СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме: Морфемный разбор глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация помогает хорошо усвоить морфемный разбор глагола.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме: Морфемный разбор глагола.»

Разбор глагола по составу  ( морфемный разбор ) Цель : Развитие дальнейшего умения видеть в слове его части; объяснять условия выбора орфограмм. Проблема : Почему перед тем как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме?

Разбор глагола по составу ( морфемный разбор )

Цель : Развитие дальнейшего умения видеть в слове его части; объяснять условия выбора орфограмм.

Проблема : Почему перед тем как разбирать глагол по составу, нужно определить, в какой он форме?

Определи по окончаниям и суффиксам, в какой форме стоят глаголы. ______ -а -ют ______ -и-ть ______ -а-л -и ______ -ат _____ -о-ть-ся ______ -а- ет -ся Мечт а ют – наст.вр., 3л., мн.ч. Дум ал и – прош.вр., мн.ч. Бор оться – н.ф., возвр. Ход ить –н.ф Молчат – наст.вр.,3л,мн.ч. Улыб а ет ся – наст.вр., 3л, ед.ч., возвр.

Определи по окончаниям и суффиксам, в какой форме стоят глаголы.

  • ______ -а -ют ______ -и-ть
  • ______ -а-л -и ______ -ат
  • _____ -о-ть-ся ______ -а- ет -ся
  • Мечт а ют – наст.вр., 3л., мн.ч.
  • Дум ал и – прош.вр., мн.ч.
  • Бор оться – н.ф., возвр.
  • Ход ить –н.ф Молчат – наст.вр.,3л,мн.ч.
  • Улыб а ет ся – наст.вр., 3л, ед.ч., возвр.
Запомни! В основу не входят суффиксы: Возвр. -сь -ся  Н.ф. -ти -ть -чь  Прош.вр.  -л Учи ться , говори л , бере чь , пой ти , пе ть .

Запомни!

В основу не входят суффиксы:

Возвр.

-сь

-ся

Н.ф.

-ти

-ть

-чь

Прош.вр.

Учи ться , говори л ,

бере чь , пой ти , пе ть .

Рассуждаем: Форма глагола. Не входят в основу. Основа. Корень. Приставка, суффикс.  Образец записи:  Дум ать – глаг., н.ф.  С дел а ем – глаг., буд.вр., 1л., мн.ч.  Рас сказ ал а – глаг., прош.вр., ж.р.

Рассуждаем:

  • Форма глагола.
  • Не входят в основу.
  • Основа.
  • Корень.
  • Приставка, суффикс.

Образец записи:

Дум ать – глаг., н.ф.

С дел а ем – глаг., буд.вр., 1л., мн.ч.

Рас сказ ал а – глаг., прош.вр., ж.р.

Кто самый внимательный? Прыга л и- глаг., прош.вр., мн.ч.  уколо ться - глаг., н.ф., возвр.ф.  проспори ть - глаг., н.ф. Закрича л а- глаг.,прош.вр., ж.р., ед.ч. светит ся -глаг.,наст.вр.,3л.,ед.ч.,возвр.ф. принесешь- глаг., буд.вр., 2л.,ед.ч. Разучи л а сь -глаг.,пр.вр.,ж.р.,ед.ч.,возвр  постучишь ся - глаг.,буд.вр., 2л.,ед.ч., возвр.ф.  задержа ть - глаг., н.ф.

Кто самый внимательный?

  • Прыга л и- глаг., прош.вр., мн.ч.

уколо ться - глаг., н.ф., возвр.ф.

проспори ть - глаг., н.ф.

  • Закрича л а- глаг.,прош.вр., ж.р., ед.ч.

светит ся -глаг.,наст.вр.,3л.,ед.ч.,возвр.ф.

принесешь- глаг., буд.вр., 2л.,ед.ч.

  • Разучи л а сь -глаг.,пр.вр.,ж.р.,ед.ч.,возвр

постучишь ся - глаг.,буд.вр., 2л.,ед.ч., возвр.ф.

задержа ть - глаг., н.ф.

Дополни: Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? Постоянный признак глагола – спряжение , непостоянные признаки – время, лицо, число, возвр., вид. Суффиксы глаголов в н.ф .–ть, -ти, -чь . Суффиксы возвр. глаголов: -сь, -ся . Глаголы изменяются по лицам и числам , а в прошедшем времени – по родам.

Дополни:

  • Глаголы обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
  • Постоянный признак глагола – спряжение , непостоянные признаки – время, лицо, число, возвр., вид.
  • Суффиксы глаголов в н.ф .–ть, -ти, -чь .
  • Суффиксы возвр. глаголов: -сь, -ся .
  • Глаголы изменяются по лицам и числам , а в прошедшем времени – по родам.
Продолжи ряды глаголов. Видеть, слышать, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть. Брить, стелить . Барабанить, стучать, ударять, колотить, греметь, бить, шуметь, грохотать, ломиться…

Продолжи ряды глаголов.

  • Видеть, слышать, обидеть, гнать, держать, ненавидеть, дышать, смотреть, вертеть, зависеть, терпеть.
  • Брить, стелить .
  • Барабанить, стучать, ударять, колотить, греметь, бить, шуметь, грохотать, ломиться…
Определи спряжение глагола. И или Е ? Лета е те (летать 1спр.) Счита е шь (считать 1спр.) Вал и т (валить 2спр.) Мысл и т (мыслить 2спр.) Держ и шь (держать искл. 2спр.) Стел е т (стелить искл. 1спр.) Вынос и те (выносить 2спр.) Встреча е те (встречать 1спр.) Слуша е шь ( слушать 1спр.)

Определи спряжение глагола. И или Е ?

  • Лета е те (летать 1спр.)
  • Счита е шь (считать 1спр.)
  • Вал и т (валить 2спр.)
  • Мысл и т (мыслить 2спр.)
  • Держ и шь (держать искл. 2спр.)
  • Стел е т (стелить искл. 1спр.)
  • Вынос и те (выносить 2спр.)
  • Встреча е те (встречать 1спр.)
  • Слуша е шь ( слушать 1спр.)
На солнце темный лес ………., В долине пар …….. тонкий, И песню раннюю ………… В лазури жаворонок звонкий. Он голосисто с вышины ………… на солнышке сверкая: Весна ………. к нам молодая, Я здесь …….. приход весны.

На солнце темный лес ……….,

В долине пар …….. тонкий,

И песню раннюю …………

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

………… на солнышке сверкая:

Весна ………. к нам молодая,

Я здесь …….. приход весны.

Фразеологизмы Дать голову на отсечение; дать слово; дать задний ход; дать по шапке… Взять себя в руки; взять быка за рога; взять за горло; взять в оборот… Выйти сухим из воды; выйти в люди; выйти из себя; выйти из терпения…. Держать камень за пазухой; держать себя в руках; держать порох сухим; держать ухо востро…

Фразеологизмы

  • Дать голову на отсечение; дать слово; дать задний ход; дать по шапке…
  • Взять себя в руки; взять быка за рога; взять за горло; взять в оборот…
  • Выйти сухим из воды; выйти в люди; выйти из себя; выйти из терпения….
  • Держать камень за пазухой; держать себя в руках; держать порох сухим; держать ухо востро…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!