ГОСУДАРСТВО
- 1. Теории происхождения государства и его сущность.
- 2. Понятие типа государства и типология государств.
- 3. Понятие формы государства. Формы государственного устройства и правления.
- 4. Функции государства.
- 5. Понятие правового и социального государства.
- Домашнее задание: учебник стр. 218-241.
- Подготовиться к практической работе.
«В стране, где есть порядок, будь
смел и в действиях, и в речах.
В стране, где нет порядка, будь
смел в действиях, но
осмотрителен в речах»
Конфуций
Теории происхождения государства:
1. Теологическая теория.
Самым известным ее представителем считается средневековый ученый-богослов Фома Аквинский.
Она исходит из того, что происхождение и существование государства является результатом проявления божьей воли. Согласно теологическим учениям, государство служит воплощением божественного провидения, и потому государственная власть вечна, незыблема и подчинение ей естественно. Правители действуют от имени бога, их власть носит божественный характер, а издаваемые законы соответствуют божественной справедливости.
2. Патриархальная теория.
Платон и Аристотель. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. Семья, увеличиваясь в размерах, первоначально приводит к возникновению поселений, которые затем преобразуются в государство. Глава семьи, патриарх, становится главой государства, монархом, власть которого является естественным продолжением власти патриарха, отца над своими детьми, подданными.
3. Договорная теория. Наибольшее развитие получила в XVII-XVIII вв., хотя истоки ее находят в трудах некоторых мыслителей Древней Греции V-IV вв. до н.э.
К ее представителям относятся Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев и др.
Суть теории состоит в том, что государство есть результат общественного договора о правилах совместного проживания.
4. Марксистская теория.
XIX в. К.Маркс и Ф.Энгельс.
Государство создается классом собственников как сила, с помощью которой класс несобственников удерживается в повиновении и при необходимости подавляется. Право же выступает как средство навязывания воли эксплуататоров всему обществу и, прежде всего, эксплуатируемым.
Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
Характеристики государства:
- Территориальный принцип организации власти в обществе означает, что власть государства распространяется на определенную территорию (территорию этого государства), в то время как в родовой организации власть распространялась на членов рода (т.е. строилась по кровнородственному признаку).
- Народ рассматривается как этническая общность, проживающая на определенной территории.
- Особая публичная (политическая) власть.
Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти.
- Государственный суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
- Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
- Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
2. Понятие типа государства и типология государств
- Типология государств - это их специфическая классификация.
Формационный подход
- Основным критерием классификации выступают социально-экономические признаки. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства.
- Согласно формационному подходу, существуют следующие типы государства: рабовладельческое; феодальное; буржуазное; социалистическое.
Цивилизационный подход:
- Основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.). Выделяются следующие типы цивилизаций: древние государства; средневековые государства; современные государства.
- В зависимости от уровня экономического развития , государства делятся на: развивающиеся (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых и т.д.); индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность); постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).
3. Понятие формы государства. Формы государственного устройства и правления
- Форма государства - это внешняя характеристика сущности государства, показывающая взаимосвязь между различными органами государства, как устроено государство, в каких формах организовано функционирование государственной власти, какими органами она представлена, каков порядок их образования и деятельности, срок полномочий, наконец, какими методами осуществляется государственная власть в стране.
- Выделяют три основных элемента в форме государства: форму территориального (государственного) устройства, форму правления, политический (государственный) режим.
- Форма государственного устройства – это территориально-организационная структура страны, характеризующая соотношение полномочий центральных и региональных органов власти.
- Различают унитарные государства, федерации и конфедерации.
Унитарные государства
- полное территориальное единство государства, это означает, что административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью;
- для населения установлено единое гражданство, территориальные единицы не имеют собственного гражданства;
- единая структура государственного аппарата на всей территории государства, единая судебная система;
- единая система законодательства для всего государства; одноканальная система налогов, т.е. все налоги поступают в центр, а оттуда централизованно распределяются.
- Беларусь, Финляндия, Италия, Польша, Греция, Турция и др.
Федерация
- существование общих для всего государства высших органов государственной власти и управления и одновременно высших органов государственной власти и управления в субъектах федерации;
- возможность установления «двойного гражданства», т.е. гражданин каждого из субъектов одновременно является гражданином федерации;
- две системы законодательства: общефедеральная и каждого субъекта, однако устанавливается приоритет общегосударственных актов над актами субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации и по вопросам совместного ведения;
- субъекты федерации могут иметь свою судебную систему наряду с высшими судебными органами федерации;
- двухканальная система налогов, что предполагает наряду с общефедеральными налогами и налоговую систему субъектов федерации.
Конфедерации
- Конфедерации – это временные союзы суверенных государств, образованные для осуществления определенных совместных целей. Единые органы власти и управления в них отсутствуют. Примерами конфедераций являются Швейцария (1291-1798 гг. и 1815-1848 гг.), Германия (1815-1867), США (1776-1787).
- Под формой правления обычно понимают организацию верховной государственной власти: ее высших и центральных органов, их компетенцию, взаимоотношения между собой и с населением.
- В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, различают монархическую и республиканскую формы правления.
Монархия обладает следующими признаками:
- это, как правило, единоличное правление;
- власть монарха носит бессрочный, пожизненный характер и передается по наследству .
- Выделяют две разновидности монархической формы правления: абсолютную (неограниченную) и ограниченную (парламентарную) монархию.
Для республиканской формы правления характерны следующие признаки:
- высшие органы власти формируются путем выборов на определенный срок, либо должности в них замещаются путем назначения на определенный срок;
- должностные лица несут ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них полномочий.
- Выделяют два вида республик: президентскую и парламентарную .
4. Функции государства
- Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития.
- Самым распространенным является деление функций на внутренние и внешние.
- Внутренние функции характеризуют деятельность государства внутри данной страны: политическая; экономическая; социальная; экологическая; охрана прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка и др.
- Внешние функции направлены на решение задач государства вовне - на международной арене: функция интеграции в мировую экономику; обороны страны; поддержки мирового правопорядка; сотрудничества по глобальным проблемам и др.
- Внутренние и внешние функции тесно связаны между собой, дополняют друг друга.
- Выделяют методы реализации функций государства - способы воздействия на поведение людей: убеждение (власть агитирует); принуждение (власть заставляет); поощрение (власть создает условия, при которых определенная деятельность становится выгодной для субъекта, ее исполняющего).
5. Понятие правового и социального государства
Термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины ХIХ в. государствовед Р. фон Моль.
Критерии :
- господство права в общественной и политической жизни;
- незыблемость естественных прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;
- взаимная ответственность государства и личности;
- принцип разделения властей.
Социальное государство - более высокий этап в развитии современного государства.
Критерии: перераспределением национального дохода в интересах нуждающихся;
стимулированием со стороны государства работодателей специфическими средствами к сокращению безработицы, повышению зарплаты;
предоставлением государственной властью благоприятных возможностей для граждан и социальных групп использовать ресурсы и потенциал государственных институтов и объединений граждан;
ограничением в рамках закона административных возможностей государства, партий и объединений влиять на деятельность граждан.
- Домашнее задание: учебник стр. 218-241.
- Подготовиться к практической работе.