СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»

Урок русского языка во 2 классе (УМК «Школа России»)

Студент: Мартыненко Анастасия Андреевна У-13

Дата проведения: ________________

Тема

Правописание слов с ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ .

Педагогическая цель

Формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тип урока

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.

Личностные результаты

осознание значимости  знаний о правописании гласных после  шипящих; актуализация мыслительной и творческой  деятельности, формировать мотивацию к обучению.


Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:   развивать умения  высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять познавательную и личностную рефлексию, умение определять и формулировать цель на уроке.

Коммуникативные:  умение точно и полно выражать свои мысли; оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя словарь, информацию, полученную на уроке.


Основные понятия и термины

Твердый и мягкий согласный звук, гласный, звук, буква, буквосочетание, корень слова, словарные слова.

Методы, формы работы

Словесный, практический, наглядный; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы

М\м презентация, учебник (В.П.Канакина. Русский язык 2 кл, Ч2).









Технологическая карта урока

Этапы урока

Методы, методические приёмы,формы.

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

  1. Организация начала урока.


1.Приветствие

2.Организация рабочего места

3.Подготовка к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Анастасия Андреевна.

-Присаживайтесь. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

-Откройте тетради и запишите число ….. , «Классная работа».


Приветствует учащихся, организует начало работы

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

  1. Актуализация знаний.

1.Минутка чистописания

-Начнем урок с минутки чистописания. Посмотрите на буквосочетания (запись на доске) и скажите, какие пары пропущены?

Чу,……, ча, ……, жи,……….

-Запишите эти буквосочетания, обратите внимание на соединения букв (верхнее, нижнее)



Организует повторение изученного ранее материала, подчеркивает его актуальность для работы на уроке.

Систематизируют знания о звонких и глухих согласных звуках, воспринимают с опорой на наглядности понятие «парные звуки»

2.Словарная работа

«Замени одним словом»

Сл.1

-На следующей строчке запишите «Словарь:»

(Слова записываются, подчеркивается буквосочетание)

- На экране будут появляться картинки, ваша задача словом записать, что вы увидели.

-Жираф, ежи, лыжи, часы, чайник, шило, шиповник, щавель.


Товарищ–новое словарное слово . Обратите внимание на ударение.


- Кто такой товарищ? (по-другому друг)

-Придумайте (устно) предложение с этим словом (Мы с товарищем ходили в кино).

-Запишите новое словарное слово, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.


Читает загадки, объясняет порядок выполнения и оформления работы в тетради, следит за посадкой, напоминает правила письма.

Слушают, отгадывают загадки, записывают отгадки в соответствии с правилами письма (безотрывно, безнажимно, с наклоном), определяют тематическую группу слов, выделяют общность орфограммы, формулируют правило правописания.

3.Работа с пословицами

Сл.2

-Прочитайте пословицы (про себя) и подумайте, какие буквосочетания пропущены в словах?

-Прочитайте пословицу вслух и объясните ее смысл.

-Запишите пословицы, подчеркните буквосочетания. Проверьте знаки препинания.


Дружбой дорожи, забывать её не спеши.

Ищи товарища лучше, а не хуже себя.

Делу время, а потехе час.


(Дети, активно и правильно отвечающие, ставят + в колонке «работа с пословицами»)

Формулирует задание, контролирует его выполнение.

Определяют учебную задачу и способ ее выполнения, исправляют деформированное предложение, записывают с проговариванием.

III.Целеполаган ие

2. Определение темы и задач урока.



-А кто же сможет сформулировать тему урока ? Кто догадался?

(Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ)

-Какая главная задача стоит перед нами?

(Научиться без ошибок писать слова с этими буквосочетаниями)

-Каким правилом мы будем пользоваться при выполнении упражнений? (Скажем хором, смотрим на таблицу)


В сочетаниях ЖИ-ШИ

Только И всегда пиши!

В сочетаниях ЧА-ЩА

Пишем только букву А.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ

Пишем только букву У.



Подводит к пониманию темы, организует наблюдение и создает речевую ситуацию

формулируют задачи урока и собственной деятельности., исправляют деформированный текст.

IV.Изучение нового материала

1.Упр.13 (стр.10) (устно)

Откройте учебник на стр 10. Найдите упражнение №13.

-Прочитайте, произнесите слоги.

(дети читают слоги)

-Какой гласный звук произноситься в словах каждой группы? (ы-и, а-я, у-ю)

-В каких слогах написание букв и,а,у надо запомнить? (ЖИ,ШИ,ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ)


Формулирует учебную задачу, оценивает работу учащихся

Читают, определяют характер текста, восстанавливают текст по рифме, определяют орфограмму в словах.

2.Упр.14 (с.11)

(списывание по группам)


-Откройте учебники на стр. 11-ой. Найдите упр.14–е и прочитайте задание: В какие группы можно объединить слова?

-Сколько групп получится? (на доске обозначения)

ЖИ-ШИ ЧА-ЩА ЧУ-ЩУ

лыжи роща чудо

жизнь чай чулок

шить задача щука

-Прочитайте записанные вами слова (по группам).

-А теперь поставьте в этих словах ударение.

-Подумайте и скажите, в каких словах буквосочетания являются слогом, а в каких – частью слога?

-В каких словах эти буквосочетания являются безударными?


Организует наблюдение, подводит к выводам, исправляет ошибки, контролирует работу в тетрадях.

Анализируют, ищут доказательства, осуществляют выборочное чтение, определяют орфограмму и ее место в словах, формулируют вывод.

3.Игра «Снежки»

-А теперь я предлагаю поиграть вам в игру «Снежки».

Правила такие: по цепочке называем слова где встречаются буквосочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши)




Создает речевую ситуацию, организует мыслительную и речевую деятельность учащихся

Называют слова по очереди, где встречаются буквосочетания.

Физминутка

-А теперь, ребята, выполним упражнение для глаз:

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано,

Где окно, а где крыльцо,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.


-Продолжим работу.

Организует выполнение упр. На снятие физической усталости.

Выполняют игровые упр. вместе с учителем

VI. Закрепление изученного

. Упр.15

(письмо под диктовку)

-Найдите упр.15-ое. Прочитайте текст вслух (читает ребенок).

-Как вы думаете, иллюстрация подходит к этому тексту? Докажите.

(В тексте говорится о пушистом снеге, падающем на землю. И художник изобразил зимний день: в доме топится печь, а за окном снег кружится и падает на землю).


-Какие слова в тексте помогают представить картину падающего снега? (Пушистый, кружится, падает, ложится)

Почему эти слова «написаны с буквой И? (ЖИ-ШИ всегда пишем с буквой И).

-Обратите внимание , как написано слово «ложится». Почему без Ь? (отвечает на вопрос «что делает?»)


-Объясните написание слова «снег» (глухой согласный на конце можно проверить – снега)


-Посмотрите внимательно, какие знаки препинания есть в тексте, где они стоят?


-А теперь запишем этот текст под диктовку. Я буду читать по строчкам. Как вы будете писать начало каждой строчки? (С большой буквы)

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.


Акцентирует внимание на словах с изучаемой орфограммой

На слух определяют слова с нужными орфограммами, подбирают проверочное слово с опорой на правило.


2. «Составь предложения»

Сл.3

-А теперь будьте внимательны.

- Прочитайте словосочетания.

зубастая щука
душистые ландыши
грозовая туча

- Составим устно предложения с этими словосочетаниями.

(Дети составляют предложения)

- Запишем составленные предложения, подчеркивая буквосочетания щу,ши,ча.

1. В реке плавает зубастая щука.

2.На поляке расцвели душистые ландыши.

3. В небе повисла грозовая туча.

Объясняет порядок выполнения задания, организует работу в парах.

Читают, воспринимают задание в карточке, распределяют по общему признаку пары слов, выделяют орфограмму, подбирают проверочные слова, работают в парах (обсуждают варианты ответа).

3. «Собери слово»

- Собери слово из слогов, запиши слова. Обозначь орфограмму.

да, за, ча
вель, ща 
ча, встре

да, ка, ши, ран
у, ча, да
ще, ви, до, чу

- Ребята, какие слова у вас получились ? ( Задача, щавель, встреча, карандаши, удача, чудовище.)

Формулирует задачу, акцентирует внимание на орфограмме

Читают, составляют из слогов слова, записывают, подчеркивают буквосочетания.

VII. Итог урока

Обобщающая беседа

-Ребята, наш урок подошел к концу. Скажите, с какими буквами не дружат буквосочетания ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ ?

(Они никогда не дружат с Я, Ю, Ы)


Побуждает учащихся к выводам о проделанной работе.

Формулируют выводы по изученной теме


2. Рефлексия

- А теперь оцените свою работу на уроке с помощью «Светофорика»

«Зеленый»- усвоил материал

«Желтый»- возникли трудности

«Красный»- материал не усвоил.

Оценки за урок получают…………….

Спасибо за урок!



Оценивают свою работу на уроке


Домашнее задание

Упр. 17-е (Стр.12-ая) Выполняйте в соответствии с заданием, по образцу.

Объясняет порядок выполнения и оформления дом.работы

Воспринимают задачу, определяют алгоритм выполнения задания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!