МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 9» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА
НА ОСНОВЕ МЕТОДИЧЕСКОГО КОНСТРУКТОРА ПРИЕМОВ
ВЫСТУПЛЕНИЕ руководителя ШМО учителей предметов естественного цикла Натальи Вячеславовны Львовой
«Знания никогда нельзя давать в готовом виде; они всегда должны усваиваться через включение их в ту или иную деятельность»
Психологический закон усвоения знаний
Конструктор урока – это совокупность методических приёмов, обеспечивающая целостность и сохранность основных характеристик урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Виды конструкторов урока:
1. Документы с гиперссылками.
2. Локальные программы.
3. Многофункциональные онлайн-платформы.
Для использования конструктора уроков необходимо выполнить ряд шагов: 1. Изучить и составить описание методических приемов, применяемых в учебной деятельности.
2. Составить собственную таблицу - конструктор уроков с этапами занятий или воспользоваться вариантом, предложенным Анатолием Гином.
3. Записать получившуюся формулу при тематическом планировании.
Виды конструкторов урока:
1. Конструктор урока по А. Гину.
2. Конструктор урока для традиционного урока.
3. Конструктор урока с точки зрения деятельностного подхода
Этапы учебного занятия
Актуализация знаний
Код элемента
Постановка учебной задачи
А
1
Решение учебной задачи
Б
«Да-нетка»
2
Закрепление, тренировка, отработка способа деятельности
Привлекательная цель
В
Игра в случайность
3
Повторение и систематизация изученного
Г
Чтения с остановками
Базовый лист контроля
Удивляй
4
Контроль
Своя опора
Д
ЗХУ
ИНСЕРТ
5
Обсуждаем д/з
Домашнее задание
Е
Денотатный граф
Повторяем с контролем
FISHBONE
ЗХУ
Обсуждаем д/з
6
Рефлексия учебной деятельности
«Светофор»
Ж
Повторяем с расширением
Деловая игра «Компетентность»
Мозговой штурм
ПМИ
7
Древо предсказаний
З
Задание массивом
Деловая игра «Точка зрения»
Опрос по цепочке
Кластер
IDEAL
Ключевые слова
Верите ли вы?
8
Синквейн
Необычная обычность
Тихий опрос
Перекрестная дискуссия
Деловая игра «НИЛ»
Конструктор задача Илюшина
Зигзаг
Корзина идей
Выбираем роль
Особое задание
Бортовой журнал
Блиц-контроль
Кольца Венна
«Мудрые совы»
Мозаика проблем
Кубик Блума
Взаимоопрос
Идеальное задание
«Толстые» и «тонкие вопросы»
Продвинутая лекция
Суммирование в парах
Эссе
Шесть шляп мышления
Что? Где? Когда?
Программируемый опрос
Таблицы: сводная, концептуальная, синтез, ТАСК
Лесенка
Три уровня Д/З
Пресс-конференция
Письмо по кругу
Защитный лист
Оценочное окно
Щадящий опрос
Творчество работает на будущее
Методы и приемы обучения:
Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Приём обучения - кратковременное взаимодействие между преподавателем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения,
навыка.
ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.)
ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ (не только давать знания — но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; использовать в обучении открытые задачи)
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.)
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА ПРИЁМОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ (по А. Гину)
ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА ( в любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием — право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!)
ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОС ТИ (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. )
НЕОБХОДИМО УЧЕСТЬ:
- учитель планирует не отдельные уроки, а тему целиком;
- базовый лист;
- наличие реквизита;
- участие учеников;
- организацию повторения ранее изученных тем;
- осуществление контроля.
КОНСТРУИРОВАНИЕ УРОКА (проектная карта)
Этап урока
Детали конструктора
Актуализация знаний
Приемы
А1
Постановка учебной задачи
Б2
Задача учителя
Решение учебной задачи
«Да-нетка»
Закрепление, тренировка, отработка освоенного способа деятельности
Выявить уровень владения учебным материалом, необходимым для открытия нового знания, мотивировать на изучение нового материала
Удивляй
Время
В2
Г4
Контроль
Создать условия для осознания ребёнком собственных образовательных дефицитов, и постановки учебных задач
ИНСЕРТ
3
Включить обучающихся в познавательную деятельность с целью открытия нового научного знания, овладения способом деятельности
4
Домашнее задание
Кластер
Е5
Рефлексия учебной деятельности
Ж1
7
«Третейский судья»
Создать условия для использования обучающимися освоенного способа деятельности в нестандартных ситуациях или преобразования способа и использования его в новой ситуации
Выявить границы применимости обучающимися нового знания, способа деятельности в стандартных и нестандартных ситуациях
12
Задание массивом
З5
10
Создать условия для эффективной самостоятельной познавательной деятельности обучающихся
Лесенка
4
Формировать у обучающихся адекватную самооценку результатов и способа деятельности на уроке
5
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР – ЭФФЕКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
- Систематизация используемых в работе методических приемов, которые без конструктора педагогу трудно удержать в голове
- Возможность импровизации на уроке
- При использовании конструктора значительно снижается время на подготовку урока и составление его плана
Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя.
Литература:
- Анатолий Гин . Приёмы педагогической техники . http :// www.trizway.com/art/linked/42_1.html#a2
- http://www.trizway.com/art/renewal/446.html
- https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=14880&showentry=6497
- http://www.proshkolu.ru/user/Petakscheva66/blog/105327/
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность. — М., 1975.
- Примерные программы основного общего образования. Физика. Естествознание. — М.: Просвещение, 2009.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1984.
- Дистанционный
курс http://poipkro.pskovedu.ru/do2/course/category.php?id=24