СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 11 классе"Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку  литературы в 11 классе"Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон")

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 11 классе"Трагедия Григория Мелехова" (по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон")»

Возвращение Григория Мелехова  на хутор  (Анализ эпизода заключительной главы романа Шолохова «Тихий Дон»)

Возвращение

Григория Мелехова

на хутор

(Анализ эпизода заключительной главы романа Шолохова «Тихий Дон»)

 Сильнее всего неизбежность, ибо она властвует над всеми  Фалес, древнегр. философ Люди – хозяева своей жизни  У. Шекспир 1.Выбор человека зависит от обстоятельств.   2.Человек сам творит свою судьбу.

Сильнее всего неизбежность,

ибо она властвует над всеми Фалес, древнегр. философ

Люди – хозяева своей жизни

У. Шекспир

1.Выбор человека зависит от обстоятельств.

2.Человек сам творит свою судьбу.

Трагедия Григория Мелехова Любовь к Аксинье  Женитьба на Наталье Уход в Ягодное  Воинская служба Ранение. Разговоры Убийство австрийца с Гаранжей  Георгиевский кавалер Сближение с большевиками Расстрел Чернецова.Разрыв с  Подтелковым Участие в восстании  Смерть Натальи Служба в Красной Армии Мечта о мирном труде  В банде Фомина  Гибель Аксиньи Возвращение к родному  дому

Трагедия Григория Мелехова

Любовь к Аксинье

Женитьба на Наталье

Уход в Ягодное

Воинская служба

Ранение. Разговоры Убийство австрийца

с Гаранжей

Георгиевский кавалер

Сближение с

большевиками Расстрел Чернецова.Разрыв с

Подтелковым

Участие в восстании

Смерть Натальи Служба в Красной Армии

Мечта о мирном труде

В банде Фомина

Гибель Аксиньи

Возвращение к родному

дому

«Сам ищу выход» Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу?

«Сам ищу выход»

Человек зависит от обстоятельств или сам творит свою судьбу?

План заключительной главы 1. Пейзаж. 2. Состояние Григория Мелехова. 3. Григорий в лагере дезертиров. 4. Визит Чумакова. 5. Возвращение в хутор. 6. Встреча отца и сына. 7. Финал главы.

План заключительной главы

  • 1. Пейзаж.
  • 2. Состояние Григория Мелехова.
  • 3. Григорий в лагере дезертиров.
  • 4. Визит Чумакова.
  • 5. Возвращение в хутор.
  • 6. Встреча отца и сына.
  • 7. Финал главы.
Работа в группах 1. пейзажисты 2. биографы 3. социологи 4. психологи

Работа в группах

1.

пейзажисты

2.

биографы

3.

социологи

4.

психологи

ПОПС - формула П – позиция (я считаю, что…) О – обоснование (потому что…) П – примеры(во-1,во-2 и т.д.) С – следствие (таким образом,…)

ПОПС - формула

П – позиция (я считаю, что…)

О – обоснование (потому что…)

П – примеры(во-1,во-2 и т.д.)

С – следствие (таким образом,…)

«Пейзажисты»  «Биографы»  1.Для чего главу «Возвращение Григория Мелехова на хутор» автор начинает с пейзажной зарисовки? «Социологи» «Психологи»  1.Проследить за действиями Григория после смерти Аксиньи.   2.Образы, цвет, ключевые слова 1.Где оказывается Мелехов после долгих скитаний? 2.Как вы можете объяснить бессмысленные скитания Григория по лесу?   2.Почему эти люди вынуждены жить в лесу? 1.Каково настроение героя?  3.Как это соотносится с образом Григория, с исторической обстановкой? 2.Определите значение снов? 3.Чем занимается Григорий? 4.Почему Чумаков назовёт этих людей «мирными разбойничками»?  5.Для чего автор вводит в повествование этих героев? 4.Как это его характеризует?

«Пейзажисты»

«Биографы»

1.Для чего главу «Возвращение Григория Мелехова на хутор» автор начинает с пейзажной зарисовки?

«Социологи»

«Психологи»

1.Проследить за действиями Григория после смерти Аксиньи.

2.Образы, цвет, ключевые слова

1.Где оказывается Мелехов после долгих скитаний?

2.Как вы можете объяснить бессмысленные скитания Григория по лесу?

2.Почему эти люди вынуждены жить в лесу?

1.Каково настроение героя?

3.Как это соотносится с образом Григория, с исторической обстановкой?

2.Определите значение снов?

3.Чем занимается Григорий?

4.Почему Чумаков назовёт этих людей «мирными разбойничками»?

5.Для чего автор вводит в повествование этих героев?

4.Как это его характеризует?

Выводы «пейзажистов»  Возвращение-возрождение-душа Григория      всё потерял, не видит смысла жизни

Выводы «пейзажистов»

Возвращение-возрождение-душа Григория

всё потерял, не видит смысла жизни

Выводы «биографов»   Смерть Аксиньи    Утратил смысл жизни

Выводы «биографов»

Смерть Аксиньи

Утратил смысл жизни

Выводы «социологов» 1) Эти люди оказались вне круга, им нет места в новом обществе. 3)Историческая обстановка: после победы советской власти для того, чтобы её защитить, всех неблагонадёжных репрессировали. Неблагонадёжные – те, кто во время гражданской войны служил на стороне белых. 4)Образы дезертиров позволяют показать историческую ситуацию, широту проблемы, сказать, что Григорий не одинок в своём горе.

Выводы «социологов»

  • 1) Эти люди оказались вне круга, им нет места в новом обществе.
  • 3)Историческая обстановка: после победы советской власти для того, чтобы её защитить, всех неблагонадёжных репрессировали. Неблагонадёжные – те, кто во время гражданской войны служил на стороне белых.
  • 4)Образы дезертиров позволяют показать историческую ситуацию, широту проблемы, сказать, что Григорий не одинок в своём горе.
Выводы «психологов» Настроение Занятия «томительно тянувшиеся дни»  «тоска по детям, по родному хутору»  «ворочался», «не мог заснуть», «ядовитая тоска» Убивает время:  вырезывает ложки,  выдалбливает миски,  мастерил игрушки.    Глаголы обозначают мирные действия, потому что Григорий – человек мира, ему нужен дом, семья, дети .

Выводы «психологов»

Настроение

Занятия

  • «томительно тянувшиеся дни»
  • «тоска по детям, по родному хутору»
  • «ворочался», «не мог заснуть», «ядовитая тоска»

Убивает время:

  • вырезывает ложки,
  • выдалбливает миски,
  • мастерил игрушки.

 

Глаголы обозначают мирные действия, потому что Григорий – человек мира, ему нужен дом, семья, дети .

Выводы «психологов» Сны Григория Мелехова О.Г. Верейский. Иллюстрация к роману «Тихий Дон» дети, Аксинья, мать, родные ~~~ те, кого не было в живых, то есть, связь с прошлым сильнее, чем с настоящим, следовательно: мысли о смерти «покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать»

Выводы «психологов»

Сны Григория Мелехова

О.Г. Верейский. Иллюстрация к роману «Тихий Дон»

  • дети, Аксинья, мать, родные ~~~ те, кого не было в живых,
  • то есть, связь с прошлым сильнее, чем с настоящим, следовательно: мысли о смерти
  • «покрасоваться на детишек, тогда можно бы и помирать»
Вряд ли ребенок вырастает здоровым, вряд ли найдёт место в жизни, обретет счастье. Война сделала его сиротой. 2) Дети Григория – сироты при живом отце 3) Узнав о Давыдке, Григорий задумывается о своих детях и, не дожидаясь амнистии, отправляется домой, чтобы суметь защитить, воспитать, поставить на ноги. " width="640"
  • 1)Свидетелем убийств становится “сынишка Фомина” Давыдка. = Вряд ли ребенок вырастает здоровым, вряд ли найдёт место в жизни, обретет счастье. Война сделала его сиротой.

  • 2) Дети Григория – сироты при живом отце

  • 3) Узнав о Давыдке, Григорий задумывается о своих детях и, не дожидаясь амнистии, отправляется домой, чтобы суметь защитить, воспитать, поставить на ноги.
Бросил в воду винтовку  наган  патроны  не собирается воевать, хочет войти в хутор с миром, с чистой душой.  Тщательно вытер руки  то есть   1) смыл кровь со своих рук,  2)Умываю руки = Смиряюсь, хочу мира.
  • Бросил в воду винтовку

наган

патроны

  • не собирается воевать, хочет войти в хутор с миром, с чистой душой.

  • Тщательно вытер руки

то есть

  • 1) смыл кровь со своих рук,
  • 2)Умываю руки = Смиряюсь, хочу мира.
Можно ли поставить знак равенства между финалом книги и финалом фильма?   Что осталось за кадром?

Можно ли поставить знак равенства между финалом книги и финалом фильма?

Что осталось за кадром?

 В киносценарии сложно передать душевное состояние героев

В киносценарии сложно передать душевное состояние героев

Ставит ли заключительное предложение традиционную точку в конце произведения?    « Это было все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром». М.Шолохов

Ставит ли заключительное предложение традиционную точку в конце произведения?

« Это было все, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

М.Шолохов

 Финал произведения   Судьба героя Слова  ?  пока ещё роднило  холодное солнце Но  автор все-таки возвращает героя домой, не для того же, чтобы он погиб.

Финал произведения

Судьба героя

Слова

?

пока ещё роднило холодное солнце

Но

автор все-таки возвращает героя домой, не для того же, чтобы он погиб.

Для чего автор возрождает Григория Мелехова к жизни?

Для чего автор возрождает Григория Мелехова к жизни?

Для чего автор возрождает Григория Мелехова к жизни?  1. Ради Мишатки 2. Новая схватка с Михаилом Кошевым впереди 3. Это схватка за сына. 4. Победить сможет только сильный и честный человек, который умеет искренне любить.

Для чего автор возрождает Григория Мелехова к жизни?

1. Ради Мишатки

2. Новая схватка с Михаилом Кошевым впереди

3. Это схватка за сына.

4. Победить сможет только сильный и честный человек, который умеет искренне любить.

Решение проблемного вопроса   Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу? Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в.

Решение проблемного вопроса

Как же действовал Григорий: находился под властью обстоятельств или сам творил свою судьбу?

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XX в.

Историческая обстановка Психологическое состояние героев Роль последней главы Вопросы о смысле жизни, смерти, возрождении Социальные вопросы

Историческая обстановка

Психологическое состояние героев

Роль последней

главы

Вопросы о смысле жизни, смерти, возрождении

Социальные вопросы

 

 

Домашнее задание Современные концепции образа Мелехова В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему: Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения. Ответить письменно на вопрос: «Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?»  

Домашнее задание

Современные концепции образа Мелехова

В критической литературе о Шолохове в настоящее время определились две точки зрения на Григория Мелехова, которые приблизительно сводятся к следующему:

  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем.
  • Трагедия Григория Мелехова есть трагедия исторического заблуждения.

Ответить письменно на вопрос:

«Кто же он? Жертва ли заблуждений, испытавшая всю тяжесть исторического возмездия, или индивидуалист, порвавший с народом, ставший жалким отщепенцем?»  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!