СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практическое занятие: Значение гигиенических факторов в развитии слухового и зрительного анализаторов.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие: Значение гигиенических факторов в развитии слухового и зрительного анализаторов.

Просмотр содержимого документа
«Практическое занятие: Значение гигиенических факторов в развитии слухового и зрительного анализаторов.»

Учебная дисциплина: Анатомо-физиологические особенности развития детей (1ч)


Тема урока: Динамика развития анализаторных систем в процессе онтогенеза. Физиологические особенности зрительного анализатора. Физиологические особенности слухового анализатора.

Тип урока: КУ

Цель занятия: сформировать представление о морфофункциональных особенностях детского организма и физиологических особенностях зрительного и слухового анализаторов;

изучить строение зрительного анализатора; развить представление

о морфофункциональных особенностях детского организм; воспитывать бережное отношение к растущему детскому организму.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. [4], стр.253-258,135-148; [1],д стр.48-71

Зарисовать строение глаза.

Плакаты: «Строение глаза»,, видео «Модель барабанной перепонки», « Слуховые косточки» Муляж уха, глазного яблока

3. Актуализация знаний

? Перечислить анализаторы.

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1.1. Строение зрительного анализатора

4.1.2. Характеристика особенностей строения слухового анализатора.

4.1.3. Строение внутреннего уха

4.1.4. Диапазон звуковых волн, воспринимаемый человеком

5. Закрепление материала

? Перечислить косточки среднего уха

? Перечислить органы глаза

? Составить перечень причин, приводящих к потере слуха.

? Профилактика нарушений слуха.

5.1.Рефлексия.










Материал к занятию

Строение зрительного анализатора Строение глаза

Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача - "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Основные функции глаза:

· оптическая система, проецирующая изображение;

· система, воспринимающая и "кодирующая" полученную информацию для головного мозга;

· обслуживающая" система жизнеобеспечения.

Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой. Передняя камера глаза - это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью. Радужка - по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). Зрачок - отверстие в радужке. Чем больше света, тем меньше зрачок. Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза. Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока. Сетчатка - состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция. Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки. Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. Сосудистая оболочка - ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках. Зрительный нерв - при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

Слуховой анализатор. Проводниковым отделом слухового анализатора служит ухо, которое у человека разделено на три отдела: наружное, среднее ухо внутреннее ухо. Наружное ухо, состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Ушная раковина образована эластическим хрящом, покрытым кожей. Внизу ушная раковина заканчивается не содержащей хряща ушной мочкой. Наружный слуховой проход, слагается из двух частей – хрящевой и костной. Костный слуховой проход, составляет две трети всего слухового прохода, открывается кнаружи посредством наружного слухового отверстия. В хрящевой части прохода кожа очень богата как сальными, так и особого рода железами, выделяющими так называемую ушную серу. Барабанная перепонка имеет овальную форму с длинным поперечником (11 мм) и коротким (9 мм). Наружная поверхность покрыта продолжением кожного покрова слухового прохода, а внутренняя – слизистой оболочкой барабанной полости.

Среднее ухо, состоит из барабанной полости и слуховой (евстахиевой) трубы, сообщающей барабанную полость с носоглоткой. Объем барабанной полости около 1 см3. Находящиеся в барабанной полости три маленькие слуховые косточки носят по своему виду названия молоточка, наковальни и стремени. Слуховые косточки укреплены выполняют две функции: костную проводимость звука и механическую передачу звуковых колебаний к овальному окну преддверия. Слуховая, или евстахиева труба, служит для доступа воздуха из глотки в барабанную полость, чем поддерживается равновесие между давлением в этой полости и внешним атмосферным давлением Внутреннее ухо представлено улиткой – спирально закрученным костным каналом, имеющим 2,5 завитка, который разделен основной мембраной на три узких части (лестницы) - верхний канал (вестибулярная лестница) начинается от овального окна, соединяется с нижним каналом (барабанной лестницей) и заканчивается круглым окном. Оба канала представляют собой единое целое и заполнены перилимфой, сходной по составу со спинномозговой жидкостью. Между верхним и нижним каналами находится средний (средняя лестница). Он изолирован и заполнен эндолимфой. Внутри среднего канала на основной мембране расположен собственно звуковоспринимающий аппарат – орган Корти с рецепторными клетками, представляющий периферический отдел слухового анализатора.. Волоски наружных и внутренних волосковых клеток органа Корти соприкасаются с текториальной мембраной, в результате соприкосновения изменяется проводимость ионных каналов рецепторных (волосковых) клеток, формируются рецепторные потенциалы. Все это приводит к возбуждению волокна слухового нерва.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!