Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм;
3) обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками;
4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
Общественные отношения, возникающие в сфере образования, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в РФ»).
В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2023), в статье № 46, говорится, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Правовой статус педагогического работника — это совокупность прав и свобод, трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. То есть каждый педагогический работник имеет определенные права и несет определенные обязанности.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ права и свободы учитывают особенности и специфи-ку деятельности в сфере образования и предусмотрены ч. 3 и 5 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» (академические) и Трудовым кодексом РФ (трудовые).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ академические права и свободы можно условно разделить на 2 группы:
связанные с осуществлением педагогической деятельности;
направленные на обеспечение услов
ий для педагогической деятельно
сти.
Связанные с осуществлением педагогической деятельности
(п.п. 1–8 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»):
свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соо
тветствии с образовательной про
граммой и в порядке, установленно
м законодательством об образова
нии;
право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, уч
астие в экспериментальной и меж
дународной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организац
ии, осуществляющей образователь
ную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методи
ческим материалам, музейным фон
дам, материально-техническим сред
ствам обеспечения образовательн
ой деятельности, необходимым для
качественного осуществления пе
дагогической, научной или исследов
ательской деятельности в органи
зациях, осуществляющих образовательную деятельность;
право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установ
ленном законодательством Россий
ской Федерации или локальными нормативными актами.
Направленные на обеспечение условий для педагогической деятельности
(п.п. 9–13 ч. 3 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»):
право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
право на объединение в обществ
енные профессиональные организа
ции в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
право на защиту профессиональной
чести и достоинства, на справед
ливое и объективное расследован
ие нарушения норм профессиональ
ной этики педагогических работников.
В соответствии с ч. 4 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ» академические права и свободы, указанные в части 3 настоящей статьи, должны осуществляться с соблюдением прав и свобод других участников образовательных отношений, требований законодательства Российской Федерации, норм профессиональной этики педагогических работников, закрепленных в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ трудовые права связаны с особенностями трудовых отношений в сфере образования и предусмотрены главой 52 Трудового кодекса РФ:
право на сокращенную продолжительность рабочего времени в зависимости от должности и места работы
(статья 333)
;
право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
(статья 334)
;
право на длительный педагогический отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы
(статья 335).
Указанные трудовые права являются в том числе и гарантиями, которые предоставляются педагогическим работникам.
Обязанности педагогических работников соответствуют основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.
Согласно статье 48 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации". Обязанности и ответственность педагогических работников педагогические работники обязаны:
1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;
3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;
5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
7) систематически повышать свой профессиональный уровень;
8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
За нарушение норм трудового распорядка, профессионального поведения педагоги и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.
За совершение дисциплинарного проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей по вине учителя на него могут быть возложены следующие дисциплинарные взыскания:
• замечание;
• выговор;
• увольнение по соответствующим основаниям.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим работником, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность.