СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к урокам литературы по философской легенде А.С.Пушкина "Анчар"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.С.Пушкин "Анчар". В презентации представлен богатый материал по проблематике, поэтике стихотворения, а также кропотливая работа по лексике,  что позволяет даже учащимся младшего среднего звена получить колоссальный опыт прикосновения к классике золотого века русской литературы. Презентация хорошо иллюстрирована. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературы по философской легенде А.С.Пушкина "Анчар"»

А.С. ПУШКИН «АНЧАР» Философ ская легенда. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения. Королькова И.Г., учитель 1 категории, г.Рыбинск.

А.С. ПУШКИН «АНЧАР»

Философ ская легенда.

  • Добро и зло в человеке и мире.
  • Поэтический мир стихотворения.

Королькова И.Г.,

учитель 1 категории, г.Рыбинск.

С, Ч, Ш, Ж – звуки пустыни, шелест песка, шипение змей и чары, Р - рев Образ пустыни Ы,А,О  – вой, выть И  – обрыв звука В пу с т ы не ч а х лой и с куп о й,  На п о ч ве, з н о ем р а с кал е нной,  Ан ч а р , как г р о зный ч а с ов о й,  Сто и т — од и н во всей вселенной Пуст ыня от пустой . Чах лый – нездоровый, больной, умирающий Скупой – жадный, алчный, скаредный . Зной – жара, и страшно пить хочется  Раскаленный – очень горячий. Грозный – страшный, злой.. Час овой – страж. Почему он один? Пустыня ничего не родит, а если что и родится – чахнет и умирает, т.к. нежизнеспособно. Это место напоминает АД.

С, Ч, Ш, Ж – звуки пустыни, шелест песка, шипение змей и чары, Р - рев

Образ пустыни

Ы,А,О – вой, выть

И – обрыв звука

  • В пу с т ы не ч а х лой и с куп о й, На п о ч ве, з н о ем р а с кал е нной, Ан ч а р , как г р о зный ч а с ов о й, Сто и т — од и н во всей вселенной
  • Пуст ыня от пустой .
  • Чах лый – нездоровый, больной, умирающий
  • Скупой – жадный, алчный, скаредный .
  • Зной – жара, и страшно пить хочется
  • Раскаленный – очень горячий.
  • Грозный – страшный, злой..
  • Час овой – страж.
  • Почему он один?

Пустыня ничего не родит, а если что и родится – чахнет и умирает, т.к. нежизнеспособно. Это место напоминает АД.

Происхождение зла на земле Природа ж а ж ду щ и х  с тепей  Его в д е нь гн е ва по р одила.   Жаждущих от жажда – сильное желание .  Степи жаждущие стали пустыней . Райский сад изобилие Пустыня Древо познания добра и зла – древо жизни жажда Анчар - древо смерти добро послушание Богу зло Реальность ослушание + Поэтический вымысел

Происхождение зла на земле

  • Природа ж а ж ду щ и х с тепей Его в д е нь гн е ва по р одила.
  • Жаждущих от жажда – сильное желание .

Степи жаждущие стали пустыней .

Райский сад

изобилие

Пустыня

Древо познания добра и зла – древо жизни

жажда

Анчар - древо смерти

добро

послушание Богу

зло

Реальность

ослушание

+ Поэтический вымысел

Образ анчара - воплощение зла Зелень мертвая – оксюморон, Корни черпают яд // ад, кора пропитана ядом, яд каплет сквозь кору, Смола, внешне привлекательная, тоже ядовита – зло м.б. привлекательно. Однокоренные слова и формы слова : зноем, зною //  яд, ядом, ядовит. И зелень ме р твую ветвей  И ко р ни ядом напоила. Яд каплет с кво з ь его ко р у,  К полудню р астопя с ь от з ною,  И з а с тывает ввече р у  Гу с той проз р ачною с молою Древо АДА: та же жажда, зной, зло, яд. Яда -ада

Образ анчара - воплощение зла

  • Зелень мертвая – оксюморон,
  • Корни черпают яд // ад, кора пропитана ядом, яд каплет сквозь кору,
  • Смола, внешне привлекательная, тоже ядовита – зло м.б. привлекательно.
  • Однокоренные слова и формы слова :
  • зноем, зною //

яд, ядом, ядовит.

  • И зелень ме р твую ветвей И ко р ни ядом напоила.
  • Яд каплет с кво з ь его ко р у, К полудню р астопя с ь от з ною, И з а с тывает ввече р у Гу с той проз р ачною с молою

Древо АДА: та же жажда, зной, зло, яд. Яда -ада

И - один  Природа и зло   К нему и птица не лет и т,  И т и гр нейдет: л и ш ь в и хо р ь ч е р ный  На д р ево сме р ти набе ж и т -  И м ч и тся про ч ь, у ж е тлетво р ный. И если ту ч а о р ос и т,  Блу жд ая, л и ст его д р ему ч ий,  С его ветвей, уж ядов и т,  Стекает до жд ь в пе с ок го р ю ч ий. НЕ … жизни НЕТ, смерть несет. Лишь  – только вихорь черный На бежит - случайно. Мчится прочь – как ужаленный. Уже – быстро, моментально. Тл е твор ный – тлю творит /см. тленный, истлеть/, смерть несет. Блуждая – невзначай Дремучий – темный, страшный, злой . Песок гор ючий, а не горячий: от горе Даже неживая природа страдает от зла. Природе чуждо ЗЛО.

И - один

Природа и зло

К нему и птица не лет и т, И т и гр нейдет: л и ш ь в и хо р ь ч е р ный На д р ево сме р ти набе ж и т - И м ч и тся про ч ь, у ж е тлетво р ный.

И если ту ч а о р ос и т, Блу жд ая, л и ст его д р ему ч ий, С его ветвей, уж ядов и т, Стекает до жд ь в пе с ок го р ю ч ий.

  • НЕжизни НЕТ, смерть несет. Лишь – только вихорь черный
  • На бежит - случайно. Мчится прочь – как ужаленный. Ужебыстро, моментально.
  • Тл е твор ный – тлю творит /см. тленный, истлеть/, смерть несет.
  • Блуждая – невзначай
  • Дремучий – темный, страшный, злой .
  • Песок гор ючий, а не горячий: от горе

Даже неживая природа страдает от зла.

Природе чуждо ЗЛО.

ИТОГИ: темы, проблемы Темы Мысль Происхождение зла на земле. Текст Преступление Божьей заповеди Человеком. Зло в природе и человеке. Природе чуждо ЗЛО. Человек - часть природы, но он причина зла, несет зло, губит все живое.    

ИТОГИ: темы, проблемы

Темы

Мысль

Происхождение зла на земле.

Текст

Преступление Божьей заповеди Человеком.

Зло в природе и человеке.

Природе чуждо ЗЛО. Человек - часть природы, но он причина зла, несет зло, губит все живое.

 

 

Э – смерть , А -страх Человек и власть Но челов е ка челов е к  Послал к анч а ру вл а стным взгл я дом,  И тот послушно в путь по т е к  И к утру возвратился с я дом Принес он см е ртную смолу  Да в е твь с ув я дшими лист а ми,  И пот по бл е дному челу  Струился хл а дными ручь я ми НО – вопреки здравому смыслу, не господин – раба, а человек –человека, власт ным – имел такую власть над человеком, взглядом – не удосужился сказать слово – вот какова сила этой власти. По тек как река – куда дали направление, безвольно. Действие яда: ветвь – ветка, чело – лоб, хладными – холодными // стиль высокий Смертную смолу, древо смерти// зелень мертвую, умер – однокоренные слова ,  Послушание – высокая добродетель. Грех на том, кто раба послал. Но раб невольно послужил распространению зла.

Э – смерть , А -страх

Человек и власть

  • Но челов е ка челов е к Послал к анч а ру вл а стным взгл я дом, И тот послушно в путь по т е к И к утру возвратился с я дом
  • Принес он см е ртную смолу Да в е твь с ув я дшими лист а ми, И пот по бл е дному челу Струился хл а дными ручь я ми
  • НО – вопреки здравому смыслу,
  • не господин – раба, а человек –человека,
  • власт ным – имел такую власть над человеком,
  • взглядом – не удосужился сказать слово – вот какова сила этой власти.
  • По тек как река – куда дали направление, безвольно.
  • Действие яда: ветвь – ветка, чело – лоб, хладными – холодными // стиль высокий
  • Смертную смолу, древо смерти// зелень мертвую, умер – однокоренные слова ,

Послушание – высокая добродетель. Грех на том, кто раба послал. Но раб невольно послужил распространению зла.

Тема социальной несправедливости. Принес — и ослабел и лег  Под сводом шалаша на лыки,  И умер бедный раб у ног  Непобедимого владыки И, и, и – постепенное угасание жизни, отравленной ядом, злом. Шалаш, лыки – беден был раб. Не заслужил даже смертного ложа за смертельное послушание. Бед ный раб - несчастный . У ног умер – умер послушным рабом. Непобедимого владыки. Однокоренные слова: властным, владыки

Тема социальной несправедливости.

  • Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки
  • И, и, и – постепенное угасание жизни, отравленной ядом, злом.
  • Шалаш, лыки – беден был раб. Не заслужил даже смертного ложа за смертельное послушание.
  • Бед ный раб - несчастный .
  • У ног умер – умер послушным рабом. Непобедимого владыки. Однокоренные слова: властным, владыки
Круговорот зла. Однокоренные слова:  раб послушно потек – стрелы послушливые. // рады злу служить. А царь тем ядом напитал  Свои послушливые стрелы  И с ними гибель разослал  К соседям в чуждые пределы. Почему в конце этого стихотворения хочется поставить многоточие ?

Круговорот зла.

  • Однокоренные слова:
  • раб послушно потек – стрелы послушливые.

// рады злу служить.

  • А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

Почему в конце этого стихотворения хочется поставить многоточие ?

ИТОГИ: темы и проблемы тема Мысль Природа человеческой власти Текст Жажда власти как результат страха и желания утвердиться за чей-то счет. Тема социальной несправедливости Круговорот зла. Одни существуют за счёт других.     Зло рождает зло. Причина войн    Страх потерять власть  

ИТОГИ: темы и проблемы

тема

Мысль

Природа человеческой власти

Текст

Жажда власти как результат страха и желания утвердиться за чей-то счет.

Тема социальной несправедливости

Круговорот зла.

Одни существуют за счёт других.

 

 

Зло рождает зло.

Причина войн

 

Страх потерять власть

 

 круг вопросов С Т Р А х ЗЛО С Т Р А х

круг вопросов

С

Т

Р

А

х

ЗЛО

С

Т

Р

А

х


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!