Урок-квест
Урок русского языка в 9 классе «Фразеологизмы»
Актуализация знаний. Добрый день! Каждый день, каждый урок дарят вам радость открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшнее занятие не станет исключением (Запись число/классная работа). Скажите, какое слово в английском языке передает смысл фразы «движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.»?
« Quest» по-английски означает «поиск». Что же станет предметом нашего поиска? Обратимся к эпиграфу.
- Самоцветы , серебряные нити , придающие ткани русского языка неповторимую расцветку и блеск.
- Виктор Владимирович Виноградов -
- советский лингвист-русист и литературовед, доктор филологических наук (1940), академик АН СССР (1946). Основоположник крупнейшей научной школы в языкознании .
Помогу вам определиться с направлением мыслей. Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности: что-то перемешать, зафиксировать... Но однажды мастер взял и соединил их в одну целую деталь. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания . - Догадались, о чем мы будем говорить?
Фразеологизмы. А как называется наука, изучающая фразеологизмы? Фразеология. ( Обратимся к кластеру и внесем отправную точку нашего квеста Фразеология. Фразеологизмы.
Фразеологизмы.
Фразеология
Объект поиска? Мы с ним встречались? Так для чего мы возвращаемся вновь
( 6 задание ОГЭ)
Цель нашего сегодняшнего занятия: повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть»образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи; продолжить работу по подготовке к ОГЭ
- Планирование деятельности.
- Начинаем работать засучив рукава. Категорически запрещаю валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в калошу.
- Не потеряться на маршруте нашего квеста вам помогут Информационные листы, а результаты поиска вы будете заносить в ТЕТРАДЬ . КЛАСТЕР на доске и в тетрадях станет фиксировать наши выводы. /РАЗДАЧА МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ/
- Применение знаний и умений в учебной ситуации
- Чтобы мы с вами не блуждали в потемках и имели представление о предмете поисков, давайте дадим определение фразеологизмов.
Определение фразеологизмов
- Ученик .: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению
- 1 этап - На первом этапе нашего квеста капитаном будет.. (На доске по карточке- заданию.)
Карточка1
Запишите предложения. Выполните задания.
1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе . 3 Родные пенаты стали земным раем для него .
1 предложение подчеркните подлежащее.
2 предложение подчеркните сказуемое
3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.
Какой вывод сделаем о синтаксической роли?
Ученик: Выступают в роли одного члена предложения - НЕДЕЛИМЫ /Кластер/ ОЦЕНКА КАПИТАНУ ?
НЕДЕЛИМЫ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
1 . Обе руки вверх, если вы на уроке работали в поте лица .
2. Хлопните над головой если у вас сегодня всё горело в руках.
3. Руки перед собой ,если вы не гоняли лодыря.
- 2 этап Продолжаем наш квест с помощником капитана..
Карточка 2 Запишите предложени. Укажите цифры, где должна стоять запятая.
Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили петухи(4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.
Какие знания вы применили, почему не все цифры выбрали выбрали? ( Фразеологизмы не выделяются и не разделяются запятой). Дополняем КЛАСТЕР.
Нам это пригодится в ОГЭ?( 3 задание) ОЦЕНКА ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА?
Не выделяются/не разделяются
3 этап Вы набрались опыта и теперь сами сможем пройти очередной этап квеста. Маршрутный лист. Выписать фразеологизмы. 1 вариант подбирает синонимы; 2 вариант подбирает антонимы.
- Вариант1 Выписать фразеологизмы . Подобать синонимы. Записать в тетрадь.
- Вариант 2 Выписать фразеологизмы . Подобрать антонимы. Записать в тетрадь
.
1 Бригада работала до седьмого пота.
2 Поезд плелся черепашьим шагом.
3 За тучами ни зги не видно
ПРОВЕРКА
10.09.22
- . Какое свойство фразеологизмов мы должны записать в КЛАСТЕР?(Могут иметь синонимы и антонимы).
- В каком задании нам это нужно знать?(Задание 8)
Могут иметь синонимы и антонимы
- А в каком задании ОГЭ фразеологизм у нас ведущий актер?( 7 задание) В ваших маршрутных листах есть такое задание. Выполните его в парах.( Проверка по слайду)
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
- 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
- 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
- 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
-
ПРОВЕРКА
- Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
- 1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
- 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
- 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю , густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
- 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
Итог урока 1 Посмотрите, вы заполнили все разделы кластера , значит, наш квест пройден и ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА? мы можем дать полную характеристику фразеологизма. (Ответ учащегос я ) 2 Но мы не можем не выразить свое отношение к словам Виноградова в эпиграфе. Согласны вы с ним?(Ответы учащихся)
Фразеологизмы.
Фразеология
НЕДЕЛИМЫ один член предложения
Могут иметь синонимы и антонимы
Не выделяются/не разделяются
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма.
Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос: "Что ты делал целый день?"
Первый ответил, что целый день возил эти проклятые камни. Второй ответил: "Добросовестно выполнял свою работу", а третий: "Строил храм".
- Поднимите руки те, кто сегодня строил с нами храм науки.
- Поднимите руки те, кто добросовестно выполнял свою работу.
- И те. кто возил проклятые камни..
- Д/з по материалам ОБЗ подготовлен список фразеологизмов с . Выбрать ,письменно предложения.