Приёмы решения геометрических задач второй части
Учитель математики
МАОУ Каскаринской СОШ Ленский Александр Петрович
Трудности решения геометрических задач
- Неалгоритмичность задач
- Необходимость выбора метода решения задачи и теоремы для решения конкретной задачи (нескольких теорем) из большого набора известных фактов
- Нужно решить довольно много задач, чтобы научиться их решать.
Необходимые условия успеха при решении задач по геометрии
- Уверенное владение основными понятиями и их свойствами (определения, аксиомы, теоремы, базовые задачи)
- Знание основных методов и приёмов решения задач
- Умение комбинировать методы и приёмы решения задач
- Наличие опыта решения задач
Причины ошибок в решении геометрических задач
- Незнание и/или непонимание аксиом, определений, теорем
- Неумение их применять
- Невнимательное чтение условия и вопроса задания
- Вычислительные ошибки
- Нарушения логики в рассуждениях
- Принятие ошибочных гипотез
- Недостатки в работе с рисунком
Специфические особенности методов решения геометрических задач
- Большое разнообразие
- Взаимозаменяемость
- Трудность формального описания
- Отсутствие чётких границ применения (в отличие от алгебры)
- Использованию комбинаций методов и приёмов .
Некоторые методы решения геометрических задач второй части ОГЭ
- Применение ключевых задач
- Метод вспомогательных построений
- Переход к равновеликим фигурам
- Метод площадей
Метод решения: Удвоение медианы
Медиана прямоугольного треугольника, проведённая из вершины прямого угла, равна половине гипотенузы.
Удвоим медиану ВК,
продлив ее за точку К
АВСЕ – параллелограмм
(по признаку)
АВСЕ – прямоугольник
(т.к. В = 90°)
ВК = АС = КС = КЕ
ВК = ½ АС
Ключевая задача
Следствие из свойства медианы к гипотенузе. Ключевая задача
Медиана прямоугольного треугольника, проведённая к гипотенузе, делит треугольник на два равнобедренных треугольника, основаниями которых являются катеты данного треугольника
Использование введения буквенных обозначений величин. Ключевая задача
Если медиана треугольника равна половине стороны, к которой она проведена, то треугольник прямоугольный .
∆ ABD и ∆ BCD – равнобедренные
BAD = ABD = α ; DBC = BCD = β
2 α + 2 β =180 °
α + β =90 °
АВС = α + β = 90 °
Метод вспомогательных построений
При решении некоторых задач удобно в прямоугольном треугольнике выделять треугольник, образованный медианой и высотой к гипотенузе
Применение свойства медианы к гипотенузе
Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника с острым углом 15°, если известно, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1.
Проведем медиану CD к гипотенузе.
∆ ACD - равнобедренный
CAD = ACD = 15°
Применение свойства медианы к гипотенузе
Найдите гипотенузу прямоугольного треугольника с острым углом 15°, если известно, что высота треугольника, опущенная на гипотенузу, равна 1.
CAD = ACD = 15°
CDH = 30° как внешний угол
CD = 2 СН = 2
АВ = 2 С D = 4
Ответ: 4
12
Применение свойства медианы к гипотенузе
Найдите острые углы прямоугольного треугольника, если его гипотенуза равна 12, а площадь равна 18.
Проведем медиану CD и высоту СН к гипотенузе.
С D = 6
CDH = 30°
CAD = ACD = 15°
C ВА = 90° - 15° = 75°
Ответ: 15°; 75°
Свойства площади треугольника
Площади треугольников, имеющих общую высоту (равные высоты) , относятся как стороны, к которым эти высоты проведены
2. Медиана делит треугольник на два равновеликих треугольника
Ключевые задачи
Метод вспомогательных построений. Использование осевой симметрии
В прямоугольном треугольнике ABC c прямым углом С медиана BM равна 6, ∠ MBC = 15º. Найдите площадь треугольника ABC.
S ∆ АВС = 2 S CB М , т.к. ВМ - медиана
Выполним осевую симметрию
∆ СВМ относительно прямой ВС
S ∆D В C = S CB М
S ∆ АВС = S DB М = 2 S CB М
S ABC = ½ ВМ 2 · sin30° = 9
Ответ: 9
Построение вспомогательных отрезков в трапеции
Прямая, параллельная одной из диагоналей трапеции
Прямая, параллельная одной из боковых сторон трапеции
Прямая, параллельная обеим боковым сторонам трапеции
Медиана прямоугольного треугольника к гипотенузе
В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD.
AD – большее основание
Построим MF ║AB, MT ║ CD
Применение свойства медианы к гипотенузе
В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD.
FMT - прямой
∆ FMT - прямоугольный
MN - медиана?
Обозначим AN = NB = b;
AD = 2b, BM = MC = a
MN - медиана к гипотенузе
FT = 2MN = 6
Медиана прямоугольного треугольника к гипотенузе
В трапеции ABCD с основаниями BC и AD ∠BAD = 20°, ∠CDA=70°, средняя линия равна 5, а длина отрезка, соединяющего середины оснований, равна 3. Найдите длину основания AD.
MN - медиана к гипотенузе
FT = 2MN = 6
FT = 2b – 2a = 6
средняя линия KL
AD = 2b = 8
Ответ: 8
Метод решения : Переход к равновеликой вспомогательной фигуре
В параллелограмме ABCD площадь треугольника АС D равна площади треугольника DB С
S ∆DAC = S ∆D В C = ½ S ABCD
Метод решения : Переход к равновеликой вспомогательной фигуре
Площадь трапеции АВС D равна площади треугольника АСЕ
CE ║ BD
АЕ = AD + DE =AD + ВС
Дополнительные построения в трапеции
Переход к равновеликой вспомогательной фигуре
Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции.
Проведем CE ║ BD , СР ║ MN
S ABCD = S ∆ А C Е
Дополнительные построения в трапеции.
Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции .
СР – медиана ?
Обозначим ВМ = MC = а;
А N = ND = b
MC = NP = а; BC = DE = 2a
PD = b - a
AP = b + а; PE = b – a+2a = b + a
СР – медиана к гипотенузе
Применим метод удвоения медианы
Дополнительные построения в трапеции . Метод удвоения медианы . Переход к равновеликой фигуре
Диагонали трапеции равны 3 и 5, а отрезок, соединяющий середины оснований, равен 2. Найдите площадь трапеции.
СН=2СР = 4
S ∆C НЕ = S ∆ А C Е = S ABCD
СН = 4 ; СЕ = 5; НЕ = 3
∆ СНЕ - прямоугольный, СНЕ = 90°
S ABCD = S ∆ А C Е = S ∆ СНЕ = ½ СН ·НЕ = ½·4 · 3 = 6
Ответ: 6
Метод площадей
Идея метода : площади фигуры находим, используя различные формулы или различные отрезки и углы. Приравняв эти выражения, получаем уравнение, содержащее известные и искомые величины.
Метод площадей
Медиана BM треугольника ABC равна его высоте AH. Найдите угол MBC.
Пусть МВС = α
Т.к. ВМ - медиана
Т. к. АН = ВМ, то
МВС = α = 30° или МВС = 150°
Свойство деления сторон треугольника
окружностью, вписанной в него.
АМ = АЕ
BN = B Е
CN = CM
Метод площадей
В треугольник вписана окружность радиуса 4. Одна из сторон треугольника разделена точкой касания на части, равные 6 и 8. Найдите две другие стороны треугольника.
Обозначим AM = AN = x
S △ ABC = (8 + 6 + x ) · 4 = (14 + x ) · 4.
С другой стороны, по формуле Герона
х = 7
AC = x + 6 = 13,
AB = x + 8 = 15
Ответ: 13; 15
Метод решения: Введение вспомогательной окружности
Идея метода : ввести в рассмотрение окружность, если это возможно в данной конфигурации, чтобы применить разнообразные свойства отрезков и углов, связанных с ней
Введение вспомогательной окружности
В выпуклом четырехугольнике ABCD ∠ BCA = 20º, ∠ BAC = 35º, ∠ BDС = 70º, ∠ BDA = 40º. Найдите углы между диагоналями этого четырехугольника.
20º = ½ · 40º
∠ BCA и ∠ B D A опираются на отрезок ВА и лежат от него по одну сторону
Можно построить окружность с центром в точке D , проходящую через остальные три вершины четырехугольника С; В и D
Введение вспомогательной окружности
В выпуклом четырехугольнике ABCD ∠ BCA = 20º, ∠ BAC = 35º, ∠ BDС = 70º, ∠ BDA = 40º. Найдите углы между диагоналями этого четырехугольника .
CD = DA как радиусы одной окружности
∆ ACD - равнобедренный
∠ СAD = ∠ DСA =
= (180º – 40º – 70º ) : 2 = 35º.
Из Δ APD
∠ APD = 180º – 40º – 35º = 105º .
Углы между диагоналями равны
105º и 75º
Ответ: 105°; 75°
Рекомендации учащимся при решении геометрических задач
О чертеже
- Хороший чертеж – помощник
- Все, что «увидено», должно быть обосновано
- Соблюдай пропорции и соотношения
- Используй выносные чертежи