Изделия с шиповым соединением
образцы элементов шипового соединения
Подготовил учитель технологии
Мамедов Р.В.
Что объединяет все эти предметы : скамейка и полка,
стол и стулья, оконная рама и дверное полотно?
Все эти изделия собраны с помощью различных шиповых соединений
Ребята, как вы думаете,
что мы будем изучать на уроке?
Тема урока: Технология шипового соединения деталей
Примеры
шиповых соединений:
Найдите соответствие столярных шиповых соединений:
2
3
1
1. Угловое «ящичное» 2. Сквозной одинарный прямой шип 3. Соединение на «ус» со сквозным шипом
А ____ Б_____ В_____
Элементы шипового соединения
а – Шип – это выступ на торце деревянной детали
(1- торец шипа; 2- заплечики;3 - щечки). б – Гнездо - отверстие (углубление) в заготовке, соответствует размерам и профилю шипа. в – Проушина – паз на торце детали, соединяемый с шипом ( 3 - щечки; 4 - дно проушины).
От чего зависит выбор числа шипов?
Существуют правила определения размеров шипов и проушин.
Так, размеры угловых концевых и угловых серединных соединений определяют по формулам:
S2= 0.4So; S1 = S3 = 0.3S0
Где S0 – толщина бруска; S2 – толщина шипа или ширина проушины (паза);
S1 и S3 – толщина щечек проушины.
Работу начинаем с разметки.
1. Но сначала нам необходимо узнать толщину _____(мм)
и ширину ____ (мм) заготовки.
2. Необходимо рассчитать длину шипа, если ширина заготовки составляет 30 мм _______
3. Рассчитать толщину шипа S2 и толщину ушек S1, S2 по формулам:
S2=0.4S0________________________
S1 = S3=0.3S0_________
Разметка шипового соединения:
а – разметка длины шипа;
б- разметка толщины шипа и ширины проушины рейсмусом;
в- маркировка вырезаемых участков.
Демонстрация разметки шипа на образце
Выпиливание шипов и проушин:
а – запиливание шипа;
б – продольное выпиливание по разметке; в – поперечное выпиливание
Выдалбливание проушины: а – подрезание дна проушины;
б – скалывание стружки;
в– углубление надреза;
г- долбление проушины с противоположной стороны
Подгонка и зачистка элементов шипового соединения:
а – стамеской поперек волокон;
б – стамеской вдоль волокон; в - напильником
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему вы научилась на уроке?
- Где вам пригодятся знания и умения полученные на уроке?
- Что вы предложите, чтобы сделать изделие более прочным?
Дополните предложения:
- На уроке технологии я узнал .....
- На уроке было интересно ............
- На уроке было трудно...................
- На уроке я научился....................
- Теперь я могу................................
- Мне захотелось............................
За перемену отдохните
и приготовьте рабочее место, материалы и инструменты
к практической работе