СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Государство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация у уроку по теме "Государство"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Государство"»

ГОСУДАРСТВО

ГОСУДАРСТВО

1. Теории происхождения государства и его сущность. 2. Понятие типа государства и типология государств. 3. Понятие формы государства. Формы государственного устройства и правления. 4. Функции государства. 5. Понятие правового и социального государства.
  • 1. Теории происхождения государства и его сущность.
  • 2. Понятие типа государства и типология государств.
  • 3. Понятие формы государства. Формы государственного устройства и правления.
  • 4. Функции государства.
  • 5. Понятие правового и социального государства.
Домашнее задание: учебник стр. 218-241. Подготовиться к практической работе.
  • Домашнее задание: учебник стр. 218-241.
  • Подготовиться к практической работе.
«В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах» Конфуций

«В стране, где есть порядок, будь

смел и в действиях, и в речах.

В стране, где нет порядка, будь

смел в действиях, но

осмотрителен в речах»

Конфуций

Теории происхождения государства: 1. Теологическая теория. Самым известным ее представителем считается средневековый ученый-богослов Фома Аквинский. Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения, и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.

Теории происхождения государства:

1. Теологическая теория.

Самым известным ее представителем считается средневековый ученый-богослов Фома Аквинский.

Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения, и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.

2. Патриархальная теория. Платон и Аристотель. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.

2. Патриархальная теория.

Платон и Аристотель. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.

3. Договорная теория. Наибольшее развитие получила в XVII-XVIII вв., хотя истоки ее находят в трудах некоторых мыслителей Древней Греции V-IV вв. до н.э. К ее представителям относятся Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев и др. Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания.

3. Договорная теория. Наибольшее развитие получила в XVII-XVIII вв., хотя истоки ее находят в трудах некоторых мыслителей Древней Греции V-IV вв. до н.э.

К ее представителям относятся Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев и др.

Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания.

4. Марксистская теория.  XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс. Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и при необходимости подавляется. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров всему обществу и, прежде всего, эксплуатируемым.

4. Марксистская теория.

XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс.

Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и при необходимости подавляется. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров всему обществу и, прежде всего, эксплуатируемым.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Характеристики государства: Территориальный принцип организации власти в обществе означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (т.е. строилась по кровнородственному признаку).

Характеристики государства:

  • Территориальный принцип организации власти в обществе означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (т.е. строилась по кровнородственному признаку).
Народ рассматривается как этническая общность, проживающая на определенной территории. Особая публичная (политическая) власть. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.
  • Народ рассматривается как этническая общность, проживающая на определенной территории.
  • Особая публичная (политическая) власть.

Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.

Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
  • Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
  • Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
  • Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
2. Понятие типа государства и типология государств Типология государств - это их специфическая классификация.

2. Понятие типа государства и типология государств

  • Типология государств - это их специфическая классификация.
Формационный подход Основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства: рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.

Формационный подход

  • Основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
  • Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства: рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.
Цивилизационный подход: Основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). Выделяются следующие типы цивилизаций: древние государства; средневековые государства; современные государства.

Цивилизационный подход:

  • Основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). Выделяются следующие типы цивилизаций: древние государства; средневековые государства; современные государства.
В зависимости от уровня экономического развития , государства делятся на: развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
  • В зависимости от уровня экономического развития , государства делятся на: развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
3. Понятие формы государства. Формы государственного устройства и правления Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства, показывающая взаимосвязь между различными органами государства, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.

3. Понятие формы государства. Формы государственного устройства и правления

  • Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства, показывающая взаимосвязь между различными органами государства, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
Выделяют три основных элемента в форме государства: форму территориального (государственного) устройства, форму правления, политический (государственный) режим.
  • Выделяют три основных элемента в форме государства: форму территориального (государственного) устройства, форму правления, политический (государственный) режим.
Форма государственного устройства – это территориально-организационная структура страны, характеризующая соотношение полномочий центральных и региональных органов власти. Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.
  • Форма государственного устройства – это территориально-организационная структура страны, характеризующая соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
  • Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.
Унитарные государства полное территориальное единство государства, это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью; для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства; единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система; единая система законодательства для всего государства; одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются. Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.

Унитарные государства

  • полное территориальное единство государства, это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;
  • для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
  • единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;
  • единая система законодательства для всего государства; одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
  • Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.
Федерация существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации; возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации; две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения; субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации; двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.

Федерация

  • существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;
  • возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
  • две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
  • субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
  • двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Конфедерации Конфедерации – это временные союзы суверенных государств, образованные для осуществления определенных совместных целей. Единые органы власти и управления в них отсутствуют. Примерами конфедераций являются Швейцария (1291-1798 гг. и 1815-1848 гг.), Германия (1815-1867), США (1776-1787).

Конфедерации

  • Конфедерации – это временные союзы суверенных государств, образованные для осуществления определенных совместных целей. Единые органы власти и управления в них отсутствуют. Примерами конфедераций являются Швейцария (1291-1798 гг. и 1815-1848 гг.), Германия (1815-1867), США (1776-1787).
Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
  • Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением.
  • В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими признаками: это, как правило, единоличное правление; власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству . Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.

Монархия обладает следующими признаками:

  • это, как правило, единоличное правление;
  • власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству .
  • Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
Для республиканской формы правления характерны следующие признаки: высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок;  должностные лица несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий. Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную .

Для республиканской формы правления характерны следующие признаки:

  • высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок;
  • должностные лица несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.
  • Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную .
4. Функции государства Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние.

4. Функции государства

  • Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.
  • Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние.
Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка и др. Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам и др. Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
  • Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка и др.
  • Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам и др.
  • Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
Выделяют методы реализации функций государства - способы воздействия на поведение людей: убеждение (власть агитирует); принуждение (власть заставляет); поощрение (власть создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).
  • Выделяют методы реализации функций государства - способы воздействия на поведение людей: убеждение (власть агитирует); принуждение (власть заставляет); поощрение (власть создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).
5. Понятие правового и социального государства Термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль. Критерии : господство права в общественной и политической жизни; незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения властей.

5. Понятие правового и социального государства

Термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.

Критерии :

  • господство права в общественной и политической жизни;
  • незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;
  • взаимная ответственность государства и личности;
  • принцип разделения властей.
Социальное государство - более высокий этап в развитии современного государства. Критерии: перераспределением национального дохода в интересах нуждающихся; стимулированием со стороны государства работодателей специфическими средствами к сокращению безработицы, повышению зарплаты; предоставлением государственной властью благоприятных возможностей для граждан и социальных групп использовать ресурсы и потенциал государственных институтов и объединений граждан; ограничением в рамках закона административных возможностей государства, партий и объединений влиять на деятельность граждан.

Социальное государство - более высокий этап в развитии современного государства.

Критерии: перераспределением национального дохода в интересах нуждающихся;

стимулированием со стороны государства работодателей специфическими средствами к сокращению безработицы, повышению зарплаты;

предоставлением государственной властью благоприятных возможностей для граждан и социальных групп использовать ресурсы и потенциал государственных институтов и объединений граждан;

ограничением в рамках закона административных возможностей государства, партий и объединений влиять на деятельность граждан.

Домашнее задание: учебник стр. 218-241. Подготовиться к практической работе.
  • Домашнее задание: учебник стр. 218-241.
  • Подготовиться к практической работе.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!