СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Классификация сложных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Классификация сложных предложений"»

 Русский язык 9 класс  Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Витвинина Елена Валерьяновна учитель русского языка и литературы КОГОБУ СШ с.Сорвижи

Русский язык 9 класс

Тема: КЛАССИФИКАЦИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Витвинина Елена Валерьяновна

учитель русского языка и литературы

КОГОБУ СШ с.Сорвижи

Цель : формирование у учащихся умений различать виды сложных предложений, использовать сложные предложения в речи.

Цель : формирование у учащихся умений различать виды сложных предложений, использовать сложные предложения в речи.

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложения, состоящие из одной или нескольких грамматических основ, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.  Союзные бессоюзные Простые предложения, простые предложения, связанные с помощью союзов связанные между собой  по смыслу либо интонацией СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения, состоящие из одной или нескольких грамматических основ, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Союзные бессоюзные

Простые предложения, простые предложения,

связанные с помощью союзов связанные между собой

по смыслу либо интонацией

  • СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ
  • ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • БЕССОЮЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Сложносочиненные предложения  предложения, состоящие из относительно независимых частей, соединяемых сочинительными союзами. СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ: Соединительные (и, да=и, ни…ни, тоже, также и т.д) Разделительные ( то…то, не то…не то, или, либо…) Противительные ( а, но, да = но, однако, зато…)

Сложносочиненные предложения

предложения, состоящие из относительно независимых частей, соединяемых сочинительными союзами.

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ:

  • Соединительные (и, да=и, ни…ни, тоже, также и т.д)
  • Разделительные ( то…то, не то…не то, или, либо…)
  • Противительные ( а, но, да = но, однако, зато…)
СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Это сложное предложение, части которого соединены при помощи : подчинительных союзов ( так как, будто, что, чтобы и т.п) союзных слов ( относительных местоимений что, который, какой, сколько и др и местоименных наречий куда, как, где, зачем и др.) Сложноподчинённое предложение имеет две части: главную и придаточную.

СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Это сложное предложение, части которого соединены при помощи :

  • подчинительных союзов ( так как, будто, что, чтобы и т.п)
  • союзных слов ( относительных местоимений что, который, какой, сколько и др и местоименных наречий куда, как, где, зачем и др.)

Сложноподчинённое предложение имеет две части: главную и придаточную.

Придаточная часть может стоять после главной, перед ней или в середине её для какой цели? Пришлось остановиться, чтобы навести порядок. при каком условии? Когда труд – удовольствие, жизнь хороша .

Придаточная часть может стоять после главной, перед ней или в середине её

для какой цели?

Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.

при каком условии?

Когда труд – удовольствие, жизнь хороша .

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложения, в которых части соединены только смыслом и интонацией, а союзы и союзные слова не используются. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ ЗАПЯТАЯ; ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ; ТИРЕ; ДВОЕТОЧИЕ.

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Предложения, в которых части соединены только смыслом и интонацией, а союзы и союзные слова не используются.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

  • ЗАПЯТАЯ;
  • ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ;
  • ТИРЕ;
  • ДВОЕТОЧИЕ.
ЗАПЯТАЯ Смысловые отношения между частями: последовательность, перечисление, одновременность. Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит. ( А.Плещеев)  ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Части далеки по смыслу, содержат собственные знаки. Долины сохнут и пестреют ;  стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.
  • ЗАПЯТАЯ

Смысловые отношения между частями: последовательность, перечисление, одновременность.

Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.

( А.Плещеев)

  • ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ

Части далеки по смыслу, содержат собственные знаки.

Долины сохнут и пестреют ;  стада шумят, и соловей уж пел в безмолвии ночей.

ТИРЕ Смысловые отношения между частями. Противопоставление ( = а, но) На дворе палил зной - в доме было прохладно. ( И. Бунин) Неожиданное присоединение ( = и вдруг, и сразу) Игнат спустил курок – ружье дало осечку. ( А. Чехов) Вывод, результат, следствие ( поэтому, следовательно ) Солнце дымное встает - будет день горячий. ( А. Твардовский) Условие ( = если) Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. ( И. Никитин) Время ( = когда) Пашню пашут – руками не машут. ( Пословица)  Сравнение ( = как, словно) Молвит слово – соловей поёт ( М. Лермонтов)
  • ТИРЕ

Смысловые отношения между частями.

  • Противопоставление ( = а, но)

На дворе палил зной - в доме было прохладно. ( И. Бунин)

  • Неожиданное присоединение ( = и вдруг, и сразу)

Игнат спустил курок – ружье дало осечку. ( А. Чехов)

  • Вывод, результат, следствие ( поэтому, следовательно )

Солнце дымное встает - будет день горячий. ( А. Твардовский)

  • Условие ( = если)

Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. ( И. Никитин)

  • Время ( = когда)

Пашню пашут – руками не машут. ( Пословица)

  • Сравнение ( = как, словно)

Молвит слово – соловей поёт ( М. Лермонтов)

ДВОЕТОЧИЕ Смысловые отношения между частями Причина (= потому что, так как) Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. ( А. Блок)   Пояснение ( = а именно) Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло. ( А. Пушкин)   Предупреждение ( и вижу, и слышу, как) Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову : с лесных болот большими стаями летели дикие утки. ( К. Паустовский)
  • ДВОЕТОЧИЕ

Смысловые отношения между частями

  • Причина (= потому что, так как)

Жутко выйти на дорогу: непонятная тревога под луной царит. ( А. Блок)

  • Пояснение ( = а именно)

Мрачно было: дождь капал, ветер выл уныло. ( А. Пушкин)

  • Предупреждение ( и вижу, и слышу, как)

Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову : с лесных болот большими стаями летели дикие утки. ( К. Паустовский)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку. 1. Я люблю Древнюю Русь   я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.  5.  Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.  Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.  Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.  1) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Задание: расставить знаки препинания, объяснить их постановку.

1. Я люблю Древнюю Русь   я вижу в ней борьбу страдания народные попытку общества исправить недостатки. 2. Я думаю в школе очень нужна работа по краеведению. 3. Вывернули из-за очередного поворота впереди неожиданно показалась избушка. 4. Последние лучи солнца исчезли золото скал потускнело.  5.  Луна растворяясь в пелене сизых туч опускалась к земле свет ее уже потускнел.

Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы. Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.

1) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.  Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.  1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.  (К. Паустовский)

Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений. Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.

1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни. (К. Паустовский)

Спасибо за внимание!

Спасибо

за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!