СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях. ПРЕ- ПРИ- .»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока

 

Предмет: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Шапиева   Д. Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях.    ПРЕ-  ПРИ- .»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: дать понятие о правописании морфем, рассмотреть правописание чередующих гласных в корне и приставок -пре, -при.

б) развивающая:  развивать мышление, память, речь

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык и культура речи, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.
  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.
  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

- Что называется этимологией?

- Что такое этимологический анализ?

- Привести примеры.

- Синтаксический разбор предложений.   Федор Федорович что-то сказал солдату по- немецки. Заморосил мелкий, по – осеннему холодный дождик. Впереди расстилалась степь в радуге летних красок.

  1. Практическая часть.

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором написания гласной в безударном положении

  • АР-/-ГОР— (значение: температура) Правилобез ударения О. Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.
  • -КЛАН-/-КЛОН— Правилобез ударения О. Пример: поклониться.
  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правилобез ударения О. Пример: творение. Исключение: утварь. Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.
  • АР-/-ЗОР- Правило: без ударения А. Пример: озарение.
  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило: без ударения А. Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется наличием последующего суффикса —А-

  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О.  Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву). 
  • ЕР-/-БИР— (значение: брать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка. Омонимы: беречь
  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.
  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.
  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.
  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).
  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ— (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.
  • ЕГ-/-ЖИГ— (значение: огонь) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.
  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.
  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт — рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание. Омоним: читать (книгу).
  • —А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило: Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором написания гласной в безударном положении

  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правилоперед Г пиши А, перед Ж пиши О. Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог. Омонимы: наслаждение, ложный.
  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило: перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О. Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль. Омонимы: растаять, расстояние.
  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О. Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной зависит от значения слова в контексте

  • АК-/-МОК- Правило: -мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость». Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.
  • АВН-/-РОВН- Правило: -равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий». Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник.
 

Пояснения и дополнения.

  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять).
  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.
  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).
  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги. Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

 Иллюстративная таблица случаев чередования. Таблица № 16,17,18,19,20, стр. 123-124

 Правописание приставок пре- и при-          Таблица № 21, стр. 125    (табл. № 19, стр. 148)

 

Для того, чтобы правильно написать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-, необходимо определить значение, которое придаёт слову эта приставка.

Приставка ПРИ- пишется в тех случаях, когда слово обозначает:

  • ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (например, приколоть, прибавить, прискакать);
  • смежность или близость в пространстве (например, приморский, приусадебный);
  • неполное действие (приоткрыть, присесть);
  • действие доведено до нужного результата (прихлопнуть);
  • сопутствующее действие (присвистывать);
  • действие, которое было совершено в личных целях, усиленное проявление действия (приманить, притянуть).

Примечание: последние три пункта изучают в старших классах при изучении языка на профильном уровне и при подготовке к ЕГЭ.

Приставка ПРЕ- пишется:

  • в словах, которые означают высокую степень качества, или в словах, которые можно заменить словом «очень» (например, преуспеть, пресильный);
  • в случаях, когда приставка пре- может быть заменена на приставку пере-, или её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (например, преградить=перегородить, преступить=переступить).

Правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ- оформляем в виде упрощённой таблицы.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

ПРИ

  1. Приближение: приехать, принести, прижимать…
  2. Присоединение: прибить, привязать, прикрутить…
  3. Близость к чему-то (около, рядом): пришкольный (около школы)…
  4. Неполное действие: присел (т.е. ненадолго), приболел (чуть-чуть)…
  5. Завершенное действие: (придумал, приготовил...

ПРЕ

  1. Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный)
  2. Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон)

Примечание. Важно учитывать правильное написание слов в данных случаях:

  • проверить слово с помощью словаря — оно может быть старославянским (прельщать) или заимствованным из другого языка (препарат);
  • иногда написание слов может различаться по значению в предложении (например, придел — это часть храма, а предел — это граница, край);
  • в некоторых словах бывшие приставки не выделяются или же они стали частью корня (приключение, примитивный). Эти слова тоже проверяют по словарю.

Написание приставок ПРЕ- и ПРИ- в некоторых словах

  1. Презрение-призрение.
    • Презрение — отрицательное отношение к кому-либо или чему-либо.
    • Призрение — попечение. В словарях данное слово используется с пометкой «устар.». Приставку ПРИ- легко объяснить — тут есть оттенок принятия, присоединения.
  2. Преемник-приёмник.
    • Приёмник — это аппарат.
    • Преемник — человек, к которому ПЕРЕшли чьи-либо полномочия.
  3. Преходящий-приходящий.
    • Преходящий — то, что не является постоянным, проходит.
    • Приходящий — тот, кто приближается (приходящий по утрам).
  4. Претворить-притворить.
    • Претворяют мечты. В данном случае приставка ПРЕ- сходна по своему значению с ПЕРЕ- (то есть мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью).
    • Притворить можно дверь — ПРИкрыть, закрыть, но не полностью.
  5. Предать-придать.
    • Предают близких людей, а придают значение (мотив присоединения).
  6. Претерпеть-притерпеться.
    • Претерпеть — почти то же, что и ПЕРЕтерпеть (переждать).
    • Притерпеться — завершить действие, сблизиться с тем, что вынужден терпеть.
  7. Преклонить-приклонить.
    • Преклоняют колени или голову.
    • Приклоняют, к примеру, ветку к земле.

 Запомнить слова,

где приставку затруднительно выделить, определить её значение, а также слова иноязычного происхождения (в них как приставки пре- и при- не выделяются):

ПРИ

прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, примак, придел (боковая часть храма), приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет…

ПРЕ

препятствия, препоны, прелюдия, премьера, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, преамбула, препарировать, престиж, президент, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект…

5.Закрепление изученного материала.

Выполнение упражнений № 1,2,3 стр. 125-126. (№85,86, стр. 149)

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.  & 29, стр 123. (& 28, стр 146)

 

 

 

Просмотр содержимого документа
««Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях. ПРЕ- ПРИ- .»»

План урока


Предмет: ОГСЭ 05. Русский язык и культура речи.

Преподаватель: Шапиева Д. Ш.

Группа № _________________

Тема урока: «Правописание морфем. Чередующиеся гласные в корнях.    ПРЕ-  ПРИ- .»

Тип урока: практическое занятие

Цели:

а) образовательная: дать понятие о правописании морфем, рассмотреть правописание чередующих гласных в корне и приставок -пре, -при.

б) развивающая: развивать мышление, память, речь

в) воспитательная: воспитывать у студентов познавательный интерес к уроку.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор, учебник,

Литература: Русский язык и культура речи, учебник для СПО, Е.С.Антонова, Т.М. Воителеева

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

  2. Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

  3. Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

- Что называется этимологией?

- Что такое этимологический анализ?

- Привести примеры.

- Синтаксический разбор предложений. Федор Федорович что-то сказал солдату по- немецки. Заморосил мелкий, по – осеннему холодный дождик. Впереди расстилалась степь в радуге летних красок.

  1. Практическая часть.

Чередующиеся гласные в корне одна из сложных тем для запоминания из-за большого количества корней слова. Но для большинства случаев достаточно воспользоваться следующей таблицей, в которой корни классифицированы по условиям, влияющим на чередование гласной:

1 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АР-/-ГОР— (значение: температура) Правилобез ударения О. Пример: загорелый. Омонимы: огорчить, гора.

  • -КЛАН-/-КЛОН— Правилобез ударения О. Пример: поклониться.

  • -ТВАР-/-ТВОР- (значение: создать) Правилобез ударения О. Пример: творение. Исключение: утварь. Омонимы: отварить (яйцо), отворить/ затворить (дверь). Примечание: Этимологически (исторически) в этих омонимах корень -вор- (воръ = ворота, забор). С течением времени самостоятельное значение корня перестало осознаваться и произошло переразложение морфем.

  • АР-/-ЗОР- Правило: без ударения А. Пример: озарение.

  • -ПЛАВ-/-ПЛОВ- Правило: без ударения А. Пример: сплавлять. Исключение: пловец, пловчиха.

2 группа. Корни, написание которых определяется
наличием последующего суффикса —А-

  • АС-/-КОС- (значение: дотрагиваться) Правило: есть суффикс -а-, пиши А, нет суффикса -а-, пиши О.  Примеры: касаться, коснуться. Омонимы: косой (взгляд), косить (траву). 

  • ЕР-/-БИР— (значение: брать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: соберу — собирать. Исключение: побирушка. Омонимы: беречь

  • ЕР-/-ДИР- (значение: драть) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: раздеру — раздирать. Омонимы: держать.

  • ЕР-/-ПИР- (значение: нажимать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: подпереть — запирать. Омонимы: перочинный.

  • ЕР-/-МИР- (значение: исчезать) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: умереть — замирать. Омонимы: мерять, мирить.

  • ЕР-/ТИР- (значение: тереть) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: вытереть — растирать. Омонимы: терять (ключ), терпеть (боль).

  • -БЛЕСТ-/-БЛИСТ— (значение: сверкать) Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: блестеть — блистать.

  • ЕГ-/-ЖИГ— (значение: огонь) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: зажёг — зажигать.

  • -СТЕЛ-/-СТИЛ- (значение: стелить) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: застелить — расстилать.

  • ЕТ-/-ЧИТ- (значение: числа) Правило: Есть суффикс -а-, пиши И, нет суффикса -а-, пиши Е. Пример: расчёт — рассчитывать. Корень -чит- (значение числа) всегда с приставкой с-. Исключение: сочетать, сочетание. Омоним: читать (книгу).

  • —А-(-Я-)/-ИН-(-ИМ-) Правило: Есть суффикс -а-, пиши ИМ или ИН. Примеры: поднять — поднимать.

3 группа. Корни с четко регламентируемым выбором
написания гласной в безударном положении

  • АГ-/-ЛОЖ- (значение: класть) Правилоперед Г пиши А, перед Ж пиши О. Примеры: излагать, изложить. Исключения: полог. Омонимы: наслаждение, ложный.

  • АСТ-/-РОС-/-РАЩ- (значение: увеличиваться) Правило: перед СТ и Щ пиши А, перед С пиши О. Примеры: растение, выращенный, выросли. Исключения: росток, на вырост, ростовщик, подростковый, отрасль. Омонимы: растаять, расстояние.

  • -СКАК-/-СКОЧ- правило: перед К пиши А, перед Ч пиши О. Примеры: скакать, выскочка. Исключения: скачок, скачу.

4 группа. Корни, в которых выбор гласной
зависит от значения слова в контексте

  • АК-/-МОК- Правило: -мак- = «погружать в жидкость»; -мок- = «пропускать жидкость». Примеры: обмакнуть перо в краску, непромокаемый плащ.

  • АВН-/-РОВН- Правило: -равн- = «равный, одинаковый»; -ровн- = «ровный, прямой, гладкий». Примеры: сравнить числа, сровнять кочки на дороге. Исключение: равнина, уровень, равнение, поровну, равняйсь, ровесник.

Пояснения и дополнения.

  1. Во второй группе имеются в виду корни -БИР-/-БЕР-, -ПИР-/-ПЕР-, -МИР/-МЕР-, -ДИР-/-ДЕР-, которые обычно хорошо помнят. Особо обратите внимание на корни -СТИЛ-/СТЕЛ-, -БЛИСТ-/-БЛЕСТ-, ЖИГ/ЖЕГ, -ЧИТ-/-ЧЕТ-, а также корни с чередованием -Я-/-ИМ-(-ИН-) типа проклинать, понимать, где -И- пишется перед -А- (ср. проклясть, понять).

  2. Исключения для этих правил немногочисленны: скачок, скачу; утварь; сочетать, сочетание; полог; росток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль; равнина. Стоит запомнить также два слова с корнем -ПЛОВ- : пловец и пловчиха. В остальных случаях пишется — ПЛАВ-.

  3. Для корня -МАК- важно, что мы можем сказать обмакнуть перо в чернила, макать кисть в краску, то есть «погрузить что-то во что-то» (количество глаголов с -МАК- невелико).

  4. Слова с корнем -МОК- (-МОЧ-) не могут быть употреблены в этой конструкции: нельзя вымокнуть что-то во что-то, но можно вымокнуть под дождем, промочить ноги. Правило распространяется на производные: промокашка, непромокаемый, потому что нельзя «промокать что-то во что-то».

 Иллюстративная таблица случаев чередования. Таблица № 16,17,18,19,20, стр. 123-124

 Правописание приставок пре- и при- Таблица № 21, стр. 125 (табл. № 19, стр. 148)


Для того, чтобы правильно написать гласную в приставках ПРЕ- и ПРИ-, необходимо определить значение, которое придаёт слову эта приставка.

Приставка ПРИ- пишется в тех случаях, когда слово обозначает:

  • ПРИближение, ПРИбавление, ПРИсоединение (например, приколоть, прибавить, прискакать);

  • смежность или близость в пространстве (например, приморский, приусадебный);

  • неполное действие (приоткрыть, присесть);

  • действие доведено до нужного результата (прихлопнуть);

  • сопутствующее действие (присвистывать);

  • действие, которое было совершено в личных целях, усиленное проявление действия (приманить, притянуть).

Примечание: последние три пункта изучают в старших классах при изучении языка на профильном уровне и при подготовке к ЕГЭ.

Приставка ПРЕ- пишется:

  • в словах, которые означают высокую степень качества, или в словах, которые можно заменить словом «очень» (например, преуспеть, пресильный);

  • в случаях, когда приставка пре- может быть заменена на приставку пере-, или её можно заменить, не теряя при этом смысла слова (например, преградить=перегородить, преступить=переступить).

Правило написания приставок ПРЕ- и ПРИ- оформляем в виде упрощённой таблицы.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-

ПРИ

  1. Приближение: приехать, принести, прижимать…

  2. Присоединение: прибить, привязать, прикрутить…

  3. Близость к чему-то (около, рядом): пришкольный (около школы)…

  4. Неполное действие: присел (т.е. ненадолго), приболел (чуть-чуть)…

  5. Завершенное действие: (придумал, приготовил...

ПРЕ

  1. Близко по значению к слову очень: преинтересный (очень интересный)

  2. Близко по значению с приставкой пере- : преграда (что-то перегородить), преступник (переступил закон)

Примечание.
Важно учитывать правильное написание слов в данных случаях:

  • проверить слово с помощью словаря — оно может быть старославянским (прельщать) или заимствованным из другого языка (препарат);

  • иногда написание слов может различаться по значению в предложении (например, придел — это часть храма, а предел — это граница, край);

  • в некоторых словах бывшие приставки не выделяются или же они стали частью корня (приключение, примитивный). Эти слова тоже проверяют по словарю.

Написание приставок ПРЕ- и ПРИ- в некоторых словах

  1. Презрение-призрение.

    • Презрение — отрицательное отношение к кому-либо или чему-либо.

    • Призрение — попечение. В словарях данное слово используется с пометкой «устар.». Приставку ПРИ- легко объяснить — тут есть оттенок принятия, присоединения.

  2. Преемник-приёмник.

    • Приёмник — это аппарат.

    • Преемник — человек, к которому ПЕРЕшли чьи-либо полномочия.

  3. Преходящий-приходящий.

    • Преходящий — то, что не является постоянным, проходит.

    • Приходящий — тот, кто приближается (приходящий по утрам).

  4. Претворить-притворить.

    • Претворяют мечты. В данном случае приставка ПРЕ- сходна по своему значению с ПЕРЕ- (то есть мечта ПЕРЕрождается и становится реальностью).

    • Притворить можно дверь — ПРИкрыть, закрыть, но не полностью.

  5. Предать-придать.

    • Предают близких людей, а придают значение (мотив присоединения).

  6. Претерпеть-притерпеться.

    • Претерпеть — почти то же, что и ПЕРЕтерпеть (переждать).

    • Притерпеться — завершить действие, сблизиться с тем, что вынужден терпеть.

  7. Преклонить-приклонить.

    • Преклоняют колени или голову.

    • Приклоняют, к примеру, ветку к земле.

 Запомнить слова,

где приставку затруднительно выделить, определить её значение, а также слова иноязычного происхождения (в них как приставки пре- и при- не выделяются):

ПРИ

прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключение, прикорнуть, присяга, притеснять, присяга, притеснять, притон, причина, причуда, притязание, природа, пример, причёска, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, примак, придел (боковая часть храма), приятный, приватный, приматы, примитив, примадонна, привилегия, приоритет…

ПРЕ

препятствия, препоны, прелюдия, премьера, преисподняя, прегрешение, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, пресловутый, прельстить, преклонный, преставиться, преследовать, преподаватель, преподнести, предел, препроводить, преподобный, прелюбодей, камень преткновения, пресмыкаться, преамбула, препарировать, престиж, президент, претензия, презумпция, прерогатива, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, прецедент, префект…

5.Закрепление изученного материала.

Выполнение упражнений № 1,2,3 стр. 125-126. (№85,86, стр. 149)

  1. Подведение итогов.

  2. Домашнее задание. & 29, стр 123. (& 28, стр 146)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!