Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку изобразительного искусства в 7 классе "Тема Великой Отечественной войны в творчестве Кукрыниксов"»
Тема Великой Отечественной войны в творчестве Кукрыниксов
Автор: Сущёва Елена Геннадьевна, учитель ИЗО МБОУ СОШ №2 г. Кузнецка
- «Кукрыниксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Ку приянов и Кры лов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Ник олая С околова. Началось их совместное творчество ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Сначала они обозначались как Кукры или Крыкуп, а когда к ним присоединился Соколов в 1924 году, они работали уже втроём как Кукрыниксы. Миллионы читателей с тех пор особо и не задумывались, что рисовали эти карикатуры вполне конкретные и заслуженные люди – Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 – 1991), Порфирий Крылов (1902 – 1990) и Николай Соколов (1903 – 2000).
- Политическая карикатура в военные годы стала не только частью пропаганды, но и предстала как настоящее оружие. С помощью рисунков талантливых художников страшный враг превращался в жалкое уродливое существо. Карикатура вызывала улыбку и у суровых воинов, и у тружеников тыла. А улыбка очень была нужна советским людям, принявшим на себя все тяготы войны.
- Карикатуры, плакаты и " Окна ТАСС ", созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941-45, сочетают в символически-обобщённых образах убийственный сарказм и героику.
- Военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах Москвы в июне 1941 года.
- Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина . Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС» . Их политические карикатуры принадлежат к лучшим образцам этого жанра. Они понимались как орудие борьбы с политическим врагом.
- Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты: «Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», «Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.
- Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого, "кукрыниксовского" почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе.
- Кукрынисты обличают фашизм.
- "Бегство фашистов из Новгорода", 1944-46, Русский музей, Ленинград; "Конец", 1947-48, Государственная премия СССР, 1949.
- Значительное место отводится теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны. В картине "Таня" (1942-1947) запечатлен подвиг Зои Космодемьянской. Сейчас картина находится в Третьяковской галерее.
Вот что "говорят" о своей работе сами авторы (опубликовано в газете "Смена" №485, 1947г.):
Трудно было сразу взяться за карандаш. Всё, что мы увидели и услышали от живых свидетелей, глубоко потрясло нас. Шаг за шагом прошли мы по следам Зои весь её путь. Мы были в избе, где немцы обыскивали и избивали Зою, шли по той дороге, по которой часовые вели в зимнюю стужу полуголую и босую девушку. В избе Василия Кулика нам рассказали жуткую повесть о том, как глумились немецкие солдаты над Зоей и как потом её, полуживую, они вновь и вновь гнали на мороз. Муки Зои становились для нас ощутимыми, и мы ясно представили себе, как шла она обмороженными ногами к виселице с поднятой головой, как говорила, прощаясь, на эшафоте: «Мне не страшно умереть, товарищи. Это счастье - умереть за свой народ!»
Картина «Конец» — вершина в живописи Кукрыниксов. Это плод художественного вымысла, и вместе с тем — это правда, правда искусства, основанная на глубоком знании жизни.
Кукрыниксы рассказывают, что мысль написать картину о крахе фашизма родилась у них в день победы. Нет сомнения, что победоносное завершение войны было сильным толчком, определившим тему произведения, которое отразило разгром злобной социальной силы, залившей кровью полмира и понесшей заслуженную кару. И все же истоки картины «Конец» коренятся в тех трудных и славных годах борьбы с фашизмом, когда так много было пережито и передумано каждым советским патриотом. Картина стала итогом многих наблюдений, раздумий и предварительных поисков Кукрыниксов в области карикатуры и живописи. Сколько раз Гитлер в карикатурах Кукрыниксов командовал скелетами и сам превращался в скелет!
В окончательном варианте Гитлер изображен в тот момент, когда, гонимый страхом, он появляется, как привидение, на пороге убежища. Даже в карикатурах он не был столь страшен и жалок. В картине это фигура трагикомическая, Гитлер судорожно хватается за стену, чтобы не упасть, за ворот мундира, чтобы не задохнуться.
- В 1967 году было написано полотно "Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)"
Интернет источники:
- https://histrf.ru/read/articles/kukryniksy-khudozhniki-pobiedy
- https://pamyat1945.ucoz.ru/publ/zhivopis_o_vojne/vojna_glazami_kukrynistov/2-1-0-12