СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление студентов о преимуществах и недостатках дистанционного обучения в период пандемии COVID-19

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе проанализированы проблемы, возникшие при дистанционном обучении,  рассмотрены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Представление студентов о преимуществах и недостатках дистанционного обучения в период пандемии COVID-19»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (Тюменская область)

город Радужный



Научно-исследовательская работа
на ХХIII городскую научно-практическую конференцию молодых исследователей

научно – социальной программы
«Шаг в будущее»






Представление студентов о преимуществах и недостатках дистанционного обучения в период пандемии COVID-19






Автор:

Бачишов Сергей Александрович

№ 214, Техническое обслуживание и эксплуатация электрических и электромеханических приборов

Бюджетное учреждение

«Радужнинский политехнический колледж»

Руководитель:

Палкина Диана Викторовна,

Педагог-библиотекарь,

Бюджетное учреждение
«Радужнинский политехнический колледж»













2023 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ 6

1.1 ПОНЯТИЕ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ 6

1.2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 7

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 16


Представление студентов о преимуществах и недостатках дистанционного обучения в период пандемии COVID-19

Бачишов Сергей Александрович

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра (Тюменская область)

город Радужный

Бюджетное учреждение

«Радужнинский политехнический колледж»

№214 группы. Техническое обслуживание и эксплуатация электрических и электромеханических приборов

ВВЕДЕНИЕ

Весной 2020 года все образовательные заведения Российской Федерации были переведены на дистанционный формат обучения, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Covid-19. В ситуации, когда возникла острая необходимость в сжатые сроки перестроиться для работы в новом формате, большинство преподавателей, обучающиеся и их родители испытали серьёзный стресс и чувство растерянности. Уровень владения цифровыми ресурсами до пандемии среди большинства был невысок, и лишь немногие имели представление об электронных образовательных платформах.

Участники образовательного процесса по-разному отреагировали на переход в онлайн-формат. Реакция одних – вдохновение, вызов. Вторые встревожились: опасения за организацию процесса перевесили новизну и необычность задачи. Однако все преподаватели сошлись в одном: никто не ожидал, что дистанционное образование продлится так долго, и не был к этому готов. Ни техническое оснащение, ни методическая подготовка не смягчили удар: для многих образовательных учреждений переход в онлайн-формат оказался стрессом, когда в короткие сроки пришлось «наращивать» большое количество умений.

Актуальность: в настоящее время дистанционное обучение стало вынужденным глобальным явлением образовательной и информационной культуры, изменив облик образования. Дистанционное обучение оказывает неоднозначное влияние на качество образования. Последствия обучения студентов посредством «дистанта» весной 2020 года еще предстоит оценить.

Цель работы: изучить проблемы, возникшие при переходе на дистанционное обучение в БУ "Радужнинский политехнический колледж».

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать проблемы, возникшие при дистанционном обучении;

- выявить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Гипотеза: предположим, что дистанционное обучение является единственной эффективной формой осуществления образовательного процесса во время пандемии.

Объект исследования – эффективность перевода образования в дистанционный формат.

Предмет исследования – анализ организации дистанционного обучения в условиях пандемии.

Методы исследования: интервьюирование, анкетирование, сравнительный анализ.

Практическая значимость: данная работа будет полезна для решения вопроса использования методов и средств дистанционного обучения в колледже после окончания пандемии. Основной текст исследования сопровождается текстовыми и графическими материалами.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1 ПОНЯТИЕ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

Сама идея получения обучения на расстоянии не нова. Многие исследователи признают родоначальником дистанционного обучения Яна Коменского (1592-1670), который 350 лет назад ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Конечно, это не было тем дистанционным обучением, с которым мы знакомы сегодня. Пройдя в своем развитии несколько этапов, в начале XXI века оно совершает качественный скачок: вследствие доступности персональных компьютеров и сети Интернет появилась возможность доступа к учебному контенту практически из любой точки мира [4].

Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». Наиболее точным считается следующее определение: дистанционное обучение – «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объёма изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения» [5].

Перечислим основные преимущества дистанционного формата учебного процесса.

1. Персонификация обучения. Обучающийся сам определяет для себя скорость изучения учебного материала, его объем и время прохождения обучения. При этом не регламентируется время выполнения задания.

2. Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует снятию эмоционального напряжения.

3. Возможность получить намного больше информации.

4. Использование современных информационных технологий.

5. Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации: компьютерные обучающие программы, электронные обучающие программы, электронные учебные пособия, компьютерные системы тестирования и контроля знаний, электронные справочники, учебные аудио- и видеоматериалы.

Наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков [1].

1. Отсутствие личного взаимодействия обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно, особенно на первых курсах.

2. Обязательная способность к самоорганизации обучающегося, так как большую часть учебного материала приходится осваивать самостоятельно.

3. Необходимость постоянного доступа к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащённость дома и учебного заведения.

4. Использование преимущественно письменных форм учебной деятельности.

5. Неготовность участников образовательного процесса к осмыслению и овладению информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.

6. Ряд проблем, с которыми столкнулись многие преподаватели: психологическая адаптация; необходимость навыка работы не только с компьютером, но и с другими техническими средствами; зависимость от наличия и качества работы сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей.

1.2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Поскольку дистанционное образование – это образование с использованием информационно-коммуникационных технологий, то первый вопрос, на который необходимо ответить – это вопрос о том, что необходимо для реализации дистанционного образования.

Рассмотрим основные эффективные средства поддержки онлайн-уроков, активно применяющиеся в смешанном обучении:

1) Встречи в режиме реального времени. Для проведения видеоурока или консультации преподаватель создаёт приглашение-ссылку для студентов, которое размещается в разделе «Дистанционное обучение» сайта колледжа. На онлайн-уроке преподаватель объясняет материал, отвечает на вопросы обучающихся и задаёт им вопросы, используя платформу Zoom. Возможна организация урока в режиме видеоконференцсвязи на платформе Skype. Данные платформы имеют функции демонстрации экрана, удобно сочетать с каким-либо приложением, обладающим функциями «классной доски». Каждый может выбрать наиболее удобный формат общения – с помощью чата и голосовых сообщений. Приведём результаты опроса преподавателей:

Лилия Гарифовна Зиянгирова (Преподаватель Математики): «Во время дистанционного обучения пользовались персональным компьютером, графическим планшетом, сайтом ЯКЛАСС (для проверки знаний обучающихся). Выбраны следующие вспомогательные в учебном процессе источники и предметы: учебники, выданные обучающимся, методические пособия, специальная литература. В процессе дистанционного обучения были выделены: снижение работоспособности учеников, уменьшение темпа получения знаний, падение посещаемости уроков. Преимущества: актуальность во время пандемии. Недостатки: обучающиеся теряют мотивацию, ограниченное время уроков».

Татьяна Владимировна Волкова (Преподаватель Русского языка и Литературы): «Во время дистанционного обучения пользовались персональным компьютером. Выбраны следующие вспомогательные в учебном процессе источники и предметы: “Инфоурок”, сайт профессионального образования, учительские сайты. В процессе дистанционного обучения были выделены успеваемость снижается, в работоспособности прослеживается тенденция на спад, заинтересованность снижается. Преимущества: избежание личного контакта, что предотвращало заражение. Недостатки: неумение учеников пользоваться интернет ресурсами, невозможность прийти к единым требованиям».

Лилия Михайловна Чернова (Преподаватель Химии): «Во время дистанционного обучения пользовались: персональным компьютером. Выбраны следующие вспомогательные в учебном процессе источники и предметы специальная литература, тематические презентации, лабораторные приборы и реагенты (для проведения опытов). В процессе дистанционного обучения были выделены: снижение работоспособности учеников, падение посещаемости уроков, средний уровень заинтересованности. Преимущества: применение наглядности. Недостатки: увеличение объёма работы (описание и объяснение ошибок занимает много времени), несовершенство оборудования и источников информации».

Ирина Вячеславовна Харитоненко (Преподаватель Обществознания): «Во время дистанционного обучения пользовались: смартфоном. Выбраны следующие вспомогательные в учебном процессе источники и предметы: учительские сайты, методические пособия, тематические презентации, наглядный материал, специальная литература. В процессе дистанционного обучения были выделены спад успеваемости обучающихся, незначительное падение заинтересованности. Преимущества: актуальность во время пандемии. Недостатки: систематическое невыполнение требуемых заданий, увеличение объёма проверяемых работ, сокращение длительности уроков, отсутствие мотивации».

Преподаватели отметили важность дистанционного обучения для предотвращения роста заболеваемости среди участников образовательного процесса. Но также отмечаются снижение успеваемости, посещаемости и работоспособности обучающихся. Это может быть связано с недостаточным самоконтролем студентов из-за менее серьёзной обстановки.

Вышеизложенные факты говорят о том, что решение о переходе на дистанционное обучение справилось с поставленной задачей (уменьшение количества заражённых), но само дистанционное обучение в том виде, в каком оно есть сейчас, далеко несовершенно и имеет ряд нюансов.

2) Дистанционное обучение через интерактивные учебные материалы, которые содержат инструкции, учебный контент (электронные библиотеки, видео, интерактивные видео, текст, рисунки), самопроверку, ссылки и т.д. При помощи таких материалов студент изучает новую тему самостоятельно. К этой группе можно отнести образовательные платформы. Представим некоторые из открытых ресурсов, включённых в список, размещённый на официальном сайте Министерства просвещения РФ.

Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/) содержит курсы интерактивных уроков по общеобразовательным дисциплинам от лучших преподавателей России. Это информационная образовательная среда, объединяющая обучающегося, преподавателя, родителя и открывающая равный доступ к качественному общему образованию независимо от социокультурных условий.

ЯКласс (https.yaklass.ru/ifo/about) – цифровой образовательный ресурс для школ, обучающихся, родителей. ЯКласс содержит теоретический материал и тестовые задания, которые оцениваются автоматически, но есть мнение, что в ответах есть ошибки, их нужно перепроверять.

Суммируя сказанное, можем утверждать, что существует множество платформ и сервисов для организации онлайн-обучения, с помощью которых можно разнообразить взаимодействие между преподавателями и обучающимися.


ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МАТЕРИАЛОВ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Опыт дистанционного обучения весной и летом 2020 г. позволил образовательным организациям скорректировать образовательный процесс, подойти подготовленными к ограничениям последующих волн пандемии. Но есть основания считать, что ряд проблем решить не удалось; некоторые из них проявились как неотъемлемые особенности дистанционного образования. Для проверки этого предположения было проведено исследование отношения студентов БУ «Радужнинского политехнического колледжа» к дистанционной форме обучения. Количество опрошенных составил 101 человек. Разработана анкета, соответствующая цели исследования, состоящая из 13 вопросов. Опрос проводился в сети интернет, анонимно с помощью размещения анкеты в Google-форме. Результаты анкетирования показали следующие результаты (Приложение 1):

На вопрос о необходимости перехода на дистанционное обучение в период пандемии 73,5% опрошенных ответили «ДА», 26,5% - НЕТ. И при этом 48% посчитали, что онлайн-обучение менее эффективное, чем контактное, 32% - равно по эффективности контактному, 20% - более эффективно, чем контактное. По полученным данным можем судить о том, что, если в оценке эффективности студенты отдают предпочтение обычной форме обучения, то в оценке удобства – приоритет у дистанционной формы. Большинство опрошенных считают наиболее приемлемой смешанную форму, сочетающую занятия онлайн и офлайн.

В связи с тем, что обучение в режиме онлайн затрагивает современные технологии, это может вызвать некий дискомфорт у участников образовательного процесса, возник вопрос о возможных трудностях при дистанционном обучении. Ответ выглядел следующим образом: 28,3 % респондентов не испытывали никаких трудностей, у 21,2% - возникли сложности с восприятием материала уроков, 18,2% - указали на отсутствие живого общения и обсуждения трудных тем с преподавателем, 15,2% - столкнулись с техническими перебоями в интернете, у 7,1 % - недостаточно сформирован навык самостоятельной учебной деятельности, у 4% - недостаточное владение компьютерными технологиями, для 4% - трудностью стало отсутствие компьютера с подключенным интернетом, 1% - лень и ограничения времени на уроках.

О своем положительном отношении к дистанционному обучению высказались 49,5% опрошенных студентов. При этом 57 % - ответили, что недовольны полученными знаниями, 43% - считают, что нужные знания были получены. О продолжении обучения в дистанционном формате и после того, как пандемия закончится 54,5% студентов выразили свое мнение о нежелании обучаться дистанционно, 45,5% - дали положительный ответ.

На вопрос о задачах дистанционного обучения, даны ответы: 31% - «формирует навыки работы с информацией, развивает самостоятельность в её поиске и использовании», 24% - «затруднились дать ответ», 23% - «дистанционное обучение дает возможность обучения в удобное время и удобном месте», 12% - «повысили уровень знаний, умений, навыков», 11% - «развитие навыков самоконтроля», 11% - «мотивация к самообразованию», 5% - «возможность расширить круг своего общения».

Вопрос о необходимости навыков использования онлайн-технологий, полученных в процессе дистанционного обучения в дальнейшей профессиональной деятельности показал ответы: 57% - «да», 24% - «нет», 19% - затруднились ответить. Это позволяет сделать вывод: онлайн-обучение помогает решить широкий круг задач, но, целиком заменить традиционную форму обучения не сможет, так как лишь немногие осознают перспективы освоения цифровых технологий. Чаще всего основанием для оценки дистанционной формы обучения для студентов являются ценности выживания.

Что касается преимуществ «дистанта», то, по мнению 35,4% опрошенных, дистанционное обучение позволяет учиться в комфортной и привычной обстановке, для 29,2% - дистанционное обучение стало возможностью совмещать работу с учебой, 15,6% - считают преимуществом технологичность процесса обучения (использование информационных технологий), 19,8 % - отметили все перечисленные преимущества.

Ответы на открытый вопрос №12 об изменениях в дистанционном обучении приведены в Приложении 2 таблице 1. (орфография и пунктуация сохранены). Они позволяют сделать вывод, что многие участники опроса не высказали желания изменений или не знают, что можно было бы поменять. Вопрос об использовании цифровых образовательных платформ и ресурсов показал следующий результат: 39,4% - электронная почта, 21, 2% - видеоконференции Zoom и Skype, 24,2% - все вышеперечисленные.

Принимая во внимание результаты исследования, можно говорить о том, что дистанционные образовательные технологии являются современным и востребованным способом реализации образовательных программ, которые позволяют обучающимся подобрать удобный временной режим изучения материала, однако результаты опроса показывают, что качество дистанционного обучения ниже по сравнению с традиционным очным обучением. Кроме того, результаты опроса студентов показали, что, несмотря на то, что переход на дистанционное обучение проходил в короткие сроки, в целом качество учебных занятий соответствует ожиданиям обучающихся, что открывает новые возможности для организации образовательного процесса с учетом имеющегося опыта.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование выявило как положительные, так и отрицательные моменты цифрового обучения в период пандемии COVID-19. К положительным аспектам можно отнести в большинстве случаев позитивное отношение студентов к дистанционному обучению, которое характеризуется ими как необходимое, удобное и безопасное в данный период, а также и достаточно эффективное, которое позволяет им получить необходимые знания и сформировать профессиональные компетенции, а также то, что при таком обучении легче совмещать учебу и работу.

Проанализировав отношение студентов к дистанционному обучению в период карантина, выявлены отрицательные стороны данного формата обучения: отсутствие дома компьютера, подключенного к Интернету, технические проблемы, сложности в восприятии и отсутствие живого общения. Следовательно, при реализации процесса обучения в формате онлайн нагрузка на обучающихся значительно возрастает, а уровень мотивации к осуществлению учебной деятельности снижается.

Итоги исследования показывают, что дистанционный формат обучения не может стать полноценной заменой традиционному, что, однако, не отрицает идею онлайн-обучения, как важного элемента образовательной системы будущего. У смешанной модели обучения (комбинации онлайн и офлайн-форматов) есть будущее: этого требует современность, но в данном случае страдает принцип общедоступности образования. Для разумного и эффективного использования онлайн-обучения необходима ликвидация цифрового неравенства среди обучающихся.

Таким образом, цель, поставленная в работе, считается достигнутой, посредством решения поставленных задач. Данные исследования опровергли гипотезу о том, что дистанционное обучение является единственной эффективной формой осуществления образовательного процесса во время пандемии.

Новизна работы состоит в том, что подобные исследования в нашем образовательном учреждении не проводились. А практическая значимость заключается в важности полученных данных, а также совершенствовании соответствующих средств и методов дистанционного обучения. В перспективе исследование может быть сфокусировано на всестороннем изучении опыта работы в дистанционном формате, в том числе через качественные методы сбора данных, ― чтобы уточнить нюансы восприятия перехода и решения различного рода трудностей. Также видится необходимым анализировать результаты исследования в контексте региональных особенностей и мер, которые были предприняты местными органами власти, по обеспечению наиболее успешного перехода на дистанционный режим работы учебных заведений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://consultant.ru /document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 24.02.2022). – Текст : электронный.

  2. Борунова Е.Б. Образование в условиях пандемии: глобальный педагогический эксперимент // Химия в школе. – 2021. – N5. – С. 2-6.

  3. Велиева Л.А. Дистанционная форма обучения: реалии сегодняшнего дня // Химия в школе. – 2020. - №9. – С.2-5.

  4. Дмитриева, М.Г., Наумова С.И. Организационная модель перевода колледжей в дистанционный режим работы в условиях пандемии // Среднее профессиональное образование. – 2020. - №7. – С.15-22.

  5. Микиденко Н.Л. Сторожева С.П. Цифровое образовательное пространство: проблемы и практики применения информационных образовательных ресурсов // Профессиональное образование в современном мире. 2020. - Т.10. - №1. - С. 3418-3427.

  6. Набокова Л.С., Рогачева Ю.С. Цифровая образовательная среда в условиях пандемии: интенции студенческой аудитории // Профессиональное образование в современном мире. 2020. - Т9. - №3. – С.4041-4052.

  7. Ширкалин, М.А. Интеграция традиционного и дистанционного обучения: региональный методический семинар-практикум // Среднее профессиональное образование. – 2022. - №2. – С.12-16.

  8. Министерство просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) // Правительство Российской Федерации : сайт. – URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 10.02.2022). – Текст : электронный.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1









ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1

Ответы на вопрос 12.

Варианты ответов

Количество ответов

Ничего

Никак

Нет

Никак

9

1

1

1

Меньше дз

Я бы хотел дали мало домашних заданий.

Домашнего задания меньше

Меньше домашнего задания нам его задавали черезчур много больше даже че не на дестанционке

Уменьшить обьем домашних работ

Мало д/3.

1

1

1

1

1

1

1

Навык

1

Время

Продолжительность уроков

Длительность

Чуть продлить время провождение урока.

Продолжительность

1

1

1

1

1

Отменить дистанционное обучение

Я не хочу дистант!

Отменить его

2

1

1

Не знаю

2

Все хорошо

1

Да

1

Не звонить по утрам

1

Прейте с zoom в discord

1

Затрудняюсь ответить

1

Все

1

1)Не каждый может предоставить себе хороший интернет, а с тем учетом что в семье может быть несколько людей,то скорость и соединение может быть плохим,это вызовает в приложении Zoom вылет из приложения,а некоторые преподаватели спустя пару минут урока не обращают внимания на людей которые стоят в очереди

2)Как либо контролировать то,кто заходит в конференцию,некоторые ученики полазив на сайте колледжа/школы могут спокойно овладеть информацией участника конференции (Ф.И и номер группы/класса) и тем самым сорвать урок

3)как это изменить если в Россси используются иностранные предложения,не думаю что вы напишите им и будете говорить о том что хотите изменить в их же приложении.

4)добавление дистанционной консультации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!