СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление результатов реализации проекта «Поем вместе: вокальная работа с детьми с ОВЗ»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление результатов реализации проекта «Поем вместе: вокальная работа с детьми с ОВЗ»

Просмотр содержимого документа
«Представление результатов реализации проекта «Поем вместе: вокальная работа с детьми с ОВЗ»»

МБУДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ города Димитровграда Ульяновской области

педагог дополнительного образования

Герасимова Яна Константиновна



У ребят с ограниченными возможностями здоровья отмечаются различные нарушения физических и психических функций: мышления, речи, внимания, памяти, воображения и т.д. Наблюдаются также эмоциональные и поведенческие расстройства. У одних детей наблюдается неуверенность в себе, крайняя скованность, заторможенность (гиподинамия), а у других – напротив, сильная расторможенность, разбалансирование, нарушение координации движений. Такие ученики возбудимы, эмоционально неустойчивы и плаксивы. Ребята,обучающиеся с физическими и психоэмоциональными недугами, нуждаются в индивидуальном подходе, тщательном наблюдении и анализе. Как и в других видах исполнительской деятельности, в пении учащийся проявляет свое отношение к музыке.

Пение играет значимую роль в развитии, как музыкальном, так и личностном. Педагог в данном случае выполняет двоякую роль, он не только учитель, но и психолог. Обучение таких детей можно выстроить методом выбора, педагог подбирает тот репертуар, который будет наиболее эффективенв процессе обучения ребят.

Певческий голос уникален и не каждый музыкальный инструмент его сможет повторить, это возможно только струнным инструментам. Наша задача не только развить вокальные данные, но и обогатить духовную, эстетическую и нравственную сторону. Вокальное воспитание способствует развитию умственных способностей, и оказывает благоприятное влияние на физическое развитие детей. Правильная поза способствует равномерному и более глубокому дыханию, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Пение с движениями формирует хорошую осанку, координирует ходьбу, все это является важным аспектом для детей с ОВЗ. Бесспорное воздействие пения на физическое развитие детей установили физиологи В.М. Бехтерев, И.П. Павлов.

В работе с особыми детьми, имеющими нарушения психического и интеллектуального развития, существуют сложности в выполнении учебных задач. Многое зависит и от уровня музыкально-слухового развития, наличия необходимых вокальных навыков у таких детей и степени их нарушений. У каждого ребенка индивидуальный тембр голоса, чистота интонирования зачастую отсутствует, диапазон ограничен, чувство ритма развито слабо, речевые нарушения ограничивают педагога при выборе песенного репертуара. Но если грамотно организовать работу на уроке, регулярно и целенаправленно вести работу по овладению детьми певческими навыками, осознанному восприятию музыкального материала, то результат обязательно будет. Дети станут с радостью спешить на уроки и с удовольствием петь.

Используемый музыкальный материал разнообразен и отличается простотой, доступностью, незначительным объемом, повторным пропеванием мелодии, коррекционно-развивающей направленностью.

Исходя из особенностей детей, я работаю над решением как общих, так и коррекци-

онных задач по музыкальному воспитанию, к которым относятся следующие:

Образовательные.

- научить петь.

- формирование навыков певческой установки, певческого дыхания;

- формировать навыки певческой эмоциональности и выразительности;

- формирование основ музыкальной культуры.

Развивающие.

- корригировать отклонения интеллектуального развития;

- развивать певческие навыки;

- развивать речевую активность;

-развивать музыкально-исполнительские навыки, активизировать творческие способности с учётом индивидуальных возможностей учащихся.

Воспитательные.

- создавать условия для формирования певческой культуры,

-помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, само реализоваться, развиваться более гармонично.

- пособствовать чувству коллективизма


Коррекционные.

- коррекция памяти, мышления, развития речи, восприятия, компенсация эмоционального недоразвития.


Ансамблевое пение играет важную роль в воспитании детей и формировании их музыкальной культуры. Само по себе коллективное пение - прекрасная психологическая, нравственная и эстетическая среда для формирования лучших качеств личности.

Пение - активный творческий досуг, оно развивает мышление детей и подростков. При включении в хоровую самодеятельность у воспитанников возникает целая гамма отношений эмоционально-психологического характера. Совместная творческая деятельность усиливает свойственную детям и подросткам потребность в общении, способствует формированию чувства ответственности за общее дело, чувство коллективизма.


При помощи музыкальных игр, совместного пения стимулируется и активная речь ребёнка. При этом у детей снижается контроль за речью, и они с успехом начинают подпевать вслед за всеми, преодолевая тот барьер, который не всегда преодолевается даже у логопеда.


Музыкальные занятия развивают музыкально – ритмическое чувство, а это влияет на двигательную, эмоциональную, познавательную сферы. Музыка стимулирует возникновение у детей двигательных реакций. Кстати, психофизиологические исследования выявили возникновение микродвижений мышц артикуляционного аппарата и всего тела под действием музыки. Благодаря этим движениям более осмысленно и дифференцированно воспринимается музыкальное произведение. Благотворное же воздействие пения и певческого дыхания на общее состояние организма известно давно. И, конечно же, систематически ведётся работа по развитию певческого дыхания, голоса, интонации и звуковысотного слуха у детей. Важнейшим развивающим приёмом является игра на детских музыкальных инструментах. Это развивает общую и мелкую моторику, формирует контроль за своими действиями. Индивидуальные занятия с детьми, склонными к обучению музыке и пению обязательны, тем более, что часто такие дети оказываются очень музыкальными, с неплохо развитыми чувством ритма и музыкальным слухом.


Виды музыкальной деятельности детей.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выделяются следующие виды деятельности:

1)массовые формы внеклассной деятельности ( мероприятия, праздники посвящённые календарным датам, посещение концертов, фестивалей, конкурсов);

2)групповая работа (организация творческих объединений группового и сольного пения);

3)индивидуальные формы музыкального воспитания, которые вызваны тяжёлыми, стойкими психопат подобными расстройствами, ограничивающие участие детей в коллективных видах деятельности или, напротив, предоставляют возможность музыкально одарённому ребёнку получить дополнительный материал.

В процессе овладения вышеперечисленных видов деятельности, создаются возможности для расширения художественной и музыкальной культуры. Это способствует благоприятным условиям для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах ребёнка, а также формирование предпосылок развития его творческих и музыкальных способностей. Получают дальнейшее развитие мыслительные способности, сосредоточенность, концентрация внимания, улучшается положительная мотивация поведения.

При подборе репертуара важно соблюдение принципа доступности. Музыкальные произведения должны соответствовать интеллектуальным, физическим, психо – эмоциональным возможностям детей. Эти требования служат существенными ограничениями в выборе средств музыкальной выразительности при написании композиторами песен для детей, что приводит к созданию неинтересных, скучных песен для детей, не удовлетворяющих принципа художественности. Дети с проблемами в развитии гораздо легче усваивают более трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией. Самостоятельно дети никогда не поют их.

В результате музыкальных занятий было выявлено резкое снижение таких отклонений в поведении и эмоционально – личностной сфере детей, как общая возбуждённость, негативизм, упрямство, агрессивность по отношению к окружающим, двигательная расторможенность. Отмечены проявление сдержанности, самоконтроля; развитие уверенности в своих возможностях, целенаправленности при достижении результата.

Обязательным условием проведения комплексных мероприятий по музыкальному воспитанию является согласованная совместная деятельность педагогов, родителей Проводятся плановые мероприятия, участвуем в ежегодном межрегиональном фестивале детей с ОВЗ «Мне через сердце виден мир», «Лучики надежды», в городском вокальном проекте эстрадной песни «Мы любим петь».

Выводы:

Музыкальное обучение и воспитание, органично включённые в единый учебно - воспитательный процесс, строиться с учётом потенциальных возможностей каждого ребёнка и его сохранных способностей. Музыкальное воспитание способствует предупреждению возникновения неадекватных форм поведения, содействует успешному эмоционально – личностному развитию и улучшает их социальную адаптацию, помогает каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться, развиваться более гармонично.


Список используемой литературы для педагога:


Айдарбкова А.А. «Музыкальное воспитание, как одна из форм коррекционной работы с умственно отсталыми детьми», Москва, 1989г.

Гаврилушкина О.П. «Задачи музыкального воспитания умственно отсталых детей. Вопросы воспитания и обучения аномальных детей дошкольного возраста», Москва, 2003г.

Данилова Л.В. «Работа над детской оперой в хоровом коллективе». М., 1998 г.


Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренинг». СПб, «Владос», 2000 г.

Зацепина «Методические рекомендации по музыкальному развитию детей» – М., 2007.

Осеннева М.С. «Методика муз-го воспитания младших школьников».М; «Академа» 2001г.

Ражников В.Г. «Резервы музыкальной педагогики». М., «Просвещение, 1980 г.



МБУДО ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ города Димитровграда Ульяновской области

педагог дополнительного образования

Шибаева Елена Викторовна

«Современные педагогические технологии хореографа

в работе с детским вокальным коллективом»

«Взаимодействие различных искусств – вещь великая! Музыка, вокал, танец, дополняя друг друга, должны в идеале сливаться в единое целое, создавая единый художественный образ» - М. Габович.

В настоящее время велика значимость комплексной подготовки вокальных коллективов, повышающей конкурентоспособность творческого объединения детей и способствующей результативности участия в конкурсах и фестивалях.

Слияние вокала и хореографии как одно из условий гармоничного развития обучающихся детского вокального коллектива.

Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, смелость, а главное, укрепляет здоровье и является профилактикой заболеваний опорно-двигательной, дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем жизненно важных для развития здорового молодого поколения. Занятия хореографией активизируют внимание, усиливают эмоциональную реакцию и, в целом, повышают жизненный тонус обучающегося.

Синтез движения и музыки, формирующий у обучающихся сферу чувств, координацию, музыкальность и артистичность; развитие слуховой, зрительной, мышечной памяти; воспитание художественного вкуса.

Преподавание хореографии в вокальном коллективе отличается от занятий в танцевальных студиях. Здесь работа хореографа имеет более широкий спектр обучающих задач:

-овладение детьми системой знаний, умений и навыков грамотного хореографического исполнения различных жанров и стилей;

-умение подчеркнуть стиль, смысл вокального произведения движениями и сделать номер максимально эффектным;

-обучение навыкам импровизации и умению воспользоваться ими на сцене;

-освоение учениками навыков актерского мастерства;

-обучение работе с предметом (воображаемым и реальным);

-обучение детей пластике, координации, ориентации в пространстве.

Весь учебный процесс направлен на выработку необходимых средств внешней выразительности. А главной целью хореографа является сделать вокально-хореографические номера эффектными, интересными, яркими и запоминающимися.

Хореограф режиссирует все, что происходит на сцене во время номера. Танец становится гибкой формой выражения замысла автора, позволяющей подчеркнуть собственный стиль песни, ее смысл. Каждая песня – это мини-спектакль. У неё есть свой жанр, стиль и художественные задачи. В ней должны быть начало, развитие, кульминация и финал. И главную роль в этом спектакле играет исполнитель, цель которого – порадовать и удивить зрителя, наполнить номер эмоциями и "внести в него жизнь".

Сложнее это сделать при работе с солистом. Важно не перегружать его, уметь варьировать его эмоциональным состоянием и настроением на данный момент, чтобы ребёнок мог справиться с задачами, которые ставит перед ним педагог.

Надо давать возможность ему самому создавать художественный образ. Это может стать подсказкой педагогу нового видения содержания и нового образа, возможно даже более естественного и подходящего. Но при этом важно контролировать ребенка, чтобы не допустить пошлости, вульгарности ни в движении, ни в жесте. Всё должно быть выдержано в выбранном педагогом стиле.

К синтезу музыки, танца и театра, который выражается в эстрадной песне, нужно подходить осторожно, бережно, с пониманием того, что главное — это сама песня, а не театральная игровая сценка, созданная на ее основе.

Сценическое движение при постановке вокальных групповых номеров несколько отличается от сольного выступления. Расположение вокалистов на сцене должно быть точно простроено, иметь грамотный красивый сценический "рисунок". Исполнители должны так разместиться на сцене, чтобы каждый из них хорошо видел зрительный зал – при этом условии его обязательно будут видеть зрители.

Трудность работы в группе заключается в большом рассредоточении внимания исполнителей, поскольку им приходится петь и одновременно действовать в пространстве сцены, выполнять различные перестроения с другими участниками номера, выполнять танцевальные движения, не забывать об артистизме. Чтобы все это совместить, требуются продолжительные последовательные репетиции, которые дают воспитанникам необходимый опыт, знания и навыки.

Хорошо усвоенные правила поведения на сцене и, уроки сценического движения, помогают вокалистам выигрышно представить свой номер зрителю.

Огромная работа хореографа состоит в развитии артистизма эстрадного вокалиста. Особенно это касается таких моментов, когда вокалист творит образ, не прибегая к помощи слов. Здесь можно использовать такие приёмы, как: изменения мимики, ракурса, положения головы или корпуса, рук, ног.

Ритмика, танец, основы сценического движения – все это входит в программу обучения. В процессе двигательной подготовки педагог должен понимать природу движения, которая делает обоснованным физическое поведение вокалиста на сцене. Ведь с помощью пластики тела можно рассказать историю, показать свои эмоции и переживания, ощутить свободу и проявить силу духа.

Подводя итог, хочется сказать, что синтез нескольких видов искусства в обучении детей является одним из методов развития гармоничной личности. Интегрированные занятия вокала и хореографии оказывают положительное влияние на развитие познавательных интересов, на социальную активность обучающихся, на раскрытие потенциальных способностей, на формирование художественно-эстетического вкуса. Слияние хореографии и вокала помогает достичь высоких результатов в обучении и развитии ребёнка, что и является конечной целью нашей работы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 48 «Дельфинёнок» города Димитровграда Ульяновской области»

музыкальный руководитель

Яшина Людмила Васильевна

« Вокальная работа с детьми в системе дополнительного образования детей»

В настоящее время наши дети, начиная с детского сада, имеют больше возможностей принимать участие в городских и областных (региональных вокальных конкурсах). Им нравится выступать, побеждать, получать подарки и грамоты (поощрения) за свои выступления, что придаёт им уверенности в себе, целеустремлённости. Сидя в зале на вокальных конкурсах, они слушают других детей, замечают, как они исполняют произведения, как они владеют голосом, мимикой, а это значит – учатся петь, владеть собой и своим голосом во время пения.

Детская эстрада сегодня является весьма популярной в сфере дополнительного образования. Музыкальное искусство эстрады занимает особое место в современной культуре. Эстрада сегодня – это не просто вид искусства, но и социокультурный феномен. Она привлекает своих почитателей экспрессивностью, непосредственной связью с движением и ритмом, красочностью сценического воплощения, достаточно простым, по сравнению с академическим искусством, содержанием и эмоциональным строем произведений, который воплощается несложным для восприятия языком. Современная эстрадная музыка привлекает людей всех возрастов, в том числе, школьников и дошкольников. Исследования показывают, что из всего многообразия музыкальных жанров, стилей и направлений дети современного общества в большинстве случаев отдают предпочтение именно эстрадным песням.

Система дополнительного образования, шагая в ногу с новым временем, с каждым годом всё активнее использует для приобщения детей к музыкальному искусству эстрадную музыку. В последнее время большей популярностью пользуется сольное и ансамблевое пение. Интерес детей, родителей, зрительской аудитории к этому виду творчества чрезвычайно велик и растёт с каждым годом. Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей своей яркостью, смелыми оранжировками песен, современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои творческие способности, воплотить свои идеи и мечты. Эстрадное пение направлено, прежде всего, на становление личности ребёнка, формирование его духовной культуры, развитие музыкальных способностей. Занимаясь эстрадным пением, маленький артист не только овладевает искусством вокала, специфическими приёмами, характерными для различных жанров популярной музыки, навыками работы с текстом, фонограммой, микрофоном и звуковой аппаратурой, но и учится работать в команде с другими детьми, достигать поставленной цели, своим трудом добиваться успеха. Занятия эстрадным вокалом помогает ребёнку ориентироваться в сложном мире, почувствовать себя в кругу друзей (если он поёт в вокальной группе или в ансамбле). Коллективное пение развивает его коммуникативные способности, облегчая процесс прохождения ребёнком социальной адаптации, помогают ему в сложном процессе самосознания. Так же и в дуэте, в трио (малая форма) ребёнок держит ответственность перед другими (должен знать хорошо слова песен, слушать других, не выкрикивать, не выделяться, вовремя со всеми вступать.

Во время обучения детей вокальному искусству главным должно стоять не только технология обучения, сколько душевное состояние, раскрепощение творческого духа ребёнка. Также на развитие творческих и вокальных способностей ребёнка большое влияние оказывает репертуар вокальных произведений. Песни должны выбираться с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, в соответствии с ним подбираются необходимые развивающие упражнения, направленные на разрешение определённых проблем, преодоление технических трудностей и на воплощение творческих задач. Современные дети имеют свои любимые песни, своих авторов и своих звёзд. Среди многообразия песен, созданных специально для детей, становится всё больше чистых, искренних, способных противостоять потоку негатива реальной жизни. В настоящее время для исполнения эстрадных песен используется репертуар современных композиторов – песенников, которые чувствуют, что нужно сегодняшним детям. Они ориентируются на моду и вместе с этим стараются оказать на детей положительное воспитательное воздействие.

Эстрадное пение отличается от академического не только самой манерой пения, способами вокализации, но и средствами сценического воплощения. Это сольное или ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с микрофоном, раскрытие образа и общение со зрителем. В каждом ребёнке нужно раскрыть артиста, подчеркнуть его индивидуальность, подобрать репертуар, подходящий к тембру голоса и темпераменту юного певца. Несмотря на свой юный возраст, дети, занимающиеся эстрадным вокалом, учатся перебарывать свой страх, волнение, стеснительность, неуверенность в себе, закомплексованность и выходят на сцену, как настоящие артисты, общаясь с залом, стараясь донести основную мысль своего выступления. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя, испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего выступления, дети строят множество планов, понимая, что надо много трудиться. Концертные выступления дают стимул к работе, побуждают детей всегда быть в хорошей форме. Пластика, актёрское мастерство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого ребёнка, а не только у того, кто хочет быть самым лучшим и передовым. Каждого ребёнка надо поощрять, выдвигать, воспитывать уверенность в свои силы. Самое главное, что даёт детская эстрада – это дисциплина и уважение к своему и чужому времени и труду. Это очень важное качество в любой работе и в жизни.



















МБОУ СШ№9 им. Г.Ф.Полнова город Димитровград Ульяновская область

учитель музыки

Бочкарева Екатерина Петровна

«Классическая музыка на уроках в школе»

Много лет (25) я работаю учителем музыки в общеобразовательной школе. В музыкальном училище, которое я закончила, студенты изучали методику Д.Б. Кабалевского. Тридцать лет назад эта методика представляла совершенно новый подход к обучению школьников музыке. Изменилось название урока – из урока пения в урок музыки. На уроках появилось слушание музыкальных произведений, беседы о прослушанном, изучение нотной грамоты, знакомство с основными жанрами музыки. Предполагалась и игра на музыкальных инструментах, и пластическое интонирование. Программа предлагала тематическое планирование всего процесса обучения. Особенно тщательно программа была разработана для начальной школы. Были изданы фонохрестоматии, пластинки с учебным звуковым материалом. Бери , изучай, внедряй. Успех освоения программы зависел от степени заинтересованности педагога в результате своей работы. Казалось, что дети полюбят классическую музыку, поймут ее содержание, станут высокодуховными личностями. Захотят в массовом порядке посещать концертные залы, филармонии. Увы, надежды не оправдались. Ученики по-прежнему считают классическую музыку «старьем», которое не заслуживает никакого внимания. Отчего это происходит? На мой взгляд, в «грубом» подходе и внедрении в душу и сердце маленького ребенка информации, которую он не может «переварить» в силу возрастных психологических особенностей и общей культуры окружающей среды. Мы хотим приобщить детей быстро и немедленно к шедеврам классики, которую взрослые люди изучают в специальных учебных заведениях много лет, предлагаем слишком большой объем знаний для усвоения детьми в короткий срок. Заставляем детей полюбить то, что создано кем-то много лет назад. И в результате, получаем отторжение детьми классической музыки, причем, на всю жизнь. Ведь для того чтобы что-то полюбить, запомнить, захотеть воспроизвести, надо сделать своими руками, прочувствовать своей душой и сердцем. Затем разрешить новому войти в себя и стать насущной необходимостью, частью самого тебя. То есть, творцами музыки должны быть сами дети.

В моем школьном детстве были обычные уроки пения. В класс приходил баянист и разучивал с учениками какую-нибудь песню. Эти простые занятия приносили радость и большую пользу. Мы распевали выученные песни с одноклассниками на переменах, в походах, на сборах, просто в одиночку дома. С тех самых пор в мой репертуар прочно вошли песни «Крейсер «Аврора»», «Лесной олень», «Там, вдали за рекой» и еще множество песен. И никто учеников не спрашивал, чем нравится песня, не проверял, знаешь ты слова наизусть. Не писали тесты на знание имен композиторов и их творчества в целом, никого не интересовало, знаешь ли ты, что такое главная и побочная тема. Не задавали домашних заданий, рефератов. Поэтому мы учились с легкостью и увлечением. Мы продолжали заниматься любимым делом и во внеурочное время. Все девочки писали песенники. Это такие тетради, где записывались слова любимых песен. В песенниках рисовали, приклеивали красивые картинки из книг и журналов. Показывали подружкам и очень ценили их. Почему было так здорово? Почему процесс обучения так нравился? С уверенностью могу ответить– детям не мешали быть самими собою, не заглушали их желания познавать мир через собственное творчество, не ограничивали жесткими рамками потребности реализовывать себя как желаешь того сам. Педагог лишь мягко и ненавязчиво подсказывал направление, а задача учеников заключалась в собственном развитии этой идеи.

В нашем современном обществе классическая музыка утеряла свою значимость и стала мало востребованной. Подрастающее поколение редко слушает и вообще сталкивается с классической музыкой , а некоторые из ребят, к сожалению, только на уроках музыки в школе и то,не понимая, зачем им это нужно. Особенно трудно приходится с подростками.


Формирование интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе.

Мощным средством эстетического и духовного воспитания подростков в общеобразовательной школе является урок музыки, потенциал которого раскрыт не достаточно. К основным задачам уроков музыки в общеобразовательной школе относятся: привить школьникам интерес к классической музыке, сформировать у них эстетические и художественный вкус (С.М. Рыжкова, Г.П. Сергеева). Однако современные подростки предпочитают слушать популярную музыку, которая малоценна в художественном отношении. Это происходит из-за того, что общение подростков с музыкой, как правило, происходит вне стен общеобразовательной школы стихийно и бесконтрольно. Основной источник пополнения музыкального опыта – это Интернет, в котором главное для современных подростков место занимают социальные сети. Популярная музыка, как часть массовой культуры, которую они предпочитают как наиболее доступную, не формирует должного отношения к музыкальному искусству в целом, являясь средством развлечения она препятствует восприятию более глубокой и культурно значимой музыки.

Можно выделить три группы средств воспитания, направленных на формирования интереса к классической музыке: пассивные, активные и интерактивные.

Пассивные средства воспитания. Для пассивных средств характерна форма взаимодействия учителя и учащихся, в которой учитель является основным действующим лицом, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. В процессе знакомства с произведениями классической музыки я использую традиционные словесные методы: рассказ и вступительное слово к произведению, которые подтвердили свою эффективность на практике. Рассказ учителя как традиционный словесный метод является неотъемлемой частью структуры любого урока музыки (Э.Б. Абдуллин, Д.Б. Кабалевский, Т.И. Науменко). Однако в настоящее время, когда любому школьнику доступны многие информационные источники, рассказ учителя не может ограничится констатацией тех фактов, которые при желании может найти любой школьник. Исследования Э.Б. Абдуллина, Т.А. Замятиной и др., а так же мое наблюдение показывают, что дети лучше воспринимают музыкальный материал, если ему предшествует рассказ педагога, которое включает в себя:

1) библиографическую информацию о детских и подростковых периодах жизни композитора, о его юношеских путешествиях и увлечениях, о его взглядах на мир и их выражение в ранних поисках (например, в детстве Моцарт был вундеркиндом, а в юности у В.А. Моцарта не было денег и он подавал милостыню в виде листов с только что написанными нотами и советовал бедняку зайти к одному из издателей, который охотно платил за каждый такой листок). Исследуя биографии композиторов в разных источниках, вновь и вновь открываются новые и интересные факты. Даже маленькая деталь к портрету гения может явиться той связующей нитью с которой и начинаются удивительные музыкальные открытия. Иногда композитор и его музыка предстают в совершенно неожиданном ракурсе, помогая понять то или иное музыкальное произведение.

2) Интересные факты, которые сопровождали премьеру или какое-либо из исполнений музыкального произведения, с которым предполагается знакомство (например, существует легенда, подтвержденная многими фактами, что музыканты на корабле «Титанике» в последние секунды перед потоплением судна играли Симфонию №3 Л. ван Бетховена, которая своим звучанием поднимала дух людей, попавших в беду).

Вступительное слово перед слушанием произведения или разучиванием песни является традиционным словесным методом, который логически продолжает рассказ учителя. Наиболее эффективным является вступительное слово учителя, в котором подчеркивается актуальность изучаемого музыкального произведения для подростов. Для формирования интереса к классической музыке можно перечислить сферы искусства или развлечения, которые используют обращение к ней: – современные фильмы, использующие классическую музыку в качестве саундтрека (например, «Остров проклятых» 2010 г. – музыка Г. Малера, «Черный лебедь» 2010 г. – музыка П.И. Чайковского, сериал «Интерны» 2010–2014 гг.); – компьютерные игры, в которых звучит классическая музыка (например, «Soft Mozart» – музыка В.А. Моцарта); – музыкальные исполнители и коллективы, использующие в своем творчестве цитаты классической музыки («РЭПсодия», «Jan Holland», «Royal Orchestra»).

Активные средства воспитания. Наряду с пассивными традиционными средствами воспитания в процессе формирования интереса к классической музыке я использую активные средства, которые предполагают взаимодействие учителя с учащимися в ходе занятий, в котором школьники является активными участниками. Я предлагаю подросткам сравнить звучание современной обработки произведения классической музыки с оригиналом. «Микс-метод» – традиционный метод сравнения, адаптированный для урока музыки в старших классах. Подросткам предлогается два варианта звучания классической музыки: в оригинальном звучании и в современной обработке («РЭПсодия», «Jan Holland», «Royal Orchestra»). После прослушивания двух образцов учащимся предлагается сравнить их между собой. Большинству подростков современное звучание классической музыки кажется более интересным благодаря использованию современных музыкальных инструментов. Однако при разборе авторского замысла подростки обращают внимание на его искажение в современном звучании (рэп делает музыку более современной, но теряется связь с характеристикой внутреннего мира половцев ). Использовать метод сравнения оригинального и современного звучания произведений классической музыки можно только на этапе ознакомления, для возникновения у подростков любопытства к звучащей музыки.

«Ремикс-метод» – авторский метод, предполагающий самостоятельную обработку музыкального произведения. Обработка классической музыки осуществляется двумя способами: с помощью возможностей электронного пианино с функциями синтезатора звуков и автоматической гармонизации мелодии и с помощью компьютерной программы «Steinberg Cubase 5». Интерактивные средства воспитания. В процессе формирования интереса к классической музыке на более поздних этапах используются интерактивные средства, которые являясь более развитой формой активных средств предполагают взаимодействие учащихся не только с учителем, но и друг с другом. Интерактивные средства включают в себя адаптированные традиционные и авторские интерактивные методы, такие как «музыкальный батл» и «СС-метод». «Музыкальный батл» – традиционный метод диспут, адаптированный для урока музыки, который применяется в условиях групповой формы. Каждой из групп предлагается определенное направление классической музыки, актуальность и интересные особенности которого им предстоит отстоять. Так, например, группе девочек предлагается направление музыкального романтизма, а мальчикам – экспрессионизма. Задача каждой группы- ознакомиться с особенностями своего направления по следующим критериям:

– наиболее известные представители;

– значение данного направления для мировой музыкальной культуры;

– современное использование образцов изучаемого музыкального направления;

– вклад, который направление оказало на современную музыкальную культуру.

Данный метод является значимым в первую очередь тем, что подростки с участием педагога обмениваются изученным материалом между двумя группами.

«СС-метод». Большую эффективность на практике показал авторский метод формирования интереса к классической музыке с помощью социальных сетей (СС). Не смотря на негативное отношение к явлению социальных сетей многих педагогов (Н.В. Ардеева, А.А Бочкарникова, А.А. Задовская), в этом явлении можно увидеть и положительные стороны. Социальными сетями в настоящее время пользуются большинство подростков, при этом наиболее популярные «ВКонтакте», «Телеграмм» позволяют демонстрировать любимую музыку, а также обмениваться ею. Предлагается несколько возможностей использования социальных сетей. Во-первых, раздел «аудиозаписи» позволяет проводить наиболее точный мониторинг музыкальных предпочтений подростков, т.к. появляется возможность видеть не только плейлист каждого учащегося, но и названия музыкальных произведений, которые слушает подросток, пребывающий в социальной сети. Во-вторых, возможность передачи музыкального файла посредством личного сообщения или публично (использование стены), позволяет педагогу предложить прослушать произведение классической музыки или его современную обработку, учитывая музыкальные интересы подростка. Подростки, которым предлагалось послушать классическую музыку в социальных сетях, помещают ее в свой список аудиозаписей, при этом 23% проявляют интерес к другим произведениям автора предложенной музыки и уже самостоятельно осуществляют их поиск.

У многих детей урок музыки в школе - единственное место, где они  могут услышать сочинения композиторов-классиков, узнать информацию о них.

Общение с классической музыкой способствует развитию эмоциональной сферы, ценностных ориентаций и духовному становлению личности подростка, повышает уровень эстетического и художественного вкуса к музыкальному искусству.

ВГИПК РО, 2006. 3. Затямина Т.А. Современный урок музыки.

М. : Глобус, 2008. 4. Лакоценина Т.П. Современный урок в школе : науч.-практ. пос. для учителей, методистов, студентов пед. учебн. заведений, слушателей ИПК. Ростов н/Д : Учитель, 2008. 5.

Смолина Е.А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. Ярославль :




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!