СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с приставками

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с приставками»

Урок 77
ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С ПРИСТАВКАМИ

Педагогические
цели

Создать условия для ознакомления с правописанием приставок, оканчивающихся на согласный звук, правописанием приставок, имеющих гласные о и а; способствовать развитию умений выделять в слове приставки, понимать значения, вносимые приставками в слова

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые
результаты
(предметные)

Применяют изученные орфографические правила «Безударные гласные в корне», «Правописание суффиксов»,
находят слова с заданной морфемой; осуществляют звукобуквенный анализ слов, разбирают слова по составу

Личностные
результаты

Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности; интерес к познанию русского языка

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям, анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения; адекватно оценивают оценку своей работы учителем, товарищами; выполняют действия по намеченному плану и заданиям в учебнике.

Коммуникативные: принимают участие в общей беседе, диалоге; строят коммуникативное высказывание
с учетом поставленной коммуникативной задачи

Основное содержание темы, понятия
и термины

Части слова, суффикс, приставка; орфограмма, правило единообразного написания приставок, разбор слова
по составу

Образовательные
ресурсы

1. Учебник, рабочая тетрадь.

2. Таблица «Правописание приставок»


организационная структура (сценарий) урока


Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы
контроля

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Мотивирование к учебной
деятельности
(организационный момент)

Фронтальный. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся.

– Соприкасаемся пальчиком
с соседом по парте и говорим:

«Желаю (большой палец)

успеха (указательный)

большого (средний)

во всем (безымянный)

и везде (мизинец).

Здравствуй (вся ладонь)

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе

Л – проявляют готовность к работе на уроке, эмоциональную отзывчивость
на слова учителя


II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо

– Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. Напишите пословицу в тетради.

На доске:

Ум без догадки гроша не стоит

Выполняют письмо
по образцу

Пр. – вырабатывают
каллиграфический почерк

Правильное напи-
сание

III. Проверка
домашнего
задания

Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Беседа, письмо

– При выполнении домашнего
задания вам наверняка понадо-
бились и ум, и догадка. Давайте
посмотрим, что у вас получилось.

Проверяет правильность выпол-нения домашнего упражнения.

Зачитывают составленные из предло-женных словосочетаний предложения
(упр. 173 в рабочей тетради), указывают

Пр. – применяют изученные орфографические правила «Безударные гласные в корне», «Правописание суффиксов».


Фрон-
тальный
(устное выполнение упражнения), инди-


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Несколько работ может быть проверено индивидуально перед уроком или в течение урока

грамматическую
основу. Один ученик

на обратной стороне доски выписывает слова с пропущенными буквами, обозна-чает морфемы

Р – учитывают правило
в планировании и контроле способа решения; адекватно оценивают оценку своей работы учителем,
товарищами.

Л – проявляют способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности

видуальный (выборочная
проверка упражнения, письменная проверка на обратной стороне
доски)

IV. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Мы уже поняли, что ум без догадки гроша не стоит. Сейчас
у вас будет возможность еще раз убедиться в правоте этой посло-вицы. Проанализируйте ряд слов и найдите лишнее слово.

На доске: мал_нький, п_дбере-зов_к, горош_к, боч_к, зайч_нок.

– Попробуйте догадаться, о чем предстоит нам разговор сегодня
на уроке?

Слушают учителя, анализируют предложенные для наблюдения слова, находят лишнее слово и объясняют критерий отбора (лишнее слово – «подберезовик», так как в нем есть орфо-грамма в приставке).

Формулируют тему урока и цель учебной деятельности

П – осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по само-стоятельно выделенным основаниям.

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения.

К – принимают участие
в общей беседе, в диалоге

Фрон-
тальный, устный
(правильный ответ в решении учебной
задачи)

V. Актуализация знаний

Фронтальная. Словесный.

– Вспомните, что такое при-
ставка.

Слушают задание
учителя. Выразитель-

Пр. – находят слова с заданной морфемой.

Индивидуальный,


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6


Беседа

– Прочитайте стихотворение
(учебник, упр. 248). Выполните
задания

но читают стихотво-рение, выделяют приставки

Р – принимают учебную
задачу, сформулированную учителем; учитывают правило в планировании способа решения

устный,
выразительное чтение стихотворения; словообразовательный
разбор

VI. Усвоение

новых знаний
и способов действий.

1. Наблюдение над произношением и написанием приставок, оканчивающихся на парный
по глухости-
звонкости согласный звук (учебник, упр. 249)

Коллективная, групповая, индивидуальная. Словесный, практи-ческий. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте пары глаголов
(учебник, упр. 249).

– Запишите глаголы в тетрадях
(по две пары каждому ряду).
Выделите приставки и понаблюдайте над их произношением
и написанием. Попробуйте сделать вывод о написании приставок, оканчивающихся на парный по глухости-звонкости согласный звук.

– Прочитайте, что сказано
об этом в учебнике (с. 128)

Слушают задание
учителя. Записывают по две пары гла-голов, обозначают приставки и подчеркивают согласные
на конце приставок. Анализируют написание данных приставок и оно не зависит от произношения

Пр. – осуществляют звукобуквенный анализ слов,
разбирают по составу.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и заданиям в учебнике

Индивидуальный, устный (монологические ответы), фронтальный
(разбор слов по со-ставу)

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Повернулся влево, вправо,

Приседанья сделал справно.

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Л – осуществляют профилактику утомления, активно участвуют в физкульт-минутке

Правильное выполнение движений


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6



Клювиком почистил пух

И опять за парту – плюх!




2. Знакомство
с приставками, имеющими гласные о и а (учебник, упр. 250)

Коллективная, групповая.

Словесный, практический

– Рассмотрите приставки, пред-
ложенные в упражнении 250.
По какому признаку их объединили в две группы?

– Выберите приставки, с помощью которых можно образовать новые глаголы от данных (глаголы распределяются по рядам).
Самостоятельно запишите новые слова

Анализируют приставки и определяют принцип, по которому они распределены по группам. Образуют все возможные глаголы от данного. Записывают новые слова, выделяют приставки и обозна-чают в них орфо-
граммы

Пр. – осуществляют звукобуквенный анализ слов,
разбирают по составу.

П – осуществляют сравнение и классификацию языкового материала по само-стоятельно выделенным основаниям.

Р – выполняют действия по намеченному плану
и заданиям в учебнике

Фронтальный (монологический ответ на
поставленную учебную задачу), индивидуальный
(правиль-ные записи
в тетради)

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Работа
по учебнику
(упр. 251)

Групповая. Практический, словесный.
Беседа. Письмо

– Обоснуйте выбор пропущенных гласных в приставках (учебник,
упр. 251).

– Какое значение вносит каждая приставка?

– Объясните написания гласной
в корне слова «вязать»

Выполняют задание по группам (по рядам). Объясняют,
какие оттенки лексического значения вносят приставки, вспоминают и применяют орфограмму «Проверяемая безударная гласная в корне»

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; учитывают правило, алгоритм в планировании способа решения

Индивидуальный
(правильное написание слов, устные монологические ответы)


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

2. Выполнение упр. 176 в рабочей тетради

Индивидуальная. Практический. Письмо

– Попробуйте самостоятельно
применить полученные знания
и выполните упражнение 176
в рабочей тетради

Самостоятельно выполняют задания
в тетрадях. По просьбе учителя представляют выполненную работу

Пр. – образовывают слова с помощью приставки, осознают значение новых слов.

Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы

Индивидуальный
(правильное выполнение упражнения в тет-
ради)

3. Работа
по учебнику
(упр. 255)

Групповая. Практический. Письмо

– Внимательно посмотрите
на предложенные в упражнении слова. В каких частях слова вы
видите орфограммы?

– Вспомните орфограммы корня приставок.

– Выполните предложенное задание по группам, опираясь на имеющиеся у вас знания

Вспоминают и про-износят изученные орфографические правила. Записывают
слова по группам:
1-я группа – слова,
в которых надо выбрать букву для корня, 2-я группа – слова,
в которых нужно
сделать выбор буквы для приставки,
3-я – слова, в которых нужно выбрать букву для суффикса. Выполняют разбор прилагательного
по составу

Пр. – находят слова с за-
данной морфемой, приме-няют изученные орфогра-фические правила.

П – анализируют изучаемые языковые объекты
с выделением их сущест-венных и несущественных признаков.

Р – овладевают способами решения учебной задачи; учитывают правило, алгоритм в планировании способа решения.

К – строят коммуникативное высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи

Индивидуальный
(правильное написание слов)


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

VIII. Рефлексия учебной
деятельности

на уроке (итог)

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

– Какое открытие сделали
на уроке?

– Какой вид работы понравился больше?

– О чем хотели бы узнать подробнее?

Отвечают на во-
просы

Л – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа
по вопросам. Само-регуляция

Домашнее
задание (учебник, упр. 256),

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

– Дома вам предстоит хорошенько потрудиться, потому что это
домашнее задание контрольное.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Р – принимают учебное
задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!