Обществознание 9 класс. Тема 3. Основы российского законодательства (13 ч.)
урок 31 Правовое регулирование отношений в сфере образования
Дата проведения урока: 03.05
Педагогические цели | Акцентировать внимание учащихся на ценностных установках образования, выделить положение о том, что образование в высокоразвитой стране — одно из условий успешного развития личности, её конкурентоспособности. Познакомить учащихся с правовым регулированием в сфере образования в РФ. |
Тип и вид урока | комбинированный |
Планируемые результаты (предметные) | Объяснять смысл понятия «право на образование». Различать право на образование применительно к основной и полной средней школе. Объяснять взаимосвязь права на образование и обязанности получить образование Решать познавательные и практические задачи на изученный материал. работать с текстом учебника, работать в малых группах, составлять таблицу, проводить сравнительный анализ |
Личностные результаты | • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убеждённости в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями. |
Метапредметные результаты | -сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; -анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам; -овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; |
Универсальные | Обучающиеся отвечают на главный вопрос урока. Беседа с учащимися с целью определения, какие вопросы вызвали у них затруднения, а какие — интерес; оценивания уровня усвоения учебного материала на уроке. Обучающиеся предполагают, какие вопросы будут изучаться в дальнейшем, и определяют пути выполнения домашнего задания. |
Информационно- методическое обеспечение педагогической системы урочной деятельности | 1) Обществознание. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Л. Н. Боголюбов и др.] 4 изд., стер. М. : Просвещение, 2022. |
План урока | Орг. момент. Повторение опорных знаний Усвоение новых знаний 1) Законодательство в сфере образования. 2) И право, и обязанность. Закрепление, формирование умений и навыков Д/з § 24 учебника; изучить выводы к главе ( с. 207-210), повторить тему, вопросы с 210 |
Основное содержание темы | Законодательство в сфере образования. Получение образования — и право, и обязанность. |
Основные понятия и термины | Единый государственный экзамен, образование, дополнительные образовательные услуги |
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Повторение опорных знаний
1. Индивидуальные карточки
2. Вопросы 1-3 с. 205
3. Начать урок полезно с выполнения следующих заданий:
Назовите составляющие духовной сферы жизни общества.
Какую роль, по-вашему, играет образование в современном мире? Аргументируйте свой ответ.
Чем для вас является образование? Объясните.
III. Усвоение новых знаний
1) Законодательство в сфере образования.
Для изучения раздела «Законодательство в сфере образования» предлагается комбинированный вариант урока, сочетающий объяснение учителя, самостоятельную работу класса с документами, а также беседу. Начиная урок, важно подчеркнуть роль Конституции РФ в вопросе правового регулирования образования. Объясняя это положение, учитель отметит, что законодательство в данной сфере многоплановое. Это выражено в иерархии законов: федеральные законы, законы субъектов РФ, нормативные документы, касающиеся конкретных образовательных проектов. Государственная политика в образовательной области сформулирована в Федеральном законе «Об образовании». Советуем обратить внимание класса на положение о том, что образование является одним из важнейших направлений государственной политики. В своём сообщении педагог может опираться на книгу Э. Д. Днепрова «Образование и политика. Новейшая политическая история российского образования», где говорится, что создание по инициативе Президента Российской Федерации приоритетного национального проекта «Образование» имеет важное значение для стимулирования образовательных инноваций, оказания поддержки педагогам и образовательным учреждениям непосредственно на федеральном уровне.
Далее учитель излагает цели образовательной политики государства, подчёркивая её комплексный характер. Цели политики представлены в той же работе Э. Д. Днепрова. В политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки, усиление роли регионов в его развитии; организация на федеральном и региональном уровнях всестороннего и полноправного партнёрства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования. В социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с постоянно возрастающими запросами постиндустриального общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы адресной социальной поддержки в получении полноценного качественного образования для детей из малообеспеченных семей, детей-си- рот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями. В экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально- экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности. В образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов непрерывного повышения качества и конкурентоспособности образования.
Для конкретизации положения об участии государства в образовательной сфере целесообразно привлечь фрагмент Закона РФ «Об образовании». Так, учитель поясняет, что ст. 2 (пп. 1, 2) закона содержит первые два принципа государственной политики в образовательной области. Учитель предлагает классу прочитать документ и ответить на вопросы: на каких принципах строится политика государства в области образования? Почему они называются государственными? Что значит гуманистический характер образования? Что обеспечивает этот принцип? Какие нравственные нормы лежат в основе ст. 2 (пп. 1, 2). Установите связь моральных и правовых норм. О чём это свидетельствует?
Статья 2. Принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.
Государство как основной институт политической системы реализует эти принципы практическими действиями. Отвечая на второй вопрос, учащиеся формулируют положение о роли гуманизма, признании ценности человека как личности, уважительного отношения к его правам и свободам, к идеям справедливости и милосердия. Этот принцип лежит в основе политики, направленной на всестороннее развитие человека, раскрытие его творческих способностей. Общее мнение класса выражается в понимании приоритета нравственных ценностей. Основа основ в обществе и государстве — мораль: чем последовательнее будут соблюдаться моральные нормы, тем меньше нарушений будет в области права.
Продолжая начатый разговор, учитель подчёркивает, что власть, рассматривая образовательную сферу как одно из приоритетных направлений общегосударственной политики, тем самым повышает статус и качество российского образования. Государство стремится к тому, чтобы образовательные программы были реализованы на территории всех субъектов РФ. Престижные образовательные центры не должны быть привилегией столичных мегаполисов, необходимо проводить политику на создание, укрепление, продолжение образовательных традиций в регионах, в субъектах РФ. Такая государственная политика сохранит единство образовательного пространства, обеспечит преемственность установившегося порядка, позволит законодательным органам субъектов РФ принимать законы, обеспечивающие единый общенациональный курс.
Педагог может сообщить, что единый образовательный стандарт — это тот минимум, который должен освоить выпускник школы, это те единые требования, которые предъявляются к ученикам и школе. Невозможно провести государственную аттестацию школьников, не имея государственных образовательных стандартов. Стандарты являются основой сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации.
2) И право, и обязанность.
Изучение второго вопроса «И право, и обязанность» можно реализовать посредством привлечения к работе на уроке текстов Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании». Текст ст. 43 Конституции РФ имеется в учебнике, извлечение из текста ст. 5 закона «Об образовании» раздаётся учащимся.
Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования
Гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.
Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.
Государство обеспечивает гражданам право на образование путём создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов...
В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несёт расходы на их содержание в период получения ими образования...
Государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.
Учитель даёт классу задание прочитать оба документа и ответить на вопросы: какое право рассматривается в ст. 43 Конституции РФ и в ст. 5 Закона РФ «Об образовании»? Назовите важнейшие положения этого права. Какими новыми позициями ст. 5 Закона РФ дополняет ст. 43 Конституции? Прокомментируйте эти положения. В чём вы видите роль государства в осуществлении права на образование?
Результатом работы с документами может стать итоговое сообщение учащихся о праве на образование. В ответах на второй вопрос важно подчеркнуть следующие положения: общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования; получение образования независимо от социального и национального происхождения и религиозного выбора; особый режим отношений между социально незащищёнными гражданами РФ и государством; поощрительная политика по отношению к гражданам, имеющим выдающиеся способности. Статья 5 Закона РФ «Об образовании» дополняет статью 1 Конституции РФ, закрепляет гарантии права на образование, такие, как возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, создание системы образования и соответствующих социально-экономических условий, определённой политики по отношению к гражданам с отклонениями в развитии и др. Каждое положение направлено на осуществление права на образование для различных социальных групп граждан, при этом государство дифференцированно подходит к определению реализации права.
В заключение делается вывод о том, что государство является важнейшим гарантом реализации права на образование в Российской Федерации. Государство должно выполнять свои обязательства в отношении права на образование.
Завершая беседу, учитель обращает внимание на проблему значимости образования для самого школьника.
Далее учитель ставит вопрос о новациях в сфере образования, а именно об итоговой аттестации учащихся — Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Подчёркивается, что ЕГЭ объединяет выпускные экзамены для одиннадцатиклассников и вступительные для абитуриентов. Целесообразно обратить внимание школьников на то, что зачисление в вузы проводится на основе итогов ЕГЭ по предметам, соответствующим выбранной специальности.
Важно отметить, что российское законодательство возлагает ответственность за воспитание и образование школьников на родителей. Родители вправе принять решение о дополнительных образовательных услугах. В их числе, например, посещение специальных курсов, репетиторство, углублённое изучение какого-либо предмета и т. п. Сами дополнительные образовательные услуги — это реалии нашего времени, с которыми мы сталкиваемся в жизни. В то же время образование не является сферой рынка, оно является всеобщим социально значимым благом. И потому в развитии образования государство и общество заинтересованы даже больше, чем отдельный гражданин, ибо от этого зависит и благосостояние, и конкурентоспособность страны.
IV. Закрепление, формирование умений и навыков
Итогом урока может быть беседа с классом по вопросам рубрики «Проверим себя».
9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ 1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека. Б. Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2.Ответьте на вопрос. В чем особенности и значение международного гуманитарного права? | 9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ 1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека. Б. Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2.Ответьте на вопрос |
9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ 1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека. Б. Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2.Ответьте на вопрос. В чем особенности и значение международного гуманитарного права? | 9 класс обществознание, Тема «Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов». Карточка №1. 1. Тест в формате огэ 1. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право защищает безопасность жизнедеятельности человека. Б. Международное гуманитарное право охватывает принципы и правила, регулирующие средства и методы ведения войны. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 3. Верны ли следующие суждения о международном гуманитарном праве? А. Международное гуманитарное право запрещает применять любое оружие. Б. Целью международного гуманитарного права является полное запрещение войн как форм социальных конфликтов. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны 2.Ответьте на вопрос. В чем особенности и значение международного гуманитарного права? |