Повторительно-обобщающий урок-путешествие «Древний Египет и Двуречье».
Организационная информация.
Учитель: Скулинец Светлана Адамовна
Предмет: история
Класс: 5 А
Продолжительность урока: 40 минут
Тема урока:
Повторительно-обобщающий урок- путешествие «Древний Египет и Двуречье»
Автор учебника, по которому ведётся обучение: .Учебник Вигасина А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ 2012 г
Классификация урока: повторительно- обобщающий.
Оборудование урока:
компьютер, экран, презентация, контурные карты по истории, тексты по истории Древнего мира, черный ящик, дидактический материал, клей, стикеры(дельфины, морск. звезды, морск. котики), таблички иллюстрированные с названием команд.
Тип урока: повторительно-обобщающий, урок-путешествие с использованием элементов технологии АМО.
Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса
Учащиеся 5 класса - 21 человек.
В классе 8 девочек и 13 мальчиков. Уровень обученности – средний. Учащиеся владеют навыками анализа текста и исторических источников, аналитического описания иллюстраций. Умеренно развиты логические умения: анализа, обобщения, сравнения. Успешно работают в команде и индивидуально. Развиты коммуникативные навыки. С интересом воспринимают новые формы и методы работы. На уроке преобладает средний темп работы. Готовы к самооценке деятельности. Активно включаются в этап рефлексии. Концентрируют внимание на подаче материала учителем. Поэтому на уроке используются АМО. Для снятия напряжения проводится физкультминутка. При напряженной работе на уроке происходит чередование разных видов деятельности, работа с разными источниками, смена форм работы.
Цели урока:
Предметная – Обобщить и систематизировать знания учащихся по истории Древнего Египта и Двуречья. Закрепить исторические даты, понятия и знания по истории древних цивилизаций. Воспитывать любознательность и интерес к истории и мировой культуре.
Метапредметная – Способствовать дальнейшему развитию умений и навыков работы с историческими понятиями и источниками, с исторической и контурной картой, с текстом, уметь выбирать из предложенного списка правильный ответ. Продолжить обучение навыкам обобщения, умению делать выводы, анализировать информацию, выбирать главное.
Личностная– Создать условия для включения каждого ученика в активную учебно-познавательную деятельность через работу в группе. Продолжать формировать умение оценивать свою работу. Развивать познавательный интерес, формировать учебную активность.
Задачи урока:
1.Актуализировать и закрепить знания учащихся по теме.
Обеспечить восприятие и осознание учащимися понятий : государство, речная цивилизация, закон и др.
Создать обучающимся условия, необходимые для установления ими различий и общих черт между государствами Древний Египет и Двуречье.
2. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
3. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
Организовать работу в группах.
Создать условия для самовыражения, реализации творческих способностей, сотворчества, ответственности за результаты своей работы и работы в команде, самооценки работы во время урока.
ЗУНК, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:
Актуализируют - знания о природных особенностях , занятиях, культуре и религиозных верованиях древних египтян и жителей Двуречья.
Приобретут - навыки оценки и самооценки деятельности на уроке как каждого участника, так и работы группы в целом, умения систематизировать материал, подводить итог урока и создавать продукт урока по данной теме.
Закрепят - знания и представления об особенностях и различиях государственного уклада Древнего Египта и Двуречья, о религиозных верованиях, умения работать с историческим источником, иллюстративным материалом, исторической картой
Ход урока.
1.Организационный момент. 3минуты
2.Погружение в тему:
Класс делится на три команды—3 ряда. Учащиеся заблаговременно рассаживаются, разделившись на группы.
Парты сдвигают в виде 3-х круглых столов. Каждая команда заранее должна подготовиться к повторительно-обобщающему уроку, проработав основные темы раздела, выбрать капитана и придумать название команд и свое приветствие.
Учитель:
Здравствуйте, уважаемые гости и ребята!
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Ребята, сегодня у нас с вами особенный урок. Урок- путешествие.
- Давайте сориентируемся, куда мы отправимся. Что вы видите на слайдах?
Демонстрация слайдов:
1, 2, 3
- К каким странам эти иллюстрации имеют отношение?
- Правильно. Мы совершим длинное путешествие в прошлое, в страны Древний Египет и Двуречье.
Таким образом, вы угадали тему нашего урока: Повторительно-обобщающий урок-ПУТЕШЕСТВИЕ: «Древний Египет и Двуречье».
- Демонстрация слайда с темой урока.
( Дети записывают тему).
- Ребята, вас ожидает транспорт на котором вы будете путешествовать.
(На доске заранее размещены 3 картинки кораблей с названиями команд.)
Эти, сказочной красоты корабли уже находятся в 1. Гавани пожеланий
Слайд: Гавань пожеланий
Фаза 1 "Начало образовательного мероприятия"
Инициация
Приветствие. Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех
3 мин.
Гавань – пожеланий
Цель: создать позитивный настрой на урок.
Задачи:
1. создать обучающимся условия для формирования положительной мотивации;
2. создать благоприятную атмосферу.
Необходимые материалы: не надо
Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в группе
Регулятивные УУД: Умение мобилизоваться, настраиваться на рабочий процесс
Личностные УУД: Установление личного контакта между обучающимися
На предыдущих уроках вы сформировали команды, выбрали командиров и получили домашнее задание: подготовить приветствие.
Учитель представляет команды. Капитаны и команды приветствуют друг друга.
-Команды по порядку представляются и озвучивают свое приветствие другим командам.
1 команда желает- Приятных приключений!
2 команда –Прекрасных впечатлений!
3 команда – Веселого и полезного путешествия!
Учитель представляет помощника – Мицул Кирилл
- На доске прикреплены макеты кораблей с названиями команд.
Учитель в начале урока даёт установку учащимся, отмечая, что оценки за урок получат все ребята, и что оценка будет зависеть от того как будет работать команда и каждый участник команды….. За каждый балл команда получает стикер( морская звезда, конек, дельфин). В конце урока, у кого больше стикеров (баллов), тот и победил.
Кирилл будет прикреплять баллы к кораблям команд, которая дала правильный ответ в виде таких стикеров- морская звезда, конек, дельфин.
- И так вы справились все домашним заданием и получаете первые награды.
Кирилл прикрепляет стикеры к кораблям.
-Отправляемся в путь.
-Следующая гавань, в которую мы прибываем 2 Гавань –Блиц 5минут
- Вам было дано подготовить блиц - вопросы для других команд….
Капитаны по очереди задают вопросы другим командам.1, 2, 3
Итоги задания: стикеры
Следующая гавань в которую мы прибываем это –
(Основная часть) Проработка содержания темы
Вхождение в тему урока. Обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения 3 мин.
Цель:
1. сориентировать детей в теме,
2. представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы.
Задачи:
1.1. обеспечить передачу информации по теме урока обучающимся.
1.2. обеспечить закрепление основных понятий обучающимися
2.1. организовать работу в группах.
3. Гавань понятий 5 минут
Раздаются задания командам
После заполнения дети озвучивают ответы
задание – (на знание основных понятий). (5минут)
1 группа:
Дети стрелочками соотносят понятие и определение и озвучивают по очереди.
Соотнести правильно понятие и определение.
- страна, имеющая единую систему власти, армию, налоги, письменность,казну и обладающая определенной территорией;
- гробница фараона, вельможи;
- форма устья реки, возникающая на мелководных участках моря или озера при впадении реки, образующая рукава;
- островок зелени в пустыни;
- выпуклое изображение на камне;
- обязательные правила поведения , в государстве.
1.Государство-
2.Пирамида-
3.Дельта-
4.Оазис-
5.Рельеф-
6.Законы-
2 группа:
- значительная часть урожая и приплода скота в пользу казны;
- водоемы для орошения полей;
- верховный бог, бог солнца вавилонян;
- военный транспорт в Древнем Египте;
- служители богов в храмах древнейших государств;
- письменность Двуречья.
1.Налоги-
2.Канал-
3.Шамаш-
4.Колесница-
5.Жрецы-
6.Клинопись-
- специально обработанное тело для захоронения в гробнице;
- гроб;
- скульптура древняя скульптура;
- письменность египтян;
- древнейший народ Междуречья;
- общество людей на определенной стадии развития в течение исторического периода, имеющее этнические черты, достаточно развитую экономику, материальную и духовную культуру.
3 группа:
1.Мумия-
2.Саркофаг-
3.Сфинкс-
4.Иероглифы-
5.Шумеры-
6.Цивилизация-
Итоги задания. ( команды получают баллы-стикеры)
прикрепляют к кораблям
4 Гавань событий.
задание – « Ящик времени» (на знание дат) 3 минуты.
Учитель: Дети, к нам прибыл черный ящик. Что в нем - нам неизвестно. ( учитель смотрит во внутрь ящика). Вместе с ящиком мы получили вопросы, дав правильный ответ, команда получает 1 балл. Капитаны команд по очереди достают вопрос из ящика и отвечают. Если не могут ответ дает другая команда.
Образование единого государства Египет - 5 тысяч лет назад
Самые крупные завоевания около 1500г. до н.э. – фараон Тутмос
2600год до н.э. – построена пирамида фараона Хеопса.
1792-1750г. до н.э. – правление Хаммурапи.
Возникновение Двуречья - 3000 год до н.э.
Возникновение древнейших городов Ур и Урук- 3 тысячелетие до н. э.
- 5 тысяч лет назад
около 1500г. до н.э.
2600год до н.э.
3000 год до н.э.
3 тысячелетие до н. э.
Итоги второго задания.
5 Гавань – ориентировочная. задание – Работа с картой. (3 минут)
(раздаются контурные карты в виде свитков)
Учитель: Путешествие продолжается. Ребята, матросы обнаружили карты в гавани, но возникли трудности с названиями объектов карты, они там отсутствуют. Помогите, пожалуйста.
Учащиеся получают контурные карты и заполняют их. У каждой команды свои задания:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/27/s_5c9b19808bef5/1123846_1.jpeg)
Задание для 1 группы:
Надпишите название реки, протекавшей через Египет. (Нил)
Надпишите названия двух главных речек Двуречья. (Тигр и Евфрат)
Заштрихуйте районы земледелия в Двуречье.
Задание для 2 группы:
Назовите и обозначте на карте города – центры древнейших государств Двуречья. (Ур, Урук, Лагаш)
Задание для 3 группы:
Какие водные пространства обозначены на карте цифрами 9, 10, 11? Напишите их названия.
( Средиземное море, Красное море, Персидский залив)
Итоги третьго задания.
Ребята, от продолжительного плавания мы засиделись. Давайте, сделаем зарядку. Помощник!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 минуты)
6 Гавань - продуктовая задание —«Составить меню». (5 минут)
Ребята. Какие слои населения проживали в Древнем Египте и Двуречье?
Дети называют….. ( фараоны, цари, вельможи, крестьяне, ремесленники, рабы)
Ребята, вам необходимо составить меню для жителей древних государств.
1 команда: Фараона, царя
2 команда: Вельможи
3 команда: крестьянина, ремесленника
1 команда: Составить меню для фараона, царя.
2 команда: Составить меню для вельможи.
3 команда: Составить меню для крестьянина и ремесленника.
Итоги четвертого задания.
7 Гавань -главная задание работа с текстом 5 минут
( основные занятия жителей) каждая группа работает над своим заданием.
При ответе –зачитывают вопросы по очереди и дают на них ответы.
1 команда (подчеркнуть в тексте)
1.Какое природное явление отражено в тексте?
2. Назовите сельскохозяйственные культуры которые выращивали в Египте.
Древнейшие египтяне заселили далеко не всю долину Нила. Значительная ее часть была покрыта болотами, заросшими тростником и кустарниками. Для получения достаточного количества плодородных почв нужно было проделать большую работу.
Для осушения болот сначала вырубали кустарники. Потом эти низкие места окружали валом из глины, смешанной с рубленым тростником. В этом валу делали ворота. Во время разлива Нила через них пропускали необходимую для полива воду. Прорывали каналы к тем плодородным землям, куда не доходила вода.
Долину Нила между берегами реки и пустыней делили продольными и поперечными насыпями и валами на прямоугольные участки. Во время разлива они заполнялись. Через несколько месяцев речной ил оседал. Если было надо, то часть ила и лишней воды возвращали реке.
Каналы и другие водные постройки часто разрушали большие наводнения. Поэтому они нуждались в уходе и обновлении. Но эта тяжелая работа египетских земледельцев способствовала получению на влажной теплой земле высоких урожаев.
Земледелие основное занятие египтян. С развитием орошения сельское хозяйство достигло высокого уровня. Основными земледельческими культурами были зерновые ячмень и пшеница.
Основной технической культурой являлся лён, из него делали множество вещей —
от канатов до тончайших тканей. Важное значение имел и сбор болотного растения
папируса. Из винограда делали вино.
Высокого развития, главным образом в Нижнем Египте, достигло животноводство.
При раскопках археологи находят кости коров, ослов, овец и коз.
2 команда: (подчеркнуть в тексте)
Природные условия Древнего Египта
Основные занятия древних египтян.
Древнейшие египтяне заселили далеко не всю долину Нила. Значительная ее часть была покрыта болотами, заросшими тростником и кустарниками. Для получения достаточного количества плодородных почв нужно было проделать большую работу.
Для осушения болот сначала вырубали кустарники. Потом эти низкие места окружали валом из глины, смешанной с рубленым тростником. В этом валу делали ворота. Во время разлива Нила через них пропускали необходимую для полива воду. Прорывали каналы к тем плодородным землям, куда не доходила вода.
Долину Нила между берегами реки и пустыней делили продольными и поперечными насыпями и валами на прямоугольные участки. Во время разлива они заполнялись. Через несколько месяцев речной ил оседал. Если было надо, то часть ила и лишней воды возвращали реке.
Каналы и другие водные постройки часто разрушали большие наводнения. Поэтому они нуждались в уходе и обновлении. Но эта тяжелая работа египетских земледельцев способствовала получению на влажной теплой земле высоких урожаев.
Земледелие основное занятие египтян. С развитием орошения сельское хозяйство достигло высокого уровня. Основными земледельческими культурами были зерновые ячмень и пшеница.
Основной технической культурой являлся лён, из него делали множество вещей —
от канатов до тончайших тканей. Важное значение имел и сбор болотного растения
папируса. Из винограда делали вино.
Высокого развития, главным образом в Нижнем Египте, достигло животноводство.
При раскопках археологи находят кости коров, ослов, овец и коз.
3 команда.
(подчеркнуть в тексте)
Назовите первые царства возникшие на территории Месопотамии.
Основные занятия и выращиваемые земледельческие культуры.
Месопотамия была одним из первых регионов мира, в котором появилась цивилизация. Наибольшее развитие получает южная часть Месопотамии - Шумер, располагавшийся на территории современного Ирака.
Примерно в середине IV тыс. в Месопотамии возникли первые государственные образования: шумерские государства (ХХVI-ХХIV вв. до н. э.), Аккадское царство (ХХIV-ХХIII вв. до н. а), государство с центром в Уре (конец XXII - начало XX вв. до н. э.), Древний Вавилон (XIX-XVI вв. до н. э.).
В начале IV тыс. до н. э. основными занятиями в Древнем Шумере были земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, развивались ремесла. Основу экономики составляло сельское хозяйство. Развитию земледелия способствовали плодородные почвы, а скотоводству и овцеводству - степные просторы. Основными земледельческими культурами были ячмень, просо, горох, фасоль, чечевица, лен, овощи. Важными отраслями сельского хозяйства были также садоводство и виноградарство.
Быстро развивались различные виды ремесел: гончарное, кирпичное, кожевенное, зарождалось текстильное производство. Развитие металлургии привело к производству медных, бронзовых и железных изделий, совершенствовалось ювелирное искусство. В ранний период шумеры умели выковывать изделия из цельного куска меди, открыли способ литья меди, серебра и золота, научились делать бронзу.
Рабы еще скромнее питались.
Подводится вывод по хозяйству и с/х культурам.
Итоги пятого задания.
Рефлексия деятельности (подведение итогов, самооценка работы на уроке) 6 минут
Учитель:
Вывод:
Итак наше виртуальное путешествие по Древнему Египту и Двуречье подходит к концу. Какой можно сделать вывод, ребята? Вы многое увидели за это длинное путешествие?
Дети отвечают:
И Египет и Двуречье возникли примерно 5 тысяч лет назад. В этих древних речных цивилизациях было много похожего климат, занятия, культура, религия. В обеих государствах существовало язычество, люди зависели от природы и обожествляли ее. Здесь жили богатые – фараоны, цари, вельможи и простые земледельцы, скотоводы и ремесленники, а также рабы.
Огромный вклад внесли Древний Египет и Двуречье в развитие мировой культуры.
Учителем в конце урока подводятся итоги, и даётся оценка деятельности каждой команды, отмечаются те учащиеся, которые работали на уроке активно. Выставляются оценки.
Подводя итоги урока, учитель акцентирует внимание на ключевых моментах изученного материала, его роли в истории Древнего Востока, а так же о том, что Междуречье и Египет называют разными цивилизациями, потому, что каждой из них свойственны особые традиции и достижения во всех сферах общества. Народ Древнего Двуречья внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.
Домашнее задание :
Составить схему или таблицу: что общего и в чем различия в жизни древних египтян и вавилонян?
Линии сравнения | Египет | Двуречье |
Время образования государства | | |
Климат | | |
Реки | | |
Занятия населения | | |
Сельскохозяйственные культуры | | |
Религия | | |
Учителем в конце урока подводятся итоги, и даётся оценка деятельности каждой команды, отмечаются те учащиеся, которые работали на уроке активно. Выставляются оценки. Считают стикеры и объявляют команду-победителей 1, 2, 3 место.
«Лестница успеха» (рефлексия деятельности на уроке) 1
Дети сами себя оценивают, прикрепляют стикеры со своей фамилией на ступеньки лестницы:
3.Подведение итогов игры.
Учителем в конце урока подводятся итоги, и даётся оценка деятельности каждой команды, отмечаются те учащиеся, которые работали на уроке активно. Выставляются оценки.
Считают стикеры и объявляют команду-победителей 1, 2, 3 место.