Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10» х. Хапачёв
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Зам. директора по УВР Цеева З.М. И.о. директора Мерзаканов М.Я.
МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв МБОУ «СОШ №10» х.Хапачёв
____________/__________________ ______________/________________
Подпись расшифровка подписи подпись расшифровка подписи
Приказ №____от _______2023 г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
курс
«Моя художественная практика»
для обучающихся 2 класса
Составила учитель начальных классов
Яхутлева А.З.
х.Хапачёв
2023-2024 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моя художественная практика» для 2 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами :
-федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО),
-положение об утверждении перечня курсов внеурочной деятельности для обучающихся уровней НОО ООО от _____________
-учебного плана МБОУ «СОШ№10» х. Хапачев и рабочей программы воспитания на 2023-2024 учебный год от ______________
-на курс внеурочной деятельности во 2 классе отводится 34 часа (1ч в неделю, 34 учебные недели).
Цель программы — создание условий для проявления творческих способностей обучающихся в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах художественно-творческой деятельности.
Задачи программы:
развитие эстетического восприятия природы, произведений изобразительного искусства и детского творчества;
формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном и народном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека и природы;
знакомство с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов;
овладение элементарной художественной грамотой во всех основных видах визуально- пространственных искусств (собственно изобразительных): графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладного и народного искусства, архитектуры и дизайна;
приобретение собственной художественно-творческой практики в процессе работы различными художественными материалами.
Программа внеурочной деятельности построена на модульном принципе представления содержания по годам обучения. Программа включает в себя относительно самостоятельные части образовательной программы — модули,
позволяющие увеличить её гибкость и вариативность, организовать образовательный процесс, подстраиваясь под интересы и способности обучающихся.
Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности изучения модулей и принципам компоновки учебных тем в каждом классе. Предполагается также возможность реализации одного или нескольких модулей по выбору участников образовательного процесса, при этом увеличивается количество часов, отведённых на практическую работу.
В соответствии с содержанием данной программы основным видом деятельности является художественно-творческая практика, которая реализуется в системе освоения тематических модулей и направлена на достижение определённой цели, а именно — развитие творческой
личности обучающегося через освоение им опыта работы в разных видах изобразительного искусства, разнообразными техниками, материалами, инструментами и средствами изображения. Таким образом обучающийся должен овладеть практическими навыками работы в каждом тематическом модуле: «Графика», «Живопись», «Скульптура»,
«Декоративно-прикладное искусство»,
«Архитектура», «Восприятие произведений искусства».
Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству тесно связано с основным образованием и является его логическим продолжением, неотъемлемой частью системы обучения, созданной в образовательной организации.
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческихгруппах, коллективная), поэтому в программе максимальноеколичество времени отводится для художественно-творческой практики как формы освоения основ изобразительной грамоты.
Материал программы предполагаем межпредметную связь с такими учебными предметами, как «Литература», «Музыка», «История», «Технология», «Информатика».
Планируемые результаты
Патриотическое воспитание осуществляется через уважение и ценностное отношение к своей Родине — России, через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве.
Гражданское воспитание осуществляется через формирование ценностно-смысловых ориентиров и установок, отражающих индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества, через коллективную творческую работу, которая создаёт условие для
разных форм художественно- творческой деятельности и способствует пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности, развитию чувства личной причастности к жизни общества.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося. Творческие задания направлены на развитие внутреннего мира, воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы и помогают обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознанию себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание осуществляется через формирование представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком, через формирование отношения к окружающим людям
(стремление к их пониманию), через отношение к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию, через развитие навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, а также через восприятие её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе собственной художественно-творческой
деятельности по освоению художественных материалов, в процессе достижения результата и удовлетворения от создания реального, практического продукта.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными действиями Пространственные представления и сенсорные способности: характеризовать форму предмета, конструкции; выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе; находить
ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов; сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции; анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции; соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах; выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении .
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов при самостоятельном выполнении
художественно-творческих заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно- пространственную среду жизни человека;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и соответственно по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Учащиеся должны учиться взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности, договариваться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
Овладение универсальными регулятивными действиями Обучающиеся должны внимательно относиться к учебным задачам, выполнять их, соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания; уметь организовывать своё рабочее место для практической работы,
бережно относиться к используемым материалам;
контролировать свою деятельность в процессе достижения результата.
Предметные результаты
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания курса. Результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от содержания программы внеурочной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности «Моя художественная практика»
Модуль «Графика»
Осваивать приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разных по характеру и способу наложения линий.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления). Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши. Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные).
Модуль «Скульптура»
Выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или игруш- ки с учётом местных промыслов). Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображение зверушки) .
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов. Осваивать приёмы орнаментального оформления
сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного
промысла (филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или игрушки с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения (поделки).
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Приобретать опыт сочинения и изображения домиков для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств
художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Приобретать опыт восприятия и эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. К. Айвазовского и др.), произведений художников- иллюстраторов.
Календарно-тематическое планирование
№ п/ п | Темы занятий | Кол. часов | По плану | По факту |
1 | «Птицы», книжка-раскраска (изображение разнообразными линиями птиц из сказок: павлин, ла- сточка, лебедь, утка, ворон, жар-птица и др.; композиция, пропорции) | 1 | | |
2 | «Мир чёрно-белой планеты», графическая сказка (чёрный и белый цвет; сюжетный рисунок на произвольном формате) | 1 | | |
3 | «Нарисуй мне небо», живописная мозаика (изображение неба в ясный солнечный день или вечером красками, используя пастозную технику; составление мозаики) | 1 | | |
4 | «Родные дали» или «Горный пейзаж», композиция пейзажа (композиционная схема; пространство, линия горизонта, цвет; гуашь: отработка мазков; акварель: освоение техники лессировки) | 1 | | |
5 | «Морские просторы», пейзаж (изображение пейзажа в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях: туман, нежное утро, гроза, буря, ветер и др.; освоение техники по-сырому или смешанной техники) | 1 | | |
6 | «Эти забавные животные», композиция (набросок композиции из двух-трёх фигур животных в движении: игры друг с другом или предметом — мячом, клубком, бантиком, палочкой) | 1 | | |
7 | «Сказки на изразцах», композиция (лепка рельефной композиции с изображением героев из сказок (животных или птиц) «Теремок», «Курочка Ряба», «Бычок — смоляной бочок» и др.) | 1 | | |
8 | «В гостях у Мухи-Цокотухи», декоративное панно ( роспись картонной формы посуды по мотивам разных промыслов, украшение орнаментом; работа над декоративной композицией) | 1 | | |
9 | «Нарядные игрушки», декоративная роспись (роспись бумажной конструкции игрушки по мотивам игрушек на- родных промыслов) | 1 | | |
10 | «Маска из бумаги и не только» (освоение приёмов создания маски в различных техниках: коллаж из цветной ткани, обрывная аппликация, работа с фантиками, работа с природными материалами и т . п .) | 1 | | |
11 | «Книги сказок»: Н. Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей», А. М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Г.-Х. Андерсен. «Дюймовочка» (восприятие героев сказок через книжную иллюстрацию, знакомство с особенностями изображения пространства и архитектурных построек в книжной иллюстрации (город, волшебная страна)) | 1 | | |
12 | «Коробка — дом, машина, пароход . . .», конструирование (конструирование города по мотивам сказки Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (дома, машинки и др.)) | 1 | | |
13 | Конструируем игрушки для росписи (симметричное вырезание, соединение деталей в конструкцию) | 1 | | |
14 | «Новогодний город», конструирование предметов (конструирование из бумаги ёлки, создание праздничного настроения с помощью новогоднего декора) | 1 | | |
15 | «Красивый наряд новогодней ёлки», декоративная композиция (выполнение декоративной композиции в разных техниках) | 1 | | |
16 | «Костюмированный бал», композиция (создание композиции-импровизации по мотивам палехской росписи или выполнение коллажа-аппликации из изображений людей в исторических костюмах из журналов и интернета, или композиция из симметрично вырезанных ажурных фигур в костюмах) | 1 | | |
17 | «Составь и нарисуй натюрморт» (натюрморт из выбранных сосудов, выполнение рисунка с передачей их формы (линия, пятно, штрих, светотень)) | 1 | | |
18 | «Овощное и фруктовое чудо», творческий рисунок (натюрморт из овощей и фруктов; работа в цвете пастелью, мелками) | 1 | | |
19 | Натюрморт с натуры (планы, композиционный центр, ближе-дальше, загораживание; цвет, мазок, рефлексы) | 1 | | |
20 | «На арене цирка», сюжетная композиция (набросок композиции, форма, контраст, движение, декоративные де- тали и расположение героев в пространстве) | 1 | | |
21 | «Создаём образ» (создаём образ сказочного персонажа, животного, насекомого и т. д. из нехудожественных материалов; каркас поделки — бутылочка из пластмассы от молочных продуктов и т. п.) | 1 | | |
22 | «Портрет Весны-красны» (оформление в технике аппликации-коллажа; украшение из цветов и бабочек праздничного платья с орнаментом) | 1 | | |
23 | «Как игрушки-тарарушки зиму прогнали», декоративная композиция (выполнение декоративной композиции в полосе по мотивам красочных фигурок-тарарушек из Полховского Майдана) | 1 | | |
24 | «Мебель из бумаги» (освоение приёмов работы с бумагой; трафарет, схема; конструирование бумажной мебели (стул, стол, кровать, диван и т . д .) | 1 | | |
25 | «Интерьер в большой коробке»,проект(интерьер для героев сказки) | 1 | | |
26 | «Детская площадка», проект (бумагопластика, симметричное вырезание, конструирование из полос бумаги качелей, каруселей, горки и др., придание им формы машин, животных, сказочных персонажей) | 1 | | |
27 | «Дюймовочка в волшебной стране цветов, бабочек, жуков», аппликация (объёмная аппликация; симметричное вырезание и бумагопластика (жуки, бабочки, стрекозы, листья, цветы и др .) | 1 | | |
28 | «Дизайн украшений», проект (создание дизайна украшения для злой и для доброй феи, для колдуна и доброго воина; форма, сочетание цветов; коллаж, смешанная техника) | 1 | | |
29 | «Весенний пейзаж» (изображение пейзажа в разных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях, освоение техники по-сырому или смешанной техники) | 1 | | |
30 | «День Победы» (создание плаката, открытки) | 1 | | |
31 | «Знакомство с картиной» (знакомство с произведениями художника-мариниста И. К. Айвазовского) | 1 | | |
32 | «Подводный мир», подвесной аквариум (работа в техниках бумагопластики, симметричного вырезания) | 1 | | |
33 | «Фантастический зоопарк», проект (проект оформления входа в зоопарк: коллаж из графических изображений животных; коллективная работа) | 1 | | |
34 | Экскурсия по выставке детского творчества(беседа,обсуждение оценка, впечатление, мнение) | 1 | | |
Итого: 34 |