СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Эмпатия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Эмпатия"»

ТЕМА : Эмпатия, доверие, взаимопонимание.
  • ТЕМА : Эмпатия, доверие, взаимопонимание.
Задачи обучения и воспитания реализуются именно через общение, поскольку оно является важнейшим компонентом выстраивания отношений между взрослым и ребенком. В контексте реализации компетентностного подхода именно в общении заключается мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога и совершенствования организации педагогической деятельности.

Задачи обучения и воспитания реализуются именно через общение, поскольку оно является важнейшим компонентом выстраивания отношений между взрослым и ребенком.

В контексте реализации компетентностного подхода именно в общении заключается мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога и совершенствования организации педагогической деятельности.

Смена цивилизаций на рубеже XX–XXI веков диктует изменение ценностных ориентаций во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества, и в образовании в первую очередь. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА:

Смена цивилизаций на рубеже XX–XXI веков

диктует изменение ценностных ориентаций

во всех сферах жизнедеятельности

мирового сообщества,

и в образовании в первую очередь.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА:

 глубокое изучение педагогом профильной учебной дисциплины и методики ее преподавания; развитие способности самосовершенствоваться с учетом собственного профессионального опыта; развитие способности критично и разумно использовать в своей работе предлагаемые инновации. ВОСПИТАНИЕ  ПОДРАСТАЮЩЕГО  ПОКОЛЕНИЯ

  • глубокое изучение педагогом профильной учебной дисциплины и методики ее преподавания;
  • развитие способности самосовершенствоваться с учетом собственного профессионального опыта;
  • развитие способности критично и разумно использовать в своей работе предлагаемые инновации.

ВОСПИТАНИЕ

ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

развитие творческой инициативы развитие самостоятельности развитие конкурентоспособности развитие человеческой личности ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС НЕПРЕРЫВНО-ПОСТОЯННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА постановка и решение проблемы решение проблемы  в сотрудничестве

развитие творческой инициативы

развитие самостоятельности

развитие конкурентоспособности

развитие человеческой личности

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

НЕПРЕРЫВНО-ПОСТОЯННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА

постановка и решение проблемы

решение проблемы

в сотрудничестве

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА уважительное отношение к детям тактичность умение поддержать  в различных  ситуациях Эмпатия, доверие и взаимопонимание – основа успешного сотрудничества с другими людьми. Доверие – степень уверенности в честности, порядочности и добросовестности ( по Д.Н. Ушакову ).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА

уважительное отношение к детям

тактичность

умение поддержать в различных ситуациях

Эмпатия, доверие и взаимопонимание – основа успешного сотрудничества с другими людьми.

Доверие – степень уверенности в честности, порядочности и добросовестности ( по Д.Н. Ушакову ).

Противоположность доверию – подозрительность, ненадёжность. Взаимопонимание – тесные и гармоничные отношения, в которых заинтересованы люди, понимание чувства или идеи друг друга. Противоположность взаимопонимания – разногласие, конфликт. Эмпатия – способность за счет воображения понять внутренний мир чувств, идей и мыслей другого человека (по В.П. Зинченко). Противоположность эмпатии – равнодушие, безучастность. Сознательная эмпатия - способность осознавать и понимать ментальное состояние другого, понимать цель и контексты жизни другого человека.

Противоположность доверию – подозрительность, ненадёжность.

Взаимопонимание – тесные и гармоничные отношения, в которых заинтересованы люди, понимание чувства или идеи друг друга.

Противоположность взаимопонимания – разногласие, конфликт.

Эмпатия – способность за счет воображения понять внутренний мир чувств, идей и мыслей другого человека (по В.П. Зинченко).

Противоположность эмпатии – равнодушие, безучастность.

Сознательная эмпатия - способность осознавать и понимать ментальное состояние другого, понимать цель и контексты жизни другого человека.

Эмоциональная эмпатия - автоматическая, неосознанная реакция на опыт другого человека. Задача о способах эмпатии разных людей. Сравните реакцию двух подруг : кто из них обладает эмоциональной эмпатией, а кто сильной сознательной эмпатией?

Эмоциональная эмпатия - автоматическая, неосознанная реакция на опыт другого человека.

Задача о способах эмпатии разных людей.

Сравните реакцию двух подруг : кто из них обладает эмоциональной эмпатией, а кто сильной сознательной эмпатией?

ЭМПАТИЯ :  способность к пониманию другого человека  (обучающегося); способность к сопереживанию; способность к сочувствию; умение проникнуть во внутренний мир другого человека; умение поставить себя на место другого человека и понять цель и мотивы его поведения и деятельности. Слово «эмпатия» имеет греческое происхождение оно произошло от слова «empatheia», что обозначает сопереживание.

ЭМПАТИЯ :

способность к пониманию другого человека (обучающегося);

  • способность к сопереживанию;
  • способность к сочувствию;
  • умение проникнуть во внутренний мир другого человека;
  • умение поставить себя на место другого человека и понять цель и мотивы его поведения и деятельности.

Слово «эмпатия» имеет греческое происхождение

оно произошло от слова «empatheia»,

что обозначает сопереживание.

САМОДИАГНОСТИКА  схема способность понимать себя и других

САМОДИАГНОСТИКА схема способность понимать себя и других

ЭМПАТИЯ ПЕДАГОГА возможность сделать вывод  о характерных чертах  обучающегося внешний облик  ученика поведение ученика выявление возможности совершения тех или иных поступков учеником мимика ученика  определенные формы поведения ученика жесты ученика качественное и своевременное реагирование на поведение ученика

ЭМПАТИЯ

ПЕДАГОГА

возможность сделать вывод о характерных чертах обучающегося

внешний облик ученика

поведение ученика

выявление возможности совершения тех или иных поступков учеником

мимика ученика

определенные формы поведения ученика

жесты ученика

качественное и своевременное реагирование на поведение ученика

Для обучающегося эмпатичность  педагога имеет гораздо большее значение, чем его ролевое поведение, так как способствует возникновению взаимопонимания  в процессе взаимодействия. Преимущества эмпатии: Способный к сочувствию человек всегда сможет наладить хорошие отношения . Человека, наделенного эмпатией, все хотят видеть среди своих друзей.

Для обучающегося эмпатичность педагога имеет гораздо большее значение,

чем его ролевое поведение,

так как способствует возникновению

взаимопонимания в процессе взаимодействия.

Преимущества эмпатии:

Способный к сочувствию человек всегда сможет наладить хорошие отношения . Человека, наделенного эмпатией, все хотят видеть среди своих друзей.

Человека, с развитой эмпатией, практически невозможно обидеть. Он тонко чувствует мотивы людей, понимает все происходящее на эмоциональном уровне. Даже колкости и оскорбления могут вызвать у него скорее волну сочувствия , чем злость и обиду.  У сочувствующего человека более объемное восприятие мира, за счет чего его жизнь становится яркой, насыщенной переживаниями и эмоциями. Такой человек никогда не скучает, не видит вещи и людей примитивными. 

Человека, с развитой эмпатией, практически невозможно обидеть. Он тонко чувствует мотивы людей, понимает все происходящее на эмоциональном уровне. Даже колкости и оскорбления могут вызвать у него скорее волну сочувствия , чем злость и обиду. 

У сочувствующего человека более объемное восприятие мира, за счет чего его жизнь становится яркой, насыщенной переживаниями и эмоциями. Такой человек никогда не скучает, не видит вещи и людей примитивными. 

Эмпатичные люди способны понимать, что происходит в их душе . Благодаря этому они чувствуют себя счастливее, чем те, кто лишен этой способности. Эмпат легко отличает лукавство от искренности. Его практически невозможно обмануть – даже если все будет выглядеть максимально правдиво, он будет ощущать подвох на эмоциональном уровне.  Эмпатия является  одной из важнейших структурных составляющих педагогических способностей: она гармонизирует педагогический процесс, создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую развитию и учащегося, и педагога.

Эмпатичные люди способны понимать, что происходит в их душе . Благодаря этому они чувствуют себя счастливее, чем те, кто лишен этой способности.

Эмпат легко отличает лукавство от искренности. Его практически невозможно обмануть – даже если все будет выглядеть максимально правдиво, он будет ощущать подвох на эмоциональном уровне. 

Эмпатия является одной из важнейших структурных составляющих педагогических способностей: она гармонизирует педагогический процесс, создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую развитию и учащегося, и педагога.

ЭМПАТИЯ всестороннее и адекватное восприятие и отражение образа собеседника регулирование личностного поведения создание доверительных, открытых, продуктивных и безопасных отношений между людьми Педагог, в отличие от учащегося, – личность уже сложившаяся, со своими индивидуальными особенностями, не всегда способствующими пониманию и поддержке других.

ЭМПАТИЯ

всестороннее и адекватное восприятие и отражение образа собеседника

регулирование личностного поведения

создание доверительных, открытых, продуктивных и безопасных отношений между людьми

Педагог, в отличие от учащегося, – личность

уже сложившаяся, со своими

индивидуальными особенностями,

не всегда способствующими

пониманию и поддержке других.

Барьеры, препятствующие эмпатичному пониманию ученика учителем: ВНЕШНИЕ ВНУТРЕННИЕ отношения в современном обществе; авторитарные тенденции.   психологическое состояние педагога; специфика педагогического труда; собственные психологические проблемы. Способность к адекватному восприятию и пониманию учащихся находится в обратной зависимости от стажа работы педагога.

Барьеры, препятствующие эмпатичному пониманию ученика учителем:

ВНЕШНИЕ

ВНУТРЕННИЕ

  • отношения в современном обществе;
  • авторитарные тенденции.
  • психологическое состояние педагога;
  • специфика педагогического труда;
  • собственные психологические проблемы.

Способность к адекватному восприятию и пониманию учащихся находится в обратной зависимости от стажа работы педагога.

У педагогов с большим стажем наступает период стагнации, когда снижается уровень рефлексивных процессов, а вместе с ним способность педагога приспосабливаться к своему социальному окружению. Отсутствие у педагогов эмпатии как профессионально значимого, базового качества в процессе общения с детьми приводит к тому, что такие учителя слабо влияют на развитие детей и редко добиваются реализации учебно-воспитательных целей.

У педагогов с большим стажем наступает период стагнации, когда снижается уровень рефлексивных процессов, а вместе с ним способность педагога приспосабливаться к своему социальному окружению.

Отсутствие у педагогов эмпатии как профессионально значимого, базового качества в процессе общения с детьми приводит к тому, что такие учителя слабо влияют на развитие детей и редко добиваются реализации учебно-воспитательных целей.

Типы обучающихся на основании академической успеваемости и дисциплинированности: СПОСОБНЫЕ, ДОБРОСОВЕСТНЫЕ, СОТРУДНИЧАЮЩИЕ С ПЕДАГОГОМ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА: выражение доверия; помощь детям; испытывают гордость за детей. СПОСОБНЫЕ,  НО НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА: ценит за способности; возникают частые конфликты.

Типы обучающихся на основании академической успеваемости и дисциплинированности:

СПОСОБНЫЕ, ДОБРОСОВЕСТНЫЕ, СОТРУДНИЧАЮЩИЕ С ПЕДАГОГОМ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:

  • выражение доверия;
  • помощь детям;
  • испытывают гордость за детей.

СПОСОБНЫЕ, НО НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:

  • ценит за способности;
  • возникают частые конфликты.
МАЛОСПОСОБНЫЕ, НО ОБЛАДАЮЩИЕ  ПРИЯТНЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ, ПОСЛУШНЫЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА: хорошее отношение; осуществление помощи; отсутствие ожидания высоких результатов . МАЛОСПОСОБНЫЕ И НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА: основа взаимоотношений - противоречие; возникновение конфликтов с детьми.

МАЛОСПОСОБНЫЕ, НО ОБЛАДАЮЩИЕ

ПРИЯТНЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ,

ПОСЛУШНЫЕ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:

  • хорошее отношение;
  • осуществление помощи;
  • отсутствие ожидания высоких результатов .

МАЛОСПОСОБНЫЕ И

НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:

  • основа взаимоотношений - противоречие;
  • возникновение конфликтов с детьми.
СЛАБО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ГРУППА, «НЕВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ» УЧАЩИЕСЯ ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА: редкое выражение внимания; отсутствие ожиданий; отсутствие требований. Отказ от осуждения ученика, осознание необходимости понимания и безусловного принятия ребенка и самой ситуации – вот «скорая помощь» педагогу в конфликтной ситуации.

СЛАБО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ГРУППА,

«НЕВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ» УЧАЩИЕСЯ

ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:

  • редкое выражение внимания;
  • отсутствие ожиданий;
  • отсутствие требований.

Отказ от осуждения ученика, осознание

необходимости понимания и

безусловного принятия ребенка и

самой ситуации – вот «скорая помощь»

педагогу в конфликтной ситуации.

СОЗДАНИЕ  РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ученик общительность вовлечение всех учащихся  в образовательный процесс  в соответствии с их индивидуальными особенностями любознательность инициативность повышение интеллекта, самооценки повышение творческого потенциала повышение академических достижений и дисциплины

СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ученик

общительность

вовлечение всех учащихся в образовательный процесс в соответствии с их индивидуальными особенностями

любознательность

инициативность

повышение интеллекта, самооценки

повышение творческого потенциала

повышение академических достижений и дисциплины

Эмпатия необходима педагогу во всех видах деятельности:  на уроке , в воспитательной работе, в процессе общения , в различных житейских ситуациях. Умение становиться на точку зрения другого человека не является врожденным . Эмпатия является способностью, которая вырабатывается у педагога именно в процессе педагогической деятельности, в ситуациях, требующих эмпатических действий .

Эмпатия необходима педагогу во всех видах деятельности: на уроке , в воспитательной работе, в процессе общения , в различных житейских ситуациях.

Умение становиться на точку зрения другого человека не является врожденным .

Эмпатия является способностью, которая вырабатывается у педагога именно в процессе педагогической деятельности, в ситуациях, требующих эмпатических действий .

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ: владение педагогом приемами самоанализа и саморегуляции; использование приемов диалогического общения; выступление педагога в отношениях  с обучающимся в роли самого себя во всех проявлениях; полное осознание и принятие педагогом собственных чувств и реакций.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ:

  • владение педагогом приемами самоанализа и саморегуляции;
  • использование приемов диалогического общения;
  • выступление педагога в отношениях с обучающимся в роли самого себя во всех проявлениях;
  • полное осознание и принятие педагогом собственных чувств и реакций.
Огромное значение имеет положительная установка педагога, желание совершенствовать эмпатийные умения и навыки. Важно не только достичь высокого результата, но и не потерять достигнутое , значит, следует систематически тренировать полученные навыки в процессе межличностного взаимодействия. От полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося зависит результативность педагогической  деятельности.

Огромное значение имеет положительная установка педагога, желание совершенствовать эмпатийные умения и навыки.

Важно не только достичь высокого результата, но и не потерять достигнутое , значит, следует систематически тренировать полученные навыки в процессе межличностного взаимодействия.

От полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося зависит результативность педагогической деятельности.

Эмпатический тип коммуникации значительно увеличивает эффективность реализации фундаментальных целей образования: научить учиться; научить работать и зарабатывать; научить жить вместе и действовать вместе.

Эмпатический тип коммуникации значительно увеличивает эффективность реализации фундаментальных целей образования: научить учиться; научить работать и зарабатывать; научить жить вместе и действовать вместе.

Методическая работа с педагогами  по воспитанию эмпатической культуры: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ: развитие умения не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник; развитие умения понимать, что и как чувствует собеседник; развитие способности выражать искреннюю заинтересованность в том, что собеседник рассказывает о себе; развитие способности сочувствовать интересам собеседника и понимать его точку зрения.

Методическая работа с педагогами по воспитанию эмпатической культуры:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ:

  • развитие умения не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник;
  • развитие умения понимать, что и как чувствует собеседник;
  • развитие способности выражать искреннюю заинтересованность в том, что собеседник рассказывает о себе;
  • развитие способности сочувствовать интересам собеседника и понимать его точку зрения.
ФОРМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОГО КОНТАКТА:  тактильный – посредством прикосновения; визуальный – при помощи взгляда; вербальный – при помощи слов; пластический  – при помощи жестов и мимики.

ФОРМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОГО КОНТАКТА:

  • тактильный – посредством прикосновения;
  • визуальный – при помощи взгляда;
  • вербальный – при помощи слов;
  • пластический при помощи жестов и мимики.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!