Учебное занятие по учебной дисциплине «Основы логопедии»
Тема учебного занятия два греческих слова dis – приставка, означающая частичное расстройство, и lalio – говорю
Задачи:
- формировать у учащихся знания о дислалии, ее классификации и причинах возникновения;
- развивать умение определять формы дислалии в зависимости от нарушенных психофизиологических механизмов, участвующих в осуществлении речевых процессов;
- содействовать воспитанию профессионально значимых качеств педагога, вызывать интерес к предметному содержанию темы.
Тема: «Понятие о дислалии, общая характеристика»
План:
1. Понятие о дислалии.
2. Классификация дислалии. Причины возникновения.
Дислалия– нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Просмотр видеоматериала
https:// www.youtube.com/watch?v=ZHvk1QY-nC4
- Какие формы дислалии выделяют?
- Причины и симптомы дислалии.
Формы дислалии
Функциональная дислалия
Механическая дислалия
-Не наблюдается органических нарушений.
-Возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.
- Наблюдаются отклонение в строении периферического речевого аппарата.
-Может нарушаться воспроизведение одного или нескольких звуков.
- Возникает в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата.
- Нарушается воспроизведение группы звуков.
Функциональная дислалия делится на три типа:
- моторную -в центральных отделах речедвигательного анализатора;
- сенсорную –в центральных отделах речеслухового анализатора;
- сенсомоторную – при одновременном наличии и того, и другого варианта.
При моторном типе возникает фонетический дефект (не воспроизводятся артикуляторные признаки звуков), то есть губы и язык движутся неточно, поэтому звуки получаются лишь приблизительными, происходят нарушения артикуляции. При сенсорном типе возникает фонематический эффект (не различаются акустические признаки звуков) - человеку сложно на слух отличить акустически схожие фонемы (твердые/мягкие, шипящие/свистящие и т.д.), поэтому он заменяет и смешивает звуки, что мешает овладению письменной речью, и приводит в будущем к дисграфиям.
В соответствии с вышеперечисленными вариантами возникает 3 группы:
- акустико-фонематическая дислалия — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;
- артикуляторно-фонематическая дислалия — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.
- артикуляторно-фонетическая дислалия — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.
Фонетическая дислалия делится на несколько узких подтипов в зависимости от фонетических дефектов произношения звуков разных групп:
- ротацизм – неправильное произношение согласных [р] и [р'];
- сигматизм – проблемы с шипящими [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящими [с], [с'], [з], [з']
- ламбдацизм – неправильное произношение [л] и [л'];
- гаммацизм – трудности в использовании [г] и [г'];
- хитизм – недостатки в согласных [х] и [х'];
- каппацизм – речевые проблемы со звуками [к] и [к'];
- йотацизм – неправильное произношение [й];
- дефекты оглушения и озвончения – когда ребенок или взрослый заменяет парные глухие звонкой и наоборот;
- дефекты твердости и смягчения – парные твердые звуки меняются на мягкие согласные и наоборот.
Причины возникновения функциональной дислалии
биологические и социальные :
- общая физическая ослабленность ребенка вследствие соматических заболеваний, особенно в период активного формирования речи;
- задержка психического развития (минимальные мозговые дисфункции), запоздалое развитие речи, избирательное нарушение фонематического восприятия;
- неблагоприятное социальное окружение, препятствующее развитию общения ребенка (ограниченность социальных контактов, подражание неправильным образцам речи, а также недостатки воспитания, когда родители культивируют несовершенное детское произношение, задерживая тем самым у него развитие звукопроизношении).
Механическая дислалия
Причиной этой формы заболевания являются органические дефекты самого речевого аппарата – губ, языка, зубов, челюстей. Механическая дислалия возникает из-за врожденных причин или в результате заболеваний и травм.
Наиболее распространенные дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка и губ), вызывающие речевые проблемы:
- короткая уздечка языка – проблемы с верхнеязычными звуками;
- короткая уздечка верхней губы;
- массивный язык (макроглоссия) – наблюдается у детей с общим недоразвитием;
- маленький и узкий язык (микроглоссия) - наблюдается у детей с общим недоразвитием;
- толстые губы – проблемы с губными и губно-зубными звуками.
Причины дислалии в костной части речевого аппарата: высокое узкое или низкое плоское верхнее небо, аномалии зубного ряда (редкие мелкие зубы, диастемы), неправильный прикус (открытый, глубокий, перекрестный и т.д.). Механическая дислалия не ставится при расщелине верхней губы и мягкого/твердого неба, дефекты речи в данном случае относятся к ринолалии.
Симптомы отклонения
- Пропуск (эллизия) – звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука.
- Замена (субституция) – вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или месту артикуляции.
- Искажение – вместо правильного звука произносится звук , которого нет в системе родного языка.
- Смешение – ребенок, умея произносить звуки, путает их в речи.
Организация первичной проверки усвоения нового материала
https:// learningapps.org/watch?v=p25dqwpac22
https:// learningapps.org/watch?v=pv9mcer7j22
РЕФЛЕКСИЯ
- Я узнала...
- Я поняла, что могу...
- Мне понравилось...
- Для меня стало новым...
- Я приобрела...
- Мне захотелось...
- Меня воодушевило...
- Меня удивило...
- Было трудно….
- Я попробую…
Литература
- Логопедия /Под ред. Л.С. Волковой, СП. Шаховской. — М„ 1998.
- Хрестоматия по логопедии / под. Ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, _ М., 1997, Т. 1.
- Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии._М., 1989