СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие "СССР в годы Великой Отечественной войны"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическая работа состоит из 5 заданий. Каждое задание включает в себя воспоминания полководцев я о наиболее важных битвах ВОв. К каждому воспоминанию предлагается ответить на ряд вопросов по тексту, а также применить знания, полученные во время лекции.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие "СССР в годы Великой Отечественной войны"»

Практическая работа № 13

Тема: СССР в годы Второй мировой войны. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

Инструкция по выполнению практической работы

1. Прочитайте краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

2. Устно ответьте вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

3. Внимательно прочитайте задания для практического занятия

5. Запишите в тетради название практической работы

4. Выполните задания, ответы запишите в тетрадь


Критерии оценки практической работы

Задание 1 – 1 балл, Задание 2 – 1 балл, Задание 3 – 1 балл, Задание 4 – 1 балл, Задание 5 – 1 балл


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме

Даты Великой Отечественной войны: 22 июня 1941 года – 9 мая 1945 года.

Основные периоды Великой Отечественной войны

Первый период (22 июня 1941 г. -18 ноября 1942 г.) В течение года после нападения Германии на СССР, немецкая армия смогла завоевать значительные территории, в число которых входили Литва, Латвия, Эстония, Молдавия, Белоруссия и Украина. После этого войска двинулись вглубь страны с целью захватить Москву и Ленинград, однако, несмотря на неудачи русских солдат в начале войны, немцам не удалось взять столицу. Ленинград был взят в блокаду, но в город немцев не пустили. Битвы за Москву, Ленинград и Новгород продолжались вплоть до 1942 года;

Период коренного перелома (1942 – 1943 гг.) Средний период войны носит такое название из-за того, что именно в это время советские войска смогли взять преимущество в войне в свои руки и начать контрнаступление. Армии немцев и союзников постепенно начали отступать обратно к западной границе, множество иностранных легионов были разбиты и уничтожены.

Благодаря тому, что вся промышленность СССР в это время работала на военные нужды, советской армии удалось значительно увеличить свое вооружение и оказать достойное сопротивление. Армия СССР из обороняющейся превратилась в нападающую;

Финальный период войны (1943 – 1945 гг.). В этот период СССР начала отвоевывать оккупированные немцами земли и продвигаться в сторону Германии. Был освобожден Ленинград, советские войска вошли в Чехословакию, Польшу, а затем и на территорию Германии. 8 мая был взят Берлин, а немецкие войска объявили о безоговорочной капитуляции. Гитлер, узнав о проигранной войне, покончил с собой. Война закончилась.

Итоги и значение Великой Отечественной войны

Несмотря на то, что основная цель Великой Отечественной войны была оборонительная, в итоге советские войска перешли в наступление и не только освободили свои территории, но и уничтожили немецкую армию, взяли Берлин и остановили победоносное шествие Гитлера по Европе. К сожалению, несмотря на победу, для СССР эта война оказалась разорительной – экономика страны после войны находилась в глубоком кризисе, так как промышленность работала исключительно на военную отрасль, много людей было убито, оставшиеся голодали. Тем не менее, для СССР победа в этой войне означала, что теперь Советский Союз становился мировой сверхдержавой, которая вправе диктовать свои условия на политической арене.


Вопросы для закрепления теоретического материала к практическому занятию

1. Выделите основные периоды Великой Отечественной войны.

2. Назовите основные победы Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны.

3. Что такое коренной перелом в войне?

4. Каковы итоги войны для СССР?


Задания для практического занятия


Задание 1. Изучите документ и ответьте на вопросы.

Из воспоминаний Г.К. Жукова.

«Теперь, пожалуй, пора сказать о существенной ошибке того времени, из которой, естественно, вытекали многие другие, — о просчете в определении сроков вероятности нападения фашистской Германии на Советский Союз. В оперативном плане 1940 года... предусматривалось в случае угрозы войны: привести все вооруженные силы в полную боевую готовность... Введение в действие мероприятий... могло быть осуществлено только по особому решению правительства. Это особое решение последовало лишь в ночь на 22 июня 1941 года, да и то не полностью. Однако вопрос о командных кадрах вооруженных сил в 1941 году продолжал оставаться острым. Массовое выдвижение на высшие должности молодых командиров снижало на какое-то время боеспособность армии. Накануне войны при проведении важных и больших организационных мероприятий ощущался недостаток квалифицированного командного состава, специалистов: танкистов, артиллеристов и летно-технического состава — сказывалось значительное увеличение численности наших вооруженных сил. Предполагалось, что все это можно будет в основном устранить к концу 1941 года».

Вопросы к документу

1. Какие причины первоначальных поражений Красной Армии выделяют их авторы?

2. Сформулируйте эти причины.

3. Какие ещё вы можете добавить?

Задание 2. Сформулируйте итоги и значение Московской битвы.

Из воспоминаний генерала Гудериана.

«Наступление на Москву провалилось. Все жертвы и усилия наших доблестных войск оказались напрасными. Мы потерпели серьезное поражение, которое из-за упрямства верховного командования повело в ближайшие недели к роковым последствиям. Главное командование сухопутных войск, находясь в далекой от фронта Восточной Пруссии, не имело никакого представления о действительном положении своих войск в условиях зимы, хотя и получало об этом многочисленные доклады. Это незнание обстановки все время вело к новым невыполнимым требованиям... Война стала отныне действительно «тотальной». Экономический и военный потенциал большей части стран земного шара объединился против Германии и ее слабых союзников». 

Вопрос. Каковы итоги и значение битвы под Москвой.


Задание 3. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из статьи западного историка Б.Г. Гарта.

«Трехмесячная борьба за овладение городом в тактическом плане для немцев свелась к таранным лобовым ударам... Чем глубже немцы втягивались в жилые районы города с их многочисленными домами, тем медленнее развивалось их наступление. На последнем этапе осады линия фронта проходила в нескольких сотнях метров от западного берега Волги, но к этому времени немецкий натиск в результате исключительно тяжёлых потерь стал ослабевать. Каждый шаг вперед обходился им всё дороже и приносил всё меньше результатов. Сложные условия уличных боев с упорно обороняющимся противником более благоприятствовали русским, хотя они также находились в трудном положении. В сложившейся обстановке им приходилось перевозить подкрепления и боеприпасы на паромах и баржах через Волгу под артиллерийским огнем. Это ограничивало размеры сил, которые русские могли держать и обеспечивать снабжением на западном берегу реки для обороны города. В силу этого защитники города неоднократно подвергались тяжелым испытаниям... Напряжение сил героических защитников достигло предела, но они выстояли».

Вопросы к документу

1. Укажите название города, о котором говорится в статье. К какому году относится описываемая ситуация?

2. На основе текста и знаний из курса истории назовите не менее трёх проблем, с которыми столкнулись защитники города.

З. Приведите не менее трёх причин, по которым защитники города, всё же сумели выстоять.


Задание 4. Прочитайте документ и ответьте на вопросы.

Из оперативного приказа фюрера №6 о проведении операции “Цитадель” 15 апреля 1943 г.

Я решил: как только позволят погодные условия, провести в качестве наступательного удара этого года операцию “Цитадель”.

Посему данному наступлению придается особое значение. Необходимо осуществить его быстро и с большой пробивной силой. Оно должно передать инициативу на весну и лето в наши руки.

В связи с этим все приготовления осуществлять с величайшей осмотрительностью и энергичностью. На всех главных направлениях использовать лучшие соединения, лучшее оружие, лучших командиров, большое количество боеприпасов. Каждый командир, каждый рядовой обязан проникнуться пониманием решающего значения этого наступления. Победа под Курском должна послужить факелом для всего мира.

Для этого приказываю:

1. Цель наступления – посредством массированного, беспощадного и быстро проведенного каждой из атакующих армий наступательного удара из района Белгорода и южнее Орла окружить находящиеся в районе Курска силы противника и концентрированным наступлением уничтожить их….

2. Необходимо:

а) как можно надежнее обеспечить внезапность и, прежде всего, оставить противника в неведении относительно дня наступления.

б) как можно лучше сосредоточить наступательные силы на узком участке фронта, чтобы использовать превосходство в отдельных пунктах всех наступательных средств (танков, штурмовых орудий, артиллерии, дымовых минометов и т.д.) и одним ударом, до соединения обеих наступающих армий, прорвать фронт противника и окружить его….

в) провести наступление столь быстро, чтобы противник не смог ни уйти от окружения, ни подтянуть свои резервы с других фронтов…

Вопросы к документу

  1. Почему немецкое командование придавало этой операции решающее значение?

  2. На какие факторы при разработке этой операции были сделаны ставки?


Задание 5. Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

       Из воспоминаний маршала Г.К.Жукова

   «В воздух взвились тысячи разноцветных ракет. По этому сигналу вспыхнули 120 прожекторов, расположенных через каждые 200 метров. Более 100 миллиардов свечей освещали поле боя, ослепляя противника и выхватывая из темноты объекты атаки для наших танков и пехоты. Это была картина огромной впечатляющей силы…

   Гитлеровские войска были буквально потоплены с сплошном море огня и металла. Сплошная стена пыли и дыма висела в воздухе, и местами даже мощные лучи зенитных проекторов не могли ее пробить.

   Наша авиация шла над полем боя волнами…

  Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие со стороны Зееловских высот своей артиллерией, минометами… появилась группа бомбардировщиков. И чем ближе подходили наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага…

    20 апреля, на пятый день операции, дальнобойная артиллерия… открыла огонь… Начался исторический штурм…

Вопросы к документу:

  1. К какому периоду истории страны относятся описанные в тексте события? Укажите хронологические рамки этого периода. Как называлось сражение?

2.Что по тексту и на основе знаний по истории вы можете сказать об особенностях этого сражения?

  1. Какое отношение имел к нему маршал Жуков?

  2. Какое значение имело это сражение? Какие события за ним последовали?





4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!