СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок и презентация к уроку"Правила построения перспективы. Воздушная перспектива" . На уроке рассматривается перспектива, воздушная перспектива с одной или двумя точками схода.

Просмотр содержимого документа
«Правила перспективы 6 класс»

Тема: «Правила построения перспективы. Воздушная перспектива».

Смолянцева ИринаИгоревна

МБОУ Гимназия №2 г.о.Краснознаменск

Учитель ИЗО и МХК

Цель:  формирование у учащихся младшего подросткового

возраста представления о реалистичном изображении предметов с учетом

перспективы. Научить передавать пространство на плоскости изображения.

Задачи:

Обучающая: Учить учащихся применять законы перспективы в своих рисунках, использовать воздушную перспективу.

Развивающая: Развивать творческие конструктивные способности, изобразительные навыки.

Воспитывающая: Воспитывать наблюдательность и интерес к окружающему миру.


Планируемые результаты

Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений

изобразительного искусства и работ учащихся.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

2


Познавательные: осуществлять обобщение необходимой информации;

определять общую цель и пути ее достижения.

Коммуникативные: проявлять активность для решения познавательных задач.

Оборудование и материалы:

Для учителя: репродукции картин художников, презентация.

Для учеников: альбом, карандаш, ластик, акварель или гуашь.

Термины: линейная, воздушная, фронтальная и угловая перспектива, линия горизонта.


познакомить обучающихся с особенностями построения

Ход урока:

1. Организационная часть.

 – приветствие;

 – проверка готовности к уроку.

2. Сообщение темы урока.

Нет, не пейзаж влечет меня,

не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках

светит любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота… И. Бунин

На сегодняшнем уроке мы с вами разберем правила линейной и воздушной перспективы, и выясним, для чего художникам нужны эти правила. Как вы думаете? (Обучающиеся ставят цели урока).

Ход урока:

3. Повторение изученного материала.

- Но для начала вспомним, о чем мы говорили на предыдущем уроке:

- Ребята, скажите, что изображено на этой картине? (пейзаж)

- Что художник изображает в пейзаже? (природу, пространство)

Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее. В эпоху Древнего Египта фронтальная перспектива изображения никогда не создавали иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Родилось понятие – перспектива, линия горизонта, точка схода.

Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О жизни» Леона-Баттисты Альберти, итальянского художника, архитектора, ученого и литератора. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, что существует неразрывная связь между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает.

Перспектива — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

4. Изучение нового материала 

- Для того чтобы научиться изображать объёмные предметы необходимо  знать законы построения линейной и  воздушной перспективы.

- Основной отличительной особенностью линейной перспективы (будь она прямой или обратной) является фиксированный угол зрения и наличие общей точки схода (обычно на линии горизонта).  

Представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются.

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют «точкой схода» или «точка зрения». Эта точка всегда лежит на линии горизонта.

Слово «горизонт» всем, конечно, знакомо. Скажите, что означает понятие «линия горизонта»? (Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли.)

Линия горизонта – это линия, которая находится на уровне наших глаз.

Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

Воздушная перспектива — кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменения цвета, очертаний и степени освещенности предметов, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой.  

Воздушная среда, особенно если воздух наполнен дымкой или туманом, помогает передать в рисунке пространство, подчеркивает плановость в композиции. В творческой работе необходимо учитывать перспективные изменения воздушной среды, благодаря которым дальние планы кажутся светлее передних, контуры предметов расплываются, теряют четкость. Особенно это заметно в горах или на равнине, поросшей лесом.

Обычно принято говорить о планах – переднем (первом), среднем (втором) и дальнем (третьем).

Скажите, чем отличается изображение предметов на переднем плане? На среднем плане? На дальнем плане? (На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.)

Центральная линейная перспектива (фронтальная перспектива)
Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение.
Все параллельные линии будут сходиться в одну точку схода, расположенную на линии горизонта.

Угловая перспектива
Объекты расположены под углом к плоскости – угловое положение. Все параллельные линии будут сходиться в две точки схода, расположенные на линии горизонта справа и слева.

Давайте на примере работ русского художника Апполинария Васнецова рассмотрим линейную и воздушную перспективу.

  1. Московский Кремль

  2. Успенский собор.

  3. Книжные лавочки на Спасском мосту

  4. Кирилло-Белозерский монастырь

  5. Гонцы

  6. В осадном сиденьи.



5. Физкультминутка.

6. Постановка художественной задачи.

А сейчас, используя полученные знания, мы нарисуем городскую улицу. Ваша задача на сегодняшний урок: выполнить построение по всем правилам линейной и воздушной перспективы. Для этого вы должны в своей работе правильно показать линию горизонта, точку схода, перспективное сокращение дороги, и по возможности применить правила воздушной перспективы. Построение выполняем тонкими линиями, чтобы при необходимости можно было легко исправить. Последовательность выполнения работы на слайде.

1.  Располагаем лист горизонтально.

2.  Проводим линию горизонта.

3.  Рисуем дорогу с точкой схода на линии горизонта.

4.  Дома, начиная с первого плана. Прорисовываем.

5.  Работаем красками.

6. В завершении, более детально прорабатываем предметы, находящиеся на переднем плане.

8. Практическая работа.

Ученики работают над эскизом улицы, применяя на практике полученные знания.

9.  Итог урока.

Для дальнейшей результативности рекомендую вам понаблюдать за природой и проанализировать как меняется в течении дня цветовая гамма выбранного вами вида, обратить внимание на линейное построение улиц нашего города.

Просмотр содержимого презентации
«Правила перспективы 6 класс»

Правила построения перспективы  Воздушная перспектива Смолянцева ИринаИгоревна МБОУ Гимназия №2 г.о.Краснознаменск Учитель ИЗО и МХК

Правила построения перспективы Воздушная перспектива

Смолянцева ИринаИгоревна

МБОУ Гимназия №2 г.о.Краснознаменск

Учитель ИЗО и МХК

Сегодня на уроке вы узнаете: Что такое линейная перспектива и каковы правила построения фронтальной и угловой перспективы.   Что такое воздушная перспектива  и как изменяется цвет под влиянием воздушной перспективы .

Сегодня на уроке вы узнаете:

  • Что такое линейная перспектива

и каковы правила построения

фронтальной и угловой перспективы.

  • Что такое воздушная перспектива

и как изменяется цвет

под влиянием воздушной перспективы .

Нет, не пейзаж влечет меня, не краски я стремлюсь подметить, А то, что в этих красках  светит любовь и радость бытия, Она повсюду разлита…  Она везде, где красота… И. Бунин

Нет, не пейзаж влечет меня,

не краски я стремлюсь подметить,

А то, что в этих красках

светит любовь и радость бытия,

Она повсюду разлита…

Она везде, где красота… И. Бунин

Немного об истории

Немного об истории

  • Сегодня нам понятно, что пейзаж – это, прежде всего изображение пространства. Давайте вспомним, какие способы изображения мы изучили ранее.
  • В эпоху Древнего Египта  фронтальная перспектива изображения никогда не создавала иллюзию объёма. Изображение переносилось на плоскость не в том виде, в котором оно предстает глазу, а в том, которое наиболее выражает ее суть.
В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О жизни» Леона-Баттисты Альберти , итальянского художника, архитектора, ученого и литератора. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, что существует неразрывная связь между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает.   А. Дюрер «Художник, рисующий кувшин» Гравюра А. Дюрер «Художник изучает перспективные сокращения через стекло» Гравюра

В эпоху Возрождения в искусстве преобладал интерес к изучению реально наблюдаемого мира и личности человека. Первое письменное изложение правил перспективы появилось в 1435 г. в книге «О жизни» Леона-Баттисты Альберти , итальянского художника, архитектора, ученого и литератора. Он писал, что художник должен судить о размерах предметов, соотнося их со своими размерами, что существует неразрывная связь между наблюдаемым предметом и тем, кто его наблюдает.

А. Дюрер «Художник, рисующий кувшин» Гравюра

А. Дюрер «Художник изучает перспективные сокращения через стекло» Гравюра

Перспектива  — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично. Линейная перспектива – это способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении.   Перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки. Она называется точкой зрения . При ее перемене и рисунок предметов на плоскости может существенно измениться.

Перспектива  — это изображение предметов так, как их видит человеческий глаз. Перспектива нам нужна для того, чтобы изображать предметы реалистично.

Линейная перспектива это способ представления трехмерных вещей в двухмерном изображении.

Перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки. Она называется точкой зрения . При ее перемене и рисунок предметов на плоскости может существенно измениться.

Основные понятия Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют

Основные понятия

Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют " точкой схода " или " точка зрения   ". Эта точка всегда лежит на линии горизонта. Слово « горизонт » всем конечно, знакомо. Этим словом мы называем линию, отделяющую видимое небо от видимой земли. Линия горизонта  – это линия, которая находится на уровне наших глаз. Линия горизонта бывает высокой и низкой, это средство выразительности. Для передачи земных далей нужна высокая точка зрения, а когда линия горизонта расположена у нижнего края картины, мы видим просторы небес.

И.И.Левитан «Золотая осень. Слободка» И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»  Воздушная перспектива – это  изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

И.И.Левитан

«Золотая осень. Слободка»

И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»

Воздушная перспектива – это изменение предметов под воздействием воздушной среды и пространства, изменение цвета, очертаний и степени освещенности, возникающие по мере удаления натуры от глаз наблюдателя.

Центральная линейная перспектива (фронтальная перспектива)  Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение.  Все параллельные линии будут сходиться в одну точку схода , расположенную на линии горизонта.

Центральная линейная перспектива (фронтальная перспектива) Объекты расположены параллельно плоскости – фронтальное положение. Все параллельные линии будут сходиться в одну точку схода , расположенную на линии горизонта.

Угловая перспектива  Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение.  Все параллельные линии будут сходиться в две точки схода , расположенные на линии горизонта справа и слева.

Угловая перспектива Объекты расположены под углом к плоскости –угловое положение. Все параллельные линии будут сходиться в две точки схода , расположенные на линии горизонта справа и слева.

Аполлинарий Васнецов 1856 – 1933 г.

Аполлинарий Васнецов

1856 – 1933 г.

Практическая работа. Городская улица.

Практическая работа. Городская улица.

Последовательность выполнения работы 2 1 4 3 5

Последовательность выполнения работы

2

1

4

3

5

Используемые источники:

Используемые источники:

  • "Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник. ФГОС» под ред.Б.М.Неменского. 5-8 классы: учеб.пособие для общеобразоват.организаций / [Б.М.Неменский, Л.А.Неменская, Н.А.Горяева, А.С.Питерских]. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2016. – 148 с.
  • https://yandex.ru/images/search?p=2&text= изо%20правила%20построения%20в%20перспективе& noreask =1&lr=21647
  • http://www.liveinternet.ru/community/2281209/post364496637 /
  • http:// www.liveinternet.ru/users/5124893/post312366817
  • http:// www.liveinternet.ru/users/4373400/post396102715


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!