Мне удобно и хорошо.
Я спокоен.
Лицо, язык и челюсть свободны.
Голос звучит легко.
Статья может быть напечатана.
Статья,/ может быть/, напечатана.
Статья может быть напечатана.
Статья,/ может быть/, напечатана.
Критерии оценивания чтения вслух
Баллы
Интонация
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста
1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
0
Темп чтения
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче.
1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
0
Каждый тип предложений в русском языке характеризуется определёнными правилами интонирования (произнесения).
Рассмотрим несколько самых сложных из них-
простые осложнённые предложения с однородными,
с обособленными членами,
с вводными и вставными конструкциями.
Однородные члены предложения
1. «Святое море», «святое озеро», «святая вода» - так называли Байкал с незапамятных времён и коренные жители, и русские , пришедшие на его берега уже в XVII веке, и путешествующие иноземцы. (В. Распутин)
2. Телевизор,/кино,/ автомобили,/ поезда,/ самолёты,/ прохожие,/ огни реклам,/ лица продавщиц,/ двери троллейбусов,/ эскалаторы - // весь этот мелькающий мир мчится и завихряется вокруг вас. (В. Солоухин)
3. Был август, лучшее, золотое время на Байкале, когда нагревается вода и бушуют разноцветьем сопки, когда, кажется, даже камень цветет, полыхая красками; когда солнце до блеска высвечивает внове выпавший снег на дальних гольцах в Саянах, которые в прозрачном до увеличительности воздухе видятся совсем близко; когда уже и впрок запасся Байкал водой из тающих ледников и лежит устало, сыто, набираясь сил для осенних штормов; когда щедро играет подле берега под крики чаек рыба и когда на каждом шагу по дороге встречается то одна ягода, то другая - то малина, то смородина, чёрная и красная, то жимолость ...(В. Распутин)
Обособленные члены предложения
1. Удивлённый, / он даже чуть было не приостановился. (И. Бунин)
2. Пламя,/ очень яркое и совершенно бездымное ,/ сразу охватило все сухие жёрдочки до единой. (А. Яшин)
3. Утром взошло солнце,/ на редкость молодое и весёлое . (Б. Горбатов)
Вводные и вставные конструкции
1. Байкал,/ казалось бы,/ должен подавлять человека своим величием и размерами. (В. Распутин)
2. В сумерки,/ когда стало трудно различать лица прохожих на улице, / пёс встал,/ подошёл ко мне / (я в это время сидел на диване) / и вдруг опустил мне на колени свою тяжёлую голову. (Б. Емельянов)
Пауза – это перерыв (остановка) в звучании речи, разделяющая её на отдельные интонационно – смысловые отрезки (речевые такты).
«Размётка речевых тактов и чтение по ним необходимо ещё и потому, что они заставляют анализировать фразы и вникать в их сущность. Не вникнув в неё, не скажешь правильно фразы» . К.С. Станиславский
"Говорить о своей любви к родине - всё равно, что утверждать, будто вода мокрая, а молоко белое. Родине служат, родине сострадают, за родину умирают, но болтать о любви к ней может только человек глубоко равнодушный. Любовь - это действие, а не слова, а если любовь - слова, то это фальшивая любовь".
Б. Васильев
"Говорить о своей любви к родине /- всё равно, что утверждать, /будто вода мокрая, /а молоко белое.// Родине служат, /родине сострадают,/ за родину умирают,// но болтать о любви к ней/ может только человек глубоко равнодушный.// Любовь - это действие, а не слова,// а если любовь - слова,/ то это фальшивая любовь".
Б. Васильев