СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку "Фразеологизмы" 9 класс русский язык.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку в 9классе "Фразеологизмы"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку "Фразеологизмы" 9 класс русский язык.»

 Урок-квест Урок русского языка в 9 классе «Фразеологизмы»

Урок-квест

Урок русского языка в 9 классе «Фразеологизмы»

Актуализация знаний.  Добрый день! Каждый день, каждый урок дарят вам радость открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшнее занятие не станет исключением (Запись число/классная работа).  Скажите, какое слово в английском языке передает смысл фразы «движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.»?

Актуализация знаний. Добрый день! Каждый день, каждый урок дарят вам радость открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Очень надеюсь, что и сегодняшнее занятие не станет исключением (Запись число/классная работа). Скажите, какое слово в английском языке передает смысл фразы «движение к определенной цели, связанное с преодолением трудностей и поиском чего-либо.»?

«  Quest» по-английски означает «поиск».  Что же станет предметом нашего поиска? Обратимся к эпиграфу.   Самоцветы , серебряные нити , придающие ткани русского языка неповторимую расцветку и блеск.  Виктор Владимирович   Виноградов  -  советский лингвист-русист и литературовед, доктор филологических наук (1940), академик АН СССР (1946). Основоположник крупнейшей научной школы в  языкознании .

« Quest» по-английски означает «поиск». Что же станет предметом нашего поиска? Обратимся к эпиграфу.

  • Самоцветы , серебряные нити , придающие ткани русского языка неповторимую расцветку и блеск.
  • Виктор Владимирович   Виноградов  -
  • советский лингвист-русист и литературовед, доктор филологических наук (1940), академик АН СССР (1946). Основоположник крупнейшей научной школы в  языкознании .
 

 

Помогу вам определиться с направлением мыслей.  Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности: что-то перемешать, зафиксировать... Но однажды мастер взял и соединил их в одну целую деталь.  Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания .  - Догадались, о чем мы будем говорить?

Помогу вам определиться с направлением мыслей. Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе, и по отдельности: что-то перемешать, зафиксировать... Но однажды мастер взял и соединил их в одну целую деталь. Подобное же мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в устойчивые неделимые сочетания . - Догадались, о чем мы будем говорить?

Фразеологизмы. А как называется наука, изучающая фразеологизмы? Фразеология. ( Обратимся к кластеру и внесем отправную точку нашего квеста Фразеология. Фразеологизмы.     Фразеологизмы.  Фразеология

Фразеологизмы. А как называется наука, изучающая фразеологизмы? Фразеология. ( Обратимся к кластеру и внесем отправную точку нашего квеста Фразеология. Фразеологизмы.

Фразеологизмы.

Фразеология

Целеполагание  Объект поиска? Мы с ним встречались? Так для чего мы возвращаемся вновь ( 6 задание ОГЭ)  Какова цель?
  • Целеполагание

Объект поиска? Мы с ним встречались? Так для чего мы возвращаемся вновь

( 6 задание ОГЭ)

  • Какова цель?

 Цель нашего сегодняшнего занятия: повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть»образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи; продолжить работу по подготовке к ОГЭ

Цель нашего сегодняшнего занятия: повторить и систематизировать знания о фразеологизмах, совершенствовать умения «видеть»образные возможности фразеологизмов и умело использовать их в речи; продолжить работу по подготовке к ОГЭ

Планирование деятельности.   Начинаем работать засучив рукава. Категорически запрещаю валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в калошу. Не потеряться на маршруте нашего квеста вам помогут Информационные листы, а результаты поиска вы будете заносить в ТЕТРАДЬ . КЛАСТЕР на доске и в тетрадях станет фиксировать наши выводы. /РАЗДАЧА МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ/
  • Планирование деятельности.
  • Начинаем работать засучив рукава. Категорически запрещаю валять дурака или считать ворон. Желаю вам не попасть впросак и не сесть в калошу.
  • Не потеряться на маршруте нашего квеста вам помогут Информационные листы, а результаты поиска вы будете заносить в ТЕТРАДЬ . КЛАСТЕР на доске и в тетрадях станет фиксировать наши выводы. /РАЗДАЧА МАРШРУТНЫХ ЛИСТОВ/

Применение знаний и умений в учебной ситуации Чтобы мы с вами не блуждали в потемках и имели представление о предмете поисков, давайте дадим определение фразеологизмов. Определение фразеологизмов Ученик .: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению
  • Применение знаний и умений в учебной ситуации
  • Чтобы мы с вами не блуждали в потемках и имели представление о предмете поисков, давайте дадим определение фразеологизмов.

Определение фразеологизмов

  • Ученик .: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, равные по значению одному слову или предложению

1 этап - На первом этапе нашего квеста капитаном будет.. (На доске по карточке- заданию.)  Карточка1 Запишите предложения. Выполните задания. 1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе . 3  Родные пенаты  стали земным раем для него .  1 предложение подчеркните подлежащее.  2 предложение подчеркните сказуемое  3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.
  • 1 этап - На первом этапе нашего квеста капитаном будет.. (На доске по карточке- заданию.)

Карточка1

Запишите предложения. Выполните задания.

1 Обетованная земля цвела. 2 От восторга Коврин был на седьмом небе . 3 Родные пенаты стали земным раем для него .

1 предложение подчеркните подлежащее.

2 предложение подчеркните сказуемое

3 предложение подчеркните подлежащее и сказуемое.

Какой вывод сделаем о синтаксической роли?  Ученик: Выступают в роли одного члена предложения - НЕДЕЛИМЫ /Кластер/ ОЦЕНКА КАПИТАНУ ? НЕДЕЛИМЫ ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 1 . Обе руки вверх, если вы на уроке работали в поте лица . 2. Хлопните над головой если у вас сегодня всё горело в руках. 3. Руки перед собой ,если вы не гоняли лодыря.

Какой вывод сделаем о синтаксической роли?

Ученик: Выступают в роли одного члена предложения - НЕДЕЛИМЫ /Кластер/ ОЦЕНКА КАПИТАНУ ?

НЕДЕЛИМЫ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1 . Обе руки вверх, если вы на уроке работали в поте лица .

2. Хлопните над головой если у вас сегодня всё горело в руках.

3. Руки перед собой ,если вы не гоняли лодыря.

2 этап Продолжаем наш квест с помощником капитана.. Карточка 2 Запишите предложени.  Укажите цифры, где должна стоять запятая. Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили петухи(4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.  Какие знания вы применили, почему не все цифры выбрали выбрали? ( Фразеологизмы не выделяются и не разделяются запятой). Дополняем КЛАСТЕР.  Нам это пригодится в ОГЭ?( 3 задание) ОЦЕНКА ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА?   Не выделяются/не разделяются
  • 2 этап Продолжаем наш квест с помощником капитана..

Карточка 2 Запишите предложени. Укажите цифры, где должна стоять запятая.

Ни с того(1) ни с сего залаяли собаки (2) и вслед за ними ни к селу (3) ни к городу заголосили петухи(4) когда Мишка (5) затаив дыхание (6 ) выскользнул в окно дедовой избы.

Какие знания вы применили, почему не все цифры выбрали выбрали? ( Фразеологизмы не выделяются и не разделяются запятой). Дополняем КЛАСТЕР.

Нам это пригодится в ОГЭ?( 3 задание) ОЦЕНКА ПОМОЩНИКУ КАПИТАНА?

Не выделяются/не разделяются

3 этап  Вы набрались опыта и теперь сами сможем пройти очередной этап квеста. Маршрутный лист. Выписать фразеологизмы. 1 вариант подбирает синонимы; 2 вариант подбирает антонимы. Вариант1 Выписать фразеологизмы . Подобать  синонимы.  Записать в тетрадь.  Вариант 2 Выписать фразеологизмы . Подобрать  антонимы.  Записать в тетрадь  .  1 Бригада работала до седьмого пота.  2 Поезд плелся черепашьим шагом.  3 За тучами ни зги не видно  

3 этап Вы набрались опыта и теперь сами сможем пройти очередной этап квеста. Маршрутный лист. Выписать фразеологизмы. 1 вариант подбирает синонимы; 2 вариант подбирает антонимы.

  • Вариант1 Выписать фразеологизмы . Подобать синонимы. Записать в тетрадь.
  • Вариант 2 Выписать фразеологизмы . Подобрать антонимы. Записать в тетрадь

.

1 Бригада работала до седьмого пота.

2 Поезд плелся черепашьим шагом.

3 За тучами ни зги не видно

 

ПРОВЕРКА 10.09.22

ПРОВЕРКА

10.09.22

. Какое свойство фразеологизмов мы должны записать в КЛАСТЕР?(Могут иметь синонимы и антонимы).   В каком задании нам это нужно знать?(Задание 8)   Могут иметь синонимы и антонимы
  • . Какое свойство фразеологизмов мы должны записать в КЛАСТЕР?(Могут иметь синонимы и антонимы).

  • В каком задании нам это нужно знать?(Задание 8)

Могут иметь синонимы и антонимы

А в каком задании ОГЭ фразеологизм у нас ведущий актер?( 7 задание) В ваших маршрутных листах есть такое задание. Выполните его в парах.( Проверка по слайду)       Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.                
  • А в каком задании ОГЭ фразеологизм у нас ведущий актер?( 7 задание) В ваших маршрутных листах есть такое задание. Выполните его в парах.( Проверка по слайду)
  •   Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •   1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
  • 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
  • 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
  • 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.
  •  

 

 

 

 

 

 

 

ПРОВЕРКА Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.   1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег. 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю , густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться. 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

ПРОВЕРКА

  • Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
  •   1) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.
  • 2) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.
  • 3) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю , густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.
  • 4) И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

Итог урока 1 Посмотрите, вы заполнили все разделы кластера , значит, наш квест пройден и ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА? мы можем дать полную характеристику фразеологизма. (Ответ учащегос я ) 2 Но мы не можем не выразить свое отношение к словам Виноградова в эпиграфе. Согласны вы с ним?(Ответы учащихся)   Фразеологизмы.  Фразеология НЕДЕЛИМЫ один член предложения   Могут иметь синонимы и антонимы  Не выделяются/не разделяются

Итог урока 1 Посмотрите, вы заполнили все разделы кластера , значит, наш квест пройден и ЦЕЛЬ УРОКА ДОСТИГНУТА? мы можем дать полную характеристику фразеологизма. (Ответ учащегос я ) 2 Но мы не можем не выразить свое отношение к словам Виноградова в эпиграфе. Согласны вы с ним?(Ответы учащихся)

Фразеологизмы.

Фразеология

НЕДЕЛИМЫ один член предложения

Могут иметь синонимы и антонимы

Не выделяются/не разделяются

 Рефлексия учебной деятельности на уроке  Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос:

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма.

Мудрец остановил их и задал каждому один и тот же вопрос: "Что ты делал целый день?"

Первый ответил, что целый день возил эти проклятые камни. Второй ответил: "Добросовестно выполнял свою работу", а третий: "Строил храм".

- Поднимите руки те, кто сегодня строил с нами храм науки.

- Поднимите руки те, кто добросовестно выполнял свою работу.

- И те. кто возил проклятые камни..

  • Д/з по материалам ОБЗ подготовлен список фразеологизмов с . Выбрать ,письменно предложения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!