Этапы урока | Методы, методические приёмы,формы. | Содержание взаимодействия с учащимися. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
-
Организация начала урока. | 1.Приветствие 2.Организация рабочего места 3.Подготовка к учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Андреевна. -Присаживайтесь. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш. -Откройте тетради и запишите число ….. , «Классная работа». | Приветствует учащихся, организует начало работы | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. |
-
Актуализация знаний. | 1.Минутка чистописания | -Начнем урок с минутки чистописания. Посмотрите на буквосочетания (запись на доске) и скажите, какие пары пропущены? Чу,……, ча, ……, жи,………. -Запишите эти буквосочетания, обратите внимание на соединения букв (верхнее, нижнее) | Организует повторение изученного ранее материала, подчеркивает его актуальность для работы на уроке. | Систематизируют знания о звонких и глухих согласных звуках, воспринимают с опорой на наглядности понятие «парные звуки» |
2.Словарная работа «Замени одним словом» | Сл.1 -На следующей строчке запишите «Словарь:» (Слова записываются, подчеркивается буквосочетание) - На экране будут появляться картинки, ваша задача словом записать, что вы увидели. -Жираф, ежи, лыжи, часы, чайник, шило, шиповник, щавель. Товарищ–новое словарное слово . Обратите внимание на ударение. - Кто такой товарищ? (по-другому друг) -Придумайте (устно) предложение с этим словом (Мы с товарищем ходили в кино). -Запишите новое словарное слово, поставьте ударение и подчеркните орфограмму. | Читает загадки, объясняет порядок выполнения и оформления работы в тетради, следит за посадкой, напоминает правила письма. | Слушают, отгадывают загадки, записывают отгадки в соответствии с правилами письма (безотрывно, безнажимно, с наклоном), определяют тематическую группу слов, выделяют общность орфограммы, формулируют правило правописания. |
3.Работа с пословицами | Сл.2 -Прочитайте пословицы (про себя) и подумайте, какие буквосочетания пропущены в словах? -Прочитайте пословицу вслух и объясните ее смысл. -Запишите пословицы, подчеркните буквосочетания. Проверьте знаки препинания. Дружбой дорожи, забывать её не спеши. Ищи товарища лучше, а не хуже себя. Делу время, а потехе час. (Дети, активно и правильно отвечающие, ставят + в колонке «работа с пословицами») | Формулирует задание, контролирует его выполнение. | Определяют учебную задачу и способ ее выполнения, исправляют деформированное предложение, записывают с проговариванием. |
III.Целеполаган ие | 2. Определение темы и задач урока. | -А кто же сможет сформулировать тему урока ? Кто догадался? (Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ) -Какая главная задача стоит перед нами? (Научиться без ошибок писать слова с этими буквосочетаниями) -Каким правилом мы будем пользоваться при выполнении упражнений? (Скажем хором, смотрим на таблицу) В сочетаниях ЖИ-ШИ Только И всегда пиши! В сочетаниях ЧА-ЩА Пишем только букву А. В сочетаниях ЧУ-ЩУ Пишем только букву У. | Подводит к пониманию темы, организует наблюдение и создает речевую ситуацию | формулируют задачи урока и собственной деятельности., исправляют деформированный текст. |
IV.Изучение нового материала | 1.Упр.13 (стр.10) (устно) | Откройте учебник на стр 10. Найдите упражнение №13. -Прочитайте, произнесите слоги. (дети читают слоги) -Какой гласный звук произноситься в словах каждой группы? (ы-и, а-я, у-ю) -В каких слогах написание букв и,а,у надо запомнить? (ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ) | Формулирует учебную задачу, оценивает работу учащихся | Читают, определяют характер текста, восстанавливают текст по рифме, определяют орфограмму в словах. |
2.Упр.14 (с.11) (списывание по группам) | -Откройте учебники на стр. 11-ой. Найдите упр.14–е и прочитайте задание: В какие группы можно объединить слова? -Сколько групп получится? (на доске обозначения) ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ лыжи роща чудо жизнь чай чулок шить задача щука -Прочитайте записанные вами слова (по группам). -А теперь поставьте в этих словах ударение. -Подумайте и скажите, в каких словах буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога? -В каких словах эти буквосочетания являются безударными? | Организует наблюдение, подводит к выводам, исправляет ошибки, контролирует работу в тетрадях. | Анализируют, ищут доказательства, осуществляют выборочное чтение, определяют орфограмму и ее место в словах, формулируют вывод. |
3.Игра «Снежки» | -А теперь я предлагаю поиграть вам в игру «Снежки». Правила такие: по цепочке называем слова где встречаются буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши) | Создает речевую ситуацию, организует мыслительную и речевую деятельность учащихся | Называют слова по очереди, где встречаются буквосочетания. |
Физминутка | -А теперь, ребята, выполним упражнение для глаз: Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазкам видеть всё дано, Где окно, а где крыльцо, Обведу я снова круг, Посмотрю на мир вокруг. -Продолжим работу. | Организует выполнение упр. На снятие физической усталости. | Выполняют игровые упр. вместе с учителем |
VI. Закрепление изученного | . Упр.15 (письмо под диктовку) | -Найдите упр.15-ое. Прочитайте текст вслух (читает ребенок). -Как вы думаете, иллюстрация подходит к этому тексту? Докажите. (В тексте говорится о пушистом снеге, падающем на землю. И художник изобразил зимний день: в доме топится печь, а за окном снег кружится и падает на землю). -Какие слова в тексте помогают представить картину падающего снега? (Пушистый, кружится, падает, ложится) Почему эти слова «написаны с буквой И? (ЖИ-ШИ всегда пишем с буквой И). -Обратите внимание , как написано слово «ложится». Почему без Ь? (отвечает на вопрос «что делает?») -Объясните написание слова «снег» (глухой согласный на конце можно проверить – снега) -Посмотрите внимательно, какие знаки препинания есть в тексте, где они стоят? -А теперь запишем этот текст под диктовку. Я буду читать по строчкам. Как вы будете писать начало каждой строчки? (С большой буквы) Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. | Акцентирует внимание на словах с изучаемой орфограммой | На слух определяют слова с нужными орфограммами, подбирают проверочное слово с опорой на правило. |
2. «Составь предложения» | Сл.3 -А теперь будьте внимательны. - Прочитайте словосочетания. зубастая щука душистые ландыши грозовая туча - Составим устно предложения с этими словосочетаниями. (Дети составляют предложения) - Запишем составленные предложения, подчеркивая буквосочетания щу,ши,ча. 1. В реке плавает зубастая щука. 2.На поляке расцвели душистые ландыши. 3. В небе повисла грозовая туча. | Объясняет порядок выполнения задания, организует работу в парах. | Читают, воспринимают задание в карточке, распределяют по общему признаку пары слов, выделяют орфограмму, подбирают проверочные слова, работают в парах (обсуждают варианты ответа). |
3. «Собери слово» | - Собери слово из слогов, запиши слова. Обозначь орфограмму. да, за, ча вель, ща ча, встре | да, ка, ши, ран у, ча, да ще, ви, до, чу | - Ребята, какие слова у вас получились ? ( Задача, щавель, встреча, карандаши, удача, чудовище.) | Формулирует задачу, акцентирует внимание на орфограмме | Читают, составляют из слогов слова, записывают, подчеркивают буквосочетания. |
VII. Итог урока | Обобщающая беседа | -Ребята, наш урок подошел к концу. Скажите, с какими буквами не дружат буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ ? (Они никогда не дружат с Я, Ю, Ы) | Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе. | Формулируют выводы по изученной теме |
| 2. Рефлексия | - А теперь оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорика» «Зеленый»- усвоил материал «Желтый»- возникли трудности «Красный»- материал не усвоил. Оценки за урок получают……………. Спасибо за урок! | | Оценивают свою работу на уроке |
| Домашнее задание | Упр. 17-е (Стр.12-ая) Выполняйте в соответствии с заданием, по образцу. | Объясняет порядок выполнения и оформления дом.работы | Воспринимают задачу, определяют алгоритм выполнения задания. |