Технические условия при настилании материалов .
При настилании материалов необходимо соблюдать ряд технических условий (ТУ):
- полотна должны располагаться без натяжения, морщин и перекосов;
- при настилании выравнивают все полотна по переднему концу настила и вдоль одной из кромок;
- при настилании материала с рисунком в крупную клетку или поперечную полоску способом настила лицом к лицу. В парном полотне совмещают рисунок, а при настиле материалов с направленным рисунком, ворсом, все полотна настилают в одном направлении;
- если для настилания используют материалы разных цветов или артикулов, то сначала настилают ткань одного цвета или артикула, а затем другие. Полотна ни в коем случае не смешивают.
ГБПОУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №4
03.01. ПМ.03 РАСКЛАДКА ЛЕКАЛ И ВЫКРАИВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ Тема 1.1. Раскладка лекал на материале. Занятие: Правила раскладки лекал: с ворсом, с направленным рисунком.
Автор: Тоноянц Юлия Александровна
преподаватель спец. дисциплин
г. Владикавказ, 2022 г
Цель урока:
- Закрепление знаний по выполнению раскладок лекал, обмеловок, трафаретов, настилов.
- Ознакомить обучающихся с технологическим процессом раскладкой лекал на ткани, применяющимся оборудованием и инструментом на современном швейном производстве.
Опрос обучающихся по пройденной теме: 1. Функции и задачи подготовительного производства. 2. Назовите способы раскладок. 3. Назовите виды раскладок. 4. Что такое зарисовка при раскладке? 5. Что входит в создание обмеловок или трафаретов?
При раскладке лекал на ткани необходимо учитывать направление ворса, начеса, рисунка ткани, направление нитей основы и утка, допускаемые надставки и отклонения от лекал по срезам деталей.
На ворсовых тканях, а также на тканях, имеющих разный оттенок в различных направлениях, все детали изделий (за исключением обтачек и нижнего воротника) выкраивают, располагая лекала в одном направлении.
На ворсовых тканях, подобных плюшу, полубархату, вельвету-корду, вельвету-рубчику, лекала укладывают таким образом, чтобы ворс был направлен снизу вверх изделия. В этом случае ткань в изделии имеет матовый оттенок. Ворс тисненого плюша, не
имеющий определенного направления, может быть направлен как снизу вверх изделия, так и сверху вниз, при этом детали на ткани раскладывают в одном направлении.
В изделиях из тканей типа байка с ярко выраженным начесом и из тонких хлопчатобумажных тканей, таких, как сукно пионерское, меланжевое, замша, вельветон, ворс должен быть направлен сверху вниз. На тканях со слабо выраженным начесом, а также на тканях, дающих разный оттенок в различных направлениях, все детали одного изделия раскладывают в одном направлении.
На тканях с крупным рисунком все детали изделия раскладывают так, чтобы правая и левая стороны изделия по рисунку были симметричны, при этом рисунок на важных участках должен быть сохранен.
В набивных тканях с очень крупным и редким рисунком перед и спинку раскраивают так, чтобы их середины совпали с центром основного рисунка.
Горох на ткани можно классифицировать по:
Размеру - мелкий, средний, крупный.
Расположению - геометрический или хаотичный. Расстоянию между горохом - частые или редкие горошины.
При раскрое ткани в горох необходимо учитывать геометрию гороха, размер, частоту и т. д. Необходимо обращать внимание на раппорт рисунка, а также следить за симметрией рисунка относительно середины переда и спинки. На тканях в крупный горох середина спинки и переда должна проходить через центр гороха. Также следить за совмещением рисунка гороха вдоль боковых швов. Для этой цели при раскрое нужно учитывать горизонтальное и диагональное расположение рядов гороха.
Занятие: Правила раскладки лекал: из тканей с оттенком, на материале в полоску или клетку
Ткани в клетку или в полоску подходят только для простых по крою изделий, с небольшим количеством деталей и линий соединения. Такие ткани непригодны для моделей с нагрудными вытачками и рельефами.
Для ткани в полоску можно взять сложную модель — с кокеткой, манжетами, накладными карманами — и построить эффектные комбинации полосок, раскроив мелкие детали под разным углом по отношению к крупным. Таким образом, можно получить эффектные модели, используя очень простой крой.
Ткани могут иметь симметричный или асимметричный рисунок.
У симметричных клеток всегда один и тот же порядок чередования полосок разного цвета и в долевом, и в поперечном направлении. Раппорт имеет форму правильного квадрата.
У асимметричных клеток порядок чередования полос неодинаковый либо в одном, либо в обоих направлениях.
Чтобы проверить симметричность клеток, отверните угол материала так, чтобы сгиб по точной косой пересек середину раппорта. Если клетки симметричны, то долевые и поперечные полосы совпадут, если же несимметричны, то совпадения не будет либо в одном, либо в обоих направлениях.
Симметричность клеток можно проверить дополнительно еще одним способом. Сложите материал по вертикали или по горизонтали так, чтобы сгиб проходил по середине раппорта. Если клетки симметричны, то рисунок по обе стороны сгиба будет зеркально повторен, а рисунок вдоль поперечного среза совпадет с рисунком вдоль долевого направления.
*не писать
Чтобы изделие в готовом виде выглядело красиво, в процессе работы над ним соблюдайте следующие правила.
- Самые заметные долевые полосы располагайте на середине основных деталей, рукавов, кокеток и воротников.
- Доминирующие поперечные полосы располагайте по низу или вдоль низа рукава и юбки, если эти детали не расклешенные.
- Не помещайте ярких полос на уровне груди, талии или бедер: они расширяют силуэт.
- В комплекте из двух частей (юбки и жакета или жилета) долевые полосы на жакете должны переходить в долевые полосы на юбке.
- Рисунок должен совпадать не на срезах, а по линии швов.