СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку с наглядным и красочным материалом для детей. Также она служит помощником при оформлении рабочих листов детьми на уроке при изучении данной темы.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте".»

Урок русского языка    7 класс Виноградова Мария Алексеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Болоньская СОШ»

Урок русского языка

7 класс

Виноградова Мария Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Болоньская СОШ»

Роберт Саути  «Лодорский водопад» Кипя, (в переводе В.А. Жуковского) Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя и обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре, - Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

Роберт Саути «Лодорский водопад»

Кипя,

(в переводе В.А. Жуковского)

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя и обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Лаская, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре, -

Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

ТЕМА УРОКА  Деепричастный оборот  Запятые при деепричастном обороте  Цели урока  -научиться опознавать в предложении деепричастный оборот  и правильно его обособлять; - грамматически правильно строить предложения с деепричастными оборотами.

ТЕМА УРОКА Деепричастный оборот Запятые при деепричастном обороте

Цели урока

-научиться опознавать в предложении деепричастный оборот и правильно его обособлять;

- грамматически правильно строить предложения с деепричастными оборотами.

Задание №1 Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты. 1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвост. 2. Тёмная летняя заря, вздрагивая, потухала далеко впереди. 3. Весь день мы работали не покладая рук. 4. На тебя смотрю я не дыша.

Задание №1

Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты.

1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвост.

2. Тёмная летняя заря, вздрагивая, потухала далеко впереди.

3. Весь день мы работали не покладая рук.

4. На тебя смотрю я не дыша.

Задание №1 Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты. 1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок ,  |  распустив свой пушистый хвост | . (Обособляется деепричастный оборот) 2. Тёмная летняя заря , | вздрагивая |, потухала далеко впереди. (Обособляется одиночное деепричастие) 3. Весь день мы работали | не покладая рук | . (Фразеологический оборот не обособляется) 4. На тебя смотрю я | не дыша | . (Не обособляются деепричастия, близкие по значению к наречию и расположенные в конце предложения)

Задание №1

Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты.

1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок , | распустив свой пушистый хвост | . (Обособляется деепричастный оборот)

2. Тёмная летняя заря , | вздрагивая |, потухала далеко впереди. (Обособляется одиночное деепричастие)

3. Весь день мы работали | не покладая рук | . (Фразеологический оборот не обособляется)

4. На тебя смотрю я | не дыша | . (Не обособляются деепричастия, близкие по значению к наречию и расположенные в конце предложения)

Задание №2 Прочитайте текст о «коварстве» деепричастного оборота. Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу: «Сидя у окна, в комнату влетел воробей». Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят... он не понимал, почему они смеются. Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы? ______________________________________________________________________ В чём заключается «коварство» деепричастного оборота? ________________________________________________________________________ Исправьте ошибку в предложении из сочинения Олега. ________________________________________________________________________

Задание №2

Прочитайте текст о «коварстве» деепричастного оборота.

Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу:

«Сидя у окна, в комнату влетел воробей».

Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят... он не понимал, почему они смеются.

Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?

______________________________________________________________________

В чём заключается «коварство» деепричастного оборота? ________________________________________________________________________

Исправьте ошибку в предложении из сочинения Олега. ________________________________________________________________________

Задание №3 Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию .  1. Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд вступил в лес. 2. Повернувшись лицом к океану, он искал взглядом следы крушения. 3. Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.

Задание №3

Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию .

1. Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд вступил в лес.

2. Повернувшись лицом к океану, он искал взглядом следы крушения.

3. Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.

Задание №3 Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию .  1. Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд  вступил в лес. 2. Повернувшись лицом к океану, он  искал взглядом следы крушения. 3. Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.

Задание №3

Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию .

1. Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд вступил в лес.

2. Повернувшись лицом к океану, он искал взглядом следы крушения.

3. Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.

Обратите внимание на предложения. Сделайте вывод, из чего же состоит деепричастный оборот.  1. | Пройдя шагов триста по берегу реки | , маленький отряд вступил в лес. 2. | Повернувшись лицом к океану | , он искал взглядом следы крушения. 3. Юноша следовал за ним, | пристально оглядывая берег реки | . ЗАВИСИМЫЕ  СЛОВА ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Обратите внимание на предложения.

Сделайте вывод, из чего же состоит

деепричастный оборот.

1. | Пройдя шагов триста по берегу реки | , маленький отряд вступил в лес.

2. | Повернувшись лицом к океану | , он искал взглядом следы крушения.

3. Юноша следовал за ним, | пристально оглядывая берег реки | .

ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Впишите правило обособления деепричастия и деепричастного оборота Деепричастный оборот / деепричастие выделяется запятыми Деепричастный оборот / деепричастие  выделяется не  запятыми

Впишите правило обособления деепричастия

и деепричастного оборота

Деепричастный

оборот

/

деепричастие

выделяется

запятыми

Деепричастный

оборот

/

деепричастие

выделяется

не

запятыми

Кипя, Шипя, Журча, Ворча, Струясь, Крутясь, Сливаясь, Вздымаясь, Вздуваясь, Мелькая, шурша, Резвясь и спеша, Скользя и обнимаясь, Делясь и встречаясь, Лаская, бунтуя, летя, Играя, дробясь, шелестя, Блистая, взлетая, шатаясь, Сплетаясь, звеня, клокоча, Морщинясь, волнуясь, катаясь, Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя, Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя, Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая, Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая, Вперед и вперед убегая в свободном задоре, - Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!  Найдите в стихотворении Роберто Саути  «Лодорский водопад» деепричастный оборот, определяемое слово и подлежащее

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя и обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Лаская, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободном задоре, -

Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!

Найдите в стихотворении Роберто Саути «Лодорский водопад» деепричастный оборот, определяемое слово и подлежащее

Рефлексия Цели урока  - научиться опознавать  в предложении деепричастный оборот  и правильно его обособлять; - грамматически правильно строить предложения  с деепричастными оборотами.    Расскажите о том, как вы сегодня работали, используя деепричастный оборот. Можете употребить следующие обороты: 1) …не покладая рук 2) …засучив рукава 3) …слушая краем уха 4) …Шевеля мозгами 5) …спустя рукава 6) …развесив уши

Рефлексия

Цели урока

- научиться опознавать в предложении деепричастный оборот и правильно его обособлять;

- грамматически правильно строить предложения с деепричастными оборотами.

Расскажите о том, как вы сегодня работали, используя деепричастный оборот. Можете употребить следующие обороты:

1) …не покладая рук

2) …засучив рукава

3) …слушая краем уха

4) …Шевеля мозгами

5) …спустя рукава

6) …развесив уши

Домашнее задание &29 стр. 80 (знать правило постановки знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами) По выбору: упр. 186 (письменно в тетради)  или 2) сочинение-миниатюра  «На озере Митькино»  (Используя деепричастия из стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад», описать озеро Митькино.  Объем работы: 8-10 предложений)

Домашнее задание

&29 стр. 80 (знать правило постановки знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами)

По выбору:

  • упр. 186 (письменно в тетради)

или

2) сочинение-миниатюра «На озере Митькино» (Используя деепричастия из стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад», описать озеро Митькино. Объем работы: 8-10 предложений)

Спасибо за внимание! ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Спасибо за внимание!

ДЕЕПРИЧАСТИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя