Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 93 с дошкольным образованием города Макеевки»
Пономарева Татьяна Викторовна - учитель истории
10 класс История Отечества
Практическая работа «Гражданская война: закономерность или
трагическая случайность»
Формируемые умения:
-
формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и историческими процессами;
-
применять и объяснять на примерах понятия и термины: гражданская война, Белое движение, красные, террор;
-
объяснять причины поражения Белого движения;
-
анализировать исторические документы как источник знаний;
-
подбирать аргументы по дискуссионным вопросам темы;
-
определять причины победы «красных»;
-
высказывать суждение о трагедии гражданской войны для общества.
Группа 1
Причины Гражданской войны
Документы и факты
Провозгласив 25 октября 1917 г. курс на мировую революцию, большевики на деле развязали внутри-национальную Гражданскую войну – неслучайно сразу после переворота со стороны «пролетарской» власти последовали угрозы даже в адрес рабочих. С этого момента Гражданская война стала социальной реальностью.
Рассуждения А.И. Солженицына о Февральской революции, в которых Нобелевский лауреат заявил, что падение самодержавия предрешило скатывание страны к Гражданской войне.
К числу первых проявлений Гражданской войны следует отнести так называемый мятеж Керенского–Краснова.
Еще одним актом Гражданской войны в центре России можно считать события в Москве 9 января 1918 г. Власти задумали провести в годовщину Кровавого воскресения на Лубянской площади демонстрацию под лозунгом «За власть Советов!». Раздались провокационные выстрелы, милиционеры и красногвардейцы открыли беспорядочный ответный огонь, перепуганные демонстранты – по официальным данным, 200 тыс. – в страхе разбежались. Убитых и раненых власти насчитали «не более» 30 человек. Местные большевики тут же объявили, что «уцелевшие остатки белой гвардии и контрреволюционного офицерства» расстреляли шествие рабочих и солдат с крыш домов. Отсюда следовал вывод: вести Гражданскую войну так, чтобы «отбить у буржуазии всякую возможность нападать на рабочий класс»
Заместитель исполнительного директора по науке Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук Михаил Мягков:
«Говоря о главных причинах войны, многие историки выдвигают на первое место насильственный захват большевиками политической власти и проводимый ими курс на экспроприацию частной собственности. Более детально это выглядит так: отказ большевиков от принципов парламентаризма, разгон Учредительного собрания и другие недемократические меры, экономическая политика большевиков в деревне, которая фактически отменила Декрет о земле. Все это заставило значительную часть населения сопротивляться проводимой большевиками политике. Заключенный советским правительством Брестский мир был расценен в широких кругах российского общества, особенно среди офицерства и интеллигенции, как унизительный, грабительский и угрожающий самим основам российской государственности. Буржуазия же, напуганная размахом национализации промышленности, не хотела терять свою собственность. Создание однопартийной системы оттолкнуло от большевиков другие социалистические партии и демократические общественные организации, которые вскоре подняли знамя борьбы против большевиков.
Но глубинные причины Гражданской войны лежат в сфере идеалов и ценностей. Революционные события — не просто удар по экономическому положению имущих слоев, это вызов старому порядку, при котором привыкли жить многие среди элиты. Часть поддержала слом, другая же часть восприняла это как гибель государства и восстала против слома, побуждаемая иррациональными мотивами»
.
Вопросы:
-
Определите причины Гражданской войны в России.
-
Какая причина, на ваш взгляд, является основной?
Группа 2
Задачи большевиков и «белого» движения
Документы и факты.
А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:
«Приказываю Особому совещанию принять в основе своей деятельности следующие положения:
Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…
Борьба с большевизмом до конца.
Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…
Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.
Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…
Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.
Из воззвания генерала Врангеля
«Слушайте, русские люди, за что мы боремся: За поруганную веру и оскорбленные ее святыни.
За освобождение русского народа от ига коммунистов, бродяг и каторжников, вконец разоривших Святую Русь. За прекращение междоусобной брани. За то, чтобы крестьянин, приобретая в собственность обрабатываемую им землю, занялся бы мирным трудом.
За то, чтобы истинная свобода и право царили на Руси. За то, чтобы русский народ сам выбрал себе Хозяина. Помогите мне, русские, люди, спасти Родину».
Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:
«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…
В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно сопротивление эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…. Что лишение политических прав и каких бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.
В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения страны по общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью … должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»
Вопросы:
1.Определите важнейшие цели и лозунги советской власти и белогвардейских режимов. 2.Подумайте, какие слои населения и почему могли поддержать политику лагеря «красных», а какие - политику «белых».
Группа 3
«Красный» и «белый» террор
Документы и факты.
Ленин американскому журналисту Линкольну Стефенсу в марте 1919 года: «Мы должны найти какой-то путь, чтобы избавиться от буржуазии, высших классов, их надо вышибать отсюда. Сам я не вижу, как мы можем испугать их так, чтобы они убрались из России без массовых расстрелов. Конечно, находясь за границей, они будут представлять собой такую же угрозу, однако эмигранты не столь вредны. Единственное решение я вижу в том, чтобы угроза массового террора способствовала распространению ужаса и вынудила их бежать».
Известный ученый - историк Г.В. Вернадский так писал о Чрезвычайной комиссии: «ВЧК действовал безжалостно и жестоко. Одним из наиболее распространённых методов ее работы был захват заложников из числа представителей населения, не симпатизировавшего коммунистам. В тех случаях, когда вспыхивали антибольшевистские восстания – и особенно при покушениях на жизнь коммунистических руководителей – заложники, которые, как правило, вообще не интересовались политикой и сами никак не проявляли своего недовольства государственной властью, без колебаний расстреливались. Если требовалось получить какую - то информацию или вырвать у жертвы признание, сотрудники ВЧК не брезговали и пытками, когда считали их применение необходимым...»
Деятель ЧК Мартин Лацис в издаваемом им журнале «Красный террор» : «Мы не ведём войну против отдельных лиц, а истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал словом или делом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить: к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, образования, воспитания или профессии. Эти вопросы и должны решить судьбу обвиняемого. В этом смысл и сущность красного террора».
«По официальным данным органами ВЧК в 1918 году было репрессировано 31 489 наиболее оголтелых и непримиримых контрреволюционеров и уголовников, в том числе 6 185 расстреляны,14 829 заключены в тюрьмы и 6 407 в концлагеря, 4 068 взяты в заложники. В 1919 г. ВЧК расстреляла 3 456 врагов пролетарского государства. Всего в 1918–19 годах… было расстреляно около 10 000 человек…»
Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С. Н. Розанова [особый уполномоченный Колчака в Красноярске]. 27 марта 1919 г. Начальникам военных отрядов, действующих в районе восстания:
1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их главарей и вожаков; если этого не произойдет, а достоверные сведения о наличии таковых имеются, - расстреливать десятого.
2. Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно; имущество, лошадей, повозки, хлеб и так далее отбирать в пользу казны.
Примечание. Всё отобранное должно быть проведено приказом по отряду…
6. Среди населения брать заложников, в случае действия односельчан, направленного против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно".
Ратьковский И.С кандидат исторических наук в .книге «Красный террор и деятельность ВЧК в 1918 году» : «На территориях, контролируемых П. Н. Красновым, по сообщениям советской прессы (например, газеты «Правда»), общий счёт жертв достиг в 1918 году более 30 тысяч человек. ― Рабочих арестовывать запрещаю, а приказываю расстреливать или вешать; Приказываю всех арестованных рабочих повесить на главной улице и не снимать три дня
‖—эти бесчеловечные слова из приказов красновского есаула коменданта Макеевского района от 10 ноября 1918 г.»
29 апреля 1920 г. Врангель приказом потребовал "безжалостно расстреливать всех комиссаров и коммунистов, взятых в плен"
Бывший председатель Таврической губернской земской управы В. Оболенский пришел к выводу о том, что при Врангеле "по-прежнему производились массовые аресты не только виновных, но и невиновных, по-прежнему над виновными и невиновными совершало свою расправу упрощенное военное правосудие"
Генерал Кутепов прямо говорил, что "нечего заводить судебную канитель, расстрелять и… все
Штаб-ротмистр Фролов: "за сочувствие большевизму пришлось расстрелять всех мужиков от 18-ти до 55-летнего возраста, после чего пустить "петуха". Убедившись, что от Каргалинска осталось пепелище, мы пошли в церковь".
12 октября 1919 г. генерал К. В. Сахаров (1881-1941), командующий Западной армией, издал приказ, требовавший расстрела каждого десятого заложника или жителя, а в случае массового вооруженного выступления против армии - расстрела всех жителей и сожжения селения дотла"
Американский генерал В. Грэвс "В Восточной Сибири совершались ужасные убийства, но совершались они не большевиками, как это обычно думали. Я не ошибусь, если скажу, что в Восточной Сибири на каждого человека, убитого большевиками, приходилось сто человек, убитых антибольшевистскими элементами"
Вопросы:
1.Что означает выражения «красный террор» и «белый террор»?
2. Можно ли оправдать террор?
3. На что был нацелен «красный» террор?
4. «Красный» или «белый» террор был целенаправленной государственной политикой?
4. На ком, на ваш взгляд, лежит ответственность за развязавание террора?
Группа 4
Повседневная жизнь в годы гражданской войны
Документы и факты.
Москва: Транспорт не ходит, водопровод не работает. На верхние этажи практически не подается вода. Канализация не работает. Может быть, это, конечно, не предмет для лекции, но можно отметить, что в отсутствие канализации в качестве отхожих мест использовались пустеющие комнаты домов. Там, где нет никаких хозяев, там, где уехали, там просто вот такое место получается у нас. Не самое лучшее.
Батареи парового отопления, где они были, полопались в первую же зиму буквально, замерзла вода.
Электричество подается в Москве по определенным порциям, то есть порядка 3-4 часов вечером, ну и где-то около 2 часов утром. Причем лампочки горят в вполнакала. Очень большие проблемы с топливом. Донецкий уголь, добыча его практически прекращена.
«Бедная мама должна была поступить на службу ...прибежишь из гимназии, схватишь соленый огурец без хлеба, съешь и начинаешь дрожать на сундуке, укутавшись в шубу. Согреешься... бежать за мамой... такое малокровие, что она не могла ходить...
Приходилось ходить в лес в 14-ти верстах от города. Слабая, изнуренная тащишься туда, наберешь немного дров, выйдешь из лесу, встретит какой-нибудь комиссар и все это отберет».
«В дом ворвалась... шайка «зеленых» и убила маму и папу, это был такой страшный удар для меня тогда, 13-тилетней девочки, что я несколько дней ходила как помешанная... Я осталась одна на всем большом чуждом свете и с маленькой пятилетней сестрой на руках и никого, никого из близких и родных не было у нас... После сыпного тифа старалась найти себе хоть какое-нибудь дело. Приходилось слабой девочке не по силам работать. Приходилось носить воду, рубить дрова, готовить обед, смотреть за двумя маленькими детьми, но нравственно я была удовлетворена».
Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 года:
«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и в частности, всего или почти всего крестьянства. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском; они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.
Но с течением времени мы стали терять все эти спасательные качества … Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен …, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.
Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием, которое у нас в пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.
Знаете ли вы наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, три и через месяц-два не останется в строю ни одного офицера из тех, что выехали на фронт.
Вопрос:
На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к Гражданской войне широких народных масс.
Группа 5
Причины поражения «белого» движения
Документы и факты.
Из речи А. Деникина памяти генерала С. Маркова. 2 июля 1925 г. :
Ни одно из правительств (антибольшевистских.)... не сумело создать гибкий и сильный аппарат, могущий стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять других действовать. Большевики тоже не захватили народной души, тоже не стали национальным явлением, но бесконечно опережали нас в темпе своих действий, в энергии, подвижности и способности принуждать. Мы с нашими старыми приемами, старой психологией, старыми пороками военной и гражданской бюрократии, с петровской табелью о рангах не поспевали за ними...
«Огромные расстояния, на которых были разбросаны армии — от Орла до Владикавказа, от Царицына до Киева — и разобщенность театра войны в значительной мере ослабляли влияние центра на быт и всю службу войск».
П. Милюков. Доклад о белом движении. Газета "Последние новости" (Париж), 6 августа 1924 года:
... Сразу укажу на три причины неудачи белого движения: 1) недостаточная и несвоевременная, руководимая узкокорыстными соображениями помощь союзников, 2) постепенное усиление реакционных элементов в составе движения и 3) как следствие второй, разочарование народных масс в белом движении...
Сообщение английского корреспондента о причинах поражения Деникина. 11 февраля 1920г.
Лион. 11. II. Английский корреспондент телеграфирует из Новороссийска: «Год тому назад союзные державы соединённо решили покончить с большевиками. Но союзники и Деникин, сменивши Корнилова, и все мы допустили одну ошибку. Мы забыли ознакомиться с настроением русского народа. Мы ожидали взрыва добровольческого движения, но он не осуществился. Деникин преданно служил царю. Люди, окружавшие Деникина, также служили царю. Многие из них говорили о вероятном появлении нового императора. Тысячи из них по-прежнему оставались монархистами. Проводя время за кутежами, они нередко оглашали рестораны криками: "Да здравствует император!". Все это не располагало в их пользу население. Им не доверяли, и это послужило причиной падения антибольшевистского правительства. В Ростове система Деникина рухнула. Сомнительно, имело ли бы успех более радикальное правительство».
Из воспоминаний П.Н. Врангеля (1920 г.):
«Плохо снабженная армия питалась исключительно за счёт населения, ложась на него непосильным бременем. Несмотря на большой приток добровольцев из вновь занятых армией мест, численность ее почти не возрастала… Много месяцев тянущиеся переговоры между главным командованием и правительствами казачьих областей все еще не привели к положительным результатам и целый ряд важнейших жизненных вопросов оставался без разрешения. …Отношения с ближайшими соседями были враждебны. Поддержка, оказываемая нам англичанами, при двуличной политике Великобританского правительства, не могла считаться в должной степени обеспеченной».
Из записок участника белого движения, журналиста А. А. фон Лемке.
Что же именно я считаю непосредственными, истинными причинами неудачи вооруженного выступления белых? Первой и основной причиной я считаю настроение населения тех областей, по которым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабженной и организованной армией, которую мы привыкли представлять себе, произнося это слово; немедленно по соприкосновению с населением она вынуждена была брать у него подводы, лошадей, запасы и, наконец, самих людей! Все это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, о которых я говорил, принимались за злонамеренность; и в результате население, не только в лице крестьянской массы, но порой и городской интеллигенции, начинало мечтать об избавлении, которое, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили красные - население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталось... Когда уходили белые - население со злобой высчитывало, что у него взяли...
Вопросы:
1. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?
2. Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?
Группа 6
Причины победы большевиков
Документы и факты.
В. И. Ленин о причинах победы большевиков в гражданской войне:
а) «Несомненно, мы здесь получаем практическое доказательство того, что сплоченные силы рабочих и крестьян, освобожденных от ига капиталистов, производят действительные чудеса».
б) «И только благодаря тому, что партия была на страже, что партия была строжайше дисциплинирована, и потому, что авторитет партии объединял все ведомства и учреждения, и по лозунгу, который был дан ЦК, как один человек, шли десятки, сотни, тысячи и, в конечном счете, миллионы, и только потому, что неслыханные жертвы были принесены, — только поэтому чудо, которое произошло, могло произойти».
В. Кирхнер о причинах победы большевиков: «патриотизм защиты своей страны от иностранных захватчиков, энтузиазм создания «бесклассового общества», страх (части народных масс и особенно крестьян) потерять экономические преимущества, полученные благодаря революции»
Как считают многие историки, важным направлением в деятельности большевиков стало то, что, в отличие от белых, они уделяли внимание не только политическим, но и социальным и экономическим вопросам. Что также определяет их победу в Гражданской войне. Представители Белого движения, начертав лозунги «За Великую, Единую и Неделимую Россию» не предрешали ни будущее государственное устройство, ни экономическую и социальную позицию страны. По мнению их лидеров, основополагающим было освободить страну от большевиков, а дальнейшую судьбу страны будет решать сам народ, отправив своих представителей на некое подобие существовавшего когда-то Земского Собора.
Заместитель исполнительного директора по науке Российского военно-исторического общества, доктор исторических наук Михаил Мягков:
«Среди причин победы большевиков необходимо выделить широкую поддержку советской власти среди огромной массы рабочих и крестьян; диктатуру большевиков, не останавливающихся перед репрессиями; организаторские способности коммунистических лидеров, позволившие создать многомиллионную Красную армию и сплотить общество; пропаганда социальных и национально-освободительных целей войны; поддержка новой власти со стороны международного рабочего движения».
Из речи Л. Д. Троцкого.
Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.
Вопросы:
-
Какие факторы, отмеченные в документах, предопределили победу большевиков в гражданской войне? Почему победу большевиков Ленин называет «чудом»?
-
Как вы объясните слова Л. Д. Троцкого? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне?
Группа 7
Агитпропаганда во время Гражданской войны.
Задание:
Используя Памятку для изучения политических плакатов (Приложение 1), проанализируйте плакат «красных» «Ты записался добровольцем?» и «белых» «Отчего Вы не в армии?» (Приложение 2)
Вопросы:
1.Кто автор плакатов? Когда они были созданы?
2.Какие атрибуты, указывают на политическую направленность плаката? Чья поза красноармейца или белогвардейца более устойчива? Имеет ли значение, какой рукой автор указывает на зрителя? Как шрифт надписи характеризует тему плаката? Как тона красок отражают настрой воинов? Определите, какими художественными средствами автор передает черты характеров воинов, состояние их души?
3.Кому адресован плакат? Почему выбрана именно такая форма обращения к зрителю у красноармейца («Та записался добровольцем?») и у белогвардейца («Отчего Вы не в армии?»)? какое обращение более убедительно?
4.Как автор плаката относится ку тому. Что изображено на нем? Как вы считаете, какой плакат появился раньше и есть ли у него прототип?
5.Предположите, какие результаты были достигнуты с использованием этих плакатов? Что нового вы узнали о Гражданской войне из политических плакатов красных и белых? Что объединяет эти плакаты?
Подведение итогов. Общее задание для класса:
1.Ниже приведены точки зрения ученых-историков по конкретным дискуссионным вопросам. Выберите и аргументируйте одну из предложенных точек зрения, наиболее близкую именно Вам. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить выбранное Вами суждение. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
1) Гражданская война «была и подвигом, и трагедией, как для победителей, так и для побежденных».
2) Гражданская война «есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей».
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
1) Гражданская война «была и подвигом, и трагедией, как для победителей, так и для побежденных».
- в Гражданской войне победили «красные», выделились новые командующие армии: Фрунзе, Буденный, Ворошилов. Удалось отстоять независимость Советской России. Интервенты были изгнаны.
- но для «красных» цена победы была высокой: от 10 до 20 млн.чел. Из них жертвами красного и белого террора, бандитизма стало 2 млн. чел., эмигрировало 2 млн. человек. В стране была разруха. Начался голод.
-Белая гвардия проиграла войну. Погибли генералы, которые всю жизнь посвятили армии и России - Колчак, Марков, Корнилов. Каппель умер от ран. Колчак расстрелян. Каледин застрелился.
- 2 млн. сторонников монархии, в том числе белогвардейцев покинуло Россию. Эмигрировал Деникин, Врангель
2) Гражданская война «есть ни с чем не сравнимая народная трагедия, в которой никогда не было победителей».
Аргументы в подтверждение
- и «красные», и «белые» принесли России в Гражданской войне горе и разруху. Они разграбили страну, обрекли ее на голод и разруху. Тысячи людей погибли с той и другой стороны. Страшная жестокость, «красный» и «белый» террор, бесконечные мобилизации, разрушенные семьи, где брат против брата, отец против сына.
- в Гражданской войне погибло от 10 до 20 млн.чел. Из жертвами красного и белого террора, бандитизма 2 млн. чел., эмигрировало 2 млн. человек
-падение промышленности до 20%, а сельского хозяйства до 50% от уровня 1913 г.
Список использованных источников и литературы
-
Актуальные вопросы Гражданской войны в России в оценке российских и зарубежных историков. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13724/
-
Вернадский, Г.В.Русская история: Учеб. пособие/Г.В. Вернадский – Москва.: Аграф, 1997. –544с.
-
Литвин. А. Красный и белый террор 1918-1922. - М.: Эксмо, 2004. -254с.
-
Михайлов И.В. Начало и причины эскалации Гражданской войны в современной российской историографии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mgimo.ru/files/223707/mikhaylov.pdf
-
Ратьковский, И.С. Красный террор и деятельность ВЧК в 1918 году.: Монография / И.С. Ратьковский –СПб.: СПбГУ, 2006 –288с.
-
Сорокин, А. К. «Красный террор омрачил великую победу Советской власти...»/А.К. Сорокин // Родина. –2016.- № 816(8)
-
Хрестоматия по истории России: 1917-1940 гг. / Под ред. проф. М. Главацкого. - Москва: Аспект-пресс, 1994. - 446 с.
-
Хрестоматии по отечественной истории (1914 - 1945 гг.) под редакцией А.Ф. Киселева, Э.М. Шагина. - Москва, 1996.- 245с.
Практическая работа «НЭП – шаг вперед или назад?»
Формируемые умения:
-
анализировать исторические документы как источник знаний;
-
анализировать и обобщать исторические факты;
-
подбирать аргументы по дискуссионным вопросам темы;
-
устанавливать причинно-следственные связи, используя полученные знания;
-
сравнивать политику НЭПа и военного коммунизма;
-
объяснять кризисы НЭПа; основные противоречия НЭПа.
1 группа
Обоснование необходимости перехода к НЭПу
ЗАДАНИЯ: На основании документальных источников:
1) подобрать факты, подтверждающие экономический кризис, сложившийся в стране после гражданской войны;
2) сформулировать вывод об экономической ситуации в стране.
3) подтвердите или опровергните слова В.И. Ленина, относящиеся к 1921 году: «Разорение, нужда, обнищание»
4) определите причины для перехода к НЭПу, указанные В.И.Лениным. Что означает его выражение «Мы сейчас отступаем назад»?
Документы и факты.
Ленин: «Задача перехода к новой экономической политике в том и состоит, что после опыта непосредственного социалистического строительства в условиях неслыханно трудных, в условиях гражданской войны, в условиях, когда нам буржуазия навязывала формы ожесточённой борьбы, перед нами весной 1921 года стало ясное положение: не непосредственное социалистическое строительство, а отступление в целом ряде областей экономики к государственному капитализму, не штурмовая атака, а очень тяжёлая, трудная и неприятная задача длительной осады, связанной с целым рядом отступлений. Вот что необходимо для того, чтобы подойти к решению экономического вопроса, то есть обеспечения экономического перехода к основам социализма»
В. И. Ленин: «Мы сейчас отступаем, как бы отступаем назад, но мы это делаем, чтобы отступить, а потом разбежаться и сильнее прыгнуть вперёд».
Из доклада И.А. Теодоровича на VIII Всероссийском съезде Советов о развитии сельскохозяйственного производства.
Тяжелое положение в настоящий момент сельскохозяйственного промысла в России можно иллюстрировать следующими цифрами. Общая посевная площадь в 1919 г. по сравнению с 1917 г. сократилась на 16,6 %.: посевная площадь ржи сократилась на 6,7 %, пшеницы – на 19,6 %, овса – на 23,8 %, картофеля – на 13 %. За этот же период не менее сильное сокращение испытало и животноводство: убыль рабочих лошадей составила 6 %, овец – 21,5 %, свиней – 44 %. Между тем запросы города, запросы нашей промышленности, которая должна быть во что бы то ни стало возрождена, предъявляют к этой деревне все новые и новые требования. Получается заколдованный круг, из которого во что бы то ни стало должен быть найден выход.
Из записок американской журналистки Мэри Ворсе Хитон. Автор записок участвовала в поездке М.И. Калинина по районам, охваченных голодом.
“Когда автомобиль остановился на деревенской улице, его окружили крестьяне. Слезы текли у них по щекам. Женщины протягивали истощенных детей. “Товарищ Калинин, - кричали они…- неужели помощь не придет, и нет никакой надежды?” Одна за другой развертывались перед нами картины голода. Все станции были забиты голодающими… Дети умирали…
Из дневника Ф.А. Григорьева, преподавателя Командных курсов РККА в Петрограде.
“24 декабря 1920 г. Положение наше, простых обывателей, все ухудшается. Городские лавки закрыты, и не служащие обыватели ничего не получают, живи как хочешь! Нам, служащим, паек уменьшают и выдают очень неаккуратно: за первую половину декабря сахара совсем не выдали; табак, мыло, соль то выдают, то нет. Дров совсем не дают, мерзнем”.
Из частного письма.
“Дорогой братец. Если имеешь кусок хлеба, то живи там. Я начальник дивизии, получаю 15 миллионов рублей денег и не могу прожить. Пуд муки стоит 14 миллионов… Сейчас здорово волнуются солдаты и крестьяне. Говорят: обещали много всего, но ничего не дали”.
Группа 2
Нэп в оценках населения
ЗАДАНИЯ: На основании документальных источников:
-
Определите, кого называли «нэпманами», их роль в экономическом развитии страны.
-
Определите, заинтересован ли рабочий Калинин, обратившийся с письмом к В.М. Молотову, в сохранении нэпа. Попробуйте подсчитать, правомерны ли его жалобы
-
Определите, почему комсомолец Запорожец, житель деревни Наумовка Конотопского округа, недоволен нэпом? Что вызывало главное недовольство трудящихся?
-
Что сделала советская власть для ликвидации безработицы в СССР?
Документы и факты.
«НЭП процветал. Появилась новая категория людей — нэпманы. Они оказались необходимыми для подъема экономической жизни страны. Процветали магазины, в которых все можно было купить за золото, за денежную валюту, проводилась денежная реформа. На фоне развивающейся жизни ошеломляла ужасающая безработица».
«В городской толпе появились новые персонажи – нэпманы. Выражаясь по-современному, бизнесмены самого разного пошиба – от мелких лавочников до хозяев мастерских и даже фабрик. Официальная пропаганда рабоче-крестьянского государства рисовала их людьми второго сорта – но во многом именно их стараниями Москва (как и вся страна) начала оправляться от разрухи и приходить в себя».
Письмо рабочего Калинина к В.М. Молотову: «Переходный момент превратился уже в длительное строительство, и эта длительность стала давить рабочих... ведь мне как рабочему видно только одно, что получаю 280 коп. в сутки: квартира стоит 10 рублей в месяц, освещение 3—5 рублей, ботинки в кооперативе 25— 20 рублей (и плохого качества), хлеб белый 13—11 коп. 400 гр., папиросы 20 коп. пачка, мясо 35—40 коп. и т. д. Вы скажете, что это обывательщина, мелочь, важнее есть дела... а пока вы там спорите, у меня семья может с голоду умереть. Да и сам останусь голый и больной от переутомления!! Еще раз говорю, репрессий не боюсь (да, кстати, я не из «бузотеров» и на заводе дисциплинированный рабочий, проверьте)».
Комсомолец Запорожец, житель деревни Наумовка Конотопского округа: « Мне кажется.. .вопросу ликвидации нэпа пора бы уделить максимум внимания... а главное, пора бы прекратить бессовестное надувательство и существование людей за счет трудовых денег рабочих и крестьян...»
Из письма безработных XIII съезду РКП(б). Май 1924 г.: Мы рабочие-служащие, выброшенные за борт, в настоящее время находимся без работы и каких-либо средств к существованию, просим убедительно вас задуматься над этим вопросом, ликвидировать его и выполнить свой лозунг: «Тот не ест, кто не работает»! – Мы просим – дайте нам работу, мы есть хотим.
Вы восхищаетесь «Ленинским призывом», что в партию влилось 200 000 чел. от станка, поверьте, что вступление в партию произошло лишь потому, что всяк понял: «если он не партийный, так рано или поздно придётся лишиться куска хлеба, т. е. заработка, а служба-заработок для человека есть кусок хлеба». Никто из вас, товарищи, серьёзно не заговорил об армии миллионной безработных. Да, это правда, на территории СССР не один десяток безработных, голодных и бесприютных.
Группа 3
Итоги НЭПа
ЗАДАНИЕ: Проанализировав документы 1 и 2, охарактеризуйте главные итоги нэпа в экономической сфере
Документы и факты.
Документ 1
За короткое время новая экономическая политика привела к значительным положительным результатам: во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
Документ 2
Группа 4
Причины отхода от НЭПа
ЗАДАНИЯ
1.Проанализировав документ №1, определите, почему автор считает, что НЭП не соответствует устремлениям Октябрьской революции?
2. Проанализировав документы №2, №3, определите, в чем проявились кризисы НЭПа.
Документы и факты.
Документ 1
«Во время военного коммунизма жилось тяжко, мучил холод, мучил голод, даже мороженый картофель считался редким экзотическим фруктом. Но самый остов, самый костяк существовавшего в 1918—1920 годах строя был прекрасным, был действительно коммунистическим. Все было национализировано, частная собственность вытравлена, частный капитал уничтожен, значение денег сведено к нулю, а вместо торговли по капиталистическому образцу — в принципе равное для всех распределение, получение материальных благ….Словно молотом по голове ударило, когда услышали, что нужно нефть в Баку и Грозном отдать заграничным капиталистам в концессию, что им нужно отдать в концессию леса на Севере, в Западной Сибири и множество всяких других предприятий. В тот самый момент, когда появилась такая мысль, здание Октябрьской революции треснуло, пошатнулось. Это означало поворот к капитализму. Ну, а когда к этому добавилась НЭП, денационализация многих частных предприятий, свобода торговли, реставрация экономических отношений прошлого, многие из нас это восприняли, и не могли не воспринять, как измену коммунизму, явное и открытое отступление от всего, за что боролась Октябрьская революция. Она была побежденной. Начав отступление, будем откатываться назад; мы на этой наклонной плоскости удержаться не можем, скатимся уже к самому полному восстановлению капитализма со всеми отсюда вытекающими последствиями. Частный сектор постепенно, но, несомненно, съест весь национализированный сектор».
Документ 2
«Да, теперь деревня могла обеспечить город, в том числе и рабочих, продовольствием. Однако по непрерывно растущим ценам. Так, повышение розничных цен в Москве, крупнейшем промышленном центре страны, только в октябре 1922 года составило 50%, а в ноябре — еще 35. Особенно стремительно повышались цены на хлеб, с чем никто при рыночных отношениях НЭПа не мог совладать. А в такой форме крестьянство отвечало не только на завышенную по общему признанию стоимость тех товаров, в которых нуждалась деревня. Ещё — и на непрерывное обесценивание рубля».
Документ 3
«В 1923 г. резко повышены цены на промышленные товары и снижены на сельско-хозяйственные. Пара сапог теперь «стоила» 250 пудов зерна, плуг — 36 пудов (до революции — 10) и т.д. В итоге деревня потеряла половину своих доходов, а промышленность без особых затрат получила 80 млн. рублей прибыли. Таким образом возникли т.н. «Ножницы цен» между городом и деревней. Но уже к концу года крестьяне значительно сократили всякие закупки, снизились заготовки зерна. Надвигался экономический кризис, и только своевременное понижение цен на промышленную продукцию и повышение заготовительных цен в сельском хозяйстве спасли положение. Советская власть и партия полностью учли уроки кризиса 1923 года. Основной урок: для того, чтобы промышленность ожила, чтобы она работала не на склад, необходимо найти путь от рабочего станка к крестьянской десятине. Таким путем служат: пониженная цена на фабрично-заводские изделия и более или менее нормальное соотношение между ценой на промышленные товары и ценой на продукты крестьянского производства. Крестьянин покупает промышленные изделия, например мануфактуру, тогда, когда ему это выгодно; в противном случае крестьянин будет вырабатывать это в своем хозяйстве. Поэтому главное, что было проделано за предыдущий период, это – борьба за понижение цен.
После II съезда Советов Союза ССР прошло 16 месяцев. За это время по всей промышленности цены снижены почти на 30 %, по некоторым отраслям значительно сильнее; так, например, по хлопчатобумажной промышленности цены снижены почти на 31,4 %, шерстяной – 48,5 %, льняной – 35,2 %. Недавно состоялось постановление о новом снижении цен на 10 %. Благодаря этому уменьшилась разница между ценой на продукты крестьянского хозяйства и ценой на фабрично-заводские изделия…
Группа 5
Образ нэпманов в сатирических карикатурах
ЗАДАНИЯ:
-
Как вы считаете, почему советские карикатуры на нэпманов всегда выполнялись в сатирических красках?
-
Пользуясь Памяткой изучения карикатур (Приложение 3), проанализируйте карикатуры на нэпманов (Приложение 4)
Группа 6
Итоги НЭПа. Кризисы НЭПа
ЗАДАНИЯ:
А) Каковы итоги новой экономической политики?
Б) Заполните таблицу “Итоги нэпа” (положительные и отрицательные)
В) Рассмотрите таблицу «Кризисы НЭПа» и подготовьте рассказ о причинах и сути кризисов.
Документы и факты.
Документ 1
За короткое время новая экономическая политика привела к значительным положительным результатам:
во-первых, посевная площадь достигла довоенного уровня, в 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил среднегодовой сборе 1909—1913 гг., через год на уровень тех лет вышло животноводство;
во-вторых, к 1925 г. удалось достичь 75% выпуска продукции тяжелой промышленности; в 1,5 раза выросла производительность труда; начался выпуск новой техники; было построено 200 электростанций; резко поднялась мелкая и кустарная промышленность;
в-третьих, конвертируемый рубль получил международное признание;
в-четвертых, плодотворно развивалась культура.
Документ 2
Успехи и трудности. Именно по производству можно судить об эффективности аграрных преобразований. В 1909—1913 гг. среднегодовая урожайность была около 7 ц. с гектара, в 1922-1928 гг. она составила 7,6 ц. Валовые сборы зерна: 65 млн. т в 1909—1913 гг., 73 млн. т. в 1925-1929 гг. (1926 г. -77 млн. т, 1927 г. — 72 млн. т).
Посевные площади под технические культуры выросли на 60%, что обеспечило рост производства хлопка, льна, подсолнечника, сахарной свеклы, конопли.
Уже в 1925 г. поголовье скота перешагнуло уровень 1916 г. К 1927 г. коров насчитывалось 30 млн. голов, что на 15% превышало довоенный показатель, а овец и коз стало больше на 12%.
Стоимость товарной продукции сельского хозяйства выросла за 1921-1927 гг. с 1,7 до 4,4 млрд. рублей (1913 г. — 4,5 млрд. рублей).
Почти в три раза увеличились с 1922 по 1927 г. заготовки хлеба.
Изменения в промышленности. С введением нэпа стали закрываться ранее нацио-нализированные заводы и фабрики. Речь шла об убыточных предприятиях. Некоторые из них передавались в аренду частным владельцам. В руках государства осталось не более трети предприятий. Это позволило обеспечить быстрый рост производства прежде всего легкой промышленности. Нерентабельные крупные заводы (Путиловский, Сормовский, Брянский и др.) не были закрыты, так как их ликвидация подрывала политическую силу пролетариата и его кадры. Уже в 1924 г. продукция крупной государственной промышленности выросла по сравнению с 1921 г. в 2 раза, добыча угля и нефти — в 1,5 раза, выплавка чугуна — в 4 раза, производство хлопчатобумажной пряжи — в 2 раза. Повысилась и выработка на одного рабочего.
Документ 3
Кризисы НЭПа были следствием нарушения взаимодействия и товарооборота между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством, неумения большевистского руководства грамотно регулировать экономические процессы.
В 1923 г. резко повышены цены на промышленные товары и снижены на сельско-хозяйственные. Пара сапог теперь «стоила» 250 пудов зерна, плуг — 36 пудов (до революции — 10) и т.д. В итоге деревня потеряла половину своих доходов, а промышленность без особых затрат получила 80 млн. рублей прибыли. Таким образом возникли т.н. «Ножницы цен» между городом и деревней. Но уже к концу года крестьяне значительно сократили всякие закупки, снизились заготовки зерна. Надвигался экономический кризис, и только своевременное понижение цен на промышленную продукцию и повышение заготовительных цен в сельском хозяйстве спасли положение.
В 1926 г. стали сокращаться посевные площади под техническими культурами, их валовые сборы. В следующем году резко снизились заготовки хлеба и в целом поставки зерна из деревни были в два раза меньше, чем до революции, при почти равных валовых сборах.
Подведение итогов. Общее задание для класса (на выбор):
1.Ниже приведены точки зрения ученых-историков по конкретным дискуссионным вопросам. Выберите и аргументируйте одну из предложенных точек зрения, наиболее близкую именно Вам. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить выбранное Вами суждение. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
1) НЭП предполагался на долговременный период и был политикой, призванной полностью изменить экономическое развитие Советского Союза.
2) НЭП противоречил коммунистическим идеям и лозунгам, поэтому был вынужденным отступлением, временным отходом от завоеванных большевиками позиций.
3) НЭП – была «мертворожденным ребенком» большевиков, и хотя помогла решить наиболее насущные проблемы в экономике, но долго продолжаться не могла.
4) НЭП – предполагалась на долговременный период и была политикой, призванной полностью изменить экономическое развитие Советского Союза
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
1) НЭП предполагался на долговременный период и был политикой, призванной полностью изменить экономическое развитие Советского Союза.
Аргументы:
- при НЭПе воссоздавалась банковская система. В 1921 г. был создан Государственный банк с целью способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота за счет кредитов
-введение твердой конвертируемой валюты (советского червонца) позволило использовать экспортно-импортные операции для возрождения народного хозяйства.
2) НЭП противоречил коммунистическим идеям и лозунгам, поэтому был вынужденным отступлением, временным отходом от завоеванных большевиками позиций.
Аргументы:
- социализм основывается на государственной форме собственности на средства производства, а при НЭПе средние и мелкие предприятия переходили в частную собственность.
- рыночная система не возможна при социализме. При НЭПе допускалась частная торговля, свободные цены на частных предприятиях (рестораны, магазины и т.д.). Все противоречило коммунистическим идеям.
3) НЭП – была «мертворожденным ребенком» большевиков, и хотя помогла решить наиболее насущные проблемы в экономике, но долго продолжаться не могла.
Аргументы:
- противоречие НЭПа с социалистической идеологией: частная собственность на средства производства несовместима с идеологией Советской власти, предполагающей государственную (общенародную) собственность; в конечном счете, НЭП был свернут и осуществлен переход к форсированной индустриализации; диктатура пролетариата укреплялась, политическая система ужесточалась, формировалась однопартийная система власти
- введение НЭПа не было запланированным шагом, а происходило под влиянием массового недовольства политикой «военного коммунизма», например, Кронштадтским восстанием;
- эта политика вызвала недовольство части рабочих (из-за безработицы, высоких цен), что усиливало позиции противников нэпа в партии.
Список использованных источников и литературы
1.Валентинов Н. (Н. Вольский) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: Годы работы в ВСНХ во время НЭП. Воспоминания/Сост. и авт. вступ. ст. С. С. Волк.—М.: Современник, 1991. 367 с.
2. Олицкая Е. Л. Мои воспоминания. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sakharov-center.ru/asfcd/auth/?t=page&num=8762
3
. Повседневная жизнь Москвы. Москва НЭПовская. Очерки городского быта. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://chitaem-vmeste.ru/reviews/povsednevnaya-zhizn-moskvy-moskva-nep
2.Хитон Ворсе Мэри. Русские картины // Новый мир. – 1970. - № 4.
Практическая работа «Пакт Риббентропа-Молотова: кто кого переиграл?»
Формируемые умения:
-
объяснить последствия и причины подписания пакта;
-
определить характер угроз для СССР на Дальнем Востоке;
-
устанавливать причинно-следственные связи, используя полученные знания;
-
использовать исторические документы как источник знаний;
-
анализировать и обобщать исторические факты;
-
подбирать аргументы по дискуссионным вопросам темы;
-
формулировать выводы по теме.
1 группа Пакт Риббентропа-Молотова
Документы и факты.
Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом
Правительство СССР и
Правительство Германии
Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений
договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:
Статья I.
Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.
Статья II.
В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу.
Статья III.
Правительства обоих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультации, чтобы информировать друг друга о вопросах, затрагивающих их общие интересы.
Статья IV.
Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой-нибудь группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.
Статья V.
В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода, обе стороны будут разрешать эти споры или конфликты исключительно мирным путем в порядке дружественного обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.
Статья VI.
Настоящий договор заключается сроком на десять лет с тем, что поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья VII.
Настоящий договор подлежит ратифицированию в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.
Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках в Москве, 23 августа 1939 года.
По уполномочию Правительства СССР GlossarВ. Молотов
За Правительство Германии GlossarИ. Риббентроп
Hier nach: Politisches Archiv des Аuswärtigen Amtes, f 11/0048-0050. Mikrofilm.
Секретный дополнительный протокол
При подписании договора о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик нижеподписавшиеся уполномоченные обоих сторон обсудили в строго конфиденциальном порядке вопрос о разграничении сфер обоюдных интересов в Восточной Европе. Это обсуждение привело к нижеследующему результату:
1. В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Прибалтийских государств (Финляндия, Эстония, Латвия, Литва), северная граница Литвы одновременно является границей сфер интересов Германии и СССР. При этом интересы Литвы по отношению Виленской области признаются обоими сторонами.
2.В случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав Польского Государства, граница сфер интересов Германии и СССР будет приблизительно проходить по линии рек Нарева, Вислы и Сана. Вопрос, является ли в обоюдных интересах желательным сохранение независимого Польского Государства и каковы будут границы этого государства, может быть окончательно выяснен только в течение дальнейшего политического развития. Во всяком случае, оба Правительства будут решать этот вопрос в порядке дружественного обоюдного согласия.
3. Касательно юго-востока Европы с советской стороны подчеркивается интерес СССР к GlossarБессарабии. С германской стороны заявляется о ее полной политической незаинтересованности в этих областях.
4. Этот протокол будет сохраняться обеими сторонами в строгом секрете.
Москва, 23 августа 1939 года
По уполномочию Правительства СССР GlossarВ. Молотов
За Правительство Германии GlossarИ. Риббентроп
Вопросы:
-
Каким путем должны решать конфликтные ситуации Германия и СССР ?
-
Территории каких государств Европы стали сферой интересов СССР и Германии?
-
Почему Прибалтика, Финляндия и Бессарабия были признаны сферой интересов СССР?
Группа 2
Сталин о пакте Риббентропа- Молотова
Документы и факты.
Из речи И.В. Сталина 3 июля 1941 года: «Могут спросить: как могло случиться, что Советское правительство пошло на заключение пакта о ненападении с такими вероломными людьми и извергами, как Гитлер и Риббентроп? Не была ли здесь допущена со стороны Советского правительства ошибка? Конечно, нет! Пакт о ненападении есть пакт о мире между двумя государствами. Именно такой пакт предложила нам Германия в 1939 году. Могло ли Советское правительство отказаться от такого предложения? Я думаю, что ни одно миролюбивое государство не может отказаться от мирного соглашения с соседней державой, если во главе этой державы стоят даже такие изверги и людоеды, как Гитлер и Риббентроп. И это, конечно, при одном непременном условии - если мирное соглашение не задевает ни прямо, ни косвенно территориальной целостности, независимости и чести миролюбивого государства. Как известно, пакт о ненападении между Германией и СССР является именно таким пактом. Что выиграли мы, заключив с Германией пакт о ненападении? Мы обеспечили нашей стране мир в течение полутора годов и возможность подготовки своих сил для отпора, если фашистская Германия рискнула бы напасть на нашу страну вопреки пакту. Это определённый выигрыш для нас и проигрыш для фашистской Германии. Что выиграла и проиграла фашистская Германия, вероломно разорвав пакт и совершив нападение на СССР? Она добилась этим некоторого выигрышного положения для своих войск в течение короткого срока, но она проиграла политически, разоблачив себя в глазах всего мира как кровавого агрессора. Не может быть сомнения, что этот непродолжительный военный выигрыш для Германии является лишь эпизодом, а громадный политический выигрыш для СССР является серьёзным и длительным фактором, на основе которого должны развернуться решительные военные успехи Красной Армии в войне с фашистской Германией».
Вопросы:
-
С какой целью СССР подписал пакт о ненападении с Германией?
-
Что выиграла и проиграла Германия, подписав пакт о ненападении?
Группа 3
Молотов о пакте Риббентропа- Молотова
Документы и факты.
«Мы знали, что война не за горами, что мы слабей Германии, что нам придется отступать. Весь вопрос был в том, докуда нам придется отступать – до Смоленска или до Москвы, это перед войной мы обсуждали.
Мы знали, что придется отступать, и нам нужно иметь как можно больше территории. Мы делали все, чтобы оттянуть войну. И нам это удалось – на год и десять месяцев. Хотелось бы, конечно, больше. Сталин еще перед войной считал, что только к 1943 году мы сможем встретить немца на равных.
Вообще, все мы готовились к тому, что война будет, и от нее нам трудно, невозможно избавиться. Год оттягивали, полтора оттягивали. Напади Гитлер на полгода раньше, это, знаете, в тогдашних наших условиях было очень опасно. И поэтому слишком открыто так, чтобы немецкая разведка явно увидела, что мы планируем большие, серьезные меры, проводить подготовку было невозможно. Провели очень много мер, но все же недостаточно. Не успели многое доделать. Пошли воспоминания, будто бы за все должен Сталин отвечать. А был нарком обороны, начальник генерального штаба…»
«– Сейчас пишут, что Сталин поверил Гитлеру, что Пактом 1939 года Гитлер обманул Сталина, усыпил его бдительность. Сталин ему поверил…
– Наивный такой Сталин, – говорит Молотов. – Нет. Сталин очень хорошо и правильно понимал это дело. Сталин поверил Гитлеру? Он своим-то далеко не всем доверял! И были на то основания. Гитлер обманул Сталина? Но в результате этого обмана он вынужден был отравиться, а Сталин стал во главе половины земного шара!
Нам нужно было оттянуть нападение Германии, поэтому мы старались иметь с ними дела хозяйственные: экспорт-импорт.
Никто не верил, а Сталин был такой доверчивый!.. Велико было желание оттянуть войну хотя бы на полгода еще и еще. Такое желание, конечно, было у каждого и не могло не быть ни у кого, кто был близок к вопросам того времени. Не могло не быть просчетов ни у кого, кто бы ни стоял в таком положении, как Сталин. Но дело в том, что нашелся человек, который сумел выбраться из такого положения и не просто выбраться – победить!»
«Перед войной мы требовали колоссальных жертв – от рабочих и от крестьян. Крестьянам мало платили за хлеб, за хлопок и за труды – да нечем платить-то было! Из чего платить? Нас упрекают: не учитывали материальные интересы крестьян. Ну, мы бы стали учитывать и, конечно, зашли бы в тупик. На пушки денег не хватало! Оттянули войну, это немножко успокоило людей.»
Вопросы:
1. Что было бы, если бы СССР не подписал с Германией пакт о ненападении?
2. Как Молотов объясняет основную стратегию СССР в отношении Германии?
Группа 4
Черчилль о пакте Риббентропа- Молотова
Документы и факты.
Из книги Уинстона Черчилля «Как я воевал с Россией»: «Вечером 19 августа Сталин сообщил Политбюро о своем намерении подписать пакт с Германией. 22 августа союзнические миссии лишь вечером смогли разыскать маршала Ворошилова. Вечером он сказал главе французской миссии: «Вопрос о военном сотрудничестве с Францией висит в воздухе уже несколько лет, но так и не был разрешен. В прошлом году, когда погибала Чехословакия, мы ждали от Франции сигнала, но он не был дан. Наши войска были наготове… Французское и английское правительства теперь слишком затянули политические и военные переговоры. Ввиду этого не исключена возможность некоторых политических событий…» На следующий день в Москву прибыл Риббентроп…В секретном протоколе Германия заявила, что не имеет политических интересов в Латвии, Эстонии и Финляндии, но считает, что Литва входит в сферу ее интересов. Была намечена демаркационная линия раздела Польши. В Прибалтийских странах Германия претендовала только на экономические интересы. Пакт о ненападении и секретный протокол были подписаны поздно вечером 23 августа 1939 г.
Невозможно сказать, кому он внушал большее отвращение— Гитлеру или Сталину. Оба сознавали, что это могло быть только временной мерой, продиктованной обстоятельствами. Антагонизм между двумя империями и системами был смертельным. Сталин, без сомнения, думал, что Гитлер будет менее опасным врагом для России после года войны против западных держав. Гитлер следовал своему методу «поодиночке». Тот факт, что такое соглашение оказалось возможным, знаменует всю глубину провала английской и французской политики и дипломатии за несколько лет».
«В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать Прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной».
Вопросы:
1.Почему, несмотря на переговоры с Францией и Англией о военном сотрудничестве, Сталин решился на подписание с Германией пакта о ненападении?
2. Что означал метод Гитлера «поодиночке»?
3. Как Черчилль объясняет причину подписания Сталиным пакта о ненападении с Германией?
Группа 5
Япония и пакт Риббентропа – Молотова
Документы и факты.
ДОГОВОР НЕЙТРАЛИТЕТА МЕЖДУ СОЮЗОМ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ЯПОНИЕЙ
Пакт о нейтралитете между Японией и Советским Союзом
(Подписан 13 апреля 1941 года)
Великая Японская Империя и Союз Советских Социалистических Республик, руководимые желанием укрепить мирные и дружественные отношения между обеими странами, решили заключить пакт о нейтралитете и договорились о нижеследующем:
Статья 1. Обе договаривающиеся стороны обязуются поддерживать мирные и дружественные отношения между собой и взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность другой договаривающейся стороны.
Статья 2. В случае, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав, другая договаривающаяся сторона будет соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта.
Статья 3. Настоящий пакт вступает в силу со дня его ратификации обеими договаривающимися сторонами и сохраняет силу в течение пяти лет. Если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истечения срока, он будет считаться автоматически продленным на следующие пять лет.
Статья 4. Настоящий пакт подлежит ратификации в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Токио также в возможно короткий срок.
Вопросы:
1.Какие военные конфликты между СССР и Японией были в 30 – х годах ХХ века?
2.Почему, несмотря на военные конфликты между СССР и Японией в конце 30-х годов, Япония подписала с СССР договор о нейтралитете?
3.Какик преимущества СССР дало подписание договора о нейтралитете с Японией в апреле 1941 г.?
Подведение итогов. Общее задание для класса:
Ниже приведены точки зрения ученых-историков по конкретным дискуссионным вопросам. Выберите и аргументируйте одну из предложенных точек зрения, наиболее близкую именно Вам. Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить выбранное Вами суждение. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Точки зрения ученых-историков на события августа 1939 г.:
-
Подписание Договора о ненападении с Германией и секретного протокола к нему было дипломатической победой СССР.
-
Подписание пакта Молотова – Риббентропа было просчётом советской дипломатии, имевшим тяжёлые последствия для СССР.
ПРИМЕРНЫЙ ОТВЕТ:
1) Подписание Договора о ненападении с Германией и секретного протокола к нему было дипломатической победой СССР.
Аргументы в подтверждение:
— подписание пакта и секретного протокола к нему позволило СССР включить в свой состав новые территории, которые остались за ним и после войны. Пакт позволил отодвинуть границы СССР на запад, что давало дополнительные преимущества при обороне;
— подписание пакта позволило выиграть время, начать перевооружение и переоснащение армии, укрепить оборону страны
2) Подписание пакта Молотова – Риббентропа было просчётом советской дипломатии, имевшим тяжёлые последствия для СССР.
Аргументы:
— СССР дискредитировал себя, подписав договор с фашистами и выступив как агрессор по отношению к Польше, прибалтийским государствам, Финляндии и Румынии. Это замедлило создание антигитлеровской коалиции
— подписание пакта и секретного протокола к нему привело к насильственному присоединению к СССР народов, часть населения которых впоследствии оказала помощь гитлеровским войскам (Западная Украина, Прибалтика)
Список использованных источников и литературы
-
Внешняя политика СССР, сборник документов, т. 4. - М., 1946.- 550 с..
-
Речь И.В. Сталина 3 июля 1941 года. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://histrf.ru/mediateka/documentary-films/70-let-vov/f/riech-i-v-stalina-3-iiulia-1941-ghoda
-
Черчилль У. Как я воевал с Россией. . - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.litres.ru/uinston-spenser-cherchill/kak-ya-voeval-s-rossiey/
-
Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева . - [Электронный ресурс].Режим доступа: https://runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30 июля 2018 года № 679. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://istoriya405.wixsite.com/mysite-1
-
История Отечества: 10-11 кл.: Программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В.В., Безродная В.П. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО
«ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 65 с.
-
Алгоритмы на уроках истории и обществознания: Методическое пособие для учителей и учащихся. / Автор-составитель: Г.П.Пясецкая. - Чита: ЧИПКРО, 2004. –37 с.
-
Баханов К.О. Дослідницька робота учнів на уроках історії: Посібник. – Х.: Вид. гр. “Основа”, 2004. – 144 с.
-
Баханов К.О. Лабораторно-практичні роботи з історії України / К.О.Баханов. – К.: Генеза. 1996. – 208 с.
-
Гин А. Приемы педагогической техники. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.40204s011.edusite.ru/DswMedia/gin-pri-myipedagogicheskoytexniki-2001-.pdf
-
Короткова М. В. Наглядность на уроках истории. Практическое пособие для учителей.- М., 2000. -111с.
-
Мостяева Л.В. Технология организации деятельности учащихся в группах на уроках истории, обществознания и права. // Право в школе. 2006. № 3
-
Тузикова Л.Д. Стратегии познавательной деятельности при изучении визуальных образов прошлого. - [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.sibran.ru/upload/iblock/a3e/a3ecf978eeffdeec3781d2c192aa955f.pdf
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Алгоритм работы с политическим плакатом
-
Кто автор плаката? Когда и при каких условиях он создан? Какому событию посвящен плакат?
-
Что изображено на плакате? Какие новые явления эпохи отображает плакат? Какова главная идея плаката? Каков лозунг плаката? Какие символы использованы художником? Какие цветовые решения использует автор? Почему именно эти?
-
На какую аудиторию направлено содержание плаката? Какие элементы плаката усиливают его воздействие на аудиторию? С какой целью создан плакат? Как представлены противоположные образы (силы) на плакате (если представлены вообще)? К каким действиям призывает автор плаката?
-
Сторонником какой политической идеологии является автор плаката? как автор плаката относится к тому. Что изображено на нем?
-
Какова реакция на плакат официальной власти и оппозиции? Существует ли аналогичный альтернативный плакат? Что нового вы узнали о периоде истории, отображенного в плакате? На какие вопросы вы не можете ответить, работая с данным плакатом?
Приложение 2.
Плакаты времен Гражданской войны
«Ты записался добровольцем?» Автор: Дмитрий Моор
«Отчего вы не в армии?» Автор неизвестен
Источник: Агитплакат. - [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/article/253265/
Приложение 3
Памятка анализа карикатур
1. Какова главная идея данной карикатуры?
2. Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение, политическое событие или явление)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.
6. Выразите свое отношение к главной идее данной карикатуры.
Приложение 4
Карикатуры на нэпманов
№ 2
№ 1
№ 3 № 4
Источник: https://www.google.com/search? Вениамин Ромов. Делец. Из
серии «Гримасы НЭПа».
1922.