- ТЕМА : Эмпатия, доверие, взаимопонимание.
Задачи обучения и воспитания реализуются именно через общение, поскольку оно является важнейшим компонентом выстраивания отношений между взрослым и ребенком.
В контексте реализации компетентностного подхода именно в общении заключается мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога и совершенствования организации педагогической деятельности.
Смена цивилизаций на рубеже XX–XXI веков
диктует изменение ценностных ориентаций
во всех сферах жизнедеятельности
мирового сообщества,
и в образовании в первую очередь.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА:
- глубокое изучение педагогом профильной учебной дисциплины и методики ее преподавания;
- развитие способности самосовершенствоваться с учетом собственного профессионального опыта;
- развитие способности критично и разумно использовать в своей работе предлагаемые инновации.
ВОСПИТАНИЕ
ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
развитие творческой инициативы
развитие самостоятельности
развитие конкурентоспособности
развитие человеческой личности
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
НЕПРЕРЫВНО-ПОСТОЯННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА
постановка и решение проблемы
решение проблемы
в сотрудничестве
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА ПЕДАГОГА
уважительное отношение к детям
тактичность
умение поддержать в различных ситуациях
Эмпатия, доверие и взаимопонимание – основа успешного сотрудничества с другими людьми.
Доверие – степень уверенности в честности, порядочности и добросовестности ( по Д.Н. Ушакову ).
Противоположность доверию – подозрительность, ненадёжность.
Взаимопонимание – тесные и гармоничные отношения, в которых заинтересованы люди, понимание чувства или идеи друг друга.
Противоположность взаимопонимания – разногласие, конфликт.
Эмпатия – способность за счет воображения понять внутренний мир чувств, идей и мыслей другого человека (по В.П. Зинченко).
Противоположность эмпатии – равнодушие, безучастность.
Сознательная эмпатия - способность осознавать и понимать ментальное состояние другого, понимать цель и контексты жизни другого человека.
Эмоциональная эмпатия - автоматическая, неосознанная реакция на опыт другого человека.
Задача о способах эмпатии разных людей.
Сравните реакцию двух подруг : кто из них обладает эмоциональной эмпатией, а кто сильной сознательной эмпатией?
ЭМПАТИЯ :
способность к пониманию другого человека (обучающегося);
- способность к сопереживанию;
- способность к сочувствию;
- умение проникнуть во внутренний мир другого человека;
- умение поставить себя на место другого человека и понять цель и мотивы его поведения и деятельности.
Слово «эмпатия» имеет греческое происхождение
оно произошло от слова «empatheia»,
что обозначает сопереживание.
САМОДИАГНОСТИКА схема способность понимать себя и других
ЭМПАТИЯ
ПЕДАГОГА
возможность сделать вывод о характерных чертах обучающегося
внешний облик ученика
поведение ученика
выявление возможности совершения тех или иных поступков учеником
мимика ученика
определенные формы поведения ученика
жесты ученика
качественное и своевременное реагирование на поведение ученика
Для обучающегося эмпатичность педагога имеет гораздо большее значение,
чем его ролевое поведение,
так как способствует возникновению
взаимопонимания в процессе взаимодействия.
Преимущества эмпатии:
Способный к сочувствию человек всегда сможет наладить хорошие отношения . Человека, наделенного эмпатией, все хотят видеть среди своих друзей.
Человека, с развитой эмпатией, практически невозможно обидеть. Он тонко чувствует мотивы людей, понимает все происходящее на эмоциональном уровне. Даже колкости и оскорбления могут вызвать у него скорее волну сочувствия , чем злость и обиду.
У сочувствующего человека более объемное восприятие мира, за счет чего его жизнь становится яркой, насыщенной переживаниями и эмоциями. Такой человек никогда не скучает, не видит вещи и людей примитивными.
Эмпатичные люди способны понимать, что происходит в их душе . Благодаря этому они чувствуют себя счастливее, чем те, кто лишен этой способности.
Эмпат легко отличает лукавство от искренности. Его практически невозможно обмануть – даже если все будет выглядеть максимально правдиво, он будет ощущать подвох на эмоциональном уровне.
Эмпатия является одной из важнейших структурных составляющих педагогических способностей: она гармонизирует педагогический процесс, создает особую эмоциональную атмосферу, способствующую развитию и учащегося, и педагога.
ЭМПАТИЯ
всестороннее и адекватное восприятие и отражение образа собеседника
регулирование личностного поведения
создание доверительных, открытых, продуктивных и безопасных отношений между людьми
Педагог, в отличие от учащегося, – личность
уже сложившаяся, со своими
индивидуальными особенностями,
не всегда способствующими
пониманию и поддержке других.
Барьеры, препятствующие эмпатичному пониманию ученика учителем:
ВНЕШНИЕ
ВНУТРЕННИЕ
- отношения в современном обществе;
- авторитарные тенденции.
- психологическое состояние педагога;
- специфика педагогического труда;
- собственные психологические проблемы.
Способность к адекватному восприятию и пониманию учащихся находится в обратной зависимости от стажа работы педагога.
У педагогов с большим стажем наступает период стагнации, когда снижается уровень рефлексивных процессов, а вместе с ним способность педагога приспосабливаться к своему социальному окружению.
Отсутствие у педагогов эмпатии как профессионально значимого, базового качества в процессе общения с детьми приводит к тому, что такие учителя слабо влияют на развитие детей и редко добиваются реализации учебно-воспитательных целей.
Типы обучающихся на основании академической успеваемости и дисциплинированности:
СПОСОБНЫЕ, ДОБРОСОВЕСТНЫЕ, СОТРУДНИЧАЮЩИЕ С ПЕДАГОГОМ
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:
- выражение доверия;
- помощь детям;
- испытывают гордость за детей.
СПОСОБНЫЕ, НО НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:
- ценит за способности;
- возникают частые конфликты.
МАЛОСПОСОБНЫЕ, НО ОБЛАДАЮЩИЕ
ПРИЯТНЫМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ КАЧЕСТВАМИ,
ПОСЛУШНЫЕ
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:
- хорошее отношение;
- осуществление помощи;
- отсутствие ожидания высоких результатов .
МАЛОСПОСОБНЫЕ И
НЕДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ, ПРОБЛЕМНЫЕ
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:
- основа взаимоотношений - противоречие;
- возникновение конфликтов с детьми.
СЛАБО ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ГРУППА,
«НЕВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ» УЧАЩИЕСЯ
ОТНОШЕНИЕ ПЕДАГОГА:
- редкое выражение внимания;
- отсутствие ожиданий;
- отсутствие требований.
Отказ от осуждения ученика, осознание
необходимости понимания и
безусловного принятия ребенка и
самой ситуации – вот «скорая помощь»
педагогу в конфликтной ситуации.
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ученик
общительность
вовлечение всех учащихся в образовательный процесс в соответствии с их индивидуальными особенностями
любознательность
инициативность
повышение интеллекта, самооценки
повышение творческого потенциала
повышение академических достижений и дисциплины
Эмпатия необходима педагогу во всех видах деятельности: на уроке , в воспитательной работе, в процессе общения , в различных житейских ситуациях.
Умение становиться на точку зрения другого человека не является врожденным .
Эмпатия является способностью, которая вырабатывается у педагога именно в процессе педагогической деятельности, в ситуациях, требующих эмпатических действий .
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ:
- владение педагогом приемами самоанализа и саморегуляции;
- использование приемов диалогического общения;
- выступление педагога в отношениях с обучающимся в роли самого себя во всех проявлениях;
- полное осознание и принятие педагогом собственных чувств и реакций.
Огромное значение имеет положительная установка педагога, желание совершенствовать эмпатийные умения и навыки.
Важно не только достичь высокого результата, но и не потерять достигнутое , значит, следует систематически тренировать полученные навыки в процессе межличностного взаимодействия.
От полноты и адекватности познания педагогом личности учащегося зависит результативность педагогической деятельности.
Эмпатический тип коммуникации значительно увеличивает эффективность реализации фундаментальных целей образования: научить учиться; научить работать и зарабатывать; научить жить вместе и действовать вместе.
Методическая работа с педагогами по воспитанию эмпатической культуры:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕНИНГИ:
- развитие умения не только слушать, но и слышать, что говорит собеседник;
- развитие умения понимать, что и как чувствует собеседник;
- развитие способности выражать искреннюю заинтересованность в том, что собеседник рассказывает о себе;
- развитие способности сочувствовать интересам собеседника и понимать его точку зрения.
ФОРМЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОГО КОНТАКТА:
- тактильный – посредством прикосновения;
- визуальный – при помощи взгляда;
- вербальный – при помощи слов;
- пластический – при помощи жестов и мимики.