СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Геометрическая задача на вычисление, подготовка к ОГЭ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Геометрическая задача на вычисление, подготовка к ОГЭ"

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Геометрическая задача на вычисление, подготовка к ОГЭ"»

Приёмы решения геометрических задач второй части Учитель математики МАОУ Каскаринской СОШ Ленский Александр Петрович

Приёмы решения геометрических задач второй части

Учитель математики

МАОУ Каскаринской СОШ Ленский Александр Петрович

Трудности решения геометрических задач Неалгоритмичность задач Необходимость выбора метода решения задачи и теоремы для решения конкретной задачи (нескольких теорем) из большого набора известных фактов Нужно решить довольно много задач, чтобы научиться их решать.

Трудности решения геометрических задач

  • Неалгоритмичность задач
  • Необходимость выбора метода решения задачи и теоремы для решения конкретной задачи (нескольких теорем) из большого набора известных фактов
  • Нужно решить довольно много задач, чтобы научиться их решать.
Необходимые условия успеха при решении задач по геометрии Уверенное владение основными понятиями и их свойствами (определения, аксиомы, теоремы, базовые задачи) Знание основных методов и приёмов решения задач Умение комбинировать методы и приёмы решения задач Наличие опыта решения задач

Необходимые условия успеха при решении задач по геометрии

  • Уверенное владение основными понятиями и их свойствами (определения, аксиомы, теоремы, базовые задачи)
  • Знание основных методов и приёмов решения задач
  • Умение комбинировать методы и приёмы решения задач
  • Наличие опыта решения задач
Причины ошибок в решении геометрических задач Незнание и/или непонимание аксиом, определений, теорем Неумение их применять Невнимательное чтение условия и вопроса задания Вычислительные ошибки Нарушения логики в рассуждениях Принятие ошибочных гипотез Недостатки в работе с рисунком

Причины ошибок в решении геометрических задач

  • Незнание и/или непонимание аксиом, определений, теорем
  • Неумение их применять
  • Невнимательное чтение условия и вопроса задания
  • Вычислительные ошибки
  • Нарушения логики в рассуждениях
  • Принятие ошибочных гипотез
  • Недостатки в работе с рисунком
Специфические особенности методов решения геометрических задач Большое разнообразие Взаимозаменяемость Трудность формального описания Отсутствие чётких границ применения (в отличие от алгебры) Использованию комбинаций методов и приёмов .

Специфические особенности методов решения геометрических задач

  • Большое разнообразие
  • Взаимозаменяемость
  • Трудность формального описания
  • Отсутствие чётких границ применения (в отличие от алгебры)
  • Использованию комбинаций методов и приёмов .
Некоторые методы решения геометрических задач второй части ОГЭ Применение ключевых задач Метод вспомогательных построений Переход к равновеликим фигурам Метод площадей

Некоторые методы решения геометрических задач второй части ОГЭ

  • Применение ключевых задач
  • Метод вспомогательных построений
  • Переход к равновеликим фигурам
  • Метод площадей
Метод решения: Удвоение медианы  Медиана прямоугольного треугольника, проведённая из вершины прямого угла, равна половине гипотенузы. Удвоим медиану ВК, продлив ее за точку К АВСЕ – параллелограмм (по признаку) АВСЕ – прямоугольник (т.к.  В = 90°)   ВК = АС = КС = КЕ   ВК = ½ АС Ключевая задача

Метод решения: Удвоение медианы

Медиана прямоугольного треугольника, проведённая из вершины прямого угла, равна половине гипотенузы.

Удвоим медиану ВК,

продлив ее за точку К

АВСЕ – параллелограмм

(по признаку)

АВСЕ – прямоугольник

(т.к.  В = 90°)

 ВК = АС = КС = КЕ

ВК = ½ АС

Ключевая задача

Следствие из свойства медианы к гипотенузе. Ключевая задача  Медиана прямоугольного треугольника, проведённая к гипотенузе, делит треугольник на два равнобедренных треугольника, основаниями которых являются катеты данного треугольника

Следствие из свойства медианы к гипотенузе. Ключевая задача

Медиана прямоугольного треугольника, проведённая к гипотенузе, делит треугольник на два равнобедренных треугольника, основаниями которых являются катеты данного треугольника

Использование введения буквенных обозначений величин. Ключевая задача  Если медиана треугольника равна половине стороны, к которой она проведена, то треугольник прямоугольный . ∆ ABD и ∆ BCD – равнобедренные  BAD =  ABD = α ;  DBC =  BCD = β 2 α + 2 β =180 ° α + β =90 °  АВС =  α + β = 90 °

Использование введения буквенных обозначений величин. Ключевая задача

Если медиана треугольника равна половине стороны, к которой она проведена, то треугольник прямоугольный .

∆ ABD и ∆ BCD – равнобедренные

 BAD =  ABD = α ;  DBC =  BCD = β

2 α + 2 β =180 °

α + β =90 °

АВС = α + β = 90 °

Метод вспомогательных построений  При решении некоторых задач удобно в прямоугольном треугольнике выделять треугольник, образованный медианой и высотой к гипотенузе

Метод вспомогательных построений

При решении некоторых задач удобно в прямоугольном треугольнике выделять треугольник, образованный медианой и высотой к гипотенузе

Применение свойства медианы к гипотенузе   Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника с острым углом 15°, если известно, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1. Проведем медиану CD к гипотенузе. ∆ ACD - равнобедренный  CAD =  ACD = 15°

Применение свойства медианы к гипотенузе

Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника с острым углом 15°, если известно, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1.

Проведем медиану CD к гипотенузе.

∆ ACD - равнобедренный

CAD = ACD = 15°

Применение свойства медианы к гипотенузе  Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника с острым углом 15°, если известно, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1.  CAD =  ACD = 15°  CDH = 30°  как внешний угол CD = 2 СН = 2 АВ  = 2 С D = 4 Ответ: 4  12

Применение свойства медианы к гипотенузе

Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника с острым углом 15°, если известно, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1.

CAD = ACD = 15°

CDH = 30° как внешний угол

CD = 2 СН = 2

АВ = 2 С D = 4

Ответ: 4

12

Применение свойства медианы к гипотенузе   Найдите острые углы прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 12, а площадь равна 18.  Проведем медиану CD и высоту СН к гипотенузе. С D =  6    CDH = 30°    CAD =  ACD = 15°  C ВА = 90° - 15° = 75°  Ответ: 15°; 75°

Применение свойства медианы к гипотенузе

Найдите острые углы прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 12, а площадь равна 18.

Проведем медиану CD и высоту СН к гипотенузе.

С D = 6

CDH = 30°

CAD = ACD = 15°

C ВА = 90° - 15° = 75°

Ответ: 15°; 75°

Свойства площади треугольника  Площади треугольников, имеющих общую высоту (равные высоты) , относятся как стороны, к которым эти высоты проведены 2. Медиана делит треугольник на два равновеликих треугольника Ключевые задачи

Свойства площади треугольника

Площади треугольников, имеющих общую высоту (равные высоты) , относятся как стороны, к которым эти высоты проведены

2. Медиана делит треугольник на два равновеликих треугольника

Ключевые задачи

Метод вспомогательных построений.  Использование осевой симметрии  В прямоугольном треугольнике ABC c прямым углом С медиана BM равна 6, ∠ MBC = 15º. Найдите площадь треугольника ABC. S ∆ АВС = 2 S CB М , т.к.  ВМ - медиана  Выполним осевую симметрию  ∆ СВМ относительно прямой ВС  S ∆D В C  = S CB М S ∆ АВС = S DB М = 2 S CB М S ABC = ½ ВМ 2 · sin30° = 9 Ответ: 9

Метод вспомогательных построений. Использование осевой симметрии

В прямоугольном треугольнике ABC c прямым углом С медиана BM равна 6, ∠ MBC = 15º. Найдите площадь треугольника ABC.

S АВС = 2 S CB М , т.к. ВМ - медиана

Выполним осевую симметрию

∆ СВМ относительно прямой ВС

S ∆D В C = S CB М

S АВС = S DB М = 2 S CB М

S ABC = ½ ВМ 2 · sin30° = 9

Ответ: 9

Построение вспомогательных отрезков в трапеции Прямая, параллельная одной из диагоналей трапеции Прямая, параллельная одной из боковых сторон трапеции Прямая, параллельная обеим боковым сторонам трапеции

Построение вспомогательных отрезков в трапеции

Прямая, параллельная одной из диагоналей трапеции

Прямая, параллельная одной из боковых сторон трапеции

Прямая, параллельная обеим боковым сторонам трапеции

Медиана прямоугольного треугольника к гипотенузе  В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD. AD – большее основание Построим MF ║AB, MT ║ CD

Медиана прямоугольного треугольника к гипотенузе

В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD.

AD – большее основание

Построим MF ║AB, MT ║ CD

Применение свойства медианы к гипотенузе  В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD.  FMT - прямой ∆ FMT - прямоугольный MN - медиана? Обозначим AN = NB = b;  AD = 2b,  BM = MC = a   MN - медиана  к гипотенузе   FT = 2MN = 6

Применение свойства медианы к гипотенузе

В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD.

 FMT - прямой

∆ FMT - прямоугольный

MN - медиана?

Обозначим AN = NB = b;

AD = 2b, BM = MC = a

MN - медиана к гипотенузе

FT = 2MN = 6

Медиана прямоугольного треугольника к гипотенузе    В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD. MN - медиана  к гипотенузе FT = 2MN = 6 FT = 2b – 2a = 6  средняя линия KL AD = 2b = 8 Ответ: 8

Медиана прямоугольного треугольника к гипотенузе

В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD.

MN - медиана к гипотенузе

FT = 2MN = 6

FT = 2b – 2a = 6

средняя линия KL

AD = 2b = 8

Ответ: 8

Метод решения : Переход к равновеликой вспомогательной фигуре  В параллелограмме ABCD площадь треугольника АС D равна площади треугольника DB С S ∆DAC = S ∆D В C = ½ S ABCD

Метод решения : Переход к равновеликой вспомогательной фигуре

В параллелограмме ABCD площадь треугольника АС D равна площади треугольника DB С

S ∆DAC = S ∆D В C = ½ S ABCD

Метод решения : Переход к равновеликой вспомогательной фигуре  Площадь трапеции АВС D равна площади треугольника АСЕ CE ║ BD АЕ = AD + DE =AD + ВС

Метод решения : Переход к равновеликой вспомогательной фигуре

Площадь трапеции АВС D равна площади треугольника АСЕ

CE ║ BD

АЕ = AD + DE =AD + ВС

Дополнительные построения в трапеции   Переход к равновеликой вспомогательной фигуре  Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции. Проведем CE ║ BD , СР ║ MN S ABCD  = S ∆ А C Е

Дополнительные построения в трапеции

Переход к равновеликой вспомогательной фигуре

Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции.

Проведем CE ║ BD , СР ║ MN

S ABCD = S А C Е

Дополнительные построения в трапеции.    Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции . СР – медиана ? Обозначим ВМ = MC = а;  А N = ND = b MC = NP = а; BC = DE = 2a  PD = b - a AP = b + а; PE = b – a+2a =  b + a   СР – медиана  к гипотенузе Применим метод удвоения медианы

Дополнительные построения в трапеции.

Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции .

СР – медиана ?

Обозначим ВМ = MC = а;

А N = ND = b

MC = NP = а; BC = DE = 2a

PD = b - a

AP = b + а; PE = b – a+2a = b + a

СР – медиана к гипотенузе

Применим метод удвоения медианы

Дополнительные построения в трапеции .  Метод удвоения медианы . Переход к равновеликой фигуре     Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2.  Найдите площадь трапеции. СН=2СР = 4 S ∆C НЕ  = S ∆ А C Е = S ABCD  СН = 4 ; СЕ = 5; НЕ = 3   ∆ СНЕ - прямоугольный,  СНЕ = 90° S ABCD  = S ∆ А C Е = S ∆ СНЕ = ½ СН ·НЕ = ½·4 · 3 = 6 Ответ: 6

Дополнительные построения в трапеции . Метод удвоения медианы . Переход к равновеликой фигуре

Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции.

СН=2СР = 4

S ∆C НЕ = S А C Е = S ABCD

СН = 4 ; СЕ = 5; НЕ = 3

СНЕ - прямоугольный, СНЕ = 90°

S ABCD = S А C Е = S СНЕ = ½ СН ·НЕ = ½·4 · 3 = 6

Ответ: 6

Метод площадей   Идея метода : площади фигуры находим, используя различные формулы или различные отрезки и углы. Приравняв эти выражения, получаем уравнение, содержащее известные и искомые величины.

Метод площадей

Идея метода : площади фигуры находим, используя различные формулы или различные отрезки и углы. Приравняв эти выражения, получаем уравнение, содержащее известные и искомые величины.

Метод площадей  Медиана BM треугольника ABC равна его высоте AH. Найдите угол MBC. Пусть  МВС = α Т.к. ВМ - медиана Т. к. АН = ВМ, то     МВС = α = 30° или  МВС = 150°

Метод площадей

Медиана BM треугольника ABC равна его высоте AH. Найдите угол MBC.

Пусть МВС = α

Т.к. ВМ - медиана

Т. к. АН = ВМ, то

  МВС = α = 30° или  МВС = 150°

 Свойство деления сторон треугольника окружностью, вписанной в него. АМ = АЕ BN = B Е CN = CM

Свойство деления сторон треугольника

окружностью, вписанной в него.

АМ = АЕ

BN = B Е

CN = CM

Метод площадей  В треугольник вписана окружность радиуса 4. Одна из сторон треугольника разделена точкой касания на части, равные 6 и 8. Найдите две другие стороны треугольника.  Обозначим AM  =  AN  =  x S ‍ △ ABC  =  (8 + 6 +  x )  ·  4 = (14 +  x ) ·  4. С другой стороны, по формуле Герона х = 7 AC  =  x  + 6 = 13, AB  =  x  + 8 = 15 Ответ: 13; 15

Метод площадей

В треугольник вписана окружность радиуса 4. Одна из сторон треугольника разделена точкой касания на части, равные 6 и 8. Найдите две другие стороны треугольника.

Обозначим AM  =  AN  =  x

S ABC =  (8 + 6 +  x ) · 4 = (14 +  x ) · 4.

С другой стороны, по формуле Герона

х = 7

AC  =  x  + 6 = 13,

AB  =  x  + 8 = 15

Ответ: 13; 15

Метод решения: Введение вспомогательной окружности   Идея метода : ввести в рассмотрение окружность, если это возможно в данной конфигурации, чтобы применить разнообразные свойства отрезков и углов, связанных с ней

Метод решения: Введение вспомогательной окружности

Идея метода : ввести в рассмотрение окружность, если это возможно в данной конфигурации, чтобы применить разнообразные свойства отрезков и углов, связанных с ней

Введение вспомогательной окружности  В выпуклом четырехугольнике ABCD ∠ BCA = 20º, ∠ BAC = 35º, ∠ BDС = 70º,  ∠ BDA = 40º. Найдите углы между диагоналями этого четырехугольника. 20º = ½ · 40º ∠ BCA и ∠ B D A опираются на отрезок ВА и лежат от него по одну сторону  Можно построить окружность с  центром в точке D , проходящую через остальные три вершины четырехугольника С; В и D

Введение вспомогательной окружности

В выпуклом четырехугольнике ABCD ∠ BCA = 20º, ∠ BAC = 35º, ∠ BDС = 70º, ∠ BDA = 40º. Найдите углы между диагоналями этого четырехугольника.

20º = ½ · 40º

∠ BCA и ∠ B D A опираются на отрезок ВА и лежат от него по одну сторону 

Можно построить окружность с центром в точке D , проходящую через остальные три вершины четырехугольника С; В и D

Введение вспомогательной окружности  В выпуклом четырехугольнике ABCD ∠ BCA = 20º, ∠ BAC = 35º, ∠ BDС = 70º,  ∠ BDA = 40º. Найдите углы между диагоналями этого четырехугольника .  CD = DA как радиусы одной окружности  ∆  ACD - равнобедренный ∠ СAD = ∠ DСA = = (180º – 40º – 70º ) : 2 = 35º. Из Δ APD  ∠ APD = 180º – 40º – 35º = 105º . Углы между диагоналями равны  105º и 75º Ответ: 105°; 75°

Введение вспомогательной окружности

В выпуклом четырехугольнике ABCD ∠ BCA = 20º, ∠ BAC = 35º, ∠ BDС = 70º, ∠ BDA = 40º. Найдите углы между диагоналями этого четырехугольника .

CD = DA как радиусы одной окружности

 ∆ ACD - равнобедренный

∠ СAD = ∠ DСA =

= (180º – 40º – 70º ) : 2 = 35º.

Из Δ APD

APD = 180º – 40º – 35º = 105º .

Углы между диагоналями равны

105º и 75º

Ответ: 105°; 75°

Рекомендации учащимся  при решении геометрических задач

Рекомендации учащимся при решении геометрических задач

О чертеже Хороший чертеж – помощник Все, что «увидено», должно быть обосновано Соблюдай пропорции и соотношения Используй выносные чертежи

О чертеже

  • Хороший чертеж – помощник
  • Все, что «увидено», должно быть обосновано
  • Соблюдай пропорции и соотношения
  • Используй выносные чертежи


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!