СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к выступлению "Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к выступлению "Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе"»

Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе Учитель начальных классов Бондаревская Наталья Дмитриевна

Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе

Учитель начальных классов

Бондаревская Наталья Дмитриевна

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - …  «деятель», а не «знайка» РЕГУЛЯТИВНЫЕ  Умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат  Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию  ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ  ДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ  Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности КОММУНИКАТИВНЫЕ  Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА, ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ

НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - …

«деятель», а не «знайка»

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Умение организовывать свою деятельность: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат

Умение добывать, преобразовывать и представлять информацию

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ

Умение оценивать свои и чужие поступки, стремление к созидательной деятельности

КОММУНИКАТИВНЫЕ

Умение донести свою позицию, понять других, договориться, чтобы сделать что-то сообща

ВСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА УЧЕНИКА,

ВСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ

Принцип метапредметности  в начальной школе  Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности, который подразумевает интеграцию содержания образования,  направлен на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.  Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Принцип метапредметности в начальной школе

Cогласно требованиям ФГОС в основе современного образования должен лежать принцип метапредметности, который подразумевает интеграцию содержания образования,  направлен на устранение разобщенности знаний школьника, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира.

Реализовать новый стандарт, ориентированный на развитие личности ребенка, невозможно без метапредметного подхода.

Интеграция ≠ Метапредметность  Межпредметные связи в обучении учащихся  способствуют: повышению мотивации, интереса к учебной деятельности; активизации учебно-познавательной деятельности; проявлению индивидуальных творческих способностей и расширению кругозора учащихся;  Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, способу мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их в повседневную жизнь.

Интеграция ≠ Метапредметность

Межпредметные связи в обучении учащихся

способствуют:

  • повышению мотивации, интереса к учебной деятельности;
  • активизации учебно-познавательной деятельности;
  • проявлению индивидуальных творческих способностей и расширению кругозора учащихся;

Метапредметность подразумевает обучение детей приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, способу мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам и в тоже время включающий их в повседневную жизнь.

Обновленные ФГОС: каким образом можно получить новый результат? организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников: способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс  в личностном развитии умение  решать учебные задачи  на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) Современные образовательные технологии

Обновленные ФГОС:

каким образом можно получить новый результат?

организовать ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учеников:

способность к самоорганизации в решении учебных задач.

прогресс в личностном развитии

умение решать учебные задачи

на основе сформированных предметных и универсальных способов действий

(КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!)

Современные образовательные технологии

Принципы метапредметной структуры в соответствии с обновленными ФГОС:  - взаимосвязь всего учебного материала;  - опора на базисные мыслительные операции универсального характера.  (осознание алгоритмов решения образовательных задач, умение видеть причинно-следственные связи, находить, систематизировать и самостоятельно анализировать информационный материал, обосновывать собственные выводы).

Принципы метапредметной структуры в соответствии с обновленными ФГОС:

- взаимосвязь всего учебного материала;

- опора на базисные мыслительные операции универсального характера.

(осознание алгоритмов решения образовательных задач, умение видеть причинно-следственные связи, находить, систематизировать и самостоятельно анализировать информационный материал, обосновывать собственные выводы).

Подготовка к метапредметному уроку состоит из нескольких этапов:  1. Формулировка темы занятия, может отличаться от темы, предлагаемой программой  2. Чёткое определение учителем области нового знания  3. Постановка целей и задач предполагает конечный продукт, который можно проанализировать и оценить (тесты, проекты и моделирование…)  4. Моделирование проблемной ситуации:  - Проблемный диалог, подводящий к осознанию необходимости приобретения новых знаний, которые помогут преодолеть возникшее «затруднение».  - Конфликт двух фактов, точек зрений, стимулирующий проведение сравнительного анализа, осознание противоречия, которое вызывает эмоциональную реакцию удивления и приводит к формулировке цели урока в виде вопроса.

Подготовка к метапредметному

уроку состоит из нескольких этапов:

1. Формулировка темы занятия, может отличаться от темы, предлагаемой программой

2. Чёткое определение учителем области нового знания

3. Постановка целей и задач предполагает конечный продукт, который можно проанализировать и оценить (тесты, проекты и моделирование…)

4. Моделирование проблемной ситуации:

- Проблемный диалог, подводящий к осознанию необходимости приобретения новых знаний, которые помогут преодолеть возникшее «затруднение».

- Конфликт двух фактов, точек зрений, стимулирующий проведение сравнительного анализа, осознание противоречия, которое вызывает эмоциональную реакцию удивления и приводит к формулировке цели урока в виде вопроса.

Формирование метапонятий у учащихся  В процессе изучения обычных школьных предметов перед детьми ставятся такие задания, которые рассматривают цель с одной стороны как мотив, а с другой как результат обучения. Цель должна быть понятна ребенку :  - «Я хотел бы уметь…».  - «Я хотел бы уметь быстро находить полезную информацию в интернете».  - «Я хотел бы уметь делать самостоятельные выводы».  - «Я хотел бы уметь видеть главную мысль, которую старался донести автор произведения».

Формирование метапонятий у учащихся

В процессе изучения обычных школьных предметов перед детьми ставятся такие задания, которые рассматривают цель с одной стороны как мотив, а с другой как результат обучения. Цель должна быть понятна ребенку :

- «Я хотел бы уметь…».

- «Я хотел бы уметь быстро находить полезную информацию в интернете».

- «Я хотел бы уметь делать самостоятельные выводы».

- «Я хотел бы уметь видеть главную мысль, которую старался донести автор произведения».

Три уровня целеполагания — рождения осознанной внутренней мотивации деятельности ребенка:  1. Формальный , связанный с желанием ребёнка получить внешнее признание со стороны ближайшего окружения в форме похвалы или отличной оценки. 2. Смысловой , основанный на стремлении узнать и понять новый учебный материал. 3. Творческий , проявляющий внутренний импульс создавать нечто новое, творить и созидать.

Три уровня целеполагания — рождения осознанной внутренней мотивации деятельности ребенка:

1. Формальный , связанный с желанием ребёнка получить внешнее признание со стороны ближайшего окружения в форме похвалы или отличной оценки.

2. Смысловой , основанный на стремлении узнать и понять новый учебный материал.

3. Творческий , проявляющий внутренний импульс создавать нечто новое, творить и созидать.

Акцентирование противоречия между теорией и практикой  При разработке заданий для апробации нового знания стоит ориентироваться на поисково-проблемный характер заданий, создающих условия для исследовательской активности учеников в индивидуальной или групповой форме работы.  Формулировка вопросов, обнаруживающих проблему, и требующих размышления, поиска аргументов, умения делать обобщающие выводы.  Проблемные вопросы, преломляющие теоретические знания в практическую плоскость, являются эффективным средством, борющимся с формальным, поверхностным усвоением знаний.  Разрешение задач проблемного характера.

Акцентирование противоречия между теорией и практикой

При разработке заданий для апробации нового знания стоит ориентироваться на поисково-проблемный характер заданий, создающих условия для исследовательской активности учеников в индивидуальной или групповой форме работы.

Формулировка вопросов, обнаруживающих проблему, и требующих размышления, поиска аргументов, умения делать обобщающие выводы.

Проблемные вопросы, преломляющие теоретические знания в практическую плоскость, являются эффективным средством, борющимся с формальным, поверхностным усвоением знаний.

Разрешение задач проблемного характера.

Формирование метапредметных навыков В корзинке лежат 8 яблок. Карлсон съел 4 яблока, Малыш съел 2. Сколько яблок они съели вместе? Белочка собрала 8 орешков, 3 орешка она съела. . В вазе лежит 5 персиков и 4 яблока. Сколько груш лежит в вазе? В вагоне поезда ехало 50 пассажиров. На станции вышли 5 человек, а 2 человека вошли в вагон. Сколько часов поезд находился в пути?

Формирование метапредметных навыков

В корзинке лежат 8 яблок. Карлсон съел 4 яблока, Малыш съел 2. Сколько яблок они съели вместе?

Белочка собрала 8 орешков, 3 орешка она съела.

.

В вазе лежит 5 персиков и 4 яблока. Сколько груш лежит в вазе?

В вагоне поезда ехало 50 пассажиров. На станции вышли 5 человек, а 2 человека вошли в вагон. Сколько часов поезд находился в пути?

Методы оценки метапредметных результатов Решение задач творческого и поискового характера Итоговые контрольные и проверочные работы Учебное проектирование . Педагогическое наблюдение Комплексные контрольные работы Мониторинг сформированности основных учебных умений

Методы оценки метапредметных результатов

Решение задач творческого и поискового характера

Итоговые контрольные и проверочные работы

Учебное проектирование

.

Педагогическое наблюдение

Комплексные контрольные работы

Мониторинг сформированности основных учебных умений

Пример задания из комплексной работы  Папа спросил Петю, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Петя ответил: «Это очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай».  Папа предложил Пете доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Петя посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Петя в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял.  В конце августа с первой грядки Петя с папой собрали 10 кг огурцов, со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.

Пример задания из комплексной работы

Папа спросил Петю, как он понимает народную мудрость: «Что посеешь, то и пожнёшь». Петя ответил: «Это очевидно! Чем больше семян посеешь, тем богаче будет урожай».

Папа предложил Пете доказать свою точку зрения. Для этого на даче они вместе вскопали три грядки одинакового размера. На первой Петя посеял 20 семян огурцов, на второй 100 и на третьей 1000. Петя в течение всего лета тщательно ухаживал за всеми тремя грядками: убирал сорняки, поливал, удобрял.

В конце августа с первой грядки Петя с папой собрали 10 кг огурцов, со второй 20 кг, а с третьей 8 кг.

В чем проявляется достижение основных метапредметных результатов? Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом метапредметных:  способность к саморегуляции; коммуникации; познанию.  личностных:  предметных: готовность и способность к саморазвитию: система знаний самоопределению; смыслообразованию; ценностной ориентации. способность к полу-  чению новых знаний,  их преобразованию и  применению. В учебном процессе это проявляется как способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач

В чем проявляется достижение основных метапредметных результатов?

Овладение системой учебных действий

с изучаемым учебным материалом

метапредметных:

способность к

  • саморегуляции;
  • коммуникации;
  • познанию.

личностных:

предметных:

готовность и способность к саморазвитию:

  • система знаний
  • самоопределению;
  • смыслообразованию;
  • ценностной ориентации.
  • способность к полу-

чению новых знаний,

их преобразованию и

применению.

В учебном процессе это проявляется как

способность к решению

учебно-познавательных и

учебно-практических задач

Функции оценивания и самооценки Оценивание – это обратная связь.  Оно даёт учителю информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели. Самоценивание – это навигатор .  Ученики узнают, какого уровня они достигли и какие знания и умения являются наиболее ценными. Оценивание служит для них ориентиром. Одна из главных целей оценивания – научить детей оценивать «себя и других». .

Функции оценивания и самооценки

Оценивание – это обратная связь.

Оно даёт учителю информацию о том, чему обучились ученики и в какой степени реализованы поставленные учебные цели.

Самоценивание – это навигатор .

Ученики узнают, какого уровня они достигли и какие знания и умения являются наиболее ценными. Оценивание служит для них ориентиром.

Одна из главных целей оценивания – научить детей оценивать «себя и других».

.

 Самоконтроль и самооценка учащихся составляют основу успешности обучения  Приемы самооценки: 1.  Стрела успеха 2. Оцени себя по оценочной шкале 3. Метод неоконченных предложений: Я почувствовал, что… Было интересно… Меня удивило… Своей работой сегодня я…, потому что... Мне больше всего удалось… Мне захотелось… Сегодня я узнал… Было трудно…, потому что... Я научился… Задания для меня показались…, потому что... Для меня было открытием то, что…

Самоконтроль и самооценка учащихся составляют основу успешности обучения

Приемы самооценки:

1. Стрела успеха

2. Оцени себя по оценочной шкале

3. Метод неоконченных предложений:

  • Я почувствовал, что…
  • Было интересно… Меня удивило…
  • Своей работой сегодня я…, потому что...
  • Мне больше всего удалось…
  • Мне захотелось… Сегодня я узнал…
  • Было трудно…, потому что...
  • Я научился…
  • Задания для меня показались…, потому что...
  • Для меня было открытием то, что…
Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе    Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат.   Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.   “ Метапредметы пытаются говорить о том, о чём современная школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни. Это ответ на вопрос: Зачем мне эти знания? Где мне это пригодится?”.

Формирование и оценка метапредметных результатов в начальной школе

Разнообразные приемы, методы, технологии - это не самоцель. Важен результат.

Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.

Метапредметы пытаются говорить о том,

о чём современная школа не умеет –

о смысле жизни, о ценности жизни.

Это ответ на вопрос:

Зачем мне эти знания?

Где мне это пригодится?”.

 «Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts »  Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется Плакат в кабинете А.Эйнштейна

«Not everything that counts can be counted and not everything that can be counted counts »

Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется

Плакат в кабинете А.Эйнштейна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!