СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Практика по специализации «Экологическое воспитание» как средство приобщения к энергосберегающей деятельности с раннего детского возраста

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт руководства практикой учащихся специальности "Дошкольное образование".Содержит несколько мероприятий, подготовленных учащимися. Практика по специализации «Экологическое воспитание» как средство приобщения к энергосберегающей деятельности с раннего детского возраста. . Фотоматериалы.основные направления деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Практика по специализации «Экологическое воспитание» как средство приобщения к энергосберегающей деятельности с раннего детского возраста»

6


В




















едущие идеи



Приобщение к энергосберегающей деятельности необходимо начинать с раннего детского возраста через игровые технологии

энергосбережение – способствует реализации экологического мышления и формированию бережного отношения к ресурсам своей страны

энергосбережение - возможность воспитать бережливого и неравнодушного специалиста и гражданина

необходимо апробировать разнообразные формы работы для формирования оптимальной модели организации энергосберегающей деятельности в образовательном пространстве колледжа

энергосбережение – результат эффективной пропаганды методов экономии энергоресурсов.





















СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

1.Практика по специализации «Экологическое воспитание» как средство приобщения к энергосберегающей деятельности с раннего детского возраста

5

1.1. Акция «Враг природы - это мусор!» (практиканты Лобан О., Козлова О.)

7

1.2. Занятие кружка «Берегите воду». (практиканты Цзан-Тэ-Син М.,Дмитрук А.,Гречко С.)

9

1.3. Экспериментальное занятие кружка на тему: «Его Величество Электричество» (практиканты Симончик Е., Хасеневич О. Коробейко О.)

15

2.Литература

22




























ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с кодексом Республики Беларусь об образовании экологическое воспитание, ориентированное на формирование у обучающихся ценностного отношения к природе, является составляющей воспитания (ст.18)

Необходимость экологического воспитания и формирования экологической культуры жителей планеты Земля становится не только актуальной, но уже кричащей, нетерпящей отложения проблемой. Современное поколение обязано минимизировать отрицательные последствия загрязнения окружающей среды и дальнейшего истощения природных ресурсов в пользу будущих поколений. Будущим поколениям придется жить в новом, быстро изменяющемся мире, важно в раннем возрасте прививать экологический стиль мышления, культуру бережного отношения к окружающему миру разнообразными дидактическими приемами, способствовать воспитанию навыков экологически устойчивого и безопасного стиля жизни. Последовательные действия по экономии ресурсов и энергии, грамотное обращение с отходами, экологически дружественное потребление продуктов и товаров, эффективная эксплуатация автомобиля и использование общественного транспорта помогут сохранить не только природу, но и значительную долю семейного бюджета. Необходимо формировать экологический взгляд на окружающий мир уже в дошкольных учреждениях.

В работе представлен спектр апробированных форм деятельности преподавателя, направленных как на разновозрастной уровень учащихся колледжа, так и на воспитанников детских дошкольных учреждений: материалы практики по специализации «Экологическое воспитание». Таким образом, реализовываются задачи становления экологического мышления будущих специалистов как компетентных членов социума, способных вести работу по пропаганде энергосбережения в образовательном пространстве Республики Беларусь.













1. Практика по специализации «Экологическое воспитание» как средство приобщения к энергосберегающей деятельности с раннего детского возраста

Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие дошкольника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности дошкольника.

Цель экологического воспитания: формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения следующих задач:

образовательных – формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;воспитательных – формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

развивающих – развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.

Качественная подготовка будущих специалистов невозможна без практического обучения, которое способствуют формированию профессиональных компетенций и становлению практических умений и навыков. В соответствии с учебными планами специальности «Дошкольное образование» для учащихся специализации «Экологическое воспитание» предусмотрена практика в объеме 72 часа.

Цель практики: формирование у будущих специалистов системы практических умений и навыков, связанных с профессиональной деятельностью в качестве руководителя кружка экологического воспитания в дошкольных учреждениях и учреждениях внешкольного воспитания и обучения. В объеме 36 часов учащиеся знакомятся с организацией кружковой работы в учреждении внешкольного воспитания и обучения. Учащиеся колледжа проходят практику на базе дошкольных учреждений г.Солигорска. В текущем учебном году в группе ДА-43, которая проходившей практику на базе ДДУ№24 под руководством Говоренко Г.В. были выбраны приоритеты по организации кружковых занятий, направленных на формирование культуры энергосбережения у воспитанников дошкольного учреждения, т.к. одна из задач практики – формирование значимых целей экологической деятельности.

Таким образом, практику необходимо использовать как средство приобщения к энергосберегающей деятельности с раннего детского возраста. При планировании мероприятий преподавателем совместно с учащимися на конференции перед началом практики были определены приоритетные направления деятельности и обсуждены возможные формы проведения занятий. Практиканты самостоятельно готовили материалы для занятий, презентации, наглядность, составляли сценарии и предложили следующие мероприятия для деятельности экологического кружка: - акция «Враг природы - это мусор!» ;

-занятие кружка «Берегите воду!»;

-занятие - эксперимент «Ваше величество Электричество!»

-экологическая викторина.

Необходимо отметить, что викторина проходила, как завершающее занятие и явилась обобщающим занятием по воспитанию культуры энергосбережения у воспитанников старшей группы ДДУ№24 г. Солигорска. Дети старшей группы всегда шли на занятия с интересом, а практиканты готовили занятия так, что воспитанники примеряли на себя роли различных героев, то они были «Знатоками», «Капельками», «Электрончиками», «Добродеями» «Исследователями». Ниже представлены два мероприятия, проведенных учащимися на практике в октябре. 2012г. В приложении 2 представлены видео и аудиоматериалы к данным мероприятиям и видеозаписи занятий.

1.1.Акция «Враг природы - это мусор!» (практиканты Лобан О., Козлова О.)

Цель акции: познакомить воспитанников с разнообразными видами мусора и его вредном влиянии на экологию.

1. Проведение предварительной беседы с детьми о мусоре, о видах мусора, о вредных свойствах мусора.

2. Презентации на тему «Мусор - наш враг».

3. Выполнение коллективной работы из бытового мусора.

фото 1,2,3 практиканты Лобан О., Козлова О. делают с воспитанниками птенчика из пластиковых стаканчиков

4. Подвижная игра: «Где какой мусор?»

фото 4, 5,6 Игра по сортировке мусора с разделением на бумагу и пластик воспринята детьми с энтузиазмом!

Цель: закрепить представления детей о видах мусора; развивать быстроту реакции, ловкость, желание выполнять инструкции воспитателя.

Содержание игры: по команде СТАРТ! Команды начинают соревнование: сортировать мусор в соответствии с указанием воспитателя на пластик и бумагу. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием и допустит наименьшее количество ошибок.

4. Организация выставки работ из бытового мусора, выполненных детьми.

фото7.Выставка работ воспитанников ДДУ№24

5. Проведение итогов акции «Враг природы – это мусор!»



2 .2.Занятие кружка «Берегите воду». (практиканты Цзан-Тэ-СинМ.,Дмитрук А.,Гречко С.)

Цель и задачи занятия: -сформировать представление о свойствах и значении воды для всех живых существ;

-дать представление о пользе чистой воды;

-воспитывать бережное использование питьевой воды;

-развить представление о возможности очистки воды простыми методами;

Материалы и оборудование:

Рисунок с двумя нарисованными реками, глобус, стаканы и чистая питьевая вода для всех детей, фильтровальная бумага, маски для ведущих «Капелька» и «Тучка», волшебная палочка, эмблемы «Капелек», презентация, песня «Дождик» для физкультминутки.

Ход занятия

1.Организационный момент

Занятие проводится в экологической комнате, стулья стоят полукругом.

Воспитатель : - Дети, садитесь на стульчики

2.Заинтересовывающий момент

Воспитатель: - Ребята, я хочу вам загадать загадку: «Она и в озере, и в луже, она и в чайнике кипит. Она и в речке бежит , шумит…»Что это? (Вода). Сегодня я пригласил к вам в гости одну интересную гостью, а кто она, вы сейчас догадаетесь. Сидите тихо-тихо, а я сейчас схожу за ней. (Подхожу к крану, включаю воду и произношу «Добро пожаловать» и вместе со мной заходит Капелька).

Воспитатель : -Дети, встречайте Капельку, поздоровайтесь с ней. Капелька пришла к нам посмотреть и послушать, что вы знаете о воде.

Фото8. Воспитанники ДДУ№24 на занятии кружка «Берегите воду».

3.Основная часть

Капелька:- У меня в руках волшебная палочка. Я буду задавать вопросы, а до кого дотронусь палочкой, тот должен быстро отвечать.

-Какая бывает вода? ( Демонстрирую детям модели чистая, грязная, холодная, горячая и т.д.)

-Какие свойства воды вы знаете? ( Демонстрирую детям понятия без вкуса, без запаха и т.д.)

Воспитатель: - Посмотрите ребята на глобус. Что занимает большую часть – суша или вода?( ответы детей0.Правильно, вода занимает большую поверхность Земли. Воде принадлежит важнейшая роль в природе и жизни человека. К воде нужно относиться бережно и экономно. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).Да, чем экономнее мы будем тратить воду, тем больше ее будет оставаться в реках и озерах. А сейчас мы с вами посмотрим презентации и узнаем как на Земле образуется вода (просмотр презентации1.).

Воспитатель: - Дети, как на Земле образуется вода? (Ответы детей).

Капелька:- Ребята, как вы думаете, вода имеет температуру? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти рисунки, вы видите здесь две речки. Расскажите, чем они отличаются друг от друга?

Дети: Одна веселая, а другая грустная.

Капелька: А почему?

Дети: Одна грязная, а другая чистая.

Воспитатель: -Послушайте рассказ о речке, которую люди обидели. (Повествует о грязной речке, задавая вопросы о том, чем загрязняется вода).

Капелька:- Ребята, кто обидел речку? Вы знаете как нужно вести себя на речке (ребята перечисляют правила поведения)

Воспитатель: Сейчас мы с вами посмотрим презентацию о том, как к нам на землю поступает вода (просмотр презентации 2.).

Воспитатель: Ребята. А теперь расскажите, как вода приходит на Землю (ответы детей).

Капелька: А теперь вы хотите поиграть со мной в игру?

4.Физкультминутка «Мы - капельки».

( музыкальное сопровождение - песня «Дождик».)

Капелька : Закройте все глазки, а я взмахну волшебной палочкой и превращу вас…в…угадайте (В это время одеваем всем медальки-капельки). Открывайте глазки, теперь вы стали маленькими капельками. Повторяйте за мной под музыку:

Кап-кап (хлопаем в ладоши), тук-тук-тук (топаем ножками)

По стеклу раздался стук (шагаем на месте)

Это дождик поутру разбудил всю детвору (поднимаем руки вверх, потянулись).

Кап-кап (хлопаем в ладоши), дон-дон-дон (шагаем на месте),

Капли начали трезвон (ставим руки на пояс),

Если выйдете гулять (руки в стороны),

Не забудьте зонтик взять (ручки домиком над головой).

Кап-кап, кап-кап, у дождя веселый крап (хлопаем в ладоши)

Завтра утром мы опять по дождем пойдем гулять…( топаем ножками).

По стеклу раздался стук (шагаем на месте)

Это дождик поутру разбудил всю детвору (поднимаем руки вверх, потянулись).

Кап-кап (хлопаем в ладоши), дон-дон-дон (шагаем на месте),

Капли начали трезвон (ставим руки на пояс),

Если выйдете гулять (руки в стороны),

Не забудьте зонтик взять (ручки домиком над головой).

Кап-кап, кап-кап, у дождя веселый крап (хлопаем в ладоши)

Завтра утром мы опять по дождем пойдем гулять…( топаем ножками).

(Движения сопровождаются под музыку)

Воспитатель: Капелька а что это у тебя такое?

Капелька: Надо же! Я испачкалась, когда проплывала мимо завода. Я и вам захватила этой водички напиться, вот она.

Воспитатель: Ребята, а вы можете пить такую воду? Да, нельзя! В такой воде даже рыбки не живут.

Капелька: Что же мне теперь делать? Может, вы посоветуете, ведь вы такие умные и добрые?

Воспитатель: Ребята, поможете Капельке очиститься?

-Перед нами стоит два стакана с водой: чистая водичка и вода, принесенная Капелькой. Мы возьмем с вами фильтр и профильтруем водичку. Сможем ли мы очистить полностью воду, которую нам принесла Капелька? Давайте проведем опыт, за одно и Капельке покажем, как это интересно- проводить опыт.(Перед ребятами стоят подготовленные для опыта образцы воды и стакан с фильтром).

-Сейчас вы должны профильтровать воду.

Воспитатель: Ребята, покажите самый чистый фильтр и самый грязный. Смогли ли мы полностью очистить воду, которую принесла капелька? Можно ли пить сырую воду?( Ответы детей) Запомните, воду нужно пить только кипяченую, так как в сырой воде находятся микробы, от которых можно заболеть.

Капелька: Спасибо, ребята, что вы мне показали. Как можно очиститься от пятен. А мне пришла пора отправляться дальше в путешествие. Я вижу, вы многое знаете о воде. И за это я хочу угостить вас чистой водой. (Угощает, прощается и уходит)

Воспитатель: Дети, отгадайте загадку?

Если речка по трубе прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нем, как мы это назовем? (Водопровод)

Воспитатель: Как же вода попала к нам в дом и детский сад?(Ответы детей)

Вода проделала очень долгий путь, прежде чем попала к нам в дом, поэтому ее нужно беречь. Хорошенько закрывать кран, чтобы зря вода не вытекала при поливе огорода и при умывании.

-Дети, для чего нужна вода в доме? (Ответы детей)

-Вода нужна не только людям, а еще кому? Правильно, животным и растениям. Ведь они не могут нам сказать об этом, а без воды они могут заболеть и погибнуть. Взрослые и дети не должны забывать о том, что пресной воды на Планете мало. Так давайте будем бережно относиться к воде!

Заключительная часть

Воспитатель: Я вам прочитаю стихи о воде.

Если руки ваши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать?

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды, жить нельзя нам без воды!

-Кто сегодня приходил к нам в гости?

-Как мы помогли капельке очиститься?

-Как нужно беречь воду?

Занятие закончено.

1 .3.Экспериментальное занятие кружка на тему: «Его Величество Электричество» (практиканты Симончик Е., Хасеневич О. Коробейко О.)

Программное содержание:

Образовательные задачи:

-обобщать знания детей об электричестве;

-расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку;

-познакомить детей с причиной проявления статического электричества;

-закрепить правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в быту.

Развивающие задачи:

-развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

-способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

-развивать волевую готовность к школе.

Воспитательные задачи:

-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

-вызывать радость открытий, полученных из опытов;

-воспитывать умение работать в коллективе;

-воспитывать бережное, экономное отношение к электроэнергии, природным ресурсам.

Оборудование: Эмблемы на каждого ребенка, шарики на каждого ребенка, бумага и ручки на каждого ребенка, музыка-скрип двери, мультфильм «Уроки осторожности – Электричество», презентации.

Ход занятия:

Сюрпризный момент:

Музыка, скрип дверей. Из-за двери появляется Бабка.

Основная часть:

Бабушка: Ребята, а вы не видели моего деда, он как обычно к рыбке пошёл, за новым корытом, да что то, долго нет его?

Воспитатель: Здравствуй бабушка, а зачем ваш дедушка пошёл у рыбки корыто просить?

Бабушка: Здравствуй внученька, а как же не просить, моё, то совсем развалилось, стирать то мне негде?

Воспитатель: А разве, вы ещё в корыте стираете, ведь есть же стиральная машина?

Бабушка: Какая, какая машина? Стиральная?

В оспитатель: Да электрическая стиральная машина, вон наши ребята, знают? Знаете ребята?

Ответы детей.

Бабушка: Ребята, а что такое электричество?

Воспитатель: Ну что ребята, расскажем бабушке, что такое электричество? (Да) Ну тогда вы тоже слушайте и запоминайте.

Воспитатель: Электричество – это электрический ток, мы можем найти его в розетке, но он не видимый, он бежит по проводам и заставляет работать электрические приборы. Электрический ток похож на реку, но только в реке течёт вода, а по проводам бегут маленькие, невидимые глазу частицы – электроны. Но электричество может быть как другом человека, так и врагом, она может быть опасно для человека. Как вы думаете ребята почему?

Ответы детей.

В оспитатель: А скажите ребята, можно ли потрогать электричество? (Нет) Правильно, конечно нельзя, ведь электричество живет в розетке, а мы с вами знаем, что:

Пальчики и гвоздики в розетку не вставлять,

Электричество опасно, это каждый должен знать!

Бабушка: Ну вот, совсем вы меня запугали, страшно, опасно, а почему же тогда электричество может быть другом?

Воспитатель: А потому, что при правильном обращении с ним, электричество заставляет работать электрические приборы, нужные для дома. Вот, например стиральная машина, сама стирает, сама поласкает.

Бабушка: Да нужная вещь. Ребята, а какие ещё электроприборы есть у вас дома и для чего они нужны?

(Ответы детей.

Воспитатель если нужно подсказывает и объясняет.)

Воспитатель: А сейчас детишки мы посмотрим с вами презентацию, которая называется «Что включается в розетку»

(Просмотр презентации.)

Бабушка: Ребята, когда я сегодня шла, я нашла интересную штуку, да не могу понять что это, может, вы мне расскажите что это и как называется.

(Достаю лампу и предлагаю детям потрогать её.)

Загадки про электричество:

По тропинкам я бегу, без тропинки не могу. 
Где меня, ребята, нет, 
Не зажжётся в доме свет. (Электричество)

К дальним сёлам, городам 
Кто идёт по проводам? Светлое величество! 
Это ... (Электричество)

Дом — стеклянный пузырек, а живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется, ярким пламенем зажжется.

(Лампочка)

Чудеса на потолке — повисло солнце на шнурке.

Висит без дела днем,а ночью освещает дом.

(Лампочка)

Воспитатель: А сейчас ребята мы с вами отправимся в прошлое электрической лампочки. Но с начала я вас превращу в маленьких электроников.

(Играет музыка, одеваем эмблемы детям на руку)

Воспитатель: Вот ребята вы и превратились в электроников, и сейчас я вам расскажу историю.

Давным-давно люди жили в пещерах, разводили огонь, на котором готовили пищу. От костра в пещере становилось светлее. А как вы думаете, человеку трудно было ходить по улице ночью?

Почему? (ничего не видно, темно.) Кто-нибудь знает, что придумали люди, чтобы освещать себе путь ночью? (фонарики.) Они появились позже.

А раньше? Раньше люди придумали факелы. Что это такое? (дети отвечают на вопрос)

С факелами не только ходили по улице, но и в замке на стене укрепляли, и они освещали помещение.

Затем люди придумали лучину. Что это такое? Это просто щепка, заостренная на конце. Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Один конец лучины закрепляли, а другой вверху зажигали. Лучину нужно было правильно расположить, чтобы она лучше светила.

– Как вы думаете, при свете такой лучины хорошо было видно? Надолго ли хватало лучины? (воспитатель обращает внимание на то, что от лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит).

– Это было не очень удобно, и люди придумали свечу, свечи делали из пчелиного воска, бараньего сала. Вы все видели свечу? Как она устроена? (бабушка показывает свечу, обращает внимание детей на то, что внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток; зажигает свечу, показывает, как горит.)

– Долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи?

(Ответы детей)

– Люди думали, думали и изобрели керосиновую лампу. Кто видел керосиновую лампу? Кто знает, как она устроена, почему горит?

(Ответы детей)

– Керосиновая лампа удобнее, чем свеча?

(Ответы детей)

– Да, с такой лампой можно было выходить и в дождь, и в ветер. Но все-таки керосиновая лампа не очень удобна. Почему?

(Ответы детей)

Прошло много лет. Люди искали новые способы удобного освещения своего жилища. Когда появилось электричество, Александр Ладыгин придумал электрическую лампочку.

(Во время рассказа показывается презентация про данные предметы)

Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора.

Ребята становитесь в круг, я буду читать стихотворение, а вы в это время быстро передавайте мяч по кругу, а на ком электрический ток прервется тот садится в круг!

(Бабушка участвует вместе с детьми)

Ток бежит по проводам, свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы, холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос, ток энергию принес.

Воспитатель: Вот ребята отдохнули, а сейчас давайте-ка потрудимся. Ребята, проходите и присаживайтесь за столы!

Опыт с бумагой и ручкой.

- Порвите полоску бумаги на мелкие кусочки. (Дети выполняют)

- Поднесите ручку к бумаге.

- С бумагой что-то происходит? (Нет).

- Как заставить бумагу притянутся к ручке? (Предположения детей)

- Сейчас мы сделаем эти обычные ручки волшебными, электрическими.

-Возьмите ручку и натрите ею с помощью волос. Медленно поднесите ее к кусочкам бумаги.

- Что происходит с бумагой? (Бумага притянулась к ручке).

- Как ручка стала электрической? (Предположения детей)

В оспитатель: А сейчас ребята мы с вами немного отдохнем и посмотрим мультик «Уроки осторожности – Электричество»

(Просмотр мультфильма.)

Заключительная часть:

-А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру на закрепление про электричество.

Игра «Можно-нельзя»

Воспитатель: Внимательно послушайте высказывание. Если они правильные, и вы согласны кивайте головой и говорите «да-да-да!», а если нет то говорите «нет-нет-нет!» и топайте ногами.

*Детям нельзя включать утюг;

*Можно играть рычагом управления стиральной машины;

*Нельзя самостоятельно гладить бельё;

*Можно протирать включённый телевизор влажной салфеткой;

*Нельзя тянуть электропровод руками;

*Можно подходить и дотронуться до оголённого провода;

* Уходя из дома, нужно проверить, выключены ли электроприборы;

Воспитатель: Молодцы ребята.

Бабушка: Спасибо вам ребята, что рассказали мне про электричество, и научили делать маленькие чудеса, в знак благодарности я хочу вам подарить волшебные шарики, а теперь я пойду, и расскажу, своему деду с какими чудесными детьми я познакомилась и чему они меня научили, до свидания ребята.




Фото 9.Учащиеся выпускной группы при прохождении практики по специализации «Экологическое воспитание».





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраст /Под ред. С. Л. Новоселовой. 4-е изд., перераб. — М., 1985.

2.Пособие для воспитателей дет.садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977

3. Радина. Е. И. Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста .- М.: Педагогика, 1978.- С.27.

4.Рыжова Н. «Наш дом – природа» Программа экологического воспитания дошкольников//Дошкольное воспитание.-1998.-№7.-с.26-34

5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-325939.html



























~


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!