Урок русского языка
7 класс
Виноградова Мария Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Болоньская СОШ»
Роберт Саути «Лодорский водопад»
Кипя,
(в переводе В.А. Жуковского)
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя и обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!
ТЕМА УРОКА Деепричастный оборот Запятые при деепричастном обороте
Цели урока
-научиться опознавать в предложении деепричастный оборот и правильно его обособлять;
- грамматически правильно строить предложения с деепричастными оборотами.
Задание №1
Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты.
1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок, распустив свой пушистый хвост.
2. Тёмная летняя заря, вздрагивая, потухала далеко впереди.
3. Весь день мы работали не покладая рук.
4. На тебя смотрю я не дыша.
Задание №1
Проследите, как на письме выделяются деепричастия и деепричастные обороты.
1. Белка беспечно скачет с сучка на сучок , | распустив свой пушистый хвост | . (Обособляется деепричастный оборот)
2. Тёмная летняя заря , | вздрагивая |, потухала далеко впереди. (Обособляется одиночное деепричастие)
3. Весь день мы работали | не покладая рук | . (Фразеологический оборот не обособляется)
4. На тебя смотрю я | не дыша | . (Не обособляются деепричастия, близкие по значению к наречию и расположенные в конце предложения)
Задание №2
Прочитайте текст о «коварстве» деепричастного оборота.
Учительница принесла сочинения и стала рассказывать, кто как написал. Когда она дошла до сочинения Олега, то прочитала такую фразу:
«Сидя у окна, в комнату влетел воробей».
Все засмеялись, а Олег растерянно смотрел то на учительницу, то на ребят... он не понимал, почему они смеются.
Разве ты не чувствуешь неправильности этой фразы?
______________________________________________________________________
В чём заключается «коварство» деепричастного оборота? ________________________________________________________________________
Исправьте ошибку в предложении из сочинения Олега. ________________________________________________________________________
Задание №3
Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию .
1. Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд вступил в лес.
2. Повернувшись лицом к океану, он искал взглядом следы крушения.
3. Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.
Задание №3
Проследите за тем, что или кто выполняет основное и добавочное действие. Подчеркните грамматическую основу, задайте вопрос к деепричастию .
1. Пройдя шагов триста по берегу реки, маленький отряд вступил в лес.
2. Повернувшись лицом к океану, он искал взглядом следы крушения.
3. Юноша следовал за ним, пристально оглядывая берег реки.
Обратите внимание на предложения.
Сделайте вывод, из чего же состоит
деепричастный оборот.
1. | Пройдя шагов триста по берегу реки | , маленький отряд вступил в лес.
2. | Повернувшись лицом к океану | , он искал взглядом следы крушения.
3. Юноша следовал за ним, | пристально оглядывая берег реки | .
ЗАВИСИМЫЕ СЛОВА
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Впишите правило обособления деепричастия
и деепричастного оборота
Деепричастный
оборот
/
деепричастие
выделяется
запятыми
Деепричастный
оборот
/
деепричастие
выделяется
не
запятыми
Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя и обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободном задоре, -
Так падают бурные волны в сверкающем, быстром Лодоре!
Найдите в стихотворении Роберто Саути «Лодорский водопад» деепричастный оборот, определяемое слово и подлежащее
Рефлексия
Цели урока
- научиться опознавать в предложении деепричастный оборот и правильно его обособлять;
- грамматически правильно строить предложения с деепричастными оборотами.
Расскажите о том, как вы сегодня работали, используя деепричастный оборот. Можете употребить следующие обороты:
1) …не покладая рук
2) …засучив рукава
3) …слушая краем уха
4) …Шевеля мозгами
5) …спустя рукава
6) …развесив уши
Домашнее задание
&29 стр. 80 (знать правило постановки знаков препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами)
По выбору:
- упр. 186 (письменно в тетради)
или
2) сочинение-миниатюра «На озере Митькино» (Используя деепричастия из стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад», описать озеро Митькино. Объем работы: 8-10 предложений)
Спасибо за внимание!
ДЕЕПРИЧАСТИЕ