Проект «Современная предметно-развивающая среда»
Цель: создание модели предметно-развивающей среды для обучающихся начальных классов.
Задачи:
-
изучить требования СанПиН к оформлению учебного кабинета;
-
изучить рекомендации к созданию и моделированию предметно-развивающей среды из научной литературы;
-
составить описание трех зон (учебной, креативной, игровой) кабинета;
-
разработать модель учебного кабинета в виде фото/ видео/ схемы;
-
привести примеры использования зон кабинета;
-
защитить проект по созданию предметно-развивающей среды кабинета.
Актуальность:
ФГОС НОО предполагает значительную самостоятельность образовательного учреждения в организации образовательного процесса, осознание и признание безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностей универсального образования, приоритет смысловой образовательной парадигмы, реализацию творческого, исследовательского компонента деятельности учителей и администрации. Поэтому успешная реализация новой образовательной программы начального общего образования невозможна без организации развивающей образовательной среды, личностной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Развивающая образовательная среда – система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. Ясвин).
Развивающая образовательная среда проявляется в продуктивном творческом общении, в адекватной самооценке ребенка, в его оценке достижений других участников творческого процесса, в его ориентации на общечеловеческие ценности, в готовности защищать свои интересы и в уважении прав других людей.
Таким образом, хорошо организованная образовательная среда школы, способствует достижению предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Образовательная среда школы в настоящее время может стать инструментом развития и воспитания при условии целенаправленного использования ее возможностей в работе с детьми. Влияние образовательной среды, во многом, обусловлено восприятием учащимися, их включенностью в процесс ее создания и совершенствования.
Для создания правильной и продуктивной предметно-развивающей среды кабинета, необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.
Требования к учебной зоне предметно-развивающей среды:
-
расположение парт: их легко переставить, объединять или отодвигать;
-
при оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры и расстояния между предметами: между рядами – не менее 60 см., от первой парты до учебной доски –2,4 – 2,7 м., наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860 см., высота нижнего края учебной доски над полом – 80-90 см
-
наличие учебных досок: меловая, интерактивная, компьютер;
-
пространство сочетает строгость и комфорт, которые обеспечиваются определенным расположением предметов и подбором цветовых предпочтений;
-
полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум;
-
дизайн кабинета и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков;
-
использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей;
-
оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле, должны быть использованы простые формы;
-
в помещениях начальных классов, устанавливаются умывальные раковины.
Требования к креативной зоне предметно-развивающей среды:
-
место должно быть оборудовано для рисования, лепки и других видов творчества, наборами для творчества и стендами для выставки детских работ.
Требования к игровой зоне предметно-развивающей среды:
-
расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры;
-
Мебель следует расставлять по периметру игровой комнаты, освобождая тем самым максимальную часть площади для подвижных игр;
-
для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.
Просмотр содержимого документа
«Предметно-развивающая среда»