Права, обязанности и ответственность ребенка с рождения до совершеннолетия
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук, доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика», учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
План лекции:
1. Общий правовой статус обучающихся :
-личные права и свободы;
-политические права и свободы;
-экономические права;
-социальные права;
-культурные права;
-общие гарантии прав и свобод;
-конституционные гарантии правосудия;
-конституционные обязанности обучающихся
2. Правовой статус ребенка с рождения до совершеннолетия
Основные цели лекции:
- -познать права и свободы обучающихся ; -познать конституционные обязанности обучающихся ;
Основные цели лекции:
- - расширить теоретические представления по данной проблематике;
- - познать правовой статус обучающихся
Основная и дополнительная литература:
- Конституция РФ;
- Конвенция о правах ребенка, которая принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года
Актуальность темы лекции
- В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента: - профессиональная компетентность; - информационная компетентность; - коммуникативная компетентность; - правовая компетентность ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Актуальность темы лекции
- Должностные обязанности учителя. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Соблюдает права и свободы обучающихся.
- Учитель должен знать: законы и иные нормативные правовые акты , Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, трудовое законодательство, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования")
Задачи деятельности классного руководителя:
- - защита прав и интересов обучающихся ;
- - оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
- Основной задачей воспитания является формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания ("Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 г. N 21 "Об утверждении Методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений").
Педагогический работник должен знать: законы и иные нормативные правовые акты РФ о правах ребенка; Конвенцию о правах ребенка
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" (с изменениями и дополнениями)
Педагогический работник должен знать: законодательство РФ о правах ребенка, Конвенцию о правах ребенка
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Пункт 2 часть 6 ст. 28, п.2 ч.6 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
- Правительству Российской Федерации при разработке национального проекта в сфере образования исходить из того, что в 2024 году необходимо обеспечить решение следующих задач:
- внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий , обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
- внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций
"Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018)
- В рамках национального проекта "Образование" будут осуществляться мероприятия, направленные на решение следующих задач:
- внедрение новых методов обучения и образовательных технологий , повышающих мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс
1-й учебный вопрос
- Общий правовой статус обучающихся:
-личные права и свободы;
-политические права и свободы;
-экономические права;
-социальные права;
-культурные права;
-общие гарантии прав и свобод;
-конституционные гарантии правосудия;
-конституционные обязанности обучающихся
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество.
Классификация НПА по их юридической силе
- 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ
- 2. Конституция РФ
- 3. Федеральные конституционные законы РФ
- 4. Федеральные законы РФ
- 5. Указы и распоряжения Президента РФ
- 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ
- 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты
- 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты
Часть 1 статьи 15 Конституции РФ
- 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты , принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Часть 4 статьи 15 Конституции РФ
- 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Часть 4 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Нормы локальных нормативных актов , ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании РФ, трудовым законодательством РФ положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией .
-
Виды правовых статусов
- Правовой статус человека – это совокупность закрепленных прав, свобод и обязанностей личности в обществе.
- Различают следующие виды правовых статусов :
- индивидуальный статус гражданина РФ – это совокупность прав, свобод и обязанностей конкретного физического лица с учетом его пола, возраста, образования, семейного положения, профессии и т.д.;
Виды правовых статусов
- специальный (родовой) статус граждан РФ – это совокупность закрепленных в законах и подзаконных нормативных правовых актах прав, свобод и обязанностей определенных категорий физических лиц, например, военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, студентов, несовершеннолетних, учителей, пенсионеров, обучающихся и т.д.;
Часть 1 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Под специальным правовым статусом обучающегося понимается совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ
Виды правовых статусов
- общий правовой статус человека и гражданина РФ – это совокупность конституционных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в Основном законе государства .
Общий правовой статус человека и гражданина РФ
- В зависимости от содержания прав и свобод человека и гражданина их можно подразделить на:
- а) личные права и свободы;
- б) политические права и свободы;
- в) экономические, социальные и культурные права.
Личные права человека и гражданина РФ:
- право на жизнь – ст.20;
- право на достоинство личности – ст.21;
- право на свободу и личную неприкосновенность – ст.22;
- право на частную жизнь – ст.23 и 24;
- право на неприкосновенность жилища – ст.25;
- право на определение и указание своей национальной принадлежности – ст.26;
- право на пользование родным языком – ст.26;
- право на свободу передвижения и выбор места жительства – ст.27;
- право на свободу совести и вероисповедания – ст.28;
- право на свободу мысли и слова – ст.29
Политические права человека и гражданина РФ:
- право на свободу печати и массовой информации – ч.4 и 5 ст.29;
- право на объединение – ст.30;
- право на мирные собрания и публичные манифестации – ст.31;
- право участвовать в управлении делами государства;
- право избирать и быть избранным;
- право на равный доступ к государственной службе;
- право участвовать в отправлении правосудия – ст.32;
- право обращений – ст.33
Экономические права человека и гражданина РФ:
- право на экономическую деятельность – ст.34;
- право частной собственности – ст.35;
- право частной собственности на землю – ст.36;
- право на свободу труда;
- право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- право на вознаграждение за труд;
- право на защиту от безработицы;
- право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, право на забастовку;
- право на отдых – ст.37
Социальные права человека и гражданина РФ:
- право на защиту материнства, детства и семьи – ст.38
- право на социальное обеспечение – ст.39
- право на жилище – ст.40
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41
- право на экологическую безопасность - 42
Культурные права человека и гражданина РФ:
- право на образование – ст.43
- право на свободу творчества – ст.44
- право на участие в культурной жизни – ст.44
Юридические гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина:
- В Конституции РФ закреплены юридические гарантии реализации прав и свобод. Эти гарантии условно делятся на следующие две группы :
- - общие гарантии прав и свобод человека и гражданина;
- - конституционные гарантии правосудия
Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина:
- защита прав и свобод – обязанность государства – ч.1 ст.45
- самозащита прав и свобод – ч.2 ст.45
- судебная защита прав и свобод – ч.1 и 2 ст.46
- международная защита прав и свобод – ч.3 ст.46
- право на возмещение вреда – ст.53
- неотменяемость прав и свобод – ст.55
- полная дееспособность – ст.60
Конституционные гарантии правосудия:
- гарантии подсудности – ст.47
- право на квалифицированную юридическую помощь – ст.48
- презумпция невиновности – ст.49
- запрет повторного осуждения, недействительность незаконно полученных доказательств и право на пересмотр приговора – ст.50
- гарантия от самообвинения и право на не свидетельствование против своего супруга и близких родственников – ст.51
- права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью – ст.52
- запрет обратной силы закона – ст.54
Неотменяемость прав и свобод – ч.3 ст.55
- Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях:
- защиты основ конституционного строя,
- нравственности,
- здоровья,
- прав и законных интересов других лиц,
- обеспечения обороны страны,
- обеспечения безопасности государства
Конституционные обязанности человека и гражданина:
- обязанность соблюдать Конституцию РФ -ч.2 ст.15
- обязанность платить законно установленные налоги и сборы – ст.57
- обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам – ст.58
- обязанность защиты Отечества – ч.1 ст.59
- обязанность нести военную службу
- обязанность уважать права и свободы других лиц – ч.3 ст.17
- обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях – ч.2 и 3 ст.38
- обязанность получить основное общее образование ч.4 ст.43
- обязанность заботиться о памятниках истории и культуры – ч.3 ст. 44
- Принципы по правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты:
- - научности и целеустремленности обучения;
- - опоры на подструктуру опыта личности;
- - воспитания, развития и обучения;
- - индивидуального подхода к личности;
- -наглядности, надежности и прочности усвоения знаний;
- - комплексности, системности, плановости и последовательности обучения;
- - активности в процессе обучения;
- - профессионально - прикладной направленности обучения
- Принципы по правовому воспитанию по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты:
- - связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;
- - опоры на подструктуру направленности личности;
- - целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;
- - воспитания в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;
- - единства между воспитанием и самовоспитанием;
- - требовательности;
- - индивидуального подхода к психологической структуре личности;
- - единства требовательности
- Выводы по1-му учебному вопросу
Права ребенка закреплены в следующих основных законах о правах ребенка:
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Декларация прав ребенка (Принята 20.11.1959 Резолюцией 1386 (XIV) на 841-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
- Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16).
- Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011).
Права ребенка закреплены в следующих основных законах о правах ребенка:
- Федеральный закон от 27.12.2018 N 501-ФЗ "Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации".
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3802).
- Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598).
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст. 3177).
Права ребенка закреплены в следующих основных законах о правах ребенка:
- Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301).
- Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410).
- Часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4552).
- Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 52, ст. 5496).
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1).
- Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954).
- Указ Президента Российской Федерации от 1 сентября 2009 г. N 986 "Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 36, ст. 4312).
Конвенция о правах ребёнка
- это правовой документ высокого международного стандарта. Он предъявляет высокие требования к выполнению провозглашенных прав всеми государствами, ратифицировавшими ее.
- в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.
Декларация прав ребенка
В десяти принципах Декларации отражены права детей:
- на имя;
- гражданство;
- любовь;
- понимание;
- материальное обеспечение;
- социальную защиту;
- возможность получать образование;
- развиваться физически,
- нравственно;
- духовно в условиях свободы и достоинства.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.
- Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.
- Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
- Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
- Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
- Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
- Статья 14. Право исповедовать любую религию.
- Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
- Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 17. Право на доступ к информации.
- Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
- Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство.
- Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
- Статья 28. Право на образование.
Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребенка, которая одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года и вступила в силу 15.09.1990 года о правах ребёнка):
- Статья 31. Право на отдых и досуг.
- Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.
- Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
- Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
- Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
2-й учебный вопрос
- 2. Правовой статус ребенка с рождения до совершеннолетия
- С рождения ребенок имеет право:
- 1. На жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).
- 2. На имя, отчество, фамилию (ст. 58 Семейного Кодекса РФ).
- 3. На гражданство (ст. 6 Конституции РФ, ст. 12 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»).
- 4. Жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ).
- 5. Право на имущественные права (ст. 54, 57, 60 СК РФ).
- 6. На общение с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК РФ).
- 7. На защиту (ст. 56 СК РФ).
- 8. На получение содержания от своих родителей и других членов семьи (ст. 60 СК РФ).
- Ребенок несет ответственность:
- - перед родителями или лицами их заменяющими, воспитателями, преподавателями.
- С 6 лет имеет право:
- 1. Совершать мелкие бытовые сделки.
- 2. Совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации.
- 3. Совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или свободного распоряжения (ст. 28 ГК РФ).
- Обязанности:
- 1. Слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать заботу и внимание, за исключением случает пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение или оскорбления.
- 2. Получить основное общее образование (9 классов).
- 3. Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных организациях, дома и в общественных местах.
- Ответственность:
- 1. Перед родителями и лицами, их заменяющими, воспитателями, учителями, администрацией образовательной организации.
- 2. Перед своей совестью.
- С 8 лет имеет право:
- - на участие в детском общественном объединении (ст.19 Закона «Об общественных объединениях»)
- Обязанность:
- - соблюдать Устав, правила детского общественного объединения.
- Ответственность:
- - перед детским общественным объединением.
- С 10 лет имеет право:
- - на учет своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 СК РФ);
- - быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;
- - давать согласие на изменение своего имени или фамилии (ст. 59, 134 СК РФ);
- - на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ);
- на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).
- Ответственность:
- - помещение в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа детей и подростков, не подлежащих уголовной ответственности
- (прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних или материалы об отказе в его возбуждении). До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, лица могут быть направлены на срок до 30 суток в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на основании постановления судьи (ст. 15 Федерального закона от 24.06 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
- С 14 лет имеет право:
- 1. Получить паспорт гражданина РФ (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации).
- 2. Самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав (ст. 56 СК РФ).
- 3. Требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ).
- 4. Давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»).
- 5. Требовать установления отцовства в отношении своего ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ).
- 6. Работать в свободное от учебы время (н-р, во время каникул) с согласия одного из родителей не более 4-х часов в день с легкими условиями труда - ст. 92 ТК РФ).
- С 14 лет имеет право:
- 7. Заключать любые сделки с согласия родителей, лиц, их заменяющих (ст.26 ГК РФ):
- - самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
- - самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
- - вносить вклады в банки и распоряжаться ими;
- 8. Участвовать в молодежном общественном объединении.
- Обязанность:
- 1. Выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта, правил учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством.
- 2. Соблюдать устав, правила молодежного общественного объединения.
- Ответственность:
- 1. Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы.
- 2. Самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам.
- 3. Возмещение причиненного вреда.
- 4. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины.
- 5. уголовная ответственность за отдельные виды преступлений - ст. 20 УК РФ.
- С 15 лет имеет право:
- - работать в случаях получения основного общего образования либо оставления его в соответствии с законодательством (ст.63 ТК РФ)
- С 16 лет имеет право:
- 1. Вступать в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления (в некоторых субъектах РФ законом может быть установлен порядок вступления в брак с учетом особых обстоятельств до 16 лет) (ст. 13 СК РФ).
- 2. Работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных ТК РФ (ст. 92).
- 3. Быть членом кооператива (ст. 26 п. 4 ГК РФ).
- 4. Управлять мопедом по дорогам, учиться вождению автомобиля (п. 2 ст. 25 ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
- С 16 лет имеет право:
- 5. Быть признанным полностью дееспособным (получить все права 18-летнего) по решению органа опеки и попечительства (с согласия родителей) или суда (в случае работы по трудовому договору или занятия предпринимательской деятельностью с согласия родителей) (ст. 27 ГК РФ).
- Ответственность:
- 1. Ответственность за административные правонарушения в порядке, установленном законодательством (ст. 2, 3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»).
- 2. Ответственность за совершение всех видов преступлений (ст. 20 УК РФ).
- С 17 лет добавляется обязанность:
- - встать на воинский учет; пройти медицинскую комиссию в военкомате и получить приписное свидетельство (ст. 9 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
- В 18 лет человек становится совершеннолетним, т.е. может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.
Заключительная часть урока-лекции
- Преподаватель подводит итог сказанному в основной части лекции и делает выводы по теме
- Правоспособность гражданина - способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).
- Дееспособность гражданина - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст.21 Гражданского Кодекса РФ).
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество.
Выводы
- Классификация НПА по их юридической силе:
- 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ;
- 2. Конституция РФ;
- 3. Федеральные конституционные законы РФ;
- 4. Федеральные законы РФ.
- 5. Указы и распоряжения Президента РФ;
- 6. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
- 7. Ведомственные подзаконные нормативные акты;
- 8. Межведомственные подзаконные нормативные акты
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:
- Президент России В.В. Путин: « Защита прав и интересов детей , воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны»
Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление новых знаний:
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете признаки юридической ответственности?
Ответ
- закрепляется законодателем только в законах и нормативных правовых актах;
- наступает за совершение правонарушителем правонарушения;
- реализуется в процессуальных формах;
- исполняется уполномоченным государственным органом или должностным лицом;
- заключается в правовых последствиях для правонарушителя;
- является одним из видов государственного принуждения
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете виды юридической ответственности несовершеннолетних?
Ответ
- уголовная ответственность;
- административная ответственность;
- гражданско-правовая ответственность;
- материальная ответственность;
- дисциплинарная ответственность
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете категории преступлений?
Ответ
- преступления небольшой тяжести;
- преступления средней тяжести;
- тяжкие преступления;
- особо тяжкие преступления
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- С какого возраста наступает уголовная ответственность?
Ответ
- -уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста;
- -лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста , подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131) и др.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним?
Ответ
- Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
- а) штраф;
- б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
- в) обязательные работы;
- г) исправительные работы;
- д) ограничение свободы;
- е) лишение свободы на определенный срок.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- С какого возраста наступает административная ответственность?
Ответ
- Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет ( Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав»)
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- С какого возраста наступает гражданско – правовая уголовная ответственность?
Ответ
- -за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, образовательная организация, если не докажут, что вред возник не по их вине;
- -несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете виды материальной ответственности несовершеннолетних работников?
Ответ
- - ограниченная материальная ответственность (за причиненный ущерб несовершеннолетний работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка);
- - полная материальная ответственность ( несовершеннолетние работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного правонарушения)
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- С какого возраста наступает материальная ответственность?
Ответ
- Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
- С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Ответ
- Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
- Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет , могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
Ответ
- - ограниченная материальная ответственность (за причиненный ущерб несовершеннолетний работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка);
- - полная материальная ответственность ( несовершеннолетние работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, за ущерб, причиненный в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, а также за ущерб, причиненный в результате совершения преступления или административного правонарушения)
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- С какого возраста наступает дисциплинарная ответственность? ( Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»)
Ответ
- Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся:
- по образовательным программам дошкольного и начального общего образования (4 класс);
- с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете виды дисциплинарных взысканий?
Ответ
- За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
- замечание;
- выговор;
- отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Ответ
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации« (ч.4 и 9 ст.43) ,
- Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 N 185 "Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (ст.3 и 4) ,
- Постановление Правительства РФ от 06.11.2013 N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации« (ч.4 ст.43)
- За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации« (ч.9 ст.43)
- Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования , как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
Какие Вы знаете виды дисциплинарных взысканий?
- (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Ответ
- Статья 8.1. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- 1. За нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться следующие меры взыскания:
- предупреждение;
- выговор;
- строгий выговор.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
Какие Вы знаете виды дисциплинарных взысканий?
- (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Ответ
- 2. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, могут также применяться следующие меры взыскания:
- сообщение родителям или иным законным представителям;
- отчисление из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
Какие Вы знаете виды дисциплинарных взысканий?
- (Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»)
Ответ
- 4. По отношению к несовершеннолетним не допускаются:
- применение физического и психического насилия;
- применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;
- применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;
- ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;
- уменьшение норм питания;
- лишение прогулок.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете виды дисциплинарных взысканий?
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
- Статья 192. Дисциплинарные взыскания
- За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- 1) замечание;
- 2) выговор;
- 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете субъекты профилактики правонарушений?
Ответ
- Субъектами профилактики правонарушений являются:
- 1) федеральные органы исполнительной власти;
- 2) органы прокуратуры Российской Федерации;
- 3) следственные органы Следственного комитета Российской Федерации;
- 4) органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- 5) органы местного самоуправления.
( Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ;
- Приказ ФСИН России от 21.12.2017 N 1225 "Об утверждении Порядка объявления официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения правонарушений, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения»)
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Кто является ребенком согласно действующего законодательства РФ?
Ответ
- Ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия). Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.
- "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990).
- Конституция РФ.
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации«.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Кто является участником образовательных отношений согласно действующего законодательства РФ?
Ответ
- Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность
ФГОС (требования)
- К СТРУКТУРЕ образовательных программ
- К условиям РЕАЛИЗАЦИИ
- К РЕЗУЛЬТАТАМ (в ся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные компетенции)
ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА ШКОЛЫ
- любящий свой край и свою Родину
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества
- креативный и критически мыслящий , активно и целенаправленно познающий мир
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни
- обладающий необходимым набором знаний и навыков для ведения профессиональной деятельности
ФГОС (РЕЗУЛЬТАТЫ)
1. Чему учить? ПРЕДМЕТНЫЕ результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета , то есть знаний, умений и навыков, опыта критического решения проблем, опыта творческой деятельности;
2. Как учить? МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности , применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
3. Кого учить? ЛИЧНОСТНЫЕ результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.