СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Преподавание ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности характеризуется новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий. 

Просмотр содержимого документа
«Преподавание ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО»

Шаврин В.В., преподаватель- организатор ОБЖ

МАОУ Коркинская СОШ


Преподавание ОБЖ в соответствии с требованиями ФГОС ООО


В новом ФГОС много внимания уделяется формированию безопасного образа жизни и современной культуры безопасности жизнедеятельности.

Стандарты устанавливают требования к личностным результатам освоения

обучающимися основной образовательной программы, которые должны отражать (выбраны требования, связанные с направлением «безопасность»):

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие

мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение

правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- готовность к служению Отечеству, его защите;

- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа

жизни, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Из представленного выше видно, что личностные результаты представлены, в первую очередь, группой сформированных качеств человека, реализуемых через установки, ценности, готовность, отношение, мотивацию, что является основой культуры безопасности человека.

Рассмотрим предметные результаты освоения курса ОБЖ, которые с учетом общих требований ФГОС и специфики изучаемого предмета должны обеспечивать успешное получение общего образования.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.

Приоритетным является обучение, ориентированное на личность ребенка, раскрывающее его индивидуальные способности, превращающее ученика в активного и заинтересованного участника образовательного процесса; сделать обучение максимально эффективным и развивающим возможно только при определенных условиях. Поэтому вопрос об образовательной среде, её создании, приоритетных направлениях и компонентах очень актуален.

Основные компоненты образовательной среды:

1. гуманитарно - развивающая среда

2. образовательная среда

3. интеллектуально - образовательная и развивающая среда

4. информационная обучающая среда

Школьный курс основ безопасности жизнедеятельности в период фундаментальных перемен, характеризуется новым пониманием его целей и ценностей, новыми концептуальными подходами, использованием инновационных технологий. 

Современное образование нельзя представить себе без интерактивных технологий, технологий моделирования ситуаций и применения коммуникативных технологий. Такое разнообразие приводит к качественному повышению эффективности обучения учащихся, как на уроке, так и во внеурочное время. 

Преподавание ОБЖ на современном этапе развития общества с применением ИКТ - технологий открывает новые возможности и перспективы развития системы преподавания в целом. Изменяются дидактические средства в системе образования, методы и формы обучения, тем самым преобразуя традиционный образовательный процесс в качественно новую ИКТ - наполненную образовательную среду.

Основные технологии в преподавании ОБЖ в условиях внедрения ФГОС ООО:

1.Проектная деятельность и моделирование реальной обстановки, ролевых игр (умение составлять план действий в экстремальной ситуации, написание памяток туриста);

2.Технологии развития критического мышления - сосредоточенность на недостатках, высокий уровень осмысленности процесса обучения;

3.Здоровьесберегающие технологии на уроках ОБЖ. Принцип здоровьесбережения становится системообразующим в современной новой школе. Внедрение в учебный процесс на уроках ОБЖ «практических» здоровьесберегающих технологий наряду с теоретическим изучением модуля «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Целевые установки здоровьесберегающей технологии:

- стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми;

- учить их ощущать радость от каждого прожитого дня;

- показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку. Отличительные концептуальные особенности здоровьесберегающей образовательной технологии:

- отсутствие назидательности и авторитарности со стороны учителя;

- воспитание, «прививка» культуры здоровья - элементы индивидуализации обучения - наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников - интерес школьников к учебе, желание идти в школу - наличие физкультминуток - положительный психологический климат на уроке - соблюдение СанПиНов.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Поэтому перед каждым учителем сейчас стоит задача внедрить наиболее эффективные практико-ориентированные методики и информационные образовательные технологии, формы и методы мониторинга учебного процесса.
Современный урок ОБЖ должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Основные моменты традиционного урока. Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока. Структура урока - объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя. Основная оценка – оценка учителя.

Принципиальное отличие современного урока от традиционного. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому в настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, построенный на компетентностном подходе.

Современный – это и совершенно новый и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный означает важный, существенный для настоящего времени. Если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Принципы педагогической техники педагога на современном уроке:

· свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
· открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
· деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
· идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
· обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Формы и методы современного урока.

Технологическая карта урока.

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Одним из направлений модернизации системы образования в школе является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа. Сочетание компьютерных технологий с традиционными, применение мультимедиа позволяют достичь максимального уровня в обучении ОБЖ.

Критерии эффективности современного урока

1. Обучение через открытие.
2. Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
3. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
4. Развитие личности.
5. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
6. Демократичность, открытость.
7. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
8. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
9. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию
10. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие.
11. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Внедрение новых информационных технологий в профессиональную деятельность педагогов ОБЖ является приоритетным направлением модернизации российского образования, поэтому современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, так как главная задача школы – воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Информационные технологии обучения на уроках ОБЖ применяются на продуктах самого разнообразного назначения. Обучающиеся успешно применяют текстовые и графические редакторы, оформляют доклады и рефераты к урокам ОБЖ, составляют кроссворды, готовят компьютерные презентации, подбирают тематический материал в электронном виде, формируя электронный банк данных дидактического материала.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и направлена на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов ОБЖ, так и обучающихся.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Заключение.

С введением новых законов ФГОС в школе появилась новизна современного урока. Перед каждым педагогом встает задача не только дать детям знания, но и научить своих учеников искать их и осваивать самостоятельно. Если до принятия новых стандартов уроки проходили в традиционной форме, то сейчас необходимо усилить мотивацию ученика к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия  – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Таким образом, ФГОС ОО указывает на развитие воспитательного потенциала учебного предмета ОБЖ, который должен отражаться в соответствующих установках, убеждениях, ценностях, личностной позиции выпускников.

Главная цель обновленного курса ОБЖ – «формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства».


Библиографический список

1.Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

2.Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на торжественном собрании, посвященном 15-летию образования МЧС России, г. Новогорск.

3. Гафнер В.В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002–2012 гг.). – ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с.

4. Гафнер В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург,2009.

5. Гафнер В.В. О понятии «безопасный образ жизни» // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 8.

6. Каптерев П.Ф. Метод и его применение.

7. ОБЖ: Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL:http://обж.рф

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413)

11.Смольянинова Наталия Валерьевна, преподаватель – организатор ОБЖ.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!