СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе "Традиционная одежда ханты и манси"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы живем в необыкновенном крае, название которого звучит очень красиво – Югра.  Это край, где проживают люди с очень интересными обычаями – ханты-манси. Каждая травинка, каждое животное имеют для них особое значение. Каждый человек, рожденный в этом краю, должен знать историю своего народа. Ха́нты — коренной малочисленный угорский народ, Само название ханты означает люди.  Ханты и манси, в прошлом известные под названием остяки и вогулы, и которых нередко называют «обские угры» - основное коренное население Ханты-Мансийского Автономного округа. Сохранение традиций и культуры ханты и манси один из главных принципов культурного развития округа.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе "Традиционная одежда ханты и манси"»

Традиционная одежда ханты и манси Выполнил: Полтавец Владимир Вадимович ученик 4 «Е» класса МБОУ «Средней школы №2 многопрофильная имени заслуженного строителя Российской Федерации Евгения Ивановича Куропаткина» Руководитель: Корлыханова Анна Максимовна

Традиционная одежда ханты и манси

Выполнил: Полтавец Владимир Вадимович

ученик 4 «Е» класса МБОУ «Средней школы №2 многопрофильная имени заслуженного строителя Российской Федерации Евгения Ивановича Куропаткина»

Руководитель: Корлыханова Анна Максимовна

Объект исследования:  Национальная одежда аборигенов Югры  Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси.  Цель: Проанализировать узоры, часто встречающиеся в одежде коренных жителей Югры. Изучить природные материалы, использовавшиеся для изготовления одежды в традиционно-бытовой культуре обских угров,  Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Объект исследования: Национальная одежда аборигенов Югры Предмет исследования: символическое значение орнаментальных узоров в одежде ханты и манси. Цель: Проанализировать узоры, часто встречающиеся в одежде коренных жителей Югры. Изучить природные материалы, использовавшиеся для изготовления одежды в традиционно-бытовой культуре обских угров, Гипотеза: Орнаментальные узоры на одежде аборигенов носят обереговый характер и тесно связаны с их окружающим миром.

Задачи:   1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части;   2. Определить виды материалов для изготовления одежды    3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде,  предметов быта, найти их графическое изображение.   4.Сделать вывод по проделанной работе.

Задачи: 1. Проанализировать национальный костюм ханты и манси, его составные части; 2. Определить виды материалов для изготовления одежды  3. Изучить орнаментальные узоры, часто встречающиеся на одежде, предметов быта, найти их графическое изображение. 4.Сделать вывод по проделанной работе.

 Мужская одежда  У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь)

Мужская одежда У северных оленеводов ханты и манси в качестве мужской верхней одежды служила глухая (без разреза впереди, надеваемая через голову) одежда с капюшоном, заимствованная ими от ненцев (малица, гусь)

Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты - охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Летняя мужская одежда северных оленеводов ханты по покрою не отличалась от зимней. В качестве летней одежды служили старые малицы или суконные гуси. У южных и восточных ханты - охотников летней одеждой был короткий халат из грубого сукна, отороченный по вороту, рукавам и правой поле мехом. Иногда летняя одежда шилась из брезента в виде плаща.

Женская зимняя одежда северных ханты (сах) ) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных ханты шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок  разноцветного сукна.

Женская зимняя одежда северных ханты (сах) ) и манси (сахи) - оленья двойная меховая шуба, завязывающаяся спереди. В районах, где было мало оленей, подклад шубы делался из заячьих и беличьих шкурок и из беличьих ланок, из утиных, гагарьих и лебединых шкурок. Женские шубы у восточных ханты шились из заячьих шкурок, беличьих лапок, оленьих ушей и обрезков оленьего меха; сверху их покрывали сукном. Покрой шуб был распашной, с прямыми полами. Зимняя женская обувь была ненецкого типа, такая же, как и у мужчин, но отличалась иным расположением украшений из полосок  разноцветного сукна.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, нашивками из бисера. Женские пояса были уже мужских и более нарядные.  Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

Женской летней одеждой был суконный или хлопчатобумажный халат яркого цвета, украшенный по подолу, полам, нашивками из бисера. Женские пояса были уже мужских и более нарядные. Женские рубахи южных групп ханты и манси были туникообразного покроя, из крапивного и льняного холста; их вышивали крестом синей и красной шерстью. Рубахи у северных групп ханты и манси были русского покроя; их шили из различных тканей, с прямым разрезом на груди. Бытовавшие у них платья были татарского покроя, с кокеткой и широким воланом. У рубах восточных ханты широкий отложной воротник, обшлага и ластовицы делались из иного материала, чем вся рубаха. С прекращением производства крапивного холста южные ханты стали шить платья, кофты и юбки такие же, как и местные русские крестьяне, причем юбки делали очень широкие.

  Детская одежда  Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

Детская одежда Детская одежда более прочно сохраняла в покрое и в материале старые формы одежды взрослых, например, детям еще шили одежду из птичьих шкурок уже в то время, когда в одежде взрослых этот материал исчез. Изготовление одежды лежало целиком на женщине. Женщины приготовляли шкуры, ровдугу и другие материалы для одежды, различные нитки для сшивания шкур, бересты, материи; они вышивали бисером, наносили орнамент различными способами и т.д.

 Головные уборы  Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли.Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения.  Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец.  У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.

Головные уборы Волосы ханты и манси в прежние времена не стригли.Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, связывали их по бокам в два пучка и обвивали их красным или другим цветным шнурком. Женщины заплетали волосы в две косы. Как мужчины, так и женщины вплетали в косы тесьму. Косы у женщин соединялись внизу толстой медной цепочкой, которая не давала им раскачиваться и свисать, мешая при работе. На цепочку подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женщины у хантов и манси носили большое количество медных и серебряных колец. У южных хантов были широко распространены женские бисерные украшения; воротники, различные нагрудные украшения и т.п.

Орнамент Орнаменты имеют свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, медвежий след, морошка, лось и другие.

Орнамент

  • Орнаменты имеют свои названия: хвост глухаря, заячьи ушки, медвежий след, морошка, лось и другие.
 Украшения  У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: воротники, различные нагрудные украшения. Основные цвета бисера били: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый и подбирались по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

Украшения У народов ханты были широко распространены женские бисерные украшения: воротники, различные нагрудные украшения. Основные цвета бисера били: белый, синий, красный, голубой, зелёный, жёлтый и подбирались по принципу контрастности. Бисер, бисерные украшения являются неотъемлемой частью традиционной культуры ханты.

   Анкетирование  Было опрошено 132 человека. Мы получили такие ответы:  1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа?  Ханты и манси – 120человек, русские – 12 человек  2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси?  Из меха, шкур животных - 115чел, из шерсти – 12человек, из ткани -5чел.  3. Чем традиционно занимаются ханты и манси?  Охотой и рыбалкой - 114чел, земледелием и скотоводством- 18 чел  4.Что такое орнамент?  Правильно ответили – 108чел, не знают – 12 чел, допустили ошибку- 12 чел.  5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами?  Красивая одежда – 98чел, орнамент является оберегом – 22чел, связь с природой – 12 человек .  По итогам анкетирования стало ясно, что не все ребята знают про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. Мы рассказали ребятам о символике  орнамента и что обозначает каждый узор.      

Анкетирование Было опрошено 132 человека. Мы получили такие ответы: 1.Знаете ли вы, как называются коренные жители нашего округа? Ханты и манси – 120человек, русские – 12 человек 2.Из чего изготовляют одежду ханты и манси? Из меха, шкур животных - 115чел, из шерсти – 12человек, из ткани -5чел. 3. Чем традиционно занимаются ханты и манси? Охотой и рыбалкой - 114чел, земледелием и скотоводством- 18 чел 4.Что такое орнамент? Правильно ответили – 108чел, не знают – 12 чел, допустили ошибку- 12 чел. 5. Зачем ханты и манси украшают свою одежду орнаментами? Красивая одежда – 98чел, орнамент является оберегом – 22чел, связь с природой – 12 человек . По итогам анкетирования стало ясно, что не все ребята знают про коренное население, что такое орнамент и для чего он нужен. Мы рассказали ребятам о символике  орнамента и что обозначает каждый узор.    

Заключение:  1.Традиционная одежда ханты и манси хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям севера.  2.Традиционная одежда шьется из меха оленя.  3.Одежда удобная и нарядная.  4.Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных,  5. По орнаментам определяют принадлежность ханты к определённой местности.

Заключение: 1.Традиционная одежда ханты и манси хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям севера. 2.Традиционная одежда шьется из меха оленя. 3.Одежда удобная и нарядная. 4.Хантыйские орнаменты имеют символическое значение и заключают в себе образы священных растений и животных, 5. По орнаментам определяют принадлежность ханты к определённой местности.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!