СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преимущества и недостатки опросных методов исследования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Преимущества и недостатки опросных методов исследования»

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» Факультет педагогики и психологии кафедра педагогической психологии Преимущества и недостатки опросных методов исследования.   Выполнила: магистрантка 1 курса 1М группы Манапова К.Д. Проверила: канд. наук, доцент кафедры педагогической психологии Юрина А. А Майкоп 2023

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Факультет педагогики и психологии

кафедра педагогической психологии

Преимущества и недостатки опросных методов исследования.

Выполнила: магистрантка 1 курса 1М группы

Манапова К.Д.

Проверила: канд. наук, доцент

кафедры педагогической психологии

Юрина А. А

Майкоп 2023

Опрос Опрос   - это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами). При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном - как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента.

Опрос

  • Опрос   - это социологический метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном или опосредованном взаимодействии исследователя с опрашиваемыми (респондентами).
  • При непосредственном взаимодействии опрос выступает как беседа или интервью, а при опосредованном - как анкетирование. Источником информации при этом является словесное или письменное суждение респондента.
В проектном исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях: для получения информации о внешней стороне деятельности педагогов или учащихся (поступках, мнениях, интересах и т.д.); для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.
  • В проектном исследовании социологический опрос может быть одинаково использован в двух направлениях:
  • для получения информации о внешней стороне деятельности педагогов или учащихся (поступках, мнениях, интересах и т.д.);
  • для получения более глубоких сведений о внутренних механизмах формирования этих поступков, мнений, интересов.
Опросные методы исследования 1. Беседа, интервью. 2. Анкетирование. 3. Метод обобщения независимых характеристик. 4. Педагогическое тестирование. 5. Социометрические методики. 6. Метод контент-анализа. Рассмотрим некоторые из них

Опросные методы исследования

  • 1. Беседа, интервью.
  • 2. Анкетирование.
  • 3. Метод обобщения независимых характеристик.
  • 4. Педагогическое тестирование.
  • 5. Социометрические методики.
  • 6. Метод контент-анализа.

Рассмотрим некоторые из них

Опросные методы исследования Беседа   -   это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему (сбора информации на основе словесной коммуникации).    Беседа   является самостоятельным или дополнительным методом исследования, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.

Опросные методы исследования

  • Беседа   -   это метод получения информации на основе словесного общения экспериментатора с испытуемым в форме свободного диалога на определенную тему (сбора информации на основе словесной коммуникации). 
  •   Беседа   является самостоятельным или дополнительным методом исследования, применяемым с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Она является разновидностью опроса и представляет собой сравнительно свободный диалог исследователя с респондентом на определенную тему. Беседа обычно применяется на разных стадиях исследования как для получения первичной информации, так и уточнения выводов, полученных другими методами, например методом наблюдения. В таких случаях использование беседы дает, как правило, весьма ценные результаты.
Опросные методы исследования Интервьюирование   -   разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них. Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение типичных ответов по некоторому количеству вопросов.

Опросные методы исследования

  • Интервьюирование   -   разновидность беседы, привнесенная в педагогику из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто. Интервью отличается от беседы тем, что экспериментатор только задает вопросы, а испытуемый только отвечает на них.
  • Обычно интервью определяется как метод сбора необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы исследователя с испытуемым. Если беседа обычно не ограничена во времени и порой с трудом укладывается в изначально запланированное русло, то в интервью исследователь сам задает план и темп беседы и четко придерживается перечня обсуждаемых вопросов. При этом исследователь только фиксирует высказывания респондента, сохраняя нейтральную позицию. Часто вопросники для интервью строят по типу анкет, для того чтобы получить распределение типичных ответов по некоторому количеству вопросов.
Опросные методы исследования Анкетирование С помощью анкетирования обычно изучают общественное мнение, отношение педагогов или обучающихся к той или иной проблеме воспитания, обучения и др. Метод анкетирования охватывает очень много людей, учреждений. Преимущество анкеты заключается в том, что она не требует личного контакта с опрашиваемыми и удобна для проведения статистики. Виды анкет. Анкета составляется на основе специально подобранных вопросов. В зависимости от содержания и формы вопросов меняются структура и характер анкет. В анкете могут быть   прямые вопросы   (их содержание совпадает с объектом интереса исследователя);   косвенные   (такого совпадения не происходит).

Опросные методы исследования

  • Анкетирование
  • С помощью анкетирования обычно изучают общественное мнение, отношение педагогов или обучающихся к той или иной проблеме воспитания, обучения и др. Метод анкетирования охватывает очень много людей, учреждений. Преимущество анкеты заключается в том, что она не требует личного контакта с опрашиваемыми и удобна для проведения статистики.
  • Виды анкет. Анкета составляется на основе специально подобранных вопросов. В зависимости от содержания и формы вопросов меняются структура и характер анкет. В анкете могут быть   прямые вопросы   (их содержание совпадает с объектом интереса исследователя);   косвенные   (такого совпадения не происходит).
Опросные методы исследования Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос - анкетирование. Выводы  : Беседа  – это сбор фактов о явлениях в процессе личностного общения, т.е. метод сбора данных. Интервью  – разновидность беседы с четкой целью и планом. Анкетирование  – это письменный опрос, в его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета). Применение анкеты в педагогическом исследовании направлено на выявление истинных зависимостей между определенными психолого-педагогическими воздействиями и их результатами.

Опросные методы исследования

  • Устный опрос (беседа, интервью) применяется в том случае, когда охватывается небольшой круг людей, но, если при этом необходимо опросить несколько десятков, сотен или тысяч людей за короткий промежуток времени, используется письменный опрос - анкетирование.
  • Выводы  :
  • Беседа  – это сбор фактов о явлениях в процессе личностного общения, т.е. метод сбора данных.
  • Интервью  – разновидность беседы с четкой целью и планом.
  • Анкетирование  – это письменный опрос, в его основе лежит заранее разработанный вопросник (анкета).
  • Применение анкеты в педагогическом исследовании направлено на выявление истинных зависимостей между определенными психолого-педагогическими воздействиями и их результатами.
Достоинствами опросных методов являются  :    быстрота получения информации:  возможность получения информации в широких пределах заданной тематики;  возможность математической обработки полученной информации;  сравнительная легкость получения большого количества данных. - возможность получения информации непосредственно от участников события - опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному) - опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)

Достоинствами опросных методов являются  :

  • быстрота получения информации:
  • возможность получения информации в широких пределах заданной тематики;
  • возможность математической обработки полученной информации;
  • сравнительная легкость получения большого количества данных.
  • - возможность получения информации непосредственно от участников события
  • - опрос позволяет получать информацию по широкому спектру тем (практически неограниченному)
  • - опрос позволяет собирать информацию от любого количества респондентов (неограниченное число информантов)
Недостатками опросных методов являются  :   - сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят), - любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости (например, где-то 70% скажут, что пойдут на выборы в МосГорДуму в то время как реальная явка составит около 30%, потому что хождение на выборы считается социально одобряемым действием). - провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте 3. Преимущества и ограничения основных методик

Недостатками опросных методов являются  :

  • - сбор информации вне «естественной» ситуации (Парадокс Лапьера – люди не всегда делают то, что говорят),
  • - любая информация, получаемая в ходе опроса, не лишена субъективизма, связыванного с давлением социальной одобряемости (например, где-то 70% скажут, что пойдут на выборы в МосГорДуму в то время как реальная явка составит около 30%, потому что хождение на выборы считается социально одобряемым действием).
  • - провоцирует на высказывание ответа, даже ели респондент не компетентен в том или ином аспекте
  • 3. Преимущества и ограничения основных методик
Список литературы: 1. Бутенко И.А. « Анкетный опрос как общение социолога с респондентом», Москва, 1989 2. Горшков М.К, Шереги Ф.Э. «Как провести социологическое исследование» Москва, Политиздат, 1990. 3. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. Москва,   ИНФРА , 2000. 4. Лекции по методике конкретных социологических исследований. Москва,1972 5. Ноэль Э. « Массовые опросы» Москва, 1978 6. Маслова О.М. «К вопросу о проектирование социологических   анкет» // Социс, 1981№1

Список литературы:

  • 1. Бутенко И.А. « Анкетный опрос как общение социолога с респондентом», Москва, 1989
  • 2. Горшков М.К, Шереги Ф.Э. «Как провести социологическое исследование» Москва, Политиздат, 1990.
  • 3. Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии. Москва,
  •   ИНФРА , 2000.
  • 4. Лекции по методике конкретных социологических исследований.
  • Москва,1972
  • 5. Ноэль Э. « Массовые опросы» Москва, 1978
  • 6. Маслова О.М. «К вопросу о проектирование социологических
  •   анкет» // Социс, 1981№1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!