АВТОР:
Сущёва Елена Геннадьевна, учитель МБОУ СОШ № 2 г. Кузнецка
- Учебный проект – самостоятельная, творческая, завершенная работа обучающегося, соответствующая его возрастным возможностям и выполненная в соответствии с обобщенным алгоритмом проектирования : от идеи до ее воплощения в реальность
Проект - это "пять П ":
- проблема
- проектирование (планирование)
- поиск информации
- продукт
- презентация
Классификация учебных проектов по различным основаниям
Основания для классификации
Вид учебного проекта
Содержание учебного проекта
Монопредметный
(выполняются на материале конкретной дисциплины)
Включенность проектов в учебные планы
Итоговый
(по результатам выполнения проекта оценивается освоение обучающимися определенного учебного материала)
Продолжительность выполнения учебного проекта
Долгосрочный
(от одного или двух лет)
Количество участников учебного проекта
Парный (над одним проектом работают партнеры);
Индивидуальный (внутри большого проекта);
Групповой (принимают участие в работе сформированные группы)
Территориальный признак
Внутренний
проект (внутри образовательного учреждения (с помощью телекоммуникаций, Интернет-сети)
(макет, модель, инструкции, рекомендации)
(доказательство или опровержение какой- либо гипотезы)
(сбор, оформление и представление информации о каком- либо явлении или объекте)
(произведение изобразительного искусства, литературы)
Нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы обучающихся проекта. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни группы , техникума , микрорайона, города, государства.
Форма конечного продукта при этом разнообразна - от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России.
Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему .
Направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории . Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в сети Internet , видеоролик, социальная реклама, буклет.
По структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы , постановку задачи исследования , обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов .
Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, обучающиеся берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации.
- социально значимая, имеющая социальный эффект;
- результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;
- задуманная, продуманная и осуществленная подростком;
- в ходе которой проектировщик вступает в конструктивное взаимодействие с миром и с социумом; через которую формируются социальные навыки .
Отличие проектной деятельности от исследовательской деятельности
- Цель проектирования — выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию и т.д.
- Работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата.
- Проект, являясь результатом коллективных усилий на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
- Для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, нового знания.
- Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов -является организационной рамкой исследования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!