Просмотр содержимого документа
«Презентация к урокам литературы по философской легенде А.С.Пушкина "Анчар"»
А.С. ПУШКИН «АНЧАР»
Философ ская легенда.
- Добро и зло в человеке и мире.
- Поэтический мир стихотворения.
Королькова И.Г.,
учитель 1 категории, г.Рыбинск.
С, Ч, Ш, Ж – звуки пустыни, шелест песка, шипение змей и чары, Р - рев
Образ пустыни
Ы,А,О – вой, выть
И – обрыв звука
- В пу с т ы не ч а х лой и с куп о й, На п о ч ве, з н о ем р а с кал е нной, Ан ч а р , как г р о зный ч а с ов о й, Сто и т — од и н во всей вселенной
- Пуст ыня от пустой .
- Чах лый – нездоровый, больной, умирающий
- Скупой – жадный, алчный, скаредный .
- Зной – жара, и страшно пить хочется
- Раскаленный – очень горячий.
- Грозный – страшный, злой..
- Час овой – страж.
- Почему он один?
Пустыня ничего не родит, а если что и родится – чахнет и умирает, т.к. нежизнеспособно. Это место напоминает АД.
Происхождение зла на земле
- Природа ж а ж ду щ и х с тепей Его в д е нь гн е ва по р одила.
- Жаждущих от жажда – сильное желание .
Степи жаждущие стали пустыней .
Райский сад
изобилие
Пустыня
Древо познания добра и зла – древо жизни
жажда
Анчар - древо смерти
добро
послушание Богу
зло
Реальность
ослушание
+ Поэтический вымысел
Образ анчара - воплощение зла
- Зелень мертвая – оксюморон,
- Корни черпают яд // ад, кора пропитана ядом, яд каплет сквозь кору,
- Смола, внешне привлекательная, тоже ядовита – зло м.б. привлекательно.
- Однокоренные слова и формы слова :
- зноем, зною //
яд, ядом, ядовит.
- И зелень ме р твую ветвей И ко р ни ядом напоила.
- Яд каплет с кво з ь его ко р у, К полудню р астопя с ь от з ною, И з а с тывает ввече р у Гу с той проз р ачною с молою
Древо АДА: та же жажда, зной, зло, яд. Яда -ада
И - один
Природа и зло
К нему и птица не лет и т, И т и гр нейдет: л и ш ь в и хо р ь ч е р ный На д р ево сме р ти набе ж и т - И м ч и тся про ч ь, у ж е тлетво р ный.
И если ту ч а о р ос и т, Блу жд ая, л и ст его д р ему ч ий, С его ветвей, уж ядов и т, Стекает до жд ь в пе с ок го р ю ч ий.
- НЕ … жизни НЕТ, смерть несет. Лишь – только вихорь черный
- На бежит - случайно. Мчится прочь – как ужаленный. Уже – быстро, моментально.
- Тл е твор ный – тлю творит /см. тленный, истлеть/, смерть несет.
- Блуждая – невзначай
- Дремучий – темный, страшный, злой .
- Песок гор ючий, а не горячий: от горе
Даже неживая природа страдает от зла.
Природе чуждо ЗЛО.
ИТОГИ: темы, проблемы
Темы
Мысль
Происхождение зла на земле.
Текст
Преступление Божьей заповеди Человеком.
Зло в природе и человеке.
Природе чуждо ЗЛО. Человек - часть природы, но он причина зла, несет зло, губит все живое.
Э – смерть , А -страх
Человек и власть
- Но челов е ка челов е к Послал к анч а ру вл а стным взгл я дом, И тот послушно в путь по т е к И к утру возвратился с я дом
- Принес он см е ртную смолу Да в е твь с ув я дшими лист а ми, И пот по бл е дному челу Струился хл а дными ручь я ми
- НО – вопреки здравому смыслу,
- не господин – раба, а человек –человека,
- власт ным – имел такую власть над человеком,
- взглядом – не удосужился сказать слово – вот какова сила этой власти.
- По тек как река – куда дали направление, безвольно.
- Действие яда: ветвь – ветка, чело – лоб, хладными – холодными // стиль высокий
- Смертную смолу, древо смерти// зелень мертвую, умер – однокоренные слова ,
Послушание – высокая добродетель. Грех на том, кто раба послал. Но раб невольно послужил распространению зла.
Тема социальной несправедливости.
- Принес — и ослабел и лег Под сводом шалаша на лыки, И умер бедный раб у ног Непобедимого владыки
- И, и, и – постепенное угасание жизни, отравленной ядом, злом.
- Шалаш, лыки – беден был раб. Не заслужил даже смертного ложа за смертельное послушание.
- Бед ный раб - несчастный .
- У ног умер – умер послушным рабом. Непобедимого владыки. Однокоренные слова: властным, владыки
Круговорот зла.
- Однокоренные слова:
- раб послушно потек – стрелы послушливые.
// рады злу служить.
- А царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.
Почему в конце этого стихотворения хочется поставить многоточие ?
ИТОГИ: темы и проблемы
тема
Мысль
Природа человеческой власти
Текст
Жажда власти как результат страха и желания утвердиться за чей-то счет.
Тема социальной несправедливости
Круговорот зла.
Одни существуют за счёт других.
Зло рождает зло.
Причина войн
Страх потерять власть
круг вопросов
С
Т
Р
А
х
ЗЛО
С
Т
Р
А
х