Упражнения.
1. Выбери проверочное слово:
Уд.вительно (диво, дева), м.нять (мина, замена), л.пить (липко, лепка), л.нивый (лень, линька), скр.пучий (скрепка, скрип), м.стерить (мост, мастер).
2. Напиши буквы правильно, подбери проверочные слова.
Мама простыни стирала
И на речке пол.скала.
К дочке кошка прибежала,
Дочка кошку пол.скала.
К старости наш дедушка
Очень пос.дел.
Он в саду на бревнышко
Сел и пос.дел.
Гири брат мой поднимает
Свою силу разв.вает.
А на крыше мой флажок
Разв.вает ветерок.
3. Подбери к каждому слову недостающие родственные и запиши их в три столбика.
Существительное | Прилагательное | Глагол |
… | … | Чистить |
… | Подарочный | … |
Боль | … | … |
… | Белый | … |
4. Замени одним словом – глаголом.
Сделать подарок — …
Говорить дерзости — …
Издавать крик — …
Произвести посадку — …
Излучать свет — …
5. Прием исправления ошибок. Игры «Что не так?»
1.
-Объясняя правописание слов, Петя Двойкин подобрал таких “родственников” для проверки:
Хв.стливый – хвост, л.вина – улов, м.лодушный – молодость, укр.тить – краткий, сож.ление – жить.
-Какие орфографические ошибки допустил Петя Двойкин в написании слов и почему? Помогите ему!
2.
Мальчик полоскал собаку.
Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.
Все спустились с горы, а Витя всё слизал.
Мама отварила дверь.
3.
Незнайка подбирал проверочные слова к словам с безударной гласной. Все ли слова он проверил правильно?
Проверяю «малоко» - «мало»,
Проверяю я «село» - «село»,
«Ходить» - «похажу»,
«Масты» - по «масту».
Мне всё по плечу,
Знаю, «пять» получу!
«Насарог» - «наси рага»,
А «дарога» - «дарага»!
«Паравоз» - «парит», «визет».
Нас к Авоське привизёт.
6.Волшебная буква.
С.СНА
При правильном названии проверочного слова детьми “сомнительная” гласная “встает на место”.
7. Индивидуальные карточки:
Проверочное слово. | Проверяемое слово |
Козочка | К_за |
Кончик | К_нец |
Лес | Л_сник |
Гриб | Гр_бок |
Гололед | Л_дяной |
Походка | Х_дить |
Защита | Защ_щать |
Вышагивал | Пош.гал |
То есть, дается проверочное слово, притом с ударением. Нужно подставить нужную букву в проверяемое слово.
8.Вставь букву.
Пол | | т | Прол | | тел |
Ос | | нний | Ос | | нь |
Прин | | с | Прин | | сет |
Пом | | г | Пом | | гать |
Сп | | шка | Сп | | шат |
Д | | ть | Д | | ет |
Подв | | л | Подв | | дет |
Б | | г | Б | | гут |
Проверочное слово дается с пропущенной ударной гласной, которую надо вписать.
9.Игра “Перестановки”:
Гора – рога, салат – атлас, трава – врата, бокал – колба, сачок – часок, банка – кабан, ранка – аркан.
10. Игра “Превращения слов”:
1) песок – лесок, нога – рога, билет – жилет, коза – лоза
2) батон – бетон, нога – нора, баран – банан, орел – осел.
11.Игра "Соответствия".
-Соедини мелом записанные на доске слова с выставленными карточками.
-Найди лишнюю карточку (вместе с нужными карточками выставляются и лишние карточки).
12.Игра "Кто больше?"
Учитель показывает схему-карточку - дети называют слова с указанной орфограммой.
13.Игра "Узнай меня".
Дается краткая морфологическая и слоговая характеристика слова, и указываются в нем типы орфограмм.
14. «Цепочка».
Ведущий называет слово с безударной гласной, например «о». Каждый из игроков поочерёдно говорит своё слово с этой безударной гласной, например «Коза», «Молоко»… Разорвавший цепочку считается проигравшим и выходит из игры.
15. Диктант «Запиши в тетрадь только гласные а или о».
Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна –
Одна из гласных не ясна.
Вода, мосты, трава, глазок,
Гроза, дворы, роса, комок,
Оса, коса, моря, сова.
Проверить надо все слова!
- А теперь проверьте свою память: попытайтесь вспомнить слова и записать их.
- Кто больше вспомнит? Время на выполнение – 2 минуты.
Проверка под диктовку учителя.
Проверь внимательно, мой друг,
В словах есть безударный звук.
Кто смог слова все написать,
Поставит пусть в тетради пять.
16.Игра «Какую букву написать».
Ч…стота комнаты – ч…стота колебаний.
Ув…дать в лесу – ув…дать л…су.
Прим…рять платье – прим…рять друзей.
Посв…тить стихи другу – посв…тить фонариком.
17. Объясните правописание безударных гласных в рифмовках.
На голове волосок,
Молодой колосок,
Золотой колосок,
Деревянный молоток,
Вечерами холодок,
Дорогой поясок.
18. Прочитай вслух и проверь написанное на доске.
На стебельке он посидел,
Не жёлтым стал, а поседел.
Куклу Катю поласкала,
бельё с Катей полоскала.
Развевается флажок.
Развиваю свой прыжок.
19. Составь текст.
Расставьте предложения по порядку. В пустые окошечки вставьте нужную букву.
Прыгнет с обрыва, ост…новится и з…вет сына.
Мать к…рмила его м…л…ком и учила бегать по г…рам.
М…лыш др…жит от страха, но прыгает.
Р…дился к…злёнок в д…лине горной р…ки.
.