Литературное чтение на родном (русском) языке
Тема. В.В. Голявкин «Мой добрый папа» (фрагмент)
В. В. Голявкин (1929 – 2001 гг) - русский советский писатель, художник.
Писатель и художник Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. В 1953 году с отличием окончил художественное училище в городе Душанбе, потом - Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (Академия художеств). Виктор Голявкин - признанный мастер короткого юмористического рассказа. Он пишет про жизнь, которая есть. Девочки в книгах Голявкина появляются редко. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, иногда так озоруют, что у читателя дух захватывает. Однако заметьте: озорство озорством, а при этом в голове не утихает думательный моторчик.
Словарная работа
Соната — инструментальное музыкальное произведение, состоящее обычно из трёх-четырёх различных по темпу и характеру частей, объединённых общим замыслом.
Сонатина — небольшая и технически не трудная соната ; циклическое произведение, в котором ведущая первая часть выдержана в сонатной форме. Сонатина часто используется в учебно-педагогической практике (сонатины М. Клементи, В.А. Моцарта, Л. Бетховена и др.).
Папаха — высокая меховая шапка.
Шашка — холодное оружие с длинным, слегка изогнутым клинком.
Кобура — футляр для пистолета или револьвера. Появился в кавалерии и сначала прикреплялся к седлу.
Гражданская война — вооружённое противостояние в 1917—1922 годах организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской империи (буржуазные республики, областные государственные образования).
Труд пропал даром — оказался безрезультатным.
Отпускает конфеты — продаёт конфеты.
Муцио Клементи (1752—1832) — итальянский пианист, педагог, дирижёр и композитор, один из создателей классической фортепианной сонаты. Клементи был капельмейстером Итальянской оперы в Лондоне, гастролировал в Европе как пианист-виртуоз с исполнением собственных сочинений. Потом он посвятил себя педагогической и композиторской деятельности. Значительный вклад композитор внёс в развитие фортепианного искусства. Клементи одним из первых оценил новые возможности «пиано-форте» и его преимущества перед клавесином. Маэстро стал заниматься коммерческой деятельностью и основал фабрику музыкальных инструментов.
Я не хочу обедать
Я никогда не хочу обедать. Мне так хорошо во дворе играть! Я всю жизнь бы во дворе играл. И никогда не обедал бы. Я совсем не люблю борщ с капустой. И вообще я суп не люблю. И кашу я не люблю. И котлеты тоже не очень люблю. Я люблю абрикосы. Вы ели абрикосы? Я так люблю абрикосы! Но вот мама зовёт меня есть борщ, мне приходится всё бросать: недостроенный дом из песка и Раиса, Расима, Рамиса, Рафиса - моих друзей, братьев Измайловых. Мой брат Боба любит борщ. Он смеётся, когда ест борщ, а я морщусь. Он вообще всегда смеётся и тычет себе ложкой в нос вместо рта, потому что ему три года. Нет, борщ всё-таки я могу съесть. И котлеты я тоже съедаю.
Виноград-то я ем с удовольствием! Тогда и сажают меня за рояль. Пожалуй, я съел бы ещё раз борщ. Только бы не играть на рояле.
- Ах, Клементи, Клементи, - говорит мама. - Счастье играть Клементи! — Клементи, Клементи! - говорит папа. - Прекрасная сонатина Клементи! Я в детстве играл сонатину Клементи.
Папа мой - музыкант. Он даже сам сочиняет музыку. Зато раньше он был военный. Он был командиром конников. Он скакал на коне совсем рядом с Чапаевым. Он носил папаху со звездой. Я видел папину шашку. Она здесь, у нас в сундуке. Эта шашка такая огромная! И такая тяжёлая! Её даже трудно в руках держать, не то что махать во все стороны. Эх, был бы папа военный! Весь в ремнях. Кобура на боку. На другом боку шашка. Звезда на фуражке.
Папа ездил бы на коне. А я шёл бы с ним рядом. Все мне бы завидовали! Вон, смотрите, какой Петин папа. Но папа любит Клементи.
А я не люблю. Я люблю строить дом из песка и друзей люблю, четырёх братьев: Расима, Рафиса, Раиса, Рамиса. Что мне Клементи!
Я играю. И спрашиваю:
- Не хватит?
- Играй ещё, - говорит мама.
- Играй, играй, - говорит папа.
Папа с мамой слушают, как я играю. Брат катает по полу колёсики. За окном кричат четыре брата. Они кричат разными голосами. Я вижу в окно: они машут руками. Они зовут меня. Им одним скучно.
- Ну, всё, - говорю я, - всё сыграл.
- Ещё разик, - просит папа.
- Больше не буду, - говорю я.
- Ну пожалуйста, - говорит мама.
- Не буду, - говорю я, - не буду!
- Ты смотри мне! - говорит папа.
Я пробую встать. Убираю ноты.
- Я сотру тебя в порошок! - кричит папа.
- Не надо так, - говорит мама.
Папа волнуется:
- Я учился... я играл в день по пять-шесть часов, сразу после Гражданской войны. Я трудился! А он?.. Я его в порошок сотру!
Но я-то знал! Он меня не сотрёт в порошок. Он так всегда говорит, когда злится. Он даже маме так говорит.
Как может он нас в порошок стереть? Тем более что он наш папа.
- Не буду играть, - говорю я, - и всё!
- Посмотрим, - говорит папа.
- Пожалуйста, - говорю я.
- Посмотрим, - говорит папа.
В третий раз я играю Клементи.
Наконец-то меня отпускают! Мой брат Боба идёт за мной. Он растерял все колёсики. И ему теперь скучно.
На дворе меня ждут четыре брата. Они машут руками, кричат. Мой дом из песка разрушен. Весь труд мой пропал даром. И всё из-за борща и Клементи! Дом разрушил Рафис - младший брат. Он плачет - братья его побили. Нечего делать! И я говорю:
- Ничего. Новый дом построим.
Я веду всех в магазин к дяде Гоше. Дядя Гоша - папин знакомый. Он нам всё отпускает в долг. Он записывает на листке наш долг, а потом папа платит ему. Так хорошо! Папа так и сказал: отпускай им всё. Что они захотят. Сколько им угодно.
Вот приходим мы в магазин. Дядя Гоша нам отпускает конфеты. Мы можем есть их сколько хотим. Потом папа за всё заплатит.
Беседа
— О ком рассказывается в этой главе?
— О каких событиях жизни папы мальчик знает по его рассказам и по фотографиям?
– Почему папа заставлял мальчика играть на рояле музыку М. Клементи?
— Почему Петя говорит именно так: «Папа мой — музыкант, зато раньше он был военный»?
Рефлексия
Продолжите предложения.
Сегодня я узнал(а)...
Мне было интересно.
Я понял(а), что.
Теперь я могу.