План урока
Предмет: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.
Преподаватель: Шапиева Д. Ш.
Группа № _________________
Тема урока: «Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях. ПРЕ- ПРИ- .»
Тип урока: практическое занятие
Цели:
а) образовательная: дать понятие о правописании морфем, рассмотреть правописание чередующих гласных в корне и приставок -пре, -при.
б) развивающая: развивать мышление, память, речь
в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.
Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,
Литература: Русский язык и культура речи, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева
Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.
- Что называется этимологией?
- Что такое этимологический анализ?
- Привести примеры.
- Синтаксический разбор предложений. Федор Федорович что-то сказал солдату по- немецки. Заморосил мелкий, по – осеннему холодный дождик. Впереди расстилалась степь в радуге летних красок.
Практическая часть.
Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:
1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
-ГАР-/-ГОР— (значение: температура) Правило: без ударения О. Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
-КЛАН-/-КЛОН— Правило: без ударения О. Пример: поклониться.
-ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правило: без ударения О. Пример: творение. Исключение: утварь. Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
-ЗАР-/-ЗОР- Правило: без ударения А. Пример: озарение.
-ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило: без ударения А. Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.
2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса —А-
-КАС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О. Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву).
-БЕР-/-БИР— (значение: брать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка. Омонимы: беречь
-ДЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
-ПЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
-МЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
-ТЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
-БЛЕСТ-/-БЛИСТ— (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
-ЖЕГ-/-ЖИГ— (значение: огонь) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
-СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
-ЧЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт — рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание. Омоним: читать (книгу).
—А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило: Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.
3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении
-ЛАГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правило: перед Г пиши А, перед Ж пиши О. Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог. Омонимы: наслаждение, ложный.
-РАСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило: перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О. Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль. Омонимы: растаять, расстояние.
-СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О. Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.
4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте
-МАК-/-МОК- Правило: -мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость». Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
-РАВН-/-РОВН- Правило: -равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий». Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник.
Пояснения и дополнения.
Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять).
Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги. Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».
Иллюстративная таблица случаев чередования. Таблица № 16,17,18,19,20, стр. 123-124
Правописание приставок пре- и при- Таблица № 21, стр. 125 (табл. № 19, стр. 148)
Для того, чтобы правильно написать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-, необходимо определить значение, которое придаёт слову эта приставка.
Приставка ПРИ- пишется в тех случаях, когда слово обозначает:
ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (например, приколоть, прибавить, прискакать);
смежность или близость в пространстве (например, приморский, приусадебный);
неполное действие (приоткрыть, присесть);
действие доведено до нужного результата (прихлопнуть);
сопутствующее действие (присвистывать);
действие, которое было совершено в личных целях, усиленное проявление действия (приманить, притянуть).
Примечание: последние три пункта изучают в старших классах при изучении языка на профильном уровне и при подготовке к ЕГЭ.
Приставка ПРЕ- пишется:
в словах, которые означают высокую степень качества, или в словах, которые можно заменить словом «очень» (например, преуспеть, пресильный);
в случаях, когда приставка пре- может быть заменена на приставку пере-, или её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (например, преградить=перегородить, преступить=переступить).
Правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ- оформляем в виде упрощённой таблицы.
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ- |
ПРИ | Приближение: приехать, принести, прижимать… Присоединение: прибить, привязать, прикрутить… Близость к чему-то (около, рядом): пришкольный (около школы)… Неполное действие: присел (т.е. ненадолго), приболел (чуть-чуть)… Завершенное действие: (придумал, приготовил... |
ПРЕ | Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный) Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон) |
Примечание.
Важно учитывать правильное написание слов в данных случаях:
проверить слово с помощью словаря — оно может быть старославянским (прельщать) или заимствованным из другого языка (препарат);
иногда написание слов может различаться по значению в предложении (например, придел — это часть храма, а предел — это граница, край);
в некоторых словах бывшие приставки не выделяются или же они стали частью корня (приключение, примитивный). Эти слова тоже проверяют по словарю.
Написание приставок ПРЕ- и ПРИ- в некоторых словах
Презрение-призрение.
Презрение — отрицательное отношение к кому-либо или чему-либо.
Призрение — попечение. В словарях данное слово используется с пометкой «устар.». Приставку ПРИ- легко объяснить — тут есть оттенок принятия, присоединения.
Преемник-приёмник.
Приёмник — это аппарат.
Преемник — человек, к которому ПЕРЕшли чьи-либо полномочия.
Преходящий-приходящий.
Преходящий — то, что не является постоянным, проходит.
Приходящий — тот, кто приближается (приходящий по утрам).
Претворить-притворить.
Претворяют мечты. В данном случае приставка ПРЕ- сходна по своему значению с ПЕРЕ- (то есть мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью).
Притворить можно дверь — ПРИкрыть, закрыть, но не полностью.
Предать-придать.
Предают близких людей, а придают значение (мотив присоединения).
Претерпеть-притерпеться.
Претерпеть — почти то же, что и ПЕРЕтерпеть (переждать).
Притерпеться — завершить действие, сблизиться с тем, что вынужден терпеть.
Преклонить-приклонить.
Преклоняют колени или голову.
Приклоняют, к примеру, ветку к земле.
Запомнить слова, где приставку затруднительно выделить, определить её значение, а также слова иноязычного происхождения (в них как приставки пре- и при- не выделяются): |
ПРИ | прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, примак, придел (боковая часть храма), приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет… |
ПРЕ | препятствия, препоны, прелюдия, премьера, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, преамбула, препарировать, престиж, президент, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект… |
5.Закрепление изученного материала.
Выполнение упражнений № 1,2,3 стр. 125-126. (№85,86, стр. 149)
Подведение итогов.
Домашнее задание. & 29, стр 123. (& 28, стр 146)