Цели урока:
систематизировать знания обучающихся о геометрических фигурах;
определить области использования геометрических фигур человеком.
развивать пространственные представления, мелкую моторику рук, внимание, глазомер;
воспитывать трудолюбие, ответственность, самостоятельность, аккуратность, интерес к геометрии.
Оборудование: цветная бумага, ножницы, шаблон квадрата, круга, треугольника, клей, картон, салфетка для клея, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Учитель: В страну интересную, очень чудесную
Путь мы с вами совершим.
Много здесь жильцов различных
Уважаемых, приличных.
И поверьте мне, друзья,
Нам без них никак нельзя.
- Сегодня мы с вами будем путешествовать по необычной стране, в которой все состоит из фигур. Чтобы начать путешествие, нам надо разгадать имена жителей этой страны.
Отгадав загадки, вы их узнаете:
1.Учитель: Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой
Все четыре стороны - одинаковой длины
Вам его представить рад,
А зовут его...
Дети: Квадрат (имеет 4 стороны и 4 угла, все стороны равны, все углы одинаковые. На доске появляется геометрическая фигура квадрат.
Учитель: Вот и разгадали имя первого жителя волшебной страны.
2. Учитель: Я фигура, есть и центр у меня.
И каждая точка моя
От центра одинаково удалена.
Дети: Круг( это часть плоскости и ограниченная окружностью.)
К доске учитель прикрепляет круг
Учитель: Вот и второй житель этой страны.
3. Учитель:
Три вершины
Три угла
Три сторонки
Кто же я?
Дети: Треугольник(это геометрическая фигура, образованная тремя отрезками, которые соединяют три точки, не лежащие на одной прямой. Указанные три точки называются вершинами треугольника, а отрезки — сторонами треугольника.)
На доске появляется треугольник.
Учитель: А вот появился и третий житель необычной страны.
Нам осталось отгадать последнего жителя.
4. Учитель: Если все углы прямые,
И всего угла четыре,
Ну а по две стороны
Противоположны и равны,
Этот четырехугольник
Назовем…
Дети: Прямоугольник (имеет 4 стороны и 4 угла, все углы одинаковые, противоположные стороны равны.
С некоторыми жителями мы познакомились, а как же называется страна, в которой они живут? мы сейчас узнаем!
Внимание! Хитрое задание!
На доске таблица, мы должны ее заполнить. Каждой паре раздается буква с примером, решив его, мы к правильному ответу прикрепим буквы и составим слово. Таким образом, узнаем, о какой стране будет идти речь.
250 | 360 | 260 | 150 | 300 | 428 | 200 | 105 | 1590 |
Г | Е | О | М | Е | Т | Р | И | Я |
О 100:10*20+60 Г100*2+(44+56)-200:4 Я90*1+150*(99+1)
Е 800:4+600:300+98 Т600:30+800:(20+80) +400
Р 60*(20+80)-400
М 100*1+27*0+150-100 И500:100+20*5+60*0 Е40*20+(60+0)*1-500
Актуализация знаний.
Учитель:
А как вы думаете,что такое геометрия?
Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и прочитаем
ГЕОМЕТРИЯ
раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы
Геометрия – в переводе с греческого означает «землемерие». («Гео» - земля, «метрио» - измерять). Геометрия наука об измерении Земли. Эта наука возникла очень давно.
Самые известные гробницы для правителей Египта – фараонов – строились в виде гигантских пирамид из каменных блоков. А чтобы построить их, необходимо было обладать хорошими геометрическими знаниями.
- А в наше время людям, каких профессий необходимо знать геометрию? (конструкторы, изобретатели, инженеры – строители, архитекторы, дизайнер, модельер, психолог)
Беседа о каждой профессии и почему там нужна геометрия.
Вот и мы сейчас поработаем с вами инженерами – строителями и построим дом.
Сейчас мы разделимся на бригады, и каждая бригада получит свое задание, выполнив задание вы получаете деталь будущего дома.
- 700 см2 = ……………..дм2
- Найдите площадь квадрата, если его периметр равен 36 см .
-
9 м2 =…………………дм2
- Найдите длину прямоугольника, если его площадь равна 24 см2, а ширина 4 см.
3000 см 2= …………....дм2
-Найдите периметр равностороннего треугольника, если сторона равна 5 см.
400 дм 2=……………..м2
- Эта фигура может быть прямой, тупой и острой. (Угол) (Дети у доски вычерчивают углы разных видов)
Хорошо ,ребята, молодцы! дом построили! А какие фигуры мы использовали при строительстве? Каких фигур больше?
А теперь начертите в тетрадях любой прямоугольник и найдите его площадь и периметр. Это задание в У на стр.97 №11
Открываем тетради ,записываем число, классная работа
Давайте вспомним, что такое периметр и что такое площадь?
Давайте посмотрим, у кого какие прямоугольники получились и чему равны периметр и площадь.
Славно поработали, можно отдохнуть
На партах у вас лежит лист бумаги с изображением одной из геометрических фигур. Возьмите простой карандаш и превратите фигуру в предмет. Как только будете готовы- встаньте и покажите свой предмет.
Ребята, скажите, какие предметы у вас получились из геометрических фигур.
Ответы детей.
А теперь давайте выполним задание из учебника №5 стр.98
Молодцы,с задачей справились хорошо, посмотрим, как вы справитесь со следующим заданием «Узнай фигуру по описанию».
Все углы прямые, противоположные стороны равны. (Прямоугольник).
Прямоугольник, у которого все стороны равны. (Квадрат).
Прямая, у которой есть начало и конец. (Отрезок).
А это получается прикосновением пера или мела к чему – то. (Точка).
У этой фигуры всего по три. (Треугольник).
Прямая, квадрат, треугольник, отрезок, угол – все это … (Геометрические фигуры).
Рефлексия.
Учитель: Ребята, у вас на парте лежат 3 фигуры(квадрат, круг, треугольник) . Каждой фигуре соответствует оценка.
Круг(красный)- значит что я для себя что-то узнал интересное;
Треугольник (желтый)– значит что мне очень понравилось;
Квадрат(зеленый) – мне не понравилось, было трудно и не интересно.
Итог работы.
Учитель:- Ребята! В заключение я хочу сказать вам, что открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам удивительный, волшебный предмет – геометрия.
- Спасибо за урок, дети!
Профессии, связанные с геометрией.
Конечно, математика нужна нам везде: в магазине, в автобусе, в школе и дома. Однако, как правило, профессии, где нужна только геометрия, в жизни не встречаются.
Архитектор
Самая “геометрическая профессия” – архитектор.
Архитектура - одна из наиболее всеобъемлющих областей человеческой деятельности, занимающаяся организацией пространства и времени и решающая любые пространственные и временные задачи, от разработки стратегий развития агломераций до дизайна дверных ручек. Архитектор придумывает основную концепцию здания, его облик, увязывает воедино все нюансы. Задача архитектора — спроектировать сооружение, максимально отвечающее потребностям заказчика.
Инженер
Еще одна немаловажная профессия - инженер. Инженер-строитель - это производитель работ, т.е. прораб, он руководит общестроительными работами, монтажом конструкций, осуществляет контроль за качеством.
В проектных организациях инженеры выполняют работы по комплексному проектированию: архитектурной, конструктивной части (электроснабжение, отопление и вентиляция, водопровод и канализация, слаботочные системы — телефон, пожарная сигнализация, теленаблюдение и др.). Кроме того, разрабатывают генеральные планы проектируемых комплексов, куда входят дороги, земляные работы, организация строительства. Направление деятельности строителей очень широкое — кроме возведения зданий, производственных комплексов, фабрик, они проектируют мосты, гидротехнические сооружения, плотины, дамбы и т. д.
Дизайнер
Дизайн - это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя . Быть дизайнером это означает быть творческой личностью в определенной области. Для этого те, кто решил выбрать эту профессию, отправляются на специальные курсы подготовки, куда обязательно будут входить изучение черчения, геометрии и других специальных программ, которые пригодятся будущему специалисту.
Конструктор
Конструктор осуществляет конструкторское и технологическое проектирование, разрабатывает и внедряет инновационные технологические процессы производства, разрабатывает технологические конструкции различного назначения, отдельные их элементы и части, цехи. Проводит исследования в области конструирования с использованием новых разработок, достижений различных областей науки. Для того, чтобы стать конструктором необходимо изучать технику, механику, физику, алгебру, геометрию, химию... Личные качества: высокая концентрация и устойчивость внимания, логика, технический склад ума, аналитическое мышление.
Модельер
Модельер - специалист по изготовлению моделей одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения . Важно не путать данное понятие с таким, как Кутюрье. К последним относятся лишь те модельеры, чьи дома состоят в Синдикате Высокой моды.
Психолог
Наш характер определяется многими признаками, но оказывается, не остается в стороне и геометрия. Когда мы смотрим на какие-либо предметы, то на подсознательном уровне, сопоставляем их с какими-то геометрическими фигурами и стараемся окружить себя такими же.
Существует даже такая наука - психогеометрия. Суть её состоит в исследовании личности. В её основе лежит учение Карла Юнга о психических типах личностей. Однако автором психогеометрии является Сьюзен Деллингер - специалист по социально-психологической подготовке управленческих кадров. Работа С. Деллингер «Психогеометрия: как использовать психогеометрию для воздействия на людей» очень популярна в США. В нашей стране труд С. Деллингер был переработан нашими соотечественниками Анатолием Алексеевым и Ларисой Громовой.
Психогеометрия - это уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет:
Мгновенно определить тип личности интересующего вас человека и вашу собственную форму.
Дать подробную характеристику личностных качеств и особенностей поведения любого человека.
Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Чтобы определиться в мире психогеометрии, которая как оказалось, влияет на все наши поступки, Деллингер выявила пять психологических типов, каждому из которых соответствует своя геометрическая фигура: квадрат, круг, треугольник, зигзаг, прямоугольник.
Каждая фигура имеет свои психологические особенности и по-разному взаимодействует с остальными.
Что ж, заманчиво, не правда ли? Да и не поспоришь ведь, что «круглые» глаза иногда смотрят на мир иначе, чем «квадратные»!
Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.