СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическая работа "Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии растительного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа "Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии растительного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем"»


Практическое Занятие 1

(Практическая РАБОТА 1)


Дата проведения: _________________

Учебное время: 2 часа


Формируемые метапредметные и предметные результаты: М1; М2; П2

Формируемые ОК: ОК 1; ОК 2; ОК 3.


Тема занятия (работы): Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии растительного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем


  1. Цели занятия (работы)

Приобретение умений получения эмульсий и суспензий

Материально-техническое и информационное обеспечение:

наглядные пособия: схемы подъёма, мультимедийная презентация.

раздаточный материал: инструкционно-технологическая карта (рабочая тетрадь).

технические средства (оборудование): ноутбук


  1. Порядок выполнения работы


№ п/п

Задание

Норма времени

Кол-во баллов

1.

Инструктаж по технике безопасности

20

2

2.

Ознакомиться с теоретической справкой

15

1

3.

Выполнить задание

215

10

4.

Оформить отчет

20


5.

Сдать отчет (собеседование)

10



  1. Теоретическая справка

Дисперсные системы – это системы, в которых мелкие частицы вещества, или дисперсная фаза, распределены в однородной среде (жидкость, газ, кристалл), или дисперсионной фазе

Дисперсной называется гетерогенная (неоднородная) система, в которой одно вещество в виде очень мелких частиц относительно равномерно распределено в объеме другого.

Дисперсная фаза – это вещество, которое присутствует в меньшем количестве и распределяется в объеме другого.

Дисперсионная среда - это вещество, которое присутствует в большем количестве и в объеме которого распределяется другое вещество.

Организмы животных и растений, гидросфера, земная кора и недра, космическое пространство часто представляют собой вещества в раздробленном, или, как говорят, дисперсном, состоянии. Большинство веществ окружающего нас мира существует в виде дисперсных систем: почвы, ткани живых организмов, пищевые продукты и др. Химия дисперсного состояния довольно новая наука

Диспе́рснаясисте́ма — это образования из двух или более фаз (тел), которые совершенно или практически не смешиваются и не реагируют друг с другом химически. Первое из веществ (дисперсная фаза) мелко распределено во втором (дисперсионная среда). Если фаз несколько, их можно отделить друг от друга физическим способом (центрифугировать, сепарировать и т. д.).

Наиболее общая классификация дисперсных систем основана на различии в агрегатном состоянии дисперсионной среды и дисперсной фазы. Сочетания трех видов агрегатного состояния позволяют выделить девять видов дисперсных систем. Для краткости записи их принято обозначать дробью, числитель которой указывает на дисперсную фазу, а знаменатель на дисперсионную среду, например для системы «газ в жидкости» принято обозначение Г/Ж.

Дисперсная фаза Дисперсионная среда Название и пример

Г/Г Газообразная Газообразная Дисперсная система не образуется

Ж/Г Жидкая Газообразная Аэрозоли: туманы, облака

Т/Г Твёрдая Газообразная Аэрозоли (пыли, дымы), порошки

Г/Ж Газообразная Жидкая Газовые эмульсии и пены

Ж/Ж Жидкая Жидкая Эмульсии: нефть, крем, молоко

Т/Ж Твёрдая Жидкая Пульпа, ил, взвесь, паста

Г/Т Газообразная Твёрдая Пористые тела

Ж/Т Жидкая Твёрдая Жидкость в пористых телах, грунт, почва

Т/Т Твёрдая Твёрдая Сплавы, бетон,

Дисперсные системы с газообразной дисперсионной средой называют аэрозолями. Туманы представляют собой аэрозоли с жидкой дисперсной фазой (Г1 — Ж2), а пыль и дым — аэрозоли с твердой дисперсной фазой (Г1 — Т2); пыль образуется при диспергировании веществ, а дым — при конденсации летучих веществ.

Пены — это дисперсия газа в жидкости (Ж1 — Г2), причем в пенах жидкость вырождается до тонких пленок, разделяющих отдельные пузырьки газа. Эмульсиями называют дисперсные системы, в которых одна жидкость раздроблена в другой, нерастворяющей ее жидкости (Ж1 — Ж2). Низкодисперсные системы твердых частиц в жидкостях (Ж1 — Т2) называют суспензиями, или взвесями, а предельно-высокодисперсные — коллоидными растворами, или золями, часто лиозолями, чтобы подчеркнуть, что дисперсионной средой является жидкость (от греч. «лиос» — жидкость). Если дисперсионной средой является вода, то такие золи называют гидрозолями, а если органическая жидкость — органозолями.

В твердой дисперсионной среде могут быть диспергированы газы, жидкости или твердые тела. К системам T1—Г2 (твердые пены) относятся пенопласты, пенобетон, пемза, шлак, металлы с включением газов. Как своеобразные твердые пены можно рассматривать и хлебобулочные изделия. В твердых пенах газ находится в виде отдельных замкнутых ячеек, разделенных дисперсионной средой. Примером системы T1—Ж2 является натуральный жемчуг, представляющий собой карбонат кальция, в котором коллоидно-диспергирована вода.

Большое практическое значение имеют дисперсные системы типа T1—Т2. К ним относятся важнейшие строительные материалы (например, бетон), а также металлокерамические композиции (керметы) и ситаллы.

К дисперсным системам типа T1—T2 относятся также некоторые сплавы, цветные стекла, эмали, ряд минералов, в частности некоторые драгоценные и полудрагоценные камни, многие изверженные горные породы, в которых при застывании магмы выделились кристаллы.

Цветные стекла образуются в результате диспергирования в силикатном стекле примесей металлов или их оксидов, придающих стеклу окраску. Например, рубиновое стекло содержит 0,01—0,1% золота с размером частиц 4—30 мкм. Условия получения ярко-красных рубиновых и других окрашенных стекол изучались еще М. В. Ломоносовым. Эмали — это силикатные стекла с включениями пигментов (SnO2, TiO2, ZrO2), придающих эмалям непрозрачность и окраску. Драгоценные и полудрагоценные камни часто представляют собой оксиды металлов, диспергированные в глиноземе или кварце (например, рубин — это Сr2О3, диспергированный в Аl2О3).



Суспензия относится к дисперсной системе ВЗВЕСИ, и состоит из жидкости и распределенного в ней твердого вещества с размером частиц более 100 нм. Если порошок поместить в жидкость и перемешать, то получится суспензия, а при высушивании суспензия снова превращается в порошок.

Концентрированные суспензии (пасты) могут быть получены как в результате оседания более разбавленных суспензий, так и непосредственно растиранием порошков или массивных твердых тел с жидкостями

Эмульсия относится к дисперсной системе ВЗВЕСИ. Эму́льсия (новолат. emulsio, от лат. emulgeo — дою, выдаиваю) — дисперсная система с жидкой дисперсионной средой и жидкой дисперсной фазой. Эмульсии состоят из несмешиваемых жидкостей. Например, молоко — одна из первых изученных эмульсий, в нём капельки жира распределены в водной среде. Они постепенно поднимаются на поверхность, поскольку их плотность меньше, чем плотность воды. В молоке за несколько часов образуется слой сливок. Молоко является не устойчивой эмульсией. Получение устойчивых концентрированных эмульсий возможно только в присутствии специальных эмульгаторов.

К эмульгаторам, способным образовывать прочные защитные пленки, относятся высокомолекулярные соединения, например, сапонин, белки (желатин, казеин), каучук, смолы, соли жирных кислот (мыла) и др. Наибольший интерес представляют собой желатированные или твердые эмульсии. Желатированные эмульсии характеризуются большой устойчивостью, прочностью и другими механическими свойствами. Примерами таких эмульсий являются консистентные смазки, маргарин, сливочное масло, густые кремы. Обычными эмульсиями являются жидкости, применяемые при обработке металлов.

Эмульсии играют большую роль при мыловарении, в технологии пищевых продуктов (сливочное масло, маргарин), при переработке натурального каучука, в живописи. В виде эмульсий получают смазочно-охлаждающие жидкости, битумные материалы, пропиточные композиции, пестицидные препараты, лекарственные и косметические средства.


  1. Задание

5.1. Повторите теоретический материал по теме и кратко сформулируйте понятия: суспензия, эмульсия.

Суспензия ________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Эмульсия _________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


5.2 Проведите опыты на тему «Получение суспензий и изучение их свойств» и сделайте выводы.

1. В пробирку насыпать половину чайной ложки мела. Добавить в пробирку 4-5 мл воды, затем энергично встряхнуть содержимое. Ответьте на вопросы:

- Можно ли назвать образующуюся систему раствором? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Чем обусловлено расслоение суспензии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Стала ли жидкость над осадком абсолютно прозрачной? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Для чего перед использованием меловую побелку фильтруют через слой марли или ткани?

________________________________________________________________________________________________________________________________________


2.Получение и свойства эмульсий. В пробирку наливают 2-3 мл воды и 1 мл растительного масла. Что наблюдаете? Закрывают пробирку пробкой и интенсивно встряхивают. Что наблюдаете? Ответьте на вопросы:

- О чем свидетельствует помутнение полученной системы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Наблюдается ли расслоение образовавшейся эмульсии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему опасно попадание воды в систему смазки двигателя автомобиля?

________________________________________________________________________________________________________________________________________


5.3.Заполните таблицу и ответьте на контрольные вопросы.


опыт

Исходные реактивы

Внешний эффект (наблюдения)

Выводы

1

. Мел + вода


Отметьте, как называется образующаяся система, почему?..

2

Вода + масло


Отметьте, смешиваются ли жидкости, какая из них находится в верхнем слое? Почему?

3

Встряхивают пробирку


Отметьте, как называется образующаяся система, почему?

1. Укажите, что в полученной вами дисперсной системе «суспензия» является дисперсионной средой, а что дисперсной фазой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Разделяются ли со временем дисперсионная среда и дисперсная фаза в данной суспензии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Оформление отчета

Оформление отчета в соответствии с заданием (Приложение 1 к практической работе 1)

Вывод по работе

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата сдачи работы: _______________________________________________

Кол-во баллов: ______________ Оценка работы _________________

Подпись преподавателя: _______________________


  1. Эталон ответов


8. Критерии оценки

За правильный ответ на вопросы выставляется положительная оценка -1 балл. При 70 % и более правильных ответов тестовое задание считается выполненным. Для оценки образовательных достижений обучающихся применяется универсальная шкала оценки образовательных достижений.



Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка уровня подготовки

Балл

Отметка

Вербальный аналог

90 ÷ 100

7

5

отлично

80 ÷ 89

6

4

хорошо

70 ÷ 79

4-5

3

удовлетворительно

менее 70

3

2

неудовлетворительно

Приложение 1

Практическое Занятие 1

(Практическая РАБОТА 1)


Дата проведения: _________________

Учебное время: 2 часа


Тема занятия (работы): Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии растительного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем


  1. Цели занятия (работы)

Приобретение умений управления подъемно-транспортным оборудованием с пола.


2. Оформление отчета

Оформить отчет в соответствии с заданием.


Суспензия ______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


Эмульсия ________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


- Можно ли назвать образующуюся систему раствором? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________

- Чем обусловлено расслоение суспензии?

________________________________________________________________________________________________________________________________

- Стала ли жидкость над осадком абсолютно прозрачной? Почему?

________________________________________________________________________________________________________________________________

- Для чего перед использованием меловую побелку фильтруют через слой марли или ткани?

________________________________________________________________________________________________________________________________

Получение и свойства эмульсий. В пробирку наливают 2-3 мл воды и 1 мл растительного масла. Что наблюдаете? Закрывают пробирку пробкой и интенсивно встряхивают. Что наблюдаете? Ответьте на вопросы:

- О чем свидетельствует помутнение полученной системы?

________________________________________________________________________________________________________________________________

- Наблюдается ли расслоение образовавшейся эмульсии?

______________________________________________________________________________________________________________________________

- Почему опасно попадание воды в систему смазки двигателя автомобиля?

________________________________________________________________________________________________________________________________


    1. Заполните таблицу и ответьте на контрольные вопросы.



опыт

Исходные реактивы

Внешний эффект (наблюдения)

Выводы

1

. Мел + вода


Отметьте, как называется образующаяся система, почему?


2

Вода + масло


Отметьте, смешиваются ли жидкости, какая из них находится в верхнем слое? Почему?





3

Встряхивают пробирку


Отметьте, как называется образующаяся система, почему?






1.Укажите, что в полученной вами дисперсной системе «суспензия» является дисперсионной средой, а что дисперсной фазой?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Разделяются ли со временем дисперсионная среда и дисперсная фаза в данной суспензии?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод по работе

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата сдачи работы: _______________________________________________

Кол-во баллов: ______________ Оценка работы _________________

Подпись преподавателя: _______________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!