Цели урока:
Образовательные:
- -закрепить знания по теме «Сложные предложения»;
- -познакомить с бессоюзными сложными предложениями;
- -учить строить ответ с опорой на теоретические знания;
- -отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.
Развивающие:
- -способствовать развитию устной и письменной речи ;
- -учить применять полученные знания на практике;
- -способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;
- -учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к поэзии .
Воспитательные:
- -способствовать эстетическому и нравственному воспитанию;
- -формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.
Определите номера сложносочинённых и сложноподчинённых предложений . 1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору. 2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени. 3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат. 4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься. 5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь. 6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью. 7.Ей снится будто бы она поёт.
Исследование 1. Найдите бессоюзные сложные предложения. 1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась. 2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо в воде. 3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя. 4. Буран стих, зато установился сильный мороз. 5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их. 6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо. 7. Раздался крик – он бросился бежать.
Тире
Знаки
препинания
между частями
БСП
Точка с запятой
Двоеточие
Исследование 2. Определите, когда в бессоюзных сложных предложениях ставится: 1 группа – запятая: Метель не утихла, небо не прояснилось. Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. 2 группа – точка с запятой: Бледно – серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса.
Смысловые отношения между частями
БСП:
последовательность, перечисление,
одновременность событий –
ставится запятая.
Метель не утихала, небо не прояснялось.
Двери и окна отворены настежь,
в саду не шелохнется лист.
(Гончаров.)
, .
Смысловые отношения между частями БСП:
обычно если они значительно
распространены и имеют внутри себя
запятые – ставится точка с запятой.
Бледно-серое небо светлело, холодело,
синело; звёзды то мигали слабым
светом, то исчезали; отсырела земля,
запотели листья, кое-где стали
раздаваться живые звуки, голоса.
(Тургенев)
; ; .
Исследование 3. Определите, при каком смысловом значении в бессоюзном сложном предложении ставится: 1 группа – тире: 1. Семь раз отмерь – один отрежь. 2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. 4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. 5. Посмотрит – рублём подарит. 2 группа – двоеточие: 1. Я несчастлив: каждый день гости. 2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. 3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки.
- противопоставление ( = а, но )
Семь раз отмерь — один отрежь.
(Пословица)
2) быстрая смена событий ( = и вдруг, и сразу)
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
(Крылов)
3)вывод, результат (= поэтому, следовательно)
Мелкий дождик сеет с утра—
выйти невозможно. (Тургенев)
4) условие ( = если), время ( = когда)
Увидишься с Горьким —
поговори с ним. ( Чехов)
5) сравнение ( = как, словно )
Посмотрит — рублем подарит. (Некрасов)
- .
- причина ( = потому что, так как )
Я несчастлив : каждый день гости.
(А. Чехов).
2) изъяснение ( = и вижу, и слышу, как)
Опомнилась, глядит Татьяна : медведя нет.
(Пушкин)
: .
3) пояснение ( = а именно)
Настя во время рассказа вспомнила : у неё от
вчерашнего дня остался целый нетронутый
чугунок варёной картошки. (Пришвин)
: .
Исследование 4. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении:
Запятая:
- последовательность, одновременность, перечисление.
- Точка с запятой:
- предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые.
- Двоеточие:
- вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как);
- вторая часть имеет значение пояснения (= а именно); - вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как).
- Тире:
- противопоставление (= а, но);
- сравнение (= словно, будто)
- быстрая смена событий ; (= и вдруг, и сразу)
- первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если);
- вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата
(= поэтому, следовательно);
- Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи резали небо молнии чуть слышно громыхал гром.
- Время стоит ещё раннее золотистый утренний туман вьётся над просёлком едва пропуская показавшееся солнце трава блестит.
- Наверху журавлиный крик птицы улетают на юг.
- Степь весело пестреет цветами ярко пестреет дрок скромно синеют колокольчики белеет пахучая ромашка.
- Проснулся пять станций убежало назад.
- Лес рубят щепки летят.
- Солнце дымное встаёт будет день горячий.
Подведение итогов.
- С какой темой мы сегодня с вами познакомились?
- Что нового вы узнали о сложных предложениях?
Вывод:
Кроме сложносочиненных и сложноподчиненных предложений есть бессоюзные сложные предложения, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются.
Домашнее задание
§ 34,35 (усвоить теоретический материал в тетради для о/т); упражнение 199(устно),200( предложения 1-10).