СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к учебному занятию по теме «Понятие о дислалии, общая характеристика»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к учебному занятию по теме «Понятие о дислалии, общая характеристика»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к учебному занятию по теме «Понятие о дислалии, общая характеристика»»

Учебное занятие по учебной дисциплине «Основы логопедии»

Учебное занятие по учебной дисциплине «Основы логопедии»

Тема учебного занятия  два греческих слова  dis – приставка, означающая частичное расстройство,  и lalio – говорю

Тема учебного занятия два греческих слова dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю

Задачи:   формировать у учащихся знания о дислалии, ее классификации и причинах возникновения; развивать умение определять формы дислалии в зависимости от нарушенных психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов; содействовать воспитанию профессионально значимых качеств педагога, вызывать интерес к предметному содержанию темы.

Задачи:

  • формировать у учащихся знания о дислалии, ее классификации и причинах возникновения;
  • развивать умение определять формы дислалии в зависимости от нарушенных психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов;
  • содействовать воспитанию профессионально значимых качеств педагога, вызывать интерес к предметному содержанию темы.
Тема: «Понятие о дислалии, общая характеристика»    План: 1. Понятие о дислалии. 2. Классификация дислалии. Причины возникновения.  Дислалия– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Тема: «Понятие о дислалии, общая характеристика»

План:

1. Понятие о дислалии.

2. Классификация дислалии. Причины возникновения.

Дислалия– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Просмотр видеоматериала https:// www.youtube.com/watch?v=ZHvk1QY-nC4  Какие формы дислалии выделяют? Причины и симптомы дислалии.

Просмотр видеоматериала

https:// www.youtube.com/watch?v=ZHvk1QY-nC4

  • Какие формы дислалии выделяют?
  • Причины и симптомы дислалии.
Формы дислалии Функциональная дислалия Механическая дислалия -Не наблюдается органических нарушений.  -Возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. - Наблюдаются отклонение в строении периферического речевого аппарата. -Может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков. - Возникает в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата. - Нарушается воспроизведение группы звуков.

Формы дислалии

Функциональная дислалия

Механическая дислалия

-Не наблюдается органических нарушений.

-Возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.

- Наблюдаются отклонение в строении периферического речевого аппарата.

-Может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков.

- Возникает в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.

- Нарушается воспроизведение группы звуков.

Функциональная дислалия делится на три типа:   моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора; сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора; сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.   При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) - человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

Функциональная дислалия делится на три типа:

  • моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
  • сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
  • сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.

При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) - человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.

В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:   акустико-фонематическая дислалия  — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха; артикуляторно-фонематическая дислалия  — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков. артикуляторно-фонетическая дислалия  — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.

В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:

  • акустико-фонематическая дислалия  — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;
  • артикуляторно-фонематическая дислалия  — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.
  • артикуляторно-фонетическая дислалия  — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.
Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:   ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р']; сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с'], [з], [з'] ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л']; гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г']; хитизм – недостатки в согласных [х] и [х']; каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к']; йотацизм – неправильное произношение [й]; дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот; дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.

Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:

  • ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р'];
  • сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с'], [з], [з']
  • ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л'];
  • гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г'];
  • хитизм – недостатки в согласных [х] и [х'];
  • каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к'];
  • йотацизм – неправильное произношение [й];
  • дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
  • дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Причины возникновения функциональной дислалии биологические и социальные :  - общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;  - задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;  - неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Причины возникновения функциональной дислалии

биологические и социальные :

- общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;

- задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;

- неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).

Механическая дислалия   Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.   Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы: короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками; короткая уздечка верхней губы; массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием; маленький и узкий язык (микроглоссия) - наблюдается у детей с общим недоразвитием; толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.   Причины дислалии в костной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.

Механическая дислалия

Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.

Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:

  • короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
  • короткая уздечка верхней губы;
  • массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • маленький и узкий язык (микроглоссия) - наблюдается у детей с общим недоразвитием;
  • толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.

Причины дислалии в костной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.

Симптомы отклонения Пропуск (эллизия) – звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука. Замена (субституция) – вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или месту артикуляции. Искажение – вместо правильного звука произносится звук , которого нет в системе родного языка. Смешение – ребенок, умея произносить звуки, путает их в речи.

Симптомы отклонения

  • Пропуск (эллизия) – звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука.
  • Замена (субституция) – вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или месту артикуляции.
  • Искажение – вместо правильного звука произносится звук , которого нет в системе родного языка.
  • Смешение – ребенок, умея произносить звуки, путает их в речи.
Организация первичной проверки усвоения нового материала https:// learningapps.org/watch?v=p25dqwpac22  https:// learningapps.org/watch?v=pv9mcer7j22

Организация первичной проверки усвоения нового материала

https:// learningapps.org/watch?v=p25dqwpac22

https:// learningapps.org/watch?v=pv9mcer7j22

РЕФЛЕКСИЯ Я узнала...  Я поняла, что могу...  Мне понравилось...  Для меня стало новым... Я приобрела...  Мне захотелось... Меня воодушевило...  Меня удивило... Было трудно…. Я попробую…

РЕФЛЕКСИЯ

  • Я узнала... 
  • Я поняла, что могу... 
  • Мне понравилось... 
  • Для меня стало новым...
  • Я приобрела... 
  • Мне захотелось...
  • Меня воодушевило... 
  • Меня удивило...
  • Было трудно….
  • Я попробую…
Литература Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998. Хрестоматия по логопедии / под. Ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, _ М., 1997, Т. 1. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии._М., 1989

Литература

  • Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998.
  • Хрестоматия по логопедии / под. Ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, _ М., 1997, Т. 1.
  • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии._М., 1989


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!