СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к квалификационной работе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация может быть использована в процессе подготовки к аттестации учителей русского языка

Просмотр содержимого документа
«Презентация к квалификационной работе»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа» Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка в 6 классе при изучении раздела «Лексика» Пашенькина Марина Ивановна Образование: высшее (АГПИ им. А. П. Гайдара) Квалификация: учитель русского языка и литературы Место работы: МАОУ «Муравьихинская СШ» http://murshc.edusite.ru должность: учитель русского языка и литературы Стаж работы: 32 года Адрес электронной почты: pashenkinamarina@mail.ru   Профессиональное кредо: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь» 2018 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Муравьихинская средняя школа»

Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка в 6 классе при изучении раздела «Лексика»

Пашенькина Марина Ивановна

Образование: высшее (АГПИ им. А. П. Гайдара)

Квалификация: учитель русского языка и литературы

Место работы: МАОУ «Муравьихинская СШ»

http://murshc.edusite.ru

должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 32 года

Адрес электронной почты: [email protected]

Профессиональное кредо: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь»

2018 г.

Чувство Родины нужно заботливо взращивать,  прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих  на иссушенное растение перекати-поле.  Лихачев Д.С. Актуальность использования лингвокраеведения на уроках русского языка  Безразличие современных подростков к истории и национальным традициям своего народа Преобладание материальных ценностей над духовно-нравственными Возрастающие требования к уровню овладения знаниями обучающимися современной школы Повышенный интерес к поиску эффективных средств обучения

Чувство Родины нужно заботливо взращивать, 

прививать духовную оседлость. Если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих  на иссушенное растение перекати-поле.

Лихачев Д.С.

Актуальность использования лингвокраеведения на уроках русского языка

  • Безразличие современных подростков к истории и национальным традициям своего народа
  • Преобладание материальных ценностей над духовно-нравственными
  • Возрастающие требования к уровню овладения знаниями обучающимися современной школы
  • Повышенный интерес к поиску эффективных средств обучения

Цель и задачи применения лингвокраеведения  в системе уроков по изучению лексики в 6 классе  Цель:  формировать знания о родном крае, развивать творческие и исследовательские умения, воспитывать любовь и уважение к историческому и литературному наследию малой родины Задачи: приобщение к культуре родного края, осознание духовной связи с прошлым своего народа через тексты произведений местных писателей; воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманного отношения ко всему окружающему, чувства уважения к делам и трудам наших земляков, гордости за их успехи и достижения; обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности; развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде.

Цель и задачи применения лингвокраеведения

в системе уроков по изучению лексики в 6 классе

Цель:

формировать знания о родном крае, развивать творческие и исследовательские умения, воспитывать любовь и уважение к историческому и литературному наследию малой родины

Задачи:

  • приобщение к культуре родного края, осознание духовной связи с прошлым своего народа через тексты произведений местных писателей;
  • воспитание патриотизма, любви к жизни, гуманного отношения ко всему окружающему, чувства уважения к делам и трудам наших земляков, гордости за их успехи и достижения;
  • обогащение обучающихся новыми сведениями о родном крае, расширение кругозора, способствование формированию высоконравственной личности;
  • развитие познавательного интереса к изучению родного края, воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к себе, жителям своего края и окружающей среде.

Теоретическая и методическая база

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / авт.-сост. Е. И. Харитонова – М.: Дрофа, 2013 к УМК под ред. В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой

Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. / авт.-сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2012.

Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 кл. / авт.-сост. Е. И. Харитонова. – М.: Дрофа,2013.

УМК под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой

УМК под ред. В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой

Программы для общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5—9 кл. /авт.- сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008.

УМК под ред. М. М. Разумовской и др.

Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы / авт.-сост. М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский - М.: Просвещение, 2012.

Невозможность отразить в одном УМК языковых особенностей разных областей нашей страны

Новые подходы к преподаванию

русского языка в школе:

- системное изложение лингвистической теории

- функциональный и коммуникативно-деятельностный подход к обучению

Программы для общеобразовательных учреждений : Русский язык. 5—9 кл. / сост. Е. И. Харитонова. — М.: Дрофа, 2008 к УМК под ред. М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова

Недостаточное количество упражнений и заданий, стимулирующих лингвокраевед-ческую работу обучающихся

Новизна и практическая значимость педагогического опыта Использование целесообразно отобранного лингвокрае-ведческого материала как средства обучения Обеспечение взаимосвязи учителей-предметников, возможность проведения интегрированных уроков Включение материала исследовательских проектов в содержание уроков и во внеурочную деятельность Применение нетрадиционных форм обучения: урок-экскурсия (музейный урок) урок-праздник урок-защита творческих проектов

Новизна и практическая значимость

педагогического опыта

  • Использование целесообразно отобранного лингвокрае-ведческого материала как средства обучения
  • Обеспечение взаимосвязи учителей-предметников, возможность проведения интегрированных уроков
  • Включение материала исследовательских проектов в содержание уроков и во внеурочную деятельность
  • Применение нетрадиционных форм обучения:
  • урок-экскурсия (музейный урок)
  • урок-праздник
  • урок-защита творческих проектов
Методы и формы использования лингвокраеведения на уроках русского языка в 6 классе - основной проблемно-поисковый (эвристический) - репродуктивный или объяснительно иллюстративный - проектно-исследовательский - коммуникативный Методы - словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на культуру местных жителей; - языковой материал, составляющий лингвистическую специфику населённых пунктов Суроватихинского округа - отрывки из произведений местных писателей и поэтов; - исследовательские проекты по топонимике и микротопонимике - сочинения-миниатюры, творческие работы - презентации; - словарь местных говоров жителей населенных пунктов территориального округа Суроватихинской сельской администрации и словарь топонимов и микротопонимов Формы

Методы и формы использования лингвокраеведения

на уроках русского языка в 6 классе

- основной проблемно-поисковый (эвристический)

- репродуктивный или объяснительно иллюстративный

- проектно-исследовательский

- коммуникативный

Методы

- словосочетания, предложения, тексты, тематически ориентированные на культуру местных жителей;

- языковой материал, составляющий лингвистическую специфику населённых пунктов Суроватихинского округа

- отрывки из произведений местных писателей и поэтов;

- исследовательские проекты по топонимике и микротопонимике

- сочинения-миниатюры, творческие работы

- презентации;

- словарь местных говоров жителей населенных пунктов территориального округа Суроватихинской сельской администрации и словарь топонимов и микротопонимов

Формы

Изменения в тематическом планировании уроков по изучению раздела «Лексика» в 6 классе

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности (по программе Т. А. Ладыженской)

Профессионализмы

Характеристика основных видов учебной деятельности (по измененной программе)

Различают профессионализмы. Находят профессионализмы в текстах учебника и в толковом словаре. Составляют предложения с профессионализмами. Отмечают ошибки художника в иллюстрациях. Определяют сферу употребления тех или иных профессионализмов.

Диалектизмы

В ходе урока-экскурсии в школьный музей рассматривают предметы национального быта и знакомятся с профессионализмами, используемыми в речи народными умельцами. Составляют тематический мини-словарь, находят профессионализмы в художественных текстах местных авторов, пишут сочинения о народных промыслах.

Различают диалектизмы. Находят диалектизмы в текстах учебника и в толковом словаре. Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова. Приводят примеры диалектизмов. Пишут сжатое изложение.

Устаревшие слова

Различают диалектизмы. Находят их в специально отобранных микротекстах из художественных произведений писателей-земляков с использованием «Словаря местных говоров жителей населенных пунктов Суроватихинского территориального округа». Из предложенного списка слов выбирают диалектизмы, используемые в речи местных жителей. Соотносят диалектизмы с синонимичными общеупотребительными словами.

Выделяют в речи устаревшие слова как принадлежащие к пассивному запасу лексики. Определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря. Отмечают ошибки художника в иллюстрации. Выделяют устаревшие слова в художественном тексте.

В ходе урока-экскурсии в школьный музей записывают устаревшие слова, называющие экспонаты музея, составляют мини-словарь. Различают архаизмы и историзмы, находят их в микротекстах из художественных произведений местных авторов, определяют значение устаревших слов при помощи толкового словаря.

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов учебной деятельности (по программе Т. А. Ладыженской)

Удивительная наука – ономастика

Характеристика основных видов учебной деятельности (по измененной программе)

Словари

Знакомятся с понятием «ономастика», различают разделы ономастики – топонимику и антропонимику. Работают со «Словарем топонимов и микротопонимов населенных пунктов территориального округа Суроватихинской сельской администрации», узнают информацию об истории происхождения названий населенных пунктов, рек, озер, родников и т. п.

Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового, словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, этимологического). Записывают примеры словарных статей.

Урок-защита проектов «Моя родословная» или «Топонимика родного края»

На уроке-празднике «Русской речи государь по прозванию Словарь» в игровой форме извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов. Закрепляют полученные знания об особенностях словарей.

В устной форме кратко передают содержание творческого проекта на одну из тем: «Слово о Суроватихинской земле», «О чём рассказали географические названия?», «Мои замечательные земляки», «В честь знаменитых основателей (о названиях поселков, сел)», «Деревня (посёлок, село, река) моего детства», «История одного названия», «Улица моего детства», «Моя родословная», «Семейное древо», «Биография одной фамилии», «Громкие» фамилии моего села».

Результативность профессиональной педагогической деятельности Результаты контрольной работы по теме «Лексика» Результаты защиты творческого проекта

Результативность профессиональной педагогической деятельности

Результаты контрольной

работы по теме «Лексика»

Результаты защиты

творческого проекта

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации"

2. Агапова В. Е. У всякого Егорки свои поговорки. – Н. Новгород: БИКАР, 2015. – 156 с.

3. Баранов, М.Т. Обогащение словарного запаса учащихся на уроках русского языка /М.Т. Баранов. – М., 1991. – 57 с.

4. Грязнов Н.Ф. Книга чудес Дальнеконстантиновского района. Выпуск 1. – Дальнее Константиново, 2002.

5. Грязнов Н.Ф. Книга чудес Дальнеконстантиновского района. Выпуск 2. – Дальнее Константиново, 2004.

6. Кашин Ф. М. «Моя жизнь»: воспоминания. – р. п. Дальнее Константиново: Арз. тип., 2007. – 145 с.

7. Кочин Н. И. Гремячая поляна: Роман. – Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. – 367 с.

8. Кочин Н. И. Юность: Роман. – М.: Сов. Россия, 1981. – 448 с.

9. Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка /Л.К. Лыжова // Русский язык в школе. – 1994. – № 4. –С. 11–14.

10. Майрова Т.В. Региональные архивные источники в школьном лингвокраеведческом кружке / Т.В. Майрова // Русский язык в школе. – 2002. – № 3. – С. 49–50.

11. Новикова Т.Ф. Культуроведческий подход к преподаванию русского языка: от теории к практике // РЯШ. – 2006. – №3. – С.12.

12. Пахнова Т.М . Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т.М. Пахнова // Русский язык в школе. – 2003. – № 4. – С. 8–17.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

        Условия формирования педагогического опыта СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО    КОММУНИКА-БЕЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМ-ЛЕННОСТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ИНФОРМАЦИИ СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ    СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ    ВУЗОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ЗДОРОВЬЕСБЕ-РЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ  ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Условия формирования педагогического опыта

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

КОММУНИКА-БЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛЕУСТРЕМ-ЛЕННОСТЬ

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ИНФОРМАЦИИ

СПОСОБНОСТЬ К АДАПТАЦИИ

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВУЗОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЗДОРОВЬЕСБЕ-РЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для учащихся? Как сделать так, чтобы каждый учащийся был активным участником процесса? Проблемно-диалогические технологии обучения Как развить логическое мышление и способность к самообразованию? Как добиваться максимального усвоения знаний на уроке? Как не допустить перегрузки учащихся, несмотря на большой объем знаний? Как максимально развить способности каждого учащегося?

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Как изучение нового материала (этап урока) сделать интересным и захватывающим для учащихся?

Как сделать так, чтобы каждый учащийся был активным участником процесса?

Проблемно-диалогические технологии обучения

Как развить

логическое мышление и способность к самообразованию?

Как добиваться максимального

усвоения знаний

на уроке?

Как не допустить перегрузки учащихся, несмотря на большой объем знаний?

Как максимально развить способности каждого учащегося?

Теоретическое обоснование педагогического опыта в использовании технологии проблемно-диалогического обучения Человек думает только тогда, когда, самостоятельно преодолевая трудности проблемной ситуации, ищет свой собственный выход. Джон Дьюи  Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. «диалог» побуждающий подводящий «проблемный» постановка проблемы поиск решения

Теоретическое обоснование педагогического опыта в использовании технологии проблемно-диалогического обучения

Человек думает только тогда, когда, самостоятельно преодолевая трудности проблемной ситуации, ищет свой собственный выход.

Джон Дьюи

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

«диалог»

  • побуждающий
  • подводящий

«проблемный»

  • постановка проблемы
  • поиск решения
Структура традиционного урока и урока-«открытия» Традиционный урок Проблемно-диалогический урок 1 . Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками Проверка д/з учителем Объявление темы урока учителем Объяснение темы учителем Закрепление знаний учениками 2. Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4. Выражение решения проблемы учениками 5. Применение знаний учениками

Структура традиционного урока и урока-«открытия»

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

1 . Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками

  • Проверка д/з учителем
  • Объявление темы урока учителем
  • Объяснение темы учителем
  • Закрепление знаний учениками

2. Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4. Выражение решения проблемы учениками

5. Применение знаний учениками

Цель и задачи педагогической деятельности Цель педагогической деятельности: научить детей самостоятельно добывать знания -- научить учиться. Задачи:  создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;  формирование интереса к образованию;  создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;  создание ситуации комфортности на уроке;  развитие личности каждого ученика;  развитие речи учащихся;  развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

Цель и задачи педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности:

научить детей самостоятельно добывать знания -- научить учиться.

Задачи:

  • создание мотивации к дальнейшей успешной учебной деятельности;
  • формирование интереса к образованию;
  • создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ученика;
  • создание ситуации комфортности на уроке;
  • развитие личности каждого ученика;
  • развитие речи учащихся;
  • развитие умения применять приобретённые знания, умения и навыки в практической деятельности.

Ведущая педагогическая идея Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам . Сократ Умело организованный учителем урок  самостоятельного «открытия»  знаний обеспечивает высокое качество усвоения знаний; развивает способность к самообразованию на рефлекторном уровне; развивает интеллект и творческие способности обучающихся; воспитывает активную личность обучающегося; формирует адекватную самооценку; снижает нервно-психические нагрузки обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний

Ведущая педагогическая идея

Человек глубоко постигает лишь то, до чего додумывается сам .

Сократ

Умело организованный учителем урок самостоятельного «открытия» знаний

  • обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
  • развивает способность к самообразованию на рефлекторном уровне;
  • развивает интеллект и творческие способности обучающихся;
  • воспитывает активную личность обучающегося;
  • формирует адекватную самооценку;
  • снижает нервно-психические нагрузки обучающихся за счет стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний
Схема проблемно-диалогического урока Этап создания проблемной ситуации: побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» и «актуальность») побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» и «актуальность») Этап изучения нового материала: побуждающий к гипотезам диалог ( обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности); побуждающий от проблемы диалог (имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся); побуждающий без проблемы диалог побуждающий к гипотезам диалог ( обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности); побуждающий от проблемы диалог (имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся); побуждающий без проблемы диалог Этап закрепления и применения новых знаний Итог урока. Рефлексия

Схема проблемно-диалогического урока

  • Этап создания проблемной ситуации:
  • побуждающий от проблемной ситуации диалог; подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» и «актуальность»)
  • побуждающий от проблемной ситуации диалог;
  • подводящий к теме диалог;
  • сообщение темы с мотивирующим приемом («яркое пятно» и «актуальность»)
  • Этап изучения нового материала:
  • побуждающий к гипотезам диалог ( обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности); побуждающий от проблемы диалог (имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся); побуждающий без проблемы диалог
  • побуждающий к гипотезам диалог ( обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности);
  • побуждающий от проблемы диалог (имитирует творческий процесс и формирует логическое мышление и речь учащихся);
  • побуждающий без проблемы диалог
  • Этап закрепления и применения новых знаний
  • Итог урока. Рефлексия

Приемы создания проблемной ситуации «с удивлением» «с затруднением» Прием 2 Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими Прием 1 Учитель даёт практическое задание, невыпол-нимое вообще (возникает только вопрос)  Прием 2 Прием 1 Учитель одновре-менно предъявляет классу противоречи-вые факты, взаимо-исключающие науч-ные теории или чьи-то точки зрения Педагог сталкива-ет разные мнения учеников, предло-жив классу вопрос или практическое задание на новый материал. Прием 3 шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено. Прием 3 Между житейским представлением учащихся и научным фактом: шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»; шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью.

Приемы создания проблемной ситуации

«с удивлением»

«с затруднением»

Прием 2

Учитель даёт практическое задание, не сходное с предыдущими

Прием 1

Учитель даёт практическое задание, невыпол-нимое вообще (возникает только вопрос)

Прием 2

Прием 1

Учитель одновре-менно предъявляет классу противоречи-вые факты, взаимо-исключающие науч-ные теории или чьи-то точки зрения

Педагог сталкива-ет разные мнения учеников, предло-жив классу вопрос или практическое задание на новый материал.

Прием 3

шаг 1. Учитель даёт невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим

шаг 2. Доказывает, что задание всё-таки не выполнено.

Прием 3

Между житейским представлением учащихся и научным фактом:

шаг 1. Учитель обнажает житейское представление ученика вопросом или заданием « на ошибку»;

шаг 2. Предъявляет научный факт сообщением, экспериментом или наг лядностью.

Система вопросов для побуждающего диалога: Побуждение к осознанию противоречия Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Вопрос был один? А мнений сколько? Что вас удивило? Что интересного заметили?  Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?  Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока  Какой возникает вопрос?  Какова будет тема нашего урока?  

Система вопросов для побуждающего диалога:

Побуждение к осознанию противоречия

  • Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
  • Вопрос был один? А мнений сколько?
  • Что вас удивило? Что интересного заметили?
  • Почему это задание не получилось? Что мы не знаем?

Побуждение к формулированию проблемы в виде темы урока

  • Какой возникает вопрос?
  • Какова будет тема нашего урока?  
Демонстрация опыта использования технологии проблемно-диалогического обучения Фрагмент урока русского языка по теме «Собирательные числительные» 1. Создание проблемной ситуации Учитель Ученики -Ребята, сможем ли мы ответить на вопросы, записанные на доске, используя числительные? (Который по счету стол?(5) -Да! Сколько книг?(5) Сколько волков?(5) Побуждение к осознанию противоречия - Задание было одно? А выполнили его как? -Проверим. -По-разному. (осознание противоречия) Для вывода из этой ситуации разворачиваем диалог -Вы согласны? -Какое числительное отвечает на вопрос «сколько»? (Возникает тип противоречия: между двумя положениями) Ученица записывает: пять книг, пятый стол , пятеро волков. А на вопрос «который»? Кто-то согласен, кто-то предлагает записать пять волков -Количественное. -Порядковое.

Демонстрация опыта использования технологии проблемно-диалогического обучения

Фрагмент урока русского языка по теме «Собирательные числительные»

1. Создание проблемной ситуации

Учитель

Ученики

-Ребята, сможем ли мы ответить на вопросы, записанные на доске, используя числительные? (Который по счету стол?(5)

-Да!

Сколько книг?(5) Сколько волков?(5)

Побуждение к осознанию противоречия

- Задание было одно? А выполнили его как?

-Проверим.

-По-разному. (осознание противоречия)

Для вывода из этой ситуации разворачиваем диалог

-Вы согласны?

-Какое числительное отвечает на вопрос «сколько»?

(Возникает тип противоречия: между двумя положениями)

Ученица записывает: пять книг, пятый стол , пятеро волков.

  • А на вопрос «который»?

Кто-то согласен, кто-то предлагает записать пять волков

-Количественное.

-Порядковое.

Побуждение к формулировке проблемы

-Почему же вопрос о волках вызвал затруднение?

Чего мы пока не знаем?

-Возможно мы не знаем еще какие-то числительные.

2. Изучение нового материала с постановкой учебной задачи

-Собираются

-Посмотрите, отдельно стоят волки или собираются в стаю?

-Давайте разберемся в одной проблемной ситуации:

3.Этап закрепления и применения новых знаний

Олегу очень нравилась Маша, и он пригласил ее в кино.

-Олег неправильно употребил при разговоре числительное трое .

-Делаем вывод: какие это числительные?

-Собирательные!

По дороге Олег спросил Машу: «А где твои трое подруг? »

-Значит тема сегодняшнего урока?

4.Итог урока. Рефлексия

Учащиеся записывают тему

В данном случае использовался подводящий к теме диалог, который привел к осознанию темы.

Маша нахмурилась и сказала, что Олегу нужно учить русский язык. Олег остался один. Что же произошло?

-А вы знаете, с какими существительными могут сочетаться собирательные числительные?

Кто-то будет выдвигать свои версии, кто-то ответит, что они этого еще не изучали.

Нужно выслушать все возможные ответы.

-Где можно найти эту информацию?(учебник, Интернет).

Работаем с учебником.

-Вот мы и подошли к вопросу о том, с какими существи-тельными сочетаются собирательные числительные. Давайте исправим ошибку Олега.

-Три подруги.

Приемы и формы использования технологии проблемного обучения на уроках литературы Проблемный анализ Приём сравнения Уроки-инсценировки Уроки-исследования Творческие задания Самостоятельные лабораторные работы: микроисследование; самоанализ; взаимоанализ микроисследование; самоанализ; взаимоанализ Чтение с остановками Составление кластера Тесты-задания

Приемы и формы использования технологии проблемного обучения на уроках литературы

  • Проблемный анализ
  • Приём сравнения
  • Уроки-инсценировки
  • Уроки-исследования
  • Творческие задания
  • Самостоятельные лабораторные работы:
  • микроисследование; самоанализ; взаимоанализ
  • микроисследование;
  • самоанализ;
  • взаимоанализ
  • Чтение с остановками
  • Составление кластера
  • Тесты-задания

Чтение с остановками Примерные вопросы: Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили? Составление кластера

Чтение с остановками

Примерные вопросы:

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
  • Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы его закончили?

Составление кластера

Урок-исследование романа Ч. Айтматова «Плаха» Два отрывка: экспозиция и эпилог романа - кто был и кто остался из главных героев романа Было: Осталось: Акбара, Ташчайнар, их выводок, Кок Турсун, Гулюмжан, Авдий, Бостон, Базарбай, Гришан кок Турсун, Коля, Петруха, Махач, Гришан, Ленька. Вопросы: Почему так случилось? Что лежит между тем, кто был и кто остался? Куда подевались люди, звери? Как теперь жить? Кто виноват?

Урок-исследование романа Ч. Айтматова «Плаха»

  • Два отрывка: экспозиция и эпилог романа - кто был и кто остался из главных героев романа

Было: Осталось:

Акбара, Ташчайнар, их выводок, Кок Турсун,

Гулюмжан, Авдий, Бостон, Базарбай, Гришан

кок Турсун, Коля, Петруха, Махач,

Гришан, Ленька.

Вопросы:

  • Почему так случилось?
  • Что лежит между тем, кто был и кто остался?
  • Куда подевались люди, звери?
  • Как теперь жить? Кто виноват?
Тесты-задания 1. Вопрос-ответ. 2. Поиск «лишнего» варианта. 3. Определение общего для нескольких языковых явлений. 4. Установление правильной последовательности действий. Например: Упорядочить героев произведения в порядке их появления Установить правильную последовательность литературных течений Расположить писателей в хронологическом порядке Расположить значения слова в соответствии со словарной статьей.

Тесты-задания

  • 1. Вопрос-ответ.
  • 2. Поиск «лишнего» варианта.
  • 3. Определение общего для нескольких языковых явлений.
  • 4. Установление правильной последовательности действий.

Например:

  • Упорядочить героев произведения в порядке их появления
  • Установить правильную последовательность литературных течений
  • Расположить писателей в хронологическом порядке
  • Расположить значения слова в соответствии со словарной статьей.
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты

Титульный лист Указывается направляющая организация, тема и дата разработки, ФИО автора. Краткие сведения об образовательной организации (адрес, сайт), фото и email автора. Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта (с учетом типа ОО, предмета, возрастных особенностей учащихся и т.д,)   Цели и задачи профессиональной деятельности. Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые опирается автор. Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта. Содержание опыта: Примеры разработок уроков; Планирование; Аналитические материалы , свидетельствующие об эффективности профессионального опыта (анализ работ учащихся и т.д.) ; Заключение. Ключевые выводы и обобщения, способы распространения опыта, определение перспектив и дальнейших задач. Список литературы.

Титульный лист

Указывается направляющая организация, тема и дата разработки, ФИО автора. Краткие сведения об образовательной организации (адрес, сайт), фото и email автора.

Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта (с учетом типа ОО, предмета, возрастных особенностей учащихся и т.д,)

 

Цели и задачи профессиональной деятельности. Концептуальные основы, теоретические и методические разработки, на которые опирается автор.

Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.

Содержание опыта:

Примеры разработок уроков;

Планирование;

Аналитические материалы , свидетельствующие об эффективности профессионального опыта (анализ работ учащихся и т.д.) ;

Заключение. Ключевые выводы и обобщения, способы распространения опыта, определение перспектив и дальнейших задач.

Список литературы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!