СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Обособленные второстепенные члены предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

практическая работа "Обособленные второстепенные члены предложения". по учебнику Е.А.Быстровой. Русский язык. также можно использовать данную разработку на уроках русского языка в 10 классе базовый уровень (учебник Власенкова) по теме "Повторение. Синтаксис"

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Обособленные второстепенные члены предложения"»

Практическая работа. «Обособленные второстепенные члены».

  1. Теоретический материал.



1. Обособленные определения выражаются:

1. Причастным оборотам, стоящим после определяемого слова:

×

- Есть памятники, красноречиво свидетельствующие о гениальности их создателя.

×

- Дорожка, очищенная от снега, вела вниз к террасе.


2. Прилагательным с зависимым словом, стоящим после определяемого слова:

×

- Звуки фортепиано, полные мечтательного томления, рвутся из комнаты.


3. Однородными определениями, стоящими после определяемого слова:

×

- Кругом было огромное поле, безжизненное, унылое.

×

- Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.


4. Распространенным или одиночным приложением, стоящим после определяемого слова:

×

- Боец, парнишка белокурый, тихонько трогает гармонь.

×

- В дом с шумом ввалились отец, дядька и Иван Андреевич, ветеринар.


5. Любыми определениями и приложениями, если они относятся к личному местоимению:

×

- Усталая, она не могла идти дальше.

×

- Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.


2. Обособленные обстоятельства выражаются:

1. Деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями:

- Посмотрев в окно, девушка тихо запела.

- Мать обернулась, помахивая вслед платком.

- Мальчики, громко переговариваясь и звонко посвистывая, смело вошли в чащу.

- Река, пошумев, успокоилась.

НО: - Дядя Яков любил настраивать гитару, а настроив, громко ударял по струнам.

* * *От деепричастий следует отличать наречия: стоя, сидя, лежа, играя, припевая, шутя

и фразеологические обороты: спустя рукава, затаив дыхание … которые не обособляются запятыми:

- Мы шли всю дорогу молча (как?-наречие)

- Мне предложили махнуть не глядя (фразеологизм)


2. Обстоятельством с предлогом несмотря на уступительного значения, а также с предлогами благодаря, согласно, вопреки, в силу, в случае, при наличии,

при отсутствии, по причине, ввиду, вследствие со значением причины:

- Несмотря на диагноз медкомиссии, он решил продолжить тренировки.

- Корабли держались в открытом море, по причине недостатка места в бухте.

- Погода, вопреки предсказаниям синоптиков, установилась хорошая.

3. Сравнительными оборотами:

- Мгновенья длятся, словно век…

- С утра поползли белые, как дым, облака.

* * *От сравнительных оборотов следует отличать сказуемые, фразеологизмы и приложения со сравнительными союзами с оттенками причинности и «в качестве»

- Наш двор будто сад.

- Ванюшка был красный как рак. (фразеологизм)

- Все знают Ильича как хорошего водителя. (в качестве)

- Ильичу, как отличному водителю, предоставили новый автобус. (почему?)

3. уточняющие члены предложения:

1) уточнение времени. Вечером, часов в пять, встречаемся у клуба.

2) уточнение места. Здесь, в комнате, стоит много цветов.

II. Практическая часть.

1. Спишите, заменив придаточные предложения причастными оборотами:

Перед нами могучее дерево, которое раскинуло в разные стороны свои ветви. Но городские птицы, которые привыкли летать пониже, не поднимаются на такую высоту. Всемирная служба погоды, которая уже создана на планете, станет несколько иной. Это были ребята, которые пришли меня навестить. Мы видели клумбу, которая сплошь была усыпана цветами. Перед нами могучее дерево, которое раскинуло в разные стороны свои ветви.



2. Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните обособленные члены. Укажите номера предложений, в которых нет обособленных членов предложения.

  1. Потрескивал фитиль чёрные струйки взметаясь вверх покрывали стекло густой копотью.

  2. Ивы зыбко отражённые в воде слегка розовели словно стёкла фонаря от затепленной свечи.

  3. Оставшаяся на дорожках горсть колосьев называлась бородой.

  4. В любую тщательно вымытую и нагретую сковороду налейте растительного масла.

  5. В стороне на деревенском гумне пламенели рябины.

  6. Находящийся в чае ломтик лимона можно слегка выжать вилкой после чего вынуть положить на блюдце

  7. Внизу под гулко вздрагивающим мостом лежала широкая тёмная вода и в ней стыли столбики огней.

  8. Ровная охристо - белая дорога ведёт мимо цветущей ивы.

  9. Трава выгорела пожелтели деревья и сухо звенели на ветру высохшие деревья.

  10. А мой знакомый Петя Кляксин сражался с географией.

  11. Зима лютуя дошла до перевала.

  12. Лес недавно очнувшийся от зимней спячки дышал влажной свежестью.

  13. Ливень кончился на небе ещё лежала чёрная прореженная дождём туча.

  14. Из машины вышел водитель совсем ещё молодой высокий и смуглый в пропахшем бензином комбинезоне.


3. Найдите соответствия.

А. Оглушѐнный гулом самолѐта, мальчик бросился бежать. 

1. Простое предложение, осложнённое сравнительным оборотом.

Б. Лариса простила всех, кроме лучшей когда-то подруги.

2. Простое предложение, осложнённое обособленным приложением.

В. Летали альбатросы, то есть крупные морские чайки.

3. Простое предложение, осложнённое обособленным обстоятельством.

Г. Откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным лаем Буська, любимица всей семьи.

4. Простое предложение, осложнённое обособленным дополнением.

Д. И вдруг, подняв глаза, увидел на пороге громаднейшую фигуру в распахнутой шубе. 

5. Простое предложение, осложнённое обособленными уточняющими членами.

Е. На небе ярко сверкнула, как живой глаз, первая звёздочка. 

6. Простое предложение, осложнённое обособленным определением.


4. Составьте и запишите предложения, употребляя в них следующие фразеологизмы: высунув язык, затаив дыхание, не переводя духа



5. Составьте предложения, употребив как обособленные, данные обороты.
1 (не)смотря на уговоры, вопреки нашим предположениям.
2 вследстви.. неосторожного обращения с огнём, благод…ря правильному лечению
3 при услови… соблюдения правил дорожного движения, при наличи… достаточного количества времени.



6. Используя приведённые ниже сочетания слов, составьте предложения с обособленными уточняющими членами. Укажите их синтаксическую роль.

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то есть настольный теннис.

7.Распределите данные ниже предложения на две группы: есть уточняющие члены предложения (УЧП) – нет уточняющих членов предложения (УЧП). Расставьте, где это необходимо запятые.

1. Вечером в пяти километрах от города приземлился инопланетный корабль. 2. Каждое утро в шесть часов я отправлялся на работу.3) Недавно на автобусной остановке я встретил своего друга. 4) Встали мы очень поздно в девять часов. 5) В электричке года два назад я впервые увидел этого удивительного человека.  6) Там в деревне он с ней и познакомился.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!