противоречий. Герой романтизма осознает несовершенство мира и людей, страдает от общения с ними и в то же время желает жить в этом мире, с этими несовершенными людьми, мечтает быть понятым и принятым.  Романтики открыли необычайную сложность, индивидуальность и глубину духовного мира человека, необходимость смотреть на мир сквозь «призму сердца»

 Романтический герой Яркая исключительная личность, не удовлетворенная окружающим миром, стремящаяся к свободе, преодолению препятствий.  Учитель:  - Какие общественно-политические события оказали влияние на развитие романтизма?  Каковы основные признаки романтизма как литературного направления?  (Ученики отвечают на данные вопросы. (3 мин.). Можно пользоваться лекцией и материалом учебника).  III. Закрепление темы. (20 мин.)  А сейчас мы проведем ролевую игру:  Первая группа готовит презентацию «иенской» школы, его представителей, идеи.  Вторая группа – «озерную» школу.  (Работа идет в группах в течение 5 мин. Используя статью учебника ученики создают связный текст, составляют схемы, таблицы. Затем проводится защита работ , дается - по 2 мин. на каждую группу)   

Учитель:  Продолжим работу с текстом учебника. Вам необходимо подобрать материал для заполнения следующей таблицы :  Основные события, которые способствовали возникновению романтизма  Представители романтизма  Жанры произведений романтизма  Основные признаки романтизма.  (Индивидуальная работа в тетрадях в течение 6 минут. Каждый ученик заполняет таблицу.)  Учитель:  - Работа завершена. Прочитайте ваши записи.  (Озвучивание работ.

 

IV.  Рефлексия. 

Учитель завершает урок:  Итак, мы завершаем урок по теме «Романтизм».  Что нового вы узнали на уроке?  Как изменилось сегодня ваше представление о литературном направлении?  (Ученики дают ответы на вопросы).  V. Домашнее задание. (1 мин.)  Учитель предлагает выполнить следующие задания:  - Прочитать по учебнику, что такое романтика - Написать сочинение - размышление на тему “Романтика и романтизм”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока:М.Лермонтов. Жизнь и творчество  «Три пальмы»

 

Тип урока: урок анализа лирического произведения.

 

Цели урока:

- познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», выявить её художественное своеобразие, расширить и углубить представление учащихся о балладе, как лирическом жанре поэзии;

- развивать навыки анализа лирического текста, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

- побудить учащихся к мысли о нравственных проблемах (смысле жизни, назначении человека, его взаимоотношениях с природой);

- учить составлять план текста, различать главное и второстепенное.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Работа по теме урока.

А)Введение темы и постановка целей урока.

Лекция учителя: жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова

Вспомнить вместе с учениками произведения М.Ю. Лермонтова

 

Б)Жанр стихотворения Михаила Юрьевича «Три пальмы» - баллада. Давайте обратимся к определению слова «баллада».

«Баллада» (от французского – танцевальная песня) – повествовательная песня или стихотворение с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычный случай. Для баллады характерен относительно небольшой объём, выраженная сюжетность, особая напевность, «магическая» музыкальность. Часто в балладе присутствует элемент загадочного, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого.

 

В)Установление связи с изученным.

Учитель:

Ранее, ребята, мы изучали балладу В.А.Жуковского «Светлана» и балладу А.С.Пушкина «Утопленник».

- Что общего в изображении мистического есть в обоих произведения?

(Ответ: Кошмарные видения оказываются сном. Но у Пушкина они изображены иронично).

- Какими средствами выражена авторская ирония?

(Обращается внимание на подзаголовок баллады – «простонародная сказка»)

Вывод: В балладе Пушкина много разговорных и даже просторечных слов. В сочетании с ними таинственные события теряют свой мистический смысл, приобретая ироничную окраску. Как видим, А.С.Пушкин, внешне сохраняя черты волшебной баллады, наполняет её новым содержанием.

 

Г) Постановка проблемы.

Учитель:

- Послушаем, как звучит баллада М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

(Читает учитель

-баллада написана традиционно торжественным слогом. Что же тогда нового внёс поэт в развитие жанра баллады, чем обогатил его? В этом нам и предстоит разобраться.

 

Д)Словарная работа.

Для лучшего понимания содержания баллады давайте проведём словарную работу.

Роптать - …

Караван - …

Вьюк - …

Фарис - …

Челнок - …

Шатёр - …

 

Е)Анализ художественно-изобразительных средств стихотворения.

Учитель:

- Поскольку баллада – лироэпическое произведение, в ней есть сюжет. Найдём ключевые моменты сюжета и отразим их в опорной записи. Сколько картин вы представили? Составим план.

Возможный план:

1)Жизнь гордых пальм в пустыне.

2)Упрёки пальм небу.

3)Появление каравана.

4)Приветливая встреча усталых путников.

5)Гибель пальм.

6)Описание бесплодной пустыни, опустевшей без срубленных пальм: «Всё дико и пусто кругом»

Учитель:

- Как изображены пальмы? (Отмечаем карандашом в тексте примеры олицетворения).

-Баллада – это лироэпическое произведение. Чьи же чувства она выражает?

- О недовольстве пальм сказано прямо, найдите эти строки.(…стали три пальмы на Бога роптать…). Значит, пальмы ничего не требовали от Бога, они просто смутно ощущали неудовлетворённость жизнью. Это чувство знакомо каждому человеку. Чувства автора выражены не столь открыто. Перечитаем восьмую строфу. Обратим внимание на восклицательный знак «И пали без жизни питомцы столетий!» «Пали…»

- Когда уместно употребление этого слова? (Так говорят о погибших на поле боя).

- Какие же чувства скрывает это слово?

 

Ж) Учитель: В 9-й строфе подчеркните эпитеты. «И следом печальным на почве бесплодной

                                                                   Виднелся лишь пепел седой и холодный…»

(Данные эпитеты выражают глубокое сожаление и тоску о погибших деревьях; эпитет седой ихолодный создают эффект опустошённости).

 

З) Учитель: Попытаемся определить авторскую позицию.

- О чём размышляет М.Ю.Лермонтов?

 

И) Выражение решения проблемы.

Обобщения учащихся. Учитель подводит итог сказанному:

- Мы уже поняли, что речь идёт о человеческой жизни, о людях и их выборе. Перечитаем начало стихотворения.

- Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, рослыми; они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение «высокая жизнь»? Уместно будет вспомнить выражение «достойная жизнь».Жизнь для себя достойной не назовёшь. Но стремление к достойной жизни привело пальм к гибели. Так как же надо жить? Смысл жизни – это есть главный вопрос философии. Какой ответ даёт М.Ю.Лермонтов?

     Пальмы сделали достойный выбор. Но поэт честно предупреждает: жить достойно  – это очень трудно. Если приносишь себя в жертву, не жди благодарности. Люди могут и не заметить твоей жертвы. Но истинное добро всегда бескорыстно.  

Есть в балладе Лермонтова аспект, который приобрел особое значение в наши дни: «питомцы столетий» погибли в одно мгновение. Как хрупка жизнь, как легко ее погубить!

Постарайтесь привести свои примеры, перекликающиеся с балладой Лермонтова.

Дети обычно говорят  о бесчеловечном отношении людей к природе, друг к другу, исходя из собственных наблюдений, из телепередач, газетных публикаций.

 Ценность жизни – это тоже философская тема…

 

4. Реализация поставленного проблемного вопроса. Подведём итоги.

- Так что же нового внёс М.Ю.Лермонтов в развитие жанра баллады? (Учащиеся высказывают своё мнение. Учитель подводит итоги. Короткая запись в тетрадь: Лермонтов наполнил балладу философским содержанием, то есть поставил в ней вечные вопросы жизни

- Перечитаем балладу в соответствии с новым её пониманием.

5.Оценивание.

6. Д/З. Дать развёрнутый ответ «Развитие баллады от Жуковского до Лермонтова».

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!