СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повторительно - обобщающий урок "Древний Египет и Двуречье" 5 кл.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторительно-обобщающий урок "Древний Египет и Двуречье", 5 класс с в игровой форме , урок -путешествие с элементами АМО.

Просмотр содержимого документа
«Повторительно - обобщающий урок "Древний Египет и Двуречье" 5 кл.»


Повторительно-обобщающий урок-путешествие «Древний Египет и Двуречье».


Организационная информация.

Учитель: Скулинец Светлана Адамовна

Предмет: история

Класс: 5 А

Продолжительность урока: 40 минут

Тема урока:

Повторительно-обобщающий урок- путешествие «Древний Египет и Двуречье»

Автор учебника, по которому ведётся обучение: .Учебник Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ 2012 г

Классификация урока: повторительно- обобщающий.


Оборудование урока:

компьютер, экран, презентация, контурные карты по истории, тексты по истории Древнего мира, черный ящик, дидактический материал, клей, стикеры(дельфины, морск. звезды, морск. котики), таблички иллюстрированные с названием команд.


Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-путешествие с использованием элементов технологии АМО.


Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса

Учащиеся 5 класса - 21 человек.

В классе 8 девочек и 13 мальчиков. Уровень обученности – средний. Учащиеся владеют навыками анализа текста и исторических источников, аналитического описания иллюстраций. Умеренно развиты логические умения: анализа, обобщения, сравнения. Успешно работают в команде и индивидуально. Развиты коммуникативные навыки. С интересом воспринимают новые формы и методы работы. На уроке преобладает средний темп работы. Готовы к самооценке деятельности. Активно включаются в этап рефлексии. Концентрируют внимание на подаче материала учителем. Поэтому на уроке используются АМО. Для снятия напряжения проводится физкультминутка. При напряженной работе на уроке происходит чередование разных видов деятельности, работа с разными источниками, смена форм работы.


Цели урока:

Предметная – Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Египта и Двуречья. Закрепить исторические даты, понятия и знания по истории древних цивилизаций. Воспитывать любознательность и интерес к истории и мировой культуре.

Метапредметная Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями и источниками, с исторической и контурной картой, с текстом, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.

Личностная Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе. Продолжать формировать умение оценивать свою работу. Развивать познавательный интерес, формировать учебную активность.

Задачи урока:

1.Актуализировать и закрепить знания учащихся по теме.

Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий : государство, речная цивилизация, закон и др.

Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими различий и общих черт между государствами Древний Египет и Двуречье.


2. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.

Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.

Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.


3. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.

Организовать работу в группах.

Создать условия для самовыражения, реализации творческих способностей, сотворчества, ответственности за результаты своей работы и работы в команде, самооценки работы во время урока.


ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:

Актуализируют - знания о природных особенностях , занятиях, культуре и религиозных верованиях древних египтян и жителей Двуречья.

Приобретут - навыки оценки и самооценки деятельности на уроке как каждого участника, так и работы группы в целом, умения систематизировать материал, подводить итог урока и создавать продукт урока по данной теме.

Закрепят - знания и представления об особенностях и различиях государственного уклада Древнего Египта и Двуречья, о религиозных верованиях, умения работать с историческим источником, иллюстративным материалом, исторической картой


Ход урока.


1.Организационный момент. 3минуты


2.Погружение в тему:

Класс делится на три команды—3 ряда. Учащиеся заблаговременно рассаживаются, разделившись на группы.

Парты сдвигают в виде 3-х круглых столов. Каждая команда заранее должна подготовиться к повторительно-обобщающему уроку, проработав основные темы раздела, выбрать капитана и придумать название команд и свое приветствие.


Учитель:

Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.


- Ребята, сегодня у нас с вами особенный урок. Урок- путешествие.

- Давайте сориентируемся, куда мы отправимся. Что вы видите на слайдах?


Демонстрация слайдов:

1, 2, 3

- К каким странам эти иллюстрации имеют отношение?

- Правильно. Мы совершим длинное путешествие в прошлое, в страны Древний Египет и Двуречье.


Таким образом, вы угадали тему нашего урока: Повторительно-обобщающий урок-ПУТЕШЕСТВИЕ: «Древний Египет и Двуречье».

- Демонстрация слайда с темой урока.

( Дети записывают тему).

- Ребята, вас ожидает транспорт на котором вы будете путешествовать.

(На доске заранее размещены 3 картинки кораблей с названиями команд.)


Эти, сказочной красоты корабли уже находятся в 1. Гавани пожеланий


Слайд: Гавань пожеланий


Фаза 1 "Начало образовательного мероприятия"

Инициация


Приветствие. Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех

3 мин.



  1. Гавань – пожеланий

Цель: создать позитивный настрой на урок.

Задачи:

1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;

2. создать благоприятную атмосферу.

Необходимые материалы: не надо



Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группе

Регулятивные УУД: Умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс

Личностные УУД: Установление личного контакта между обучающимися




На предыдущих уроках вы сформировали команды, выбрали командиров и получили домашнее задание: подготовить приветствие.

Учитель представляет команды. Капитаны и команды приветствуют друг друга.

-Команды по порядку представляются и озвучивают свое приветствие другим командам.


1 команда желает- Приятных приключений!

2 команда –Прекрасных впечатлений!

3 команда – Веселого и полезного путешествия!


Учитель представляет помощника – Мицул Кирилл

- На доске прикреплены макеты кораблей с названиями команд.

Учитель в начале урока даёт установку учащимся, отмечая, что оценки за урок получат все ребята, и что оценка будет зависеть от того как будет работать команда и каждый участник команды….. За каждый балл команда получает стикер( морская звезда, конек, дельфин). В конце урока, у кого больше стикеров (баллов), тот и победил.

Кирилл будет прикреплять баллы к кораблям команд, которая дала правильный ответ в виде таких стикеров- морская звезда, конек, дельфин.


- И так вы справились все домашним заданием и получаете первые награды.

Кирилл прикрепляет стикеры к кораблям.


-Отправляемся в путь.


-Следующая гавань, в которую мы прибываем 2 Гавань –Блиц 5минут


- Вам было дано подготовить блиц - вопросы для других команд….


Капитаны по очереди задают вопросы другим командам.1, 2, 3


Итоги задания: стикеры


Следующая гавань в которую мы прибываем это –


(Основная часть) Проработка содержания темы


Вхождение в тему урока. Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения 3 мин.

Цель:

1. сориентировать детей в теме,

2. представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы.

Задачи:

1.1. обеспечить передачу информации по теме урока обучающимся.

1.2. обеспечить закрепление основных понятий обучающимися

2.1. организовать работу в группах.



3. Гавань понятий 5 минут

Раздаются задания командам


После заполнения дети озвучивают ответы


задание – (на знание основных понятий). (5минут)


1 группа:


Дети стрелочками соотносят понятие и определение и озвучивают по очереди.

Соотнести правильно понятие и определение.


- страна, имеющая единую систему власти, армию, налоги, письменность,казну и обладающая определенной территорией;

- гробница фараона, вельможи;

- форма устья реки, возникающая на мелководных участках моря или озера при впадении реки, образующая рукава;

- островок зелени в пустыни;

- выпуклое изображение на камне;

- обязательные правила поведения , в государстве.






1.Государство-

2.Пирамида-

3.Дельта-

4.Оазис-

5.Рельеф-

6.Законы-









2 группа:

- значительная часть урожая и приплода скота в пользу казны;

- водоемы для орошения полей;

- верховный бог, бог солнца вавилонян;

- военный транспорт в Древнем Египте;

- служители богов в храмах древнейших государств;

- письменность Двуречья.


1.Налоги-

2.Канал-

3.Шамаш-

4.Колесница-

5.Жрецы-

6.Клинопись-






- специально обработанное тело для захоронения в гробнице;

- гроб;

- скульптура древняя скульптура;

- письменность египтян;

- древнейший народ Междуречья;

- общество людей на определенной стадии развития в течение исторического периода, имеющее этнические черты, достаточно развитую экономику, материальную и духовную культуру.




3 группа:


1.Мумия-

2.Саркофаг-

3.Сфинкс-

4.Иероглифы-

5.Шумеры-

6.Цивилизация-



Итоги задания. ( команды получают баллы-стикеры)

прикрепляют к кораблям



4 Гавань событий.

задание – « Ящик времени» (на знание дат) 3 минуты.

Учитель: Дети, к нам прибыл черный ящик. Что в нем - нам неизвестно. ( учитель смотрит во внутрь ящика). Вместе с ящиком мы получили вопросы, дав правильный ответ, команда получает 1 балл. Капитаны команд по очереди достают вопрос из ящика и отвечают. Если не могут ответ дает другая команда.



Образование единого государства Египет - 5 тысяч лет назад


Самые крупные завоевания около 1500г. до н.э. – фараон Тутмос


2600год до н.э. – построена пирамида фараона Хеопса.


1792-1750г. до н.э. – правление Хаммурапи.


Возникновение Двуречья - 3000 год до н.э.


Возникновение древнейших городов Ур и Урук- 3 тысячелетие до н. э. 



- 5 тысяч лет назад


около 1500г. до н.э.


2600год до н.э.


3000 год до н.э.


3 тысячелетие до н. э. 


Итоги второго задания.

5 Гавань – ориентировочная. задание – Работа с картой. (3 минут)

(раздаются контурные карты в виде свитков)

Учитель: Путешествие продолжается. Ребята, матросы обнаружили карты в гавани, но возникли трудности с названиями объектов карты, они там отсутствуют. Помогите, пожалуйста.

Учащиеся получают контурные карты и заполняют их. У каждой команды свои задания:





Задание для 1 группы:

  1. Надпишите название реки, протекавшей через Египет. (Нил)

  2. Надпишите названия двух главных речек Двуречья. (Тигр и Евфрат)

  3. Заштрихуйте районы земледелия в Двуречье.



Задание для 2 группы:

Назовите и обозначте на карте города – центры древнейших государств Двуречья. (Ур, Урук, Лагаш)





Задание для 3 группы:

Какие водные пространства обозначены на карте цифрами 9, 10, 11? Напишите их названия.

( Средиземное море, Красное море, Персидский залив)


Итоги третьго задания.



Ребята, от продолжительного плавания мы засиделись. Давайте, сделаем зарядку. Помощник!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 минуты)



6 Гавань - продуктовая задание —«Составить меню». (5 минут)



Ребята. Какие слои населения проживали в Древнем Египте и Двуречье?


Дети называют….. ( фараоны, цари, вельможи, крестьяне, ремесленники, рабы)

Ребята, вам необходимо составить меню для жителей древних государств.

1 команда: Фараона, царя

2 команда: Вельможи

3 команда: крестьянина, ремесленника


1 команда: Составить меню для фараона, царя.


  • Куриная лапша

  • Гороховая каша

  • Клюквенный морс

  • Лепешки с финиками

  • Мясо

  • Виноград

  • Сливочное масло

  • Фрукты

  • Брынза

  • Рисовый суп

  • Рыбные котлеты

  • Вино

  • Томатный сок

  • Лапша

  • Зелень…….

  • Гречневая каша с луком

  • Молоко

  • Салат из огурцов и томатов со сметаной

  • Вяленная рыба

  • Лимонад

  • Торт

  • Роллы

  • Суши

  • Сметана

  • Творог

  • Сладости



2 команда: Составить меню для вельможи.


3 команда: Составить меню для крестьянина и ремесленника.



Итоги четвертого задания.



7 Гавань -главная задание работа с текстом 5 минут


( основные занятия жителей) каждая группа работает над своим заданием.

При ответе –зачитывают вопросы по очереди и дают на них ответы.




1 команда (подчеркнуть в тексте)



1.Какое природное явление отражено в тексте?

2. Назовите сельскохозяйственные культуры которые выращивали в Египте.


Древнейшие египтяне заселили далеко не всю долину Нила. Значительная ее часть была покрыта болотами, заросшими тростником и кустарниками. Для получения достаточного количества плодородных почв нужно было проделать большую работу.

Для осушения болот сначала вырубали кустарники. Потом эти низкие места окружали валом из глины, смешанной с рубленым тростником. В этом валу делали ворота. Во время разлива Нила через них пропускали необходимую для полива воду. Прорывали каналы к тем плодородным землям, куда не доходила вода. 
Долину Нила между берегами реки и пустыней делили продольными и поперечными насыпями и валами на прямоугольные участки. Во время разлива они заполнялись. Через несколько месяцев речной ил оседал. Если было надо, то часть ила и лишней воды возвращали реке. 
Каналы и другие водные постройки часто разрушали большие наводнения. Поэтому они нуждались в уходе и обновлении. Но эта тяжелая работа египетских земледельцев способствовала получению на влажной теплой земле высоких урожаев. 
Земледелие основное занятие египтян. С развитием орошения сельское хозяйство достигло высокого уровня. Основными земледельческими культурами были зерновые ячмень и пшеница.

Основной технической культурой являлся лён, из него делали множество вещей —

от канатов до тончайших тканей. Важное значение имел и сбор болотного растения

папируса. Из винограда делали вино.

Высокого развития, главным образом в Нижнем Египте, достигло животноводство.

При раскопках археологи находят кости коров, ослов, овец и коз. 




2 команда: (подчеркнуть в тексте)



  1. Природные условия Древнего Египта


  1. Основные занятия древних египтян.


Древнейшие египтяне заселили далеко не всю долину Нила. Значительная ее часть была покрыта болотами, заросшими тростником и кустарниками. Для получения достаточного количества плодородных почв нужно было проделать большую работу.

Для осушения болот сначала вырубали кустарники. Потом эти низкие места окружали валом из глины, смешанной с рубленым тростником. В этом валу делали ворота. Во время разлива Нила через них пропускали необходимую для полива воду. Прорывали каналы к тем плодородным землям, куда не доходила вода. 
Долину Нила между берегами реки и пустыней делили продольными и поперечными насыпями и валами на прямоугольные участки. Во время разлива они заполнялись. Через несколько месяцев речной ил оседал. Если было надо, то часть ила и лишней воды возвращали реке. 
Каналы и другие водные постройки часто разрушали большие наводнения. Поэтому они нуждались в уходе и обновлении. Но эта тяжелая работа египетских земледельцев способствовала получению на влажной теплой земле высоких урожаев. 
Земледелие основное занятие египтян. С развитием орошения сельское хозяйство достигло высокого уровня. Основными земледельческими культурами были зерновые ячмень и пшеница.

Основной технической культурой являлся лён, из него делали множество вещей —

от канатов до тончайших тканей. Важное значение имел и сбор болотного растения

папируса. Из винограда делали вино.

Высокого развития, главным образом в Нижнем Египте, достигло животноводство.

При раскопках археологи находят кости коров, ослов, овец и коз. 




3 команда.

(подчеркнуть в тексте)


  1. Назовите первые царства возникшие на территории Месопотамии.


  1. Основные занятия и выращиваемые земледельческие культуры.

Месопотамия была одним из первых регионов мира, в котором появилась цивилизация. Наибольшее развитие получает южная часть Месопотамии - Шумер, располагавшийся на территории современного Ирака.

Примерно в середине IV тыс. в Месопотамии возникли первые государственные образования: шумерские государства (ХХVI-ХХIV вв. до н. э.), Аккадское царство (ХХIV-ХХIII вв. до н. а), государство с центром в Уре (конец XXII - начало XX вв. до н. э.), Древний Вавилон (XIX-XVI вв. до н. э.).

В начале IV тыс. до н. э. основными занятиями в Древнем Шумере были земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, развивались ремесла. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Развитию земледелия способствовали плодородные почвы, а скотоводству и овцеводству - степные просторы. Основными земледельческими культурами были ячмень, просо, горох, фасоль, чечевица, лен, овощи. Важными отраслями сельского хозяйства были также садоводство и виноградарство.

Быстро развивались различные виды ремесел: гончарное, кирпичное, кожевенное, зарождалось текстильное производство. Развитие металлургии привело к производству медных, бронзовых и железных изделий, совершенствовалось ювелирное искусство. В ранний период шумеры умели выковывать изделия из цельного куска меди, открыли способ литья меди, серебра и золота, научились делать бронзу.


Рабы еще скромнее питались.

Подводится вывод по хозяйству и с/х культурам.


Итоги пятого задания.





Рефлексия деятельности (подведение итогов, самооценка работы на уроке) 6 минут


Учитель:

Вывод:

Итак наше виртуальное путешествие по Древнему Египту и Двуречье подходит к концу. Какой можно сделать вывод, ребята? Вы многое увидели за это длинное путешествие?

Дети отвечают:

И Египет и Двуречье возникли примерно 5 тысяч лет назад. В этих древних речных цивилизациях было много похожего климат, занятия, культура, религия. В обеих государствах существовало язычество, люди зависели от природы и обожествляли ее. Здесь жили богатые – фараоны, цари, вельможи и простые земледельцы, скотоводы и ремесленники, а также рабы.

Огромный вклад внесли Древний Египет и Двуречье в развитие мировой культуры.

Учителем в конце урока подводятся итоги, и даётся оценка деятельности каждой команды, отмечаются те учащиеся, которые работали на уроке активно. Выставляются оценки.


Подводя итоги урока, учитель акцентирует внимание на ключевых моментах изученного материала, его роли в истории Древнего Востока, а так же о том, что Междуречье и Египет называют разными цивилизациями, потому, что каждой из них свойственны особые традиции и достижения во всех сферах общества. Народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.




Домашнее задание :

Составить схему или таблицу: что общего и в чем различия в жизни древних египтян и вавилонян?


Линии сравнения

Египет

Двуречье

Время образования государства



Климат



Реки



Занятия населения



Сельскохозяйственные культуры



Религия




Учителем в конце урока подводятся итоги, и даётся оценка деятельности каждой команды, отмечаются те учащиеся, которые работали на уроке активно. Выставляются оценки. Считают стикеры и объявляют команду-победителей 1, 2, 3 место.




«Лестница успеха» (рефлексия деятельности на уроке) 1

Дети сами себя оценивают, прикрепляют стикеры со своей фамилией на ступеньки лестницы:





3.Подведение итогов игры.

Учителем в конце урока подводятся итоги, и даётся оценка деятельности каждой команды, отмечаются те учащиеся, которые работали на уроке активно. Выставляются оценки.

Считают стикеры и объявляют команду-победителей 1, 2, 3 место.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!