ВЕЛИКИЕ ГУМАНИСТЫ
ВОЗРОЖДЕНИЯ
ИСТОРИЯ
Подготовила учитель
Истории и обществознания
МБОУ «СОШ п.г.т. Южно-Курильск»
Алабушева Светлана Михайловна
7 КЛАСС
Средневековье
Человек и природа – творение Бога.
Не нужно изучать, как Господь сотворил мир!
Надо постичь «замысел Господа» –
зачем Всевышний всё это сделал?
Смысл жизни заключался в трех словах:
жить, умереть и быть судимым.
Каких бы социальных и имущественных высот человек ни достиг, перед Богом он предстанет нагим. Поэтому не о суете мира сего нужно заботиться, а о спасении души.
Все истины открыты и не нужно открывать и исследовать что-то новое , надо только принять их.
Всеобщее знание принадлежит только Богу.
Гуманисты: «Человек – венец творения Бога».
«Любители мудрости»
- преклонялись перед античной культурой;
- настало время возродить «золотой век» античности
и соединить его доблесть с христианской верой.
Ввели в мировую историю понимание трёх этапов развития:
Древность, Средние века, Новое время.
Изучали латинский и греческий языки.
Изучали Библию, труды отцов церкви, античных философов.
Интерес к событиям прошлого и настоящего своего народа.
Интерес к обычаям, нравам и традициям.
Интерес к человеку, к его земной жизни.
«Студия хуманитатис» – «познание человеческого»
- занятия философов - гуманисты.
Гуманисты: «Человек – венец творения Бога».
Кто есть Человек?
Бог есть Природа. Человек главное и лучшее Его создание.
К чему должен стремиться Человек?
Человек может и должен добиться величия в земной жизни.
Как Человек может возвеличить себя?
Человек может достичь звёзд и победить судьбу
трудолюбием и усилием воли.
В чём главная награда для Человека за его старания?
Награда человеку за его деяния не вечное блаженство
на небесах, а слава среди современников и потомков.
Как Бог относится к успешному Человеку?
Успешный человек – свидетельство милости Бога к тому, кто активно проявляет свои возможности.
Каков идеал Человека?
«Универсальный человек» – человек достигший совершенства во всём: в физической силе и здоровье,
во внешней красоте, в науках и искусствах, в воинском мастерстве и т.д. – идеал гуманистов
Человек должен познавать мир
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
«Есть сила та, что разумом зовётся».
Человек должен быть деятельным творцом своей жизни
Без трудностей и славы нет в веках
Проспишь свой час – и вот пропал бесследно,
Как пена волн, как ветер в облаках.
Бездействие бессмысленно и вредно.
Встань, человек, усталость отведи
И, с мужеством, которое победно
Влечёт к борьбе, вослед за мной иди,
Покуда не иссякла сила в теле,
Туда, где ждёт награда впереди.
Данте Алигьери
1265-1321 гг.
Покорность судьбе,
проповедуемая церковью – греховна, и приведёт в ад.
«Божественная комедия»,
«Новая жизнь»,
«Оставь надежду, всяк сюда входящий».
«Пир»,
«О монархии»
Главное – научить Человека морали и этике через воспитание и духовное развитие.
Достигнуть счастья путем деятельной самореализации не преступая законов добродетелей: мужества, благоразумия, благородства, доброжелательности, справедливости, мудрости.
«Небесное счастье» дается как благодать свыше, но только когда подготовлено верой, надеждой и любовью.
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
О ценности земной жизни Человека.
«Жизнь - это счастье».
«Нам только раз дается жизнь земная».
О самосовершенствовании Человека
«Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния,
желает искренне и вполне, -такое желание не может быть безуспешным».
«Обжорство, лень и мягкие постели,
Изгнавши добродетель, постепенно
Пленили нас; не выбраться из плена
Коль нашу суть привычки одолели».
О свободе и правах Человека .
Франческо Петрарка
1304 – 1374 гг.
«Нет выше свободы, чем свобода суждения, и, признавая её за другими,
я требую её для себя».
«Моя тайна»,
О материальных ценностях и власти земной жизни Человека.
«Книга песен»,
«Не терпеть нужды и не иметь излишка, не командовать другими и не быть в подчинении –вот моя цель»
«Триумфы»
Уйти от средневекового презрения к миру к его прославлению и радости земного существования;
от умерщвления плоти - к гимну красоте человеческого тела;
от жертвенности – к учению о самосохранении;
от страданий во имя спасения души –к культу наслаждения и пользы.
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
Новый взгляд на христианскую религию
- Сделал новый перевод на латинский язык Ветхого и Нового
заветов и других библейских книг.
2. Составил комментарии к своим переводам, в которых указал как
позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный
смысл.
3. Следует упростить христианские обряды, обратиться к учению
ранних христиан и понять, какие именно ценности заставляли
их твердо выносить любые мучения и идти даже на казнь за свою
веру.
4. Только строгие моральные правила, установленные самим
Иисусом Христом, могут служить образцом для поведения
истинного католика.
5. Главная цель христианина – помогать ближнему и реализовывать
идеи Господа, так как они были написаны в учении, без искажений.
Эразм Роттердамский
1469 – 1536 гг.
«Похвала Глупости»,
«Разговоры запросто»,
«Воспитание христианского государя»
Критика католической церкви
Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.
Эразм Роттердамский
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
Знание — в действии.
Вместо заумствований - здравый смысл,
вместо небесных проблемам - земные ,
вместо теоретической абстрактности – практическую конкретность,
вместо наукообразного трактата – художественную форму ,
вместо угрюмой серьезности – игру, юмор, сатиру, пародию.
Нравственность – главная проблема Человека.
Человек рождается без нравственных устоев и лишь в процессе воспитания получает понятие о добре и зле,
Только разум – основная движущая сила любого человека,
Поскольку каждый обладает волей и свободой выбора, то каждый несет ответственность за свои поступки,
Поскольку все обладают разумом и свободной волей, то мир вполне может существовать без войн и насилия.
«Похвала Глупости»
О неравноправии общества
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
«Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали — это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы».
О судебной системе
«Как только заведутся в судах эти два бедствия, пристрастие и корыстолюбие, они тотчас нарушают всякую справедливость, этот крепчайший нерв государства».
Корень всех социальных бед – частная собственность
«Везде, где существует право собственности, где всё измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи. Можешь ли ты допустить что самые драгоценные сокровища находятся в руках недостойных? И можно ли назвать вполне счастливым такое государство, где общественное достояние служит добычей в руках горсти людей, ненасытных в наслаждениях, между тем как масса гибнет от нищеты».
Томас Мор
1478 – 1535 гг.
«Утопия»
Доктрина «естественной нравственности» Человека
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
«люди, свободные, благородные и воспитанные, от природы наделены склонностью к добродетели и отвращением к пороку»
Знания и изучение наук - это средство воспитания гармонического человека.
Человек имеет право мыслить и чувствовать свободно.
Отрицание церкви
Отрицание главенства церкви в жизни человека.
Церковь должна стать скорее добровольным прибежищем, а не требовать всецелого постоянного поклонения своим канонам и догматам.
Религиозный фанатизм, приводящий к кострам инквизиции, не приемлем. И вообще, в мире для религии нет места.
Франсуа Рабле
1494 – 1553 гг.
О королевской власти
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
«… государства будут счастливы тогда, когда короли будут философами или философы королями»
О предназначении человеческой жизни
«…человек создан для мира, а не для войны, рожден для радости, для наслаждения всеми плодами и растениями».
Гуманисты Возрождения .
Воспитание нового человека.
Об относительности знаний
«Если чудеса и существуют, то только потому, что мы
недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это
ей свойственно».
О религии и Боге
Монтень обосновывал право человека на сомнения:
- сомнения в неоспоримых истинах религии;
- сомнения в христианском понимании Бога;
- сомнение в бессмертие души (сознание –душа – порождение тела).
Человек должен быть деятельным творцом своей жизни
Главный принцип морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни.
Мишель де Монтень
1533 – 1592 гг.
«Опыты»
(эссе)
«Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её».
Гуманисты Возрождения
Философ - мыслитель
Взгляды , идеи
Данте Алигьери
1265-1321 гг.
Главное – научить Человека морали и этике через воспитание и духовное развитие. Достигнуть счастья путем деятельной самореализации не преступая законов добродетелей: мужества, благоразумия, благородства, доброжелательности, справедливости, мудрости
Франческо Петрарка
Уйти от презрения к миру к его прославлению и радости земного существования;
1304 – 1374 гг.
«Моя тайна»,
от умерщвления плоти - к гимну красоте человеческого тела;
Томас Мор
«Допускать, чтобы кто-нибудь один жил среди изобилия удовольствий и наслаждений, а другие повсюду стонали и плакали — это значит быть сторожем не королевства, а тюрьмы».
«Книга песен»,
от жертвенности – к учению о самосохранении;
1478 – 1535 гг.
«Как только заведутся в судах эти два бедствия, пристрастие и корыстолюбие, они тотчас нарушают всякую справедливость, этот крепчайший нерв государства».
«Триумфы»
от страданий во имя спасения души –к культу наслаждения и пользы.
«Утопия»
«Везде, где существует право собственности, где всё измеряется на деньги, о справедливости и общественном благополучии не может быть и речи».
«Божественная комедия»,
Эразм Роттердамский
1469 – 1536 гг.
Франсуа Рабле
Только строгие моральные правила, установленные самим Иисусом Христом, могут служить образцом для поведения истинного католика.
«люди, свободные, благородные и воспитанные, от природы наделены склонностью к добродетели и отвращением к пороку»
1494 – 1553 гг.
Главная цель христианина – помогать ближнему и реализовывать
«Похвала Глупости»,
Знания и изучение наук - это средство воспитания гармонического человека.
идеи Господа, так как они были написаны в учении, без искажений.
«Гаргантюа и Пантагрюэль»
«Воспитание христианского государя»
Человек имеет право мыслить и чувствовать свободно.
«Воспитание христианского государя»
Церковь основана на крови, кровью скреплена и кровью расширилась.
Человек рождается без нравственных устоев и лишь в процессе воспитания получает понятие о добре и зле,
Отрицание главенства церкви в жизни человека.
Церковь должна стать добровольным прибежищем.
только разум – основная движущая сила любого человека,
Религиозный фанатизм, приводящий к кострам инквизиции, не приемлем. И вообще, в мире для религии нет места.
поскольку каждый обладает волей и свободой выбора, то каждый несет ответственность за свои поступки,
Поскольку все обладают разумом и свободной волей, то мир вполне может существовать без войн и насилия.
Мишель де Монтень
1533 – 1592 гг.
«Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно».
Опыты»
Монтень обосновывал право человека на сомнения:
(эссе)
- сомнения в неоспоримых истинах религии;
- сомнения в христианском понимании Бога;
- сомнение в бессмертие души (сознание –душа – порождение тела).
Главный принцип морали: человек не должен пассивно ожидать своего счастья, которое обещано ему на небесах, он вправе стремиться к счастью в земной жизни.
«Жизнь сама по себе — ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её».
Выводы
Гуманисты Возрождения совершили глубочайший переворот во всей системе мировоззрений и понимания и восприятия жизни, выдвину новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности; сформировал новый тип Человека, сложившегося вопреки традициям.
Презрению к миру в средние века гуманизм противопоставляет прославление мира и радостей земного существования; умерщвлению плоти - гимн красоте человеческого тела; жертвенности - учение о самосохранении; страданиям во имя спасения - культ наслаждения и пользы.
Гуманисты утверждали, что многое в земной жизни делает ее радостной и счастливой, удивительна красота и гармония природы, величайшим творением которой является Человек.
Ни через род, ни через богатство, ни через знаменитую родину, а лишь «благодаря себе» можно сыскать истинную славу. Только от личных усилий Человека зависят его слава и признание в глазах общества