Практическое занятие 4. Межкультурная компетентность как условие эффективной межкультурной (кросс-культурной) коммуникации
Контрольные вопросы, упражнения и задания:
Дайте краткую характеристику межкультурной компетенции.
Межкультурная компетенция — это компетенция в общении с представителями других культур, способность эффективно общаться с представителями разных культур и национальностей.
2. Дайте определение понятию «межкультурная компетентность».
Межкультурная компетенция – это знание жизненных привычек, нравов, обычаев, установок социума, форм поведения, невербальных компонентов (жесты и мимика), национально-культурных традиций, системы ценностей.
Человек, подготовленный к этому знанию, не будет подвергаться неприятному удивлению, испытывать "культурный шок".
Владение необходимыми знаниями и опытом общения с людьми других наций и национальностей поможет ученику, а затем и взрослому в жизни рядом с «иными» людьми, проявляя терпимость, толерантность, уважение и интерес к другим языкам, культурам, религиям и ценностям. Она определяется как «наличие знаний, умений и навыков, которые используются в процессе общения с культурно отличными людьми. В этой связи можно определить ее как наличие у человека знаний о своей культурной принадлежности и своих культурных традициях, для того чтобы использовать эти знания в процессе общения с культурно отличными людьми и развивать в поведении определенные стратегии, которые будут приемлемы в общении с представителями других культурных групп.
Проанализируйте ценности, качества и умения и составьте 5 межкультурных компетенций, выбирая из выше представленных списков межкультурных ценностей, межкультурно значимых качеств и: межкультурно значимых умений и навыков.
На основе этих определений выделяют пять основных компонента межкультурной компетенции:
- Когнитивный, включающий знания о других культурах или группы и когнитивные способности более высокого уровня;
- Интраличностный, что соотносится с внутренним состоянием, с его развитием, или самоопределением отдельно взятой личности. Это более труднодостижимо, но, однако, это ключевой аспект развития эффективной межгрупповой коммуникации;
- Межличностный, касающийся поведенческой способности личности ладить с людьми разных культурных групп;
- Деятельностный компонент межкультурной компетенции, т.е. способность эффективно, должным образом вести себя в ходе межкультурного взаимодействия.
- ??????????
Жизненно необходимые знания, умения и навыки, составляющие содержание межкультурной компетентности, представлены в таблице:
Содержание межкультурной компетентности
Межкультурная осведомленность | Межкультурные знания | Межкультурные умения |
Вера в то, что любое разногласие представляет собой ценность, а получение информации о культурных особенностях- необходимость. | Знание различных культур и представителей меньшинств. | Умение определять культурные различия и умение их открыто обсуждать. |
Вера в ценность своего собственного культурного наследия, равно как и духовного наследия человека другой культуры. | Знание о том, как различные факторы (пол, вероисповедание, система взглядов и т.д.) влияют на личность и на ее образ жизни. | Умение применять новый опыт и уже давно приобретенный в новой ситуации. |
Стремление к самосовершенствованию, а когда необходимо - изменение своих ценностей, установок, взглядов. | Знание уместного использования культурной информации и правил управления культурным процессом. | Умение завоевать доверие и уважение человека другой культуры. |
Открытость к изменениям и вера в то, что изменения необходимы, так как несут положительный заряд. | Знание природы угнетаемых, имеющих культурные корни. | Способность, умение определять уровень собственных межкультурных навыков, уровень комфорта и развития |
Принятие другого мировоззрения. | Знания о модели развития личности и аккультурации представителей угнетенных групп и их влияние на отдельные личности, культурные группы. | Умение дифференцировать индивидуальные различия, культурные различия и универсальные сходства. |
Понимание того, что культурные различия не должны мешать процессу общения и взаимоотношений. | Знание о разногласиях, которыми обладают участники процесса общения. | Умение оказывать моральную поддержку участникам процесса коммуникации и способствовать оптимизации. |
Понимание своего собственного культурного наследия и того, как оно влияет на мировоззрение, систему взглядов, систему ценностей, обязанности. | Знание о том, как ущемление влияет на личность и самоутверждение. | Умение осуществлять межкультурное взаимодействие на уровне личности, группы. |
Осознание своего поведения и его влияния на поведение других. | Знание возможных препятствий на пути представителей национальных меньшинств. | Умение применять знания культурных особенностей в процессе коммуникации. |
Осведомленность о процессе межличностного общения. | Знание теории межличностного общения. | |
Разнообразие и глобальность связей и взаимодействий современного человека, необходимость контактов и взаимообмена между людьми, сообществами, культурами в мировом пространстве породили у представителей самых разных наук широкий интерес к процессу взаимодействия и взаимовлияния культур, который обусловил зарождение новой теории межкультурной коммуникации. Понятие «межкультурная коммуникация» было введено в науку в 1954 г., когда вышла в свет работа Г.Трейгера и Э.Холла «Культура и коммуникация. Модель анализа».
В самом общем виде межкультурной коммуникацией называется взаимодействие индивидов, групп или организаций, принадлежащих к различным культурам. Решающим при этом является вопрос о значимости культурных различий, способности их осознать, понять и адекватно учесть их в процессе коммуникации. Для достижения взаимопонимания в таком процессе необходима определенная совокупность знаний, навыков и умений, общих для всех коммуникантов, которая в теории межкультурной коммуникации получила название межкультурной компетентности.
В зарубежной науке понятие «межкультурная компетентность» возникло во время становления межкультурной коммуникации как самостоятельной научной дисциплины. В контексте отношения к другой культуре, преодоления этнокультурного центризма межкультурная компетентность стала рассматриваться как «комплекс аналитических и стратегических способностей, расширяющий интерпретационный спектр индивида в процессе межличностного взаимодействия с представителями другой культуры».
В российской коммуникативистике межкультурная компетентность определяется как «способность членов некой культурной общности добиваться понимания в процессе взаимодействия с представителями другой культуры с использованием компенсаторных стратегий для предотвращения конфликтов «своего» и «чужого» и создавать в ходе взаимодействия новую межкультурную коммуникативную общность».
Соглашаясь с данным пониманием межкультурной компетентности, А.П.Садохин вносит следующее уточнение: понятие «межкультурная компетентность», прежде всего, связано с объемом и качеством информации о явлениях и ценностях другой культуры, которые в совокупности с приемами и способами, позволяющими коммуникантам достигнуть поставленных целей, образуют основу межкультурной компетентности, главными признаками которой являются:
- открытость к познанию чужой культуры и восприятию психологических, социальных и других межкультурных различий;
- психологический настрой на кооперацию с представителями другой культуры;
- умение разграничивать коллективное и индивидуальное в коммуникативном поведении представителей других культур;
- способность преодолевать социальные, этнические и культурные стереотипы;
- владение набором коммуникативных средств и правильный их выбор в зависимости от ситуации общения;
- соблюдение этикетных норм в процессе коммуникации.
Основными составляющими межкультурной компетентности являются компетенции.
А.Томас (AlexanderThomas) дает такое определение межкультурной компетенции: «выражение способности понимать, уважать, ценить и продуктивно использовать условия и факторы восприятия, суждения, осознания и действия в отношении себя и других людей в условиях взаимной адаптации, границы которой могут варьироваться от проявлений толерантности к несовместимым понятиям до развития форм общения и сотрудничества, основанных на совместных действиях, и до создания жизнеспособной модели ориентации в мире, восприятия и строения мира».
Анализируя различные концепции, можно выявить два подхода к понятию межкультурной компетенции, которые сложились в западной науке:
- первый подход служит идее практического улучшения межкультурной коммуникации, сотрудничества и сосуществования и нацелена на взаимопонимание участников диалога культур;
- согласно второму подходу межкультурная компетенция должна быть самоценной, т.е. это проблема не только восприятия, уважения и признания представителей инокультуры, но и выявления различия между людьми.
Совокупный анализ работ в этой области позволяет констатировать тот факт, что ряд ученых трактуют межкультурную компетенцию как интегративное личностное образование, включающее: общекультурный, социокультурный, лингвосоциокультурный компоненты, которые, в свою очередь, представляют собой определенный свод знаний и умений.
Так, общекультурный компонент предполагает осведомлённость в области общекультурологических знаний и систем ценностей, существующих в различных странах; социокультурный — владение умениями межличностного вербального общения с представителями другой страны, соблюдение соответствующих этических и этикетных речевых норм; лингвосоциокультурный — знание лексических и грамматических единиц, присущих языку различных стран, их правильное использование в коммуникативном процессе.
Несколько иные структурные элементы межкультурной компетенции называет И.С.Соловьева, обозначив их как сферы: когнитивная, прагматическая и мотивационная. В когнитивной сфере накапливается информация о других культурах, при этом необходимо обращаться к культуре не только страны изучаемого языка, но и других стран; в прагматической осуществляется приобретение практических умений, необходимых для межкультурного общения; а в мотивационной — формирование толерантности.
Приблизительно в этих же рамках даны следующие определения межкультурной компетенции:
- умения интерпретировать поведение представителей «чужой» культуры;
- стратегические умения сглаживать конфликты между «своими» и «чужими» и генерировать новую модель межкультурного взаимодействия.
Известны определения понятия межкультурной компетенции, где ключевые позиции ориентированы на феномен способности:
- способность сформировать в себе иную культурную идентичность, что предполагает знание языка, ценностей, норм, паттернов поведения другого коммуникативного сообщества. При таком подходе усвоение максимального объема информации и адекватного знания иной культуры является основной целью овладения межкультурной компетенцией; такая задача может быть поставлена для достижения аккультурации, вплоть до полного отказа от родной культурной принадлежности;
- способность достигать успеха при контактах с представителями иного культурного сообщества, даже при недостаточном знании основных элементов культуры своих партнеров. Именно с этим вариантом межкультурной компетенции приходится чаще всего сталкиваться в практике межкультурной коммуникации;
- способность членов некоторой культурной общности добиваться понимания в процессе взаимодействия с представителями другой культуры с использованием компенсаторных стратегий для предотвращения конфликтов «своего» и «чужого» и создавать в ходе взаимодействия «новую межкультурную коммуникативную общность»;
- способность к взаимодействию, умение ориентироваться и оценивать ситуацию, умение учитывать нормы и ценности в культурах на основе наличия определенных знаний, умений и навыков, личностных качеств, сформированных в процессе приобретения практического опыта в ситуациях межкультурных контактов.
А.Ю.Муратов полагает, что структура межкультурной компетенции отражает характер образовательной компетенции и представляет собой сложное личностное образование, включающее знанияо родной и иной культуре, умения и навыки практического применения своих знаний, а также совокупность качеств личности, способствующих реализации этих знаний, умений и навыков, и, наконец, практический опыт их использования в ходе взаимодействия с представителями иной культуры.Для нас важно мнение ученого по поводу того, что межкультурная компетенция является образовательной компетенцией при изучении иностранного языка и иноязычной культуры, при этом объектом реальной действительности при формировании межкультурной компетенции является процесс общения представителей различных культур.
Г.В.Елизарова оценивает межкультурную компетенцию как компетенцию «особой природы, основанную на знаниях и умениях, способности осуществлять межкультурное общение посредством создания общего для коммуникантов значения происходящего и достигать в итоге позитивного для обеих сторон результата общения». Важным замечанием мы считаем утверждение ученого по поводу того, что межкультурная компетенция не имеет аналогии с коммуникативной компетенцией. Целью формирования межкультурной компетенции является достижение такого качества языковой личности, которое «позволит ей выйти за пределы собственной культуры и приобрести качества медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности».
В этой связи было выделено три компонента межкультурной компетенции: межкультурные ценности, межкультурнозначимые качества и межкультурные умения и навыки.
Компонент «межкультурные ценности»:
1. Равенство (равные возможности для всех)(использованный компонент в выше представленном примере)
2. Социальная сила ( контроль над другими, доминантность)
3. Свобода (свобода мыслей и действий)
4. Чувство социальной идентичности (тождественный, одинаковый)
5. Социальный порядок (стабильность общества)
6. Жизнь полная впечатлений (стремление к новизне)
7. Вежливость (предупредительность, хорошие манеры)
8. Национальная безопасность ( защищенность своей нации от врагов)
9. Социальное признание (одобрение, уважение других)
10.Социальная справедливость ( равенство)
11.Уважение мнения других (учет интересов других людей)
12.Уважение традиций (сохранение признанных традиций, обычаев)
Компонент «межкультурно значимые качества»:
1.Уравновешенный (способный осуществлять саморегуляцию эмоционального состояния)
2.Способен проявлять терпение к чужим мнениям и к различным идеям
3.Способен уважать других людей (проявляющий уважение к мнению другого человека)
4.Компетентный (способный эффективно действовать)
5.Честный (откровенный, искренний)
6.Сохраняющий свой имидж (защита собственного «лица»)
7.Полезный (работающий на благо всего общества)
8.Ответственный (надежный, заслуживающий доверия)
9.Склонный прощать (стремящийся прощать другого)
10.Коммуникабельный (общительный, умеющий получать информацию)
11.Справедливый (верящий в равные возможности всех)(использованный компонент в выше представленном примере)
Компонент «межкультурно значимые умения и навыки»
1.Он обращается с каждым человеком одинаково. Он верит, что у всех должны быть равные возможности в жизни(использованный компонент в выше представленном примере)
2.Он придерживаться норм и правил всегда даже когда никто его не видит.
3.Он умеет выслушать мнение людей, которые отличаются от него. Даже если он не согласен с ними, он все равно хочет их понять
4. Для него важно быть чутким к нуждам других людей. Он старается поддерживать того, кого знает.
5.Он проявляет уважение к другим людям всегда.
6.Для него важно поступать ответственно. Он умеет брать ответственность за свои действия на себя.
7.Ему нравится и он умеет общаться с людьми, получать и делиться информацией.
8.Для него важно, чтобы люди оценили то, что он делает по достоинству.
9.Он умеет взаимодействовать с окружающими, открыт для общения.
10.Он помогает окружающим, его заботит их благосостояние.
11.Он умеет контролировать свое поведение, мысли и эмоции.
12.Он умеет оценить свой вклад в общее дело и вклад других людей.
13.Ему важно занять в коллективе позитивное положение. Он умеет расположить людей к себе.
14.Он способен расположить к себе собеседника и установить с ним контакт.
15.Когда он не прав, всегда признает это.
16.Он считает, что разработка плана, распределение поручений, принятие решений в группе при выполнении группового задания должно решаться в процессе общего обсуждения.
17.Он считает, что можно избежать конфликтные ситуации и способен на это.
18.Ему удается продолжать беседу в доброжелательной атмосфере, если даже собеседник относится к нему предвзято.