СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Права человека от римского права до современности

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почему римское право актуально до сих пор

Просмотр содержимого документа
«Права человека от римского права до современности»










Тема лекции: «Права человека от римского права до современности»






















Римское право. Почему актуально до сих пор?

Феномен Римского государства по сей день поражает воображение историков и простых обывателей - мелкая, ничем не примечательная деревенька Апеннинского полуострова построила гигантскую империю, оставившую нам колоссальное наследие.

Римский сенат

Сегодня я хочу поговорить с вами об одном из подарков Рима нам, своим потомкам - римском праве. В чём его особенность? Как оно повлияло на мир? И почему до сих пор юристы изучают римское право? Давайте разбираться!

Да будет... закон!

Зародилось право в Риме в далекой глубине времен — тогда, когда Рим представлял еще едва заметное пятно на территории земного шара, маленькую общину среди многих других подобных же общин средней Италии. Как и весь примитивный склад жизни этой общины, римское право являло собою тогда несложную, во многом архаическую систему, проникнутую патриархальным и узконациональным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, оно, конечно, было бы давным — давно затеряно в архивах истории.

Но судьба вела Рим к иному будущему. Борясь за свое существование, маленькая civitas Roma («Римское государство». Понятие «civitas» многозначно, и может не только служить эквивалентом понятия «государство», но переводиться и как «самоуправляющаяся община» или «сообщество граждан». Наиболее близким по смыслу и аналогичным понятию «civitas» в латинском языке является «полис» в древнегреческом.) постепенно растет, поглощая в себе другие соседние civitates, и крепнет в своей внутренней организации. Чем далее, тем все более и более расширяется ее территория, распространяется на всю Италию, захватывает близлежащие острова, перебрасывается на все побережье Средиземного моря, — и на сцене истории появляется огромное государство, объединяющее под своею властью почти весь тогдашний культурный мир; Рим стал синонимом мира.

Вместе с тем, Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.

Отношения военные и политические приводят Рим и к отношениям экономическим. Между тем, еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международной торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивается в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистры должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое — либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.

Римляне с древнейших времён были очень открытым обществом. Многие люди могли получить гражданство вне зависимости от религии, происхождения и социального статуса. В то время удивлялись, что даже из рабов Рим был готов сделать своих граждан, которые рьяно будут защищать своё новое Отечество.

Эта открытость касалась не только вопросов гражданства. Всё, что было полезно Риму, он органично присоединял к своей культуре, переваривал и на выходе давал готовый продукт. Это же касается и римского права, коим мы с вами пользуемся по сей день.

Равно как и славяне пригласили Рюрика, так и римляне в начале своего пути приглашали представителей более развитых народов (этрусков) править ими и писать Риму законы. Правовая мудрость греков, фалисков, этрусков, сабинов, карфагенян и других, щедро сдобренная и приправленная римской идентичностью, породили ранние законы Рима, которые потом развивались на протяжении всей его блистательной истории.

Даже самый знаменитый памятник римского права - законы XII таблиц - во многих местах копируют законы Солона из Афинского полиса. Авторы этого памятника права также во многом вдохновлялись законами своих соседей - фалисков, а в особенности - этрусков.

Племя Латинов и его соседи. До начала экспансии Рима.

В чём же заслуга Рима, спросите вы? А в том, что Рим не просто перенимал чужие законы, а творчески их перерабатывал, систематизировал и органически вписывал в уже сложившуюся систему своего права.

Это можно сравнить с созданием таблицы Менделеева. На тот момент многие элементы давно были известны, исследованы их свойства, существовали определённые системы классификации элементов. Но только Менделеев смог создать единую таблицу, в которой аккуратно, по полочкам, были разложены все элементы. Таблицу, которая не только удобно и органично представляла практически все знания химиков на тот момент времени, но и успешно предсказывала будущее химической науки.



Право Рима - право народов!

Созданная римлянами система права получила широкое распространение среди покорённых народов. Наравне с языком и культурой, варвары восприняли у римлян право, которое, после падения империи, стало базой и основной для их собственного законодательства.

Карта Римской империи в 117 году

Например, сборник римского права Lex Romana Visigothorum, или по-другому Breviarium Alaricianum - был составлен в государстве вестготов при короле Аларихе II в 506 году - уже после падения Западной Римской империи. Это говорит о том, что несмотря на свою трагическую гибель - Рим по-прежнему правил жизнью народов. Так возникало то римское право, которое стало затем общим правом всего античного мира. По существу, творцом этого права был, таким образом, весь мир; Рим же явился лишь тем лаборантом, который переработал рассеянные обычаи международного оборота и слил их в единое, поразительное по своей стройности, целое. Универсализм и индивидуализм — основное начало этого целого. Мастерски разработанное в деталях беспримерной юриспруденцией классического периода, римское право нашло себе затем окончательное завершение в знаменитом своде — «Corpus Juris Civilis» («Свод Гражданского Права». Такое название было дано средневековыми правоведами кодексу римского права, созданному по приказу императора Юстиниана комиссией юристов во главе с Трибонианом с 528 по 534 г. добавлением законодательства самого Юстиниана, появившегося после 534 г. и составившего последнюю часть свода — «Новеллы» (Novellae). Впервые под именем «Corpus Juris Civilis» (сокр. — CIC) этот свод был издан в 1583 г. французским историком и правоведом Дионисием Готофредом (Дени Годефруа). Свод Юстиниана — основной источник познания римского права, обобщивший тысячелетний опыт его развития.) императора Юстиниана, и в таком виде было завещано новому миру.

Железный колосс, державший в своих руках судьбы мира, дряхлел: разнообразные народности, входившие в состав всемирного римского государства, тянулись в разные стороны; с границ напирали варвары — новые претенденты на активное участие в мировой истории. Наступил момент, они хлынули могучими потоками и затопили весь античный мир. Настала беспокойная эпоха великого переселения народов, и кажется, что вся богатая культура древности погибла навсегда, что порвались все связи между старым и новым, что история вовсе зачеркивает страницы прошлого и начинает писать все заново.

И, действительно, - "Зачем придумывать велосипед заново?", думали правители многих стран, продолжая использовать законы Рима на протяжении веков после его падения.

В дальнейшем, когда началось бурное развитие собственного права, римское не отошло на второй план, а вступало с ним в органичный симбиоз. Например, в Кодекс Наполеона, принятый в начале XIX века вошли - римское право, королевские указы, национальные обычаи и другие нормативные акты. Но даже в это время система, созданная римлянами оставалась доминирующей среди народов Европы.

Так появилась на свет романо-германская правовая семья, к которой относят и нашу, российскую, систему права. Особенности этой правовой семьи:

  • источник права - закон (нормативно-правовой акт);

  • деление на частное и публичное право, которые, в свою очередь, делятся на более узкие единицы - отрасли права.

Голубым цветом отмечены страны романо-германской правовой семьи

А сегодня-то зачем?

В принципе, ответ на этот вопрос уже можно понять из сказанного выше. Римское право - основа основ современного законодательства многих стран. Большая часть юридической терминологии, многие правовые принципы унаследованы нами от римлян.

Рим - первоисточник современной цивилизации. Даже слово "цивилизация" - пришло к нам из Рима. Несомненно, с течением времени и развитием технологий многое меняется. Но та система, те принципы и фундаментальные основы права, пришедшие к нам от римлян остаются неизменными и по сей день.

Римское право делается предметом изучения; оно начинает применяться в судах; оно переходит в местное и национальное законодательство, — совершается то, что носит название рецепции римского права. Во многих местах «Corpus Juris Civilis» Юстиниана делается прямо законом. Римское право воскресло для новой жизни и во второй раз объединило мир. Все правовое развитие Западной Европы идет под знаком римского права вплоть до настоящего времени: лишь со времени вступления в действие нового общегерманского гражданского уложения — лишь с 1 января 1900 г. исчезло формальное действие Юстиниановского Свода в тех частях Германии, в которых оно еще сохранялось. Но материальное действие его не исчезло и теперь: все самое ценное из него перелито в параграфы и статьи современных кодексов и действует под именем этих последних. Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким — либо римским Юлианом или Папинианом, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.



Волею нашей исторической судьбы мы, русские, были долгое время отрезаны от общения с Западной Европой, оставались чужды ее культуре, и когда, наконец, отделявшие нас перегородки пали, мы очутились в хвосте общечеловеческого движения. Отстали мы и в области права. И если мы хотим в этом последнем отношении сравняться с Европой, если мы хотим говорить с ней на одном языке, мы должны, по крайней мере в школе, освоиться с основным фундаментом общеевропейского права — с правом римским. Если оно повсеместно является основой юридического образования, то у нас для этого причин еще больше. Но изучение римского права отнюдь не должно приводить к слепой вере в его непогрешимость, к вере в то, что дальше идти некуда. Такая вера была бы противна истории, была бы противна и тому духу свободного исследования, которым были проникнуты самые творцы римского права — римские юристы. Лозунгом современной юриспруденции является знаменитое изречение Иеринга: — «durch das r?mische Recht, aber ?ber dasselbe hinaus» — «через римское право, но вперед, дальше его». Усвоив то, что было создано предками, потомки должны работать дальше сами, ибо правовые проблемы не таковы, чтобы они могли быть решены раз навсегда. Новые условия постоянно ставят на очередь новые задачи, и юриспруденция должна постоянно оставаться на своем посту. Ее высшим призванием, ее долгом перед народом является освещение изменяющихся в истории условий и возникающих в связи с ними проблем. Быть впереди народа, освещать ему путь, направлять его правосознание к благу и правде в человеческих отношениях — такова истинная обязанность юриспруденции и ее отдельных представителей.!

Такова историческая судьба римского права. Явившись синтезом всего юридического творчества античного мира, оно легло затем в качестве фундамента для правового развития новых народов, и в качестве такого фундамента, общего для всех народов Западной Европы, оно изучается повсеместно — в Германии, Франции, Италии, Англии и т. д. Явившись базисом, на котором веками формировалась юридическая мысль, оно изучается и теперь, как теория гражданского права, как правовая система, в которой основные юридические институты и понятия нашли себе наиболее чистое от всяких случайных и национальных окрасок выражение. Недаром в прежнее время оно считалось за самый писанный разум, за ratio scripta(«писанный разум», то есть «разум, выраженный в текстах»).


Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Как вы считаете, нужно ли юристам изучать древнее римское право только из-за того влияния, которое оно оказало на современное законодательство?

  2. Насколько, по-вашему, справедливо право Древнего Рима?

  3. Найдите отражение древнеримского права в современности на примерах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!